Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры'

Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2272
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ / РЕЖИМ ДНЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О. В., Корягина Е. С.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей. У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к здоровью, это объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. В статье говорится о значимости здорового образа жизни для младших школьников, в связи с этим необходимо соблюдение режима дня, использование различных физкультурно-оздоровительных форм в общеобразовательном процессе, которые повышают двигательную активность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры»

УДК: 37.037.1

Ярлыкова О.В.

Доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Корягина Е.С.

студентка 4 курса гуманитарного факультета Филиала Ставропольского государственного института в г. Железноводске, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей. У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к здоровью, это объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. В статье говорится о значимости здорового образа жизни для младших школьников, в связи с этим необходимо соблюдение режима дня, использование различных физкультурно-оздоровительных форм в общеобразовательном процессе, которые повышают двигательную активность обучающихся.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, физкультурно-оздоровительные формы, режим дня, двигательная активность.

Проблема воспитания здорового поколения в настоящее время имеет большое значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы. Установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, нарушение осанки, наличие хронических заболеваний, так как дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к здоровью, это объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Решением проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование знаний о здоровом образе жизни. Решать проблему должны общеобразовательные учреждения. Необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся повышали уровень знаний о «здоровье» и «здоровом образе жизни».

Здоровье — это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества. Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни. Первое отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека. Второе характеризует стиль жизнедеятельности.

Младший школьный возраст является одним из благоприятных периодов формирования личности. В этот период необходимо формировать знания о здоровье, здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, развивать физические качества. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка выражена потребность в познании и в двигательной активности — это имеет большую образовательную ценность.

В последние годы стали больше уделять внимания работе по формированию физической культуры, здорового образа жизни. Но большинство школьников занимаются физической культурой эпизодически, много времени проводят у компьютера, телевизора.

Однако в большинстве своем в образовательных структурах отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни младших школьников. Поэтому чрезвычайно актуально для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения, укрепления здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы в современных общеобразовательных учебных заведений [2, с. 77].

В последние годы увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Мы опробовали технологии физического воспитания, способные улучшить традиционное физическое воспитание, положительно влияющие на здоровье и гармонию физического развития, а также на формирование двигательных способностей.

Преподаватели физического воспитания формируют интерес к физическим упражнениям и потребность в здоровом стиле жизни, используя для их развития, совершенствования и укрепления здоровья нестандартные формы занятий: танцы, йога, игровые [4, с. 281]. В учебно-познавательных и воспитательных целях используются различные организационные формы однодневных походов: эколого-туристическая прогулка, эколого-туристический поход, эколого-туристическая экскурсия [1, с.131-132], а также активные методы обучения и новые оздоровительные технологии: аэробика, степ-аэробика, стретчинг-аэробика и др.

В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать следующим формам: «урокам здоровья», практическим занятиям, соревнованиям, беседам, анкетированию, рисованию, играм, классным часам, проектной деятельности. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности. Самый эффективный вид деятельности — игра. Игра позволяет дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. В упражнениях и подвижных играх воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности. Творческий подход к педагогическому процессу включает, в том числе использование игровых технологий, где проявляется креативный подход к решению оптимального решения поставленных задач [3, с. 97].

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой. Режим — это основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам. Основными компонентами режима являются: сон, пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом, учебная деятельность в школе и дома, отдых, прием пищи, личная гигиена. Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек.

Для детей младшего возраста доступна работа над индивидуально-групповыми проектами: «Сохранение здоровья», физкультурно-оздоровительное мероприятие «Веселые старты», спортивный час — «Здоровый образ жизни», беседа — «Мы за здоровый образ жизни!», физкультминутки по сохранению зрения, оформление стенгазеты «Здоровый образ жизни».

Таким образом, в работе, направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников любые методы важны — занимательные беседы, рассказ, экскурсии, уроки-путешествия, игры, викторины и т.д. Их можно организовывать и проводить в классе, на природе. Все мероприятия способствуют формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни — это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым.

Литература

1. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ М., 2004. — 182 с.

2. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 75-79.

3. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015. С. 97-100.

4. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.