-\
14
Теория и методика обучения и воспитания
Н.О. Блейх
Применение педагогических идей ислама в воспитательной практике современной школы
Актуальность изучения темы связана с социальным запросом и обусловлена ее недостаточной разработанностью. Автор акцентирует внимание на применении в работе современной школы педагогических идей, заложенных в мусульманской религии, и их методологической и научно-практической важности в обстановке нынешнего социума. В результате исследования делаются выводы о том, что современный воспитательно-образовательный процесс необходимо строить, ориентируясь на достоинства исламской культуры, представленной нравственно-духовным компонентом, в корреляции со светской программой воспитания и обучения.
Ключевые слова: современная школа, педагогические идеи ислама, достоинства исламской культуры, семейное воспитание, религиозное просвещение, традиции воспитания у мусульман.
Нынешнее время ознаменовано значительным ростом интереса общества к накопленным социумом на протяжении веков духовным императивам. Однако прошедшие годы показали, что религиоведческая наука не смогла по заслугам удовлетворить возросшее внимание общественности к этой проблематике, вследствие чего назрела насущная необходимость более глубокого проникновения в традиционные принципы семейной воспитательной практики с целью попытки создания современной концепции и программы духовного развития мусульманских народов Северного Кавказа. Из этого следует, что актуальность темы определена потребностями общественной эмпирики, требующей
научного осмысления эволюции развития, духовной жизни горского | социума. о ^
В условиях поликонфессионального Северного Кавказа, большую 5 ° часть которого составляют мусульмане, исламские источники (Коран | 1 и хадисы пророка Мухаммеда) являются замечательной сокровищницей | <§ культуры, ресурсом воспитания и эталоном для подражания. Изучение о § и использование писаний Ислама представляют собой огромное достоя- 5 ю ние в контексте идентификации наций, что в свою очередь содействует с укреплению государственных устоев. В связи с чем цель исследования этих документов видится нам значимой и востребованной для общества. С определенностью можно сказать, что мусульманство по своей сущности является современной культурной школой.
Злободневность темы также видится и в последних событиях, которые свидетельствуют о резком возрастании экстремизма со стороны некоторых представителей мусульманского сообщества. В свете этого нам особенно важным представляется показ гуманной сущности наследия мусульманской педагогической мысли северокавказских этносов, которая еще не получила должного освещения из-за долгого господства в науке своеобразных идеологических запретов, требующих атеистического подхода к рассмотрению мусульманского воспитательного опыта. В современное нам время ситуация кардинально изменилась. Однако существующие недостатки в кавказоведении и религиоведении до сих пор обнаруживают отсутствие единства между возможностями благотворного воздействия на духовность подрастающего поколения и неподготовленностью современной школьной системы к принятию и разумному применению принципов исламского воспитания. В рамках публикации мы постараемся выявить некоторые несоответствия и устранить имеющиеся пробелы.
Еще в древних манускриптах проводится мысль об обучении человека добродетели, которая трактуется как умение правильно поступать. Связующим звеном между поведением и знанием выступает воспитание, основным критерием которого является связь между семьей и школой [2, с. 23]. Воспитание и образование начинаются с семьи и в дальнейшем развиваются в непрерывном контакте со школой. Правильное семейное воспитание обуславливает биологическую чистоту и здоровье общества, содействует политическому и экономическому развитию, вносит свою лепту в развитие культуры и науки.
Сегодня семья нередко является заложницей негативного воздействия социально-экономического и культурного факторов, в результате которых происходит размывание духовных ценностей, заключающееся в утрате традиционного понимания родителями основ семейного
^ го
о н
ср сс ° ?
^ ф
=т
Ж О
о
воспитания (родительской любви, труда по воспитанию детей и усилий, делегированных на установление духовной близости с детьми) и недооценке традиционной межпоколенной преемственности. Этому явлению, на наш взгляд, имеются причины, связанные с проблемами современной воспитательно-образовательной парадигмы, которая не может преломить ситуацию в лучшую сторону из-за того, что нет пропаганды моральных ценностей (целомудрия, добродетели, любви, верности и т.д.) и в учебных программах школ отсутствуют такие дисциплины, как «Основы нравственности», «Нравственные основы семьи» и др. [2, с. 26].
Чтобы избежать многих перекосов в этой сфере, педагоги могут обратиться к богатейшему наследию предков, которое поможет дать ответ на многие вопросы. Академик Д.С. Лихачев по этому поводу отмечал: «Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [5, с. 14]. Эта фраза адресована педагогам и родителям, которые обязаны осознавать, что духовность - это своеобразный мир человеческой ментальности, специфическое психологическое направление и особая рецепция мира. В связи с этим, внедряя в воспитание религиозную культуру, педагоги и родители должны очень бережно и осторожно обращаться с национальными религиозными святынями.
Огромную лепту в дело семейного воспитания вносит исламское вероучение. Из покон веков во всех мусульманских образовательных заведениях главнейшее внимание было сосредоточено на вопросах нравственного характера. Исламские традиции воспитания были основаны на чувстве любви к ближнему, к детям; постепенном усилении ответственности и самодисциплины; родительском руководстве, учитывающем интересы ребенка; уважении к чувству собственного достоинства детей; разумных рамках поведения; справедливом использовании в воспитательных целях методов поощрения и наказания.
Исламское сообщество также столкнулось с вызовами современного общества, заключающимися в нивелировании семейных ценностей, но только в меньшей степени благодаря «исламской архаике», которая посредством своих духовных императивов сдерживает натиск негативизма. Поэтому в наши дни многие ученые воспринимают ислам как совершенное учение о назначении человеческого бытия. При этом идеи воспитания в их классическом варианте в Коране представлены более 700 раз.
Ислам призывает верующих воспитывать своих детей правильно, в соответствии с нормами ислама и тем самым уберечь их «от огня Ада»
ее
[4, с. 6]. Мусульманин отвечает не только за себя, но и за свою семью. | Как известно, пророк Мухаммед очень любил
к ним свою любовь. Он неоднократно подчеркивал, что нужно любить 5 ° одинаково всех своих детей независимо от пола и возраста, дарить | 1 им одинаковые подарки. Жена пророка Аиша приводила такой при- | <§ мер: «когда бедуин рассказал, что у них не принято целовать сыновей, о § Мухаммед ответил, что ничем не может помочь, если в них нет мило- чю сердия» [6, с. 12]. с
Согласно исламу, родители обязаны обучить детей Корану и хадисам. Воспитывая ребенка в духе мусульманства, необходимо давать ему советы, подтверждая их правильность выдержками из Корана или хадисами, переданными от пророка. В ребенке нужно воспитывать благородные черты характера. При этом если родитель сам не будет достойным примером для подражания, воспитание не принесет должного результата.
Мусульмане считают, что ребенок рождается чистым, свободным от грехов, и в дальнейшем от родителей будет зависеть его вера и набожность. Даже если родителями новорожденного являются атеисты, он будет чище самого набожного мусульманина. Дети доверены человеку Аллахом, и он спросит с него, как человек его воспитал и чему обучил [4, с. 112].
При правильно организованном процессе воспитания ребенок сам будет получать удовольствие от просвещения и познания. Знание для мусульманина настолько ценно, что стоит выше действий. Например, обращаясь к своим сыновьям, известный халиф Абдал-Малик говорил: «Приобретайте знание потому что, если вы господа, оно увеличит вашу власть и возвысит вас. Если вы принадлежите к среднему слою, вы станете господами. А если вы люди простые, оно поможет вам заработать на жизнь» [6, с. 317]. Здесь знание воспринималось как необходимый ресурс веры. Поэтому весьма закономерно, что в Коране концепты «верить» (амана) и «знать» ('алама) синонимичны. В нем имеются такие слова: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени» [4, с. 11]. По определению известного теолога ал-Газали, «...стремление к знанию должно было носить для каждого верующего обязательный характер». «Под знанием, - писал он, - объявленным долгом каждого верующего, подразумевается исключительно знание, ведущее к познанию Всевышнего». То есть знание о Боге, которое есть Наука о [Его] единстве (ат-таухид), есть «необходимое знание, для каждого сознательного человека (акил)» [1, с. 45].
От детей Коран требовал глубочайшего почитания родителей. Запрещалось им грубить, повышать на них голос. Они обязаны были материально обеспечить родителей в старости. Особенно почитать следовало матерей.
^ го
о н
^ ш
Женщина несла ответственность перед Аллахом за воспитание ребенка. Пророк говорил, что «рай находится под ногами матерей» [4, с. 72].
Как видим, даже краткий анализ мусульманских догм показывает, что педагогический потенциал мусульманской религии может занять важное о =| место в воспитательной системе, однако на этот факт до сей поры иссле-^ дователями надлежащего внимания не обращено. А жаль, ведь позитивное 'о просветительско-педагогическое влияние ислама на развитие личностных качеств уже доказано, т.к. эта религия за долгие века своего существования смогла накопить опыт в сфере воспитания детей в семье и обществе. Однако исламские воспитательные ценности сегодня зачастую подвергаются нивелированию и становятся объектом политических дискурсов, в результате чего молодежь лишается возможности изучать их.
Между тем ислам, располагая большим миротворческим ресурсом по устранению религиозного экстремизма, должен быть направлен на воспитание культуры толерантности и налаживание межнациональной коммуникации. И здесь пальму первенства следует отдать религиозному просвещению, «нацеленному на верное преподнесение мусульманских ценностей, воспитание человеколюбия на основе коранической концепции, формирование правильного представления о других конфессиях, привлечение верующих в различные области общественной жизни и т.д. В этом плане уточним, что концепция религиозного просвещения должна быть в достаточной степени многофункциональной и эффективной для того, чтобы в полном объеме удовлетворить интерес людей к религиозной информации» [2, с. 24].
Применительно к нашему государству, которое является светским, мы считаем, что в общеобразовательных школах необходимо ввести преподавание основ религии, которое будет вестись на научном уровне, а не основываться на сведениях зарубежных миссионеров и эмиссаров. Всем известно, что конфессиональное образование в зависимости от целей его осуществления может служить как ресурсом профилактики религиозной розни, так и средством ее усиления.
В связи с этим конфессиональному просвещению в семье и школе следует уделять особый интерес, направленный на достижение следующих целей: объяснение истинного значения исламского вероисповедания; укрепление и сохранение богатых нравственно-этических установлений мусульманства; воспитание религиозной толерантности и уважения к людям иной веры, взглядов, пристрастий; искоренение вредных, отживших свой век или призывающих к джихаду, догматов; модернизация мусульманского мышления с целью формирования гражданской культуры [Там же, с. 32].
При этом религиозное просвещение педагогов и родителей, на наш взгляд, должно стать неотъемлемым атрибутом многоцелевой платформы по ликвидации социальных, культурных и других причин конфликтов. Если лишить молодежь нравственной основы и системы идеологического мировоззрения сегодня, то завтра она не сможет оказать никакой помощи ни себе, ни государству, ни обществу, не сможет достичь каких-либо профессиональных высот или вывести страну на новый этап развития. В связи с этим решением этой проблемы необходимо заняться сейчас, пока не поздно, использовав для этого все силы, знания и опыт.
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам и рекомендациям, представленным нами в виде тезисов.
1. Ислам как сфера духовной культуры имеет право на особый взгляд на систему семейного и общественного воспитания.
2. Семейное воспитание явилось приоритетным направлением идеологии ислама и главнейшей социальной задачей, что повысило его престиж.
3. Воспитание детей в семье, основанной на исламской традиции, является основной священной задачей родителей.
4. Эскалация проблем современной семьи многократно увеличивает значение и роль мусульманских традиций, основанных на уважении и обязательствах по воспитанию детей.
5. Современная воспитательно-образовательная парадигма не может переломить ситуацию в лучшую сторону из-за того, что в школе нет пропаганды моральных ценностей, не предусмотрены соответствующие учебные предметы.
6. Направление свободного развития образования в России, в целом, и на Северном Кавказе, в частности, проявляет себя в новой ипостаси: на смену существовавшему в советский период противостоянию пришло признание религиозной общности по мере роста уважения к нравственно-духовным ценностям ислама.
7. Мусульманство является инструкцией морали и жизни для исповедующего его общества, и потому правильная пропаганда его идеологии в наши дни приобретает важное значение.
На основании приведенных выводов представим следующие рекомендации по оптимизации национального воспитания в семье и школе мусульманских районов Северного Кавказа:
- следует провести систематизацию всех источников ислама (текстов
Корана, хадисов, научных работ, художественных текстов) с целью
пропаганды и углубления воспитательных императивов, содержащихся в учении;
о §
¡± о
го
ч: ю
ш о
Ч го
о н
ж о о
создать специальные курсы просветительского направления для родителей и учителей с применением передовых воспитательных мусуль-5 у манских практик;
к ^ - активно использовать педагогические ресурсы мусульманской семьи в воспитании совершенной личности;
ф х
- отдавать приоритет ценностным императивам ислама в школьном и семейном воспитании с учетом их светского направления;
- совершенствовать методику использования в семейном и школьном воспитании передовых нравственных заповедей ислама, адекватных культурным нормам нынешнего светского общества;
- включить в курс читаемых школьных дисциплин «Религиоведение», «Основы нравственности», «Духовно-нравственные основы семьи». Подводя итог, хотелось бы обратить внимание, что противостояние
религиозного и светского начал, вопросы соответствия веры и разума до настоящего времени остаются дискуссионными. В этом ключе интерес, с которым российские педагоги относятся к доктрине исламского воспитания, способен стать как теоретическим, так и практическим ресурсом образовательной программы и уникального пути развития мусульманской системы просвещения.
Библиографический список
1. Аль-Газали. Семейные ценности мусульманских народов // Научное обозрение. 2014. № 8. С. 45-48.
2. Блейх Н.О. Вопросы семейной организации северокавказских народов в XIX - начале ХХ вв. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 4. № 3. С. 23-32.
3. Кладезь восточной мудрости. М., 1978.
4. Коран. СПб., 2003.
5. Лихачев Д.С. Нравственное возрождение России // Искусствоведение. 1987. № 7. С. 13-18.
6. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.
7. Шамма Фреда. Исламское воспитание детей. М., 2002.