5. Ахмедханов К., Козорезов Е. Неизвестный и прекрасный Дагестан. -М.: Открытая книга, 2009.
6. Ахты-наме // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz-/VI/Dag chron/Achty name/text.phtml?id=398
7. Бобровников В.О. Колхозы и ислам в современном Дагестане // История и современность. - 2006. - № 1.
8. Бутьев В.Т., Лебедева Е.А. Орнитологические наблюдения в окрестностях аула Куруш (юг Дагестана) // Русский орнитологический журнал. -2007. - Т. 16. Экспресс-выпуск № 392. [http://elibrary.m/item.asp?id=9588922
9. Даниялов Г.А. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. - Махачкала, 1996.
10. Десятилетие организации «Дагестан - Азербайджан» планируют отметить восхождением на священный Шалбуздаг //http://gusarnews.ucoz.-ru/news/2008 - 04 - 24 - 75.
11. Исмаилов А. Девиз - созидание // Дагестанская правда. 07.08.2009.
12. Канатная дорога появится на горе Шалбуздаг к 2017 году // http://www.dagpravda.m/?com=materials&task=view&page=material&id=28764
13. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1954.
14. Набиева У.Н. Географические особенности культурного пространства Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. - 2009. - № 2.
15. Меджидов К. Сердце, оставленное в горах. - М., 1971 // http://a - u
- l.narod.ru/Kiyas - Mejidov_Serdce_ostavlennoe_v_gorah.html.
16. Муртузалиев Р.А. Система особо охраняемых природных территорий Восточного Кавказа и их роль в сохранении редких и исчезающих видов растений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. - 2012. - № 2.
17. Мусаева М.К., Хасбулатова З.И. Традиционные обычаи и обряды народов Северного Кавказа и Дагестана, связанные с бесплодием // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2011. - № 2.
18. Пирейты Кавказской Албании // http://bubakiri.narod2.ru/history/-kavkazskaya albaniya/pireiti kavkazskoi albanii
19. Ханмагомедов Я.М. Хадж: социально-экономический и медикоэпидемиологический аспекты // Исламоведение. - 2011. - № 2.
20. Эсхил.Трагедии. - М., 1978.
Поступила в редакцию 22 апреля 2013 г.
ЭТИКА ИСЛАМА
УДК 371.035.6 А.А.-Дж. Койчуев
Нравственно-этическое учение ислама в контексте гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева; ai-tek_koichuev@mail. ru
В статье рассматриваются содержательные аспекты нравственно-этического учения ислама в контексте гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи Северного Кавказа на принципах культуросообразности, а также учета религиозного сознания воспитуемых в педагогическом процессе.
Ключевые слова: Северный Кавказ, мусульманская молодежь, нравственноэтическое учение ислама, культуросообразность, гражданско-патриотическое воспитание.
The article examines the content aspects of the moral and ethical teaching of Islam in the context of civil and patriotic education of Muslim youth of the North Caucasus on the principles culture сonformity as well as taking into account the religious consciousness educability in the educational process.
Keywords: North Caucasus, Muslim youth, the moral and ethical teaching of Islam, culture сonformity, civil and patriotic education.
Утверждаемая многими отечественными учеными результативность воспитания позволяет, в частности, предположить, чтоэффективностьгра-жданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи возрастет в том случае, если оно будет отвечать требованиям культуросообразности и строиться на учении ислама. Воспитание граждан-патриотов должно явиться частью процесса духовного развития и нравственного воспитания молодежи. Такие компоненты гражданственности, как гражданский долг, гражданская ответственность, позитивная гражданская активность, патриотизм, интернационализм могут быть свойственны только духовно развитому, нравственному человеку. В этой связи рассмотрим некоторые содержательные аспекты нравственно-этического учения ислама в контексте гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи.
Формирование у мусульман высоких духовных, нравственно-волевых качеств, согласно постулатам ислама, является фундаментальной основой развития и совершенствования их вероубеждения. Об этом свидетельствует изречение пророка Мухаммада: «Я послан, дабы улучшить нравственность среди людей» [1, c. 5]. Воспитание и совершенствование нравственности предшествуют в исламе формированию в человеке знаний (в тттиро-
ком смысле - его образованию) и сопровождают данный процесс. Согласно педагогической доктрине ислама, которая объемлет морально-этические и социально-конфессиональные аспекты учения, именно нравственность, наряду с наличием в человеке позитивных знаний, умений и навыков, обеспечивает благотворность его жизнедеятельности и гражданскую состоятельность.
Работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исламской этике и нравственности, содержат предписания практического, методического характера, касающиеся процесса формирования личностных черт мусульманина, его действий и навыков поведения во всех сферах жизнедеятельности и, в конечном счете, гражданских качеств. На наш взгляд, взаимосвязь нравственности и веры в исламе выразил Мухаммад аль-Газали в своем высказывании:«Слабость нравственности - свидетельство слабости веры».
Известно, что исламская этика и нравственность объединены в понятии Адаб аль-ислам. Адаб - это обычай, этикет, манеры. Можно сказать, что исламская нравственность - совокупность норм поведения и душевных качеств мусульман, детерминированная и обусловленная учением ислама, определяющая образ жизни, ценности, мировоззрение верующих. Исламская этика и нравственность оказывают влияние на выполнение мусульманами всех социальных функций.
Нравственно-формирующее значение столпов ислама.
1. Аш-Шахада(свидетельство) - формула единобожия и исламский символ веры: «Ля илляха илля-лаху ва анна Мухаммадун расулун ла» -свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Аллаха. Содержание свидетельства утверждает осознание человеком того, что Бог един и единственен и только лишь Он - Аллах - один является истинным объектом, достойным поклонения. Любовь верующего кВсевыш-нему, одними из качеств (сыфатов) которого являются всезнание и всеви-дение, от которого ничто не укроется, отдаляет верующего от грехов и скверны, мотивирует нравственное совершенствование и духовное развитие мусульманина.
2. Салят - свершение молитвы. Во время молитвы мусульманам следует достичь состояния сосредоточенности, почтения и смирения. В Коране говорится: «И выстаивайте молитву, ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого» (Коран, 29:45). Воздержание от всего плохого, в т. ч. и от злых речей, - это суть молитвы (салят). Известен хадис, в котором пророк Мухаммад озвучил внушение Г оспода: «Я принимаю молитву того, кто являет в ней смиренность, кто не превозносит себя над Моими созданиями, кто не упорствует в грехе, кто пребывает с мыслью обо Мне, кто проявил милосердие к бедным, странникам, сиротам и вдовам, кто проявил
милосердие к страждущему» [1, с. 37]. Как следует из высказывания пророка, молитва служит квинтэссенцией поклонения, но выполнение молитвы должно сопровождаться благими делами мусульманина, отстранением его от всего греховного. Ведь поклонение Господу - этоне только молитва, но в целом праведный образ жизни верующего. В молитве, как части богоугодного, праведного образа жизни, содержится значительный нравственно-развивающий аспект, который поощряет позитивную социальную активность, развивает высокие нравственно-волевые качества.
3. Уплата закята- обязательного пожертвования мусульманина в пользу неимущих. Согласно традиции ислама, закят, являясь частью поклонения Богу, также формирует в человеке сочувствие и милосердие, которое, помимо духовного сострадания и моральной поддержки, предполагает и оказание нуждающимся существенной материальной помощи. В этой связи аль-Газали пишет: «Очищение человеческой души от грязи и недостатков, возвышение общества на основе взаимопомощи и сострадания - вот в чем заключена основная мудрость закята» [2, с. 18].
4. Пост - сыям, саум. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!» (Коран, 2:183). Пост в исламе рассматривается как средство духовного восхождения и нравственного развития, совершенствования верующего, шаг к постоянному воздержанию души от запретных страстей. Соблюдение поста - полное воздержание в светлое время суток от еды, питья, развлечений - должно сопровождаться совершением богоугодных, полезных для общества дел: чтением Корана, духовным саморазвитием и самосовершенствованием, повышением уровня знаний и общего развития. Всякое недостойное действие, в т. ч. сквернословие и злословие, нарушают пост. В данном случае следует обратить внимание на тот аспект, согласно которому пост приобретает должную ценность, если сопровождается созидательным трудом постящегося человека, добросовестным исполнением своих обязанностей в семье и в обществе.
5. Хадж - совершение паломничества в Мекку. Известно, что при наличии возможности, т. е. хорошего состояния здоровья, наличия финансовых средств, отсутствия настоятельной необходимости присутствия собравшегося в хадж мусульманина рядом с родными,хадж обязателен. Хад-жсовершается в месяц зуль-хиджа по лунному календарю и состоит из серии обрядов - манасик. Перед хаджем обычно совершается умра - малое паломничество, которое можно совершить и в любое другое время года, паломничество в месяцы рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа, когда умра совершается совместно с хаджем.
В Коране говорится: «Хадж совершайте в месяцы, известные для вас. Тот, кто себе в обязанность вменил хадж совершать во время их, от жен-
щин должен воздержаться, от нарушения благочестивых норм и от раздоров на все указанное время. И все хорошее, что вы (по доброй воле) совершите, знает Бог, берите в путь припасы, а благочестие есть лучшее из них, и гнева Моего страшитесь, овы, в ком разумение живет!» (Коран, 2:197).
Все вышеприведенные части поклонения слиты в учении ислама воедино, подвигая человека к цели, которую пророк Мухаммад определил в своем высказывании, на которое мы уже ссылались выше: «Я послан, дабы улучшить нравственность среди людей».Поэтому молитва (салят), пост (саум), обязательное пожертвование (закят), паломничество (хадж) являются ступенями, ведущими мусульманина к духовному и нравственному совершенству, а значит - позитивной социальной активности и гражданской состоятельности.
Нравственно-формирующее значение Сунны пророка Мухаммада. Коран является источником морали пророка Мухаммада и должен оставаться таковым для всех его последователей. В согласии с исламской традицией, исторические источники свидетельствуют, что пророк Мухаммад
- реальная личность - был в высшей степени честным и надежным человеком, отличался также дружелюбием, скромностью, неприхотливостью, целомудрием, склонностью к размышлениям, великодушием, отзывчивостью и другими высокими качествами.
Сегодня, говоря о терпимости и средствах его воспитания у представителей мусульманской молодежи, нами не используется в должной мере потенциал исламского культурного наследия, примеры из жизни пророка и его сподвижников. Согласно жизнеописанию пророка Мухаммада, он никогда не перебивал говорившего, обращавшегося к нему человека, но если тот переходил границы этики, то пророк возражал ему словом или уходил. Посланник Аллаха уважительно относился к соседям и радушно принимал гостей. Он неустанно трудился и совершал добрые дела. Мухаммад был противником рабства, он объясниллюдям греховность какого-либо принуждения, угнетения человека человеком. Пророк был чуток и внимателен к людям, считал своим долгом навестить больного и не позволял себе грубости даже по отношению ксвоим недругам, он всегда выслушивал просьбы и спешил помочь нуждающемуся в помощи, добивался равенства людей в правах и справедливости в семье, обществе, государственном устройстве. Пророк Мухаммад говорил: «Наилучшие из людей это те, кто наиболее полезны обществу» [3, с. 9]. Таким образом, пророк подчеркивал, что мусульманин обязан быть полезным членом общества, быть терпимым к иной точке зрения, нести людям добро, противостоять злу и насилию в рамках законов общества и государства, гражданином которого он являет-
ся. Иначе действия человека могут принять антиобщественный характер, что является недопустимым.
Согласно мусульманской традиции, здороваясь, пророк не отнимал руки первым. Приходя в общество людей или на собрание, он садился там, где было свободное место, подчеркивая тем самым равноправие всех и каждого. Каждый из участников встречи получал все в равной степени, чтобы ни у кого не возникло мысли о превосходстве одного из присутствующих перед другими. Если Мухаммад был в обществе собеседника, то не вставал раньше него, чтобы тот имел возможность изложить все, что считает нужным. Таким образом, пророк Мухаммад,утверждал высокую нравственность, культуру духовно-нравственного совершенствования и социализации человека.
Культура духовно-нравственного совершенствования человека в исламе. Духовное развитие и нравственное совершенствование человека в исламе неотделимы от систематической деятельности верующего, направленной на достижение максимального соответствия учению ислама. В частности, мусульманин обязан приобретать знания и совершенствовать их.Всякое действие, согласно учению ислама, имеет ценность лишь при условии того, что оно основано на знании, а для того чтобы знание было направлено на созидательное действие, необходима воспитанность высоких нравственно-волевых качеств. В культуре духовно-нравственного совершенствования человека в исламе важно соблюдение принципиальных правил исламского поведения.
Ислам определяет поведение мусульманина с момента его пробуждения до отправления ко сну. Это воздействие имеет различную степень, соответственно следующим категориям - их пять: разрешенное, рекомендуемое, неодобряемое, обязательное и запрещенное. В исключительных случаях запретное может стать дозволенным, например, перед лицом голодной смерти мусульманин может съесть недозволенную пищу, чтобы не умереть, или при наличии реальной опасности, угрозы жизни и чести мусульманин вправе защищаться, нанося удары в лицо нападающего, что в обычных условиях является запретным. Подобно тому, как долг граждани-на-патриота по защите Родины делает дозволенным отпор агрессору всеми возможными средствами.
Принципиальные правила поведения мусульманина, имеющие выраженный социально-педагогический контекст,являются следующие: мусульманин должен не торопясь обдумывать свои действия; ислам поощряет благородство и запрещает наглость, вероломство; мусульманин всегда должен быть опрятен, элегантен, аккуратен; мусульманин обязан стремиться к простоте и человечности и искоренять в себе надменность; мусульманин должен избегать любых действий, которые могут нанести вред
как ему самому, так и другим, окружающим его людям; молчание всегда предпочтительнее для мусульманина, нежели праздные разговоры; мусульманин должен относиться к другим людям так, как он желает, чтобы люди относились к нему; мусульманин никогда не должен возлагать на других людей того, что он в состоянии выполнить сам; щедрость - достоинство, но не расточительность; мусульманин должен довольствоваться тем, что он может добыть, заработать, исходя из своих способностей и возможностей, не завидовать тем, кто живет в большем достатке, нежели он сам; мусульманин благодарит прежде всего Господа и помнит о нем всегда; мусульманин обязан быть надежным и полезным членом общества; в споре мусульманину рекомендуется проявить выдержку, терпение, и он должен попытаться понять оппонента и выслушать его, но не допускать глумления над своими убеждениями; мусульманин не должен совершать насилия над другими людьми и обязан не допускать насилия над собой. Следует помнить, что духовно-нравственное совершенствование человека в исламе предполагает и развитие физических качеств мусульманина как необходимого условия успешности его духовного роста, нравственного совершенствования и гражданской состоятельности.
Гигиена и духовная самоорганизация человека в исламе .Гигиена в исламе выходит за пределы акта физического очищения и является частью духовной самоорганизации человека. Ислам четко определяет правила личной гигиены, дает понимание чистого и нечистого, детально регламентирует и описывает акты очищения. Согласно высказываниям пророка Мухаммада, человек, дорожащий опрятностью своего облика, свежестью своего лица и чистотой своего тела, будет воскрешен в таком же виде - со светлым лицом и с чистым телом, а очищение физическое глубоко воздействует на духовное очищение человека. Всевышний обращается к верующим: «О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, и оботрите ваши головы, и (мойте) ноги до щиколоток. Если будете вы (ритуально) нечисты, то очищайтесь...» (Коран, 5:6). Здесь говорится о пятикратном минимуме физического очищения человека перед молитвой ууду- обязательном полном омовении (гусль), которое рекомендуется выполнить ежедневно или при отсутствии условий для этого, хотя бы раз в неделю.
Ислам призывает и обязывает мусульманина тщательно ухаживать за зубами и деснами, следить за свежестью своего дыхания, пользуясь специальной зубочисткой - сиуаком, тщательно выбривать волосы в местах, которые принято прикрывать, а в местах интенсивного потовыделения при каждой возможности смывать пот и пользоваться благовониями, ухаживать за ногтями.
В исламе важна и культура питания как часть общей культуры личности человека и гигиены. В этой связи мусульманину рекомендуется не употреблять горячую пищу и питье; принимать пищу, тщательно пережевывая, брать еду небольшими порциями и понемногу; не употреблять запретную пищу, кроме как под угрозой голодной смерти; мыть руки и полоскать рот как до приема пищи, так и после; не употреблять спиртные напитки и другие опьяняющие, дурманящие продукты и вещества; остерегаться критических высказываний о вкусе еды, стараться следовать примеру пророка Мухаммада, который был непривередлив и неприхотлив в еде, но, тем не менее, следует принимать необходимые меры для того, чтобы еду в доме готовили из свежих и качественных продуктов; за едой не спешить, но и не засиживаться.
Наставляя человека на путь духовной и физической самоорганизации и самосовершенствования в соответствии с учением единобожия, ислам призывает и обязывает мусульман следовать данным предписаниям: избегать говорить о недостатках других людей, осознавать и преодолевать свои недостатки; приобретать знания, следовать им и научить им других; желать другим того же, что и себе; не быть обузой для других людей;не поддаваться гневу; за добро платить еще большим добром; благие, добрые дела совершать незаметно для окружающих; быть щедрыми, но нерасточительными; приветствовать и всегда отвечать на приветствие; советоваться с другими людьми; быть гостеприимными; быть немногословными, остерегаться пустословия; сдержанность и спокойствие возвеличивают человека; спокойствие - выигрыш, суетливость - потеря; быть великодушными даже к врагам;не судить поспешно; правдивое слово - наиболее богоугодный поступок; не быть завистливыми; предательство - тягчайший грех; прикоснувшийся к краденому - соучастник вора; отсутствие стыда - отсутствие веры; не быть подозрительными, доверять людям; быть чистыми душой и телом, опрятными одеждой; не притеснять людей, быть добрыми и благородными; к природе, к окружающему миру быть рачительными и бережливыми; беречь все живое.
Всеохватность исламской этики и морали включает религиозный, педагогический, психологический, медицинский, гигиенический и другие аспекты. Краткий анализ всеохватности этики и морали в указанных выше аспектах жизни человека и общества, по нашему мнению, заключается в следующем: во-первых, исламская этика и нравственность есть неотъемлемая часть учения ислама и вероубеждения мусульманина. Человек, пренебрегающий этикой и моралью ислама, не может являться мусульманином; во-вторых, воспитание исламской нравственности является активным процессом формирования и развития в мусульманах желания и способности к достойному выполнению ими всех основных социальных функций;
в-третьих, содержание исламской этики и нравственности является тщательно разработанным руководством здорового образа жизни. Нравственно-этические постулаты ислама оберегают человека от болезней и пороков, укрепляют его физически и духовно, благотворно воздействуют на общее развитие и направляют позитивную социализацию человека. Они способствуют воспитанию здорового, развитого физически и духовно члена общества, гражданина государства.
Планируя и осуществляя процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи в мусульманской этнокультурной среде, необходимо учитывать, что основным законом исламского общества, включающим в себя не только закон в юридическом понимании, но и детальное описание обрядов, которые следует отправлять мусульманину, а также подробное описание правил и норм поведения мусульманина, является шариат. Исследовать шариат пытаются как ученые-мусульмане, так и многие ученые, принадлежащие к иной конфессиональной и культурной среде. Например, английский ученый М. Ратвен в своей книге «Ислам. Краткое введение» пишет: «Согласно исламу, Всевышний не раскрыл людям себя или свое существо, а лишь свой закон. Слово шариат в буквальном смысле означает «путь к источнику». В Коране оно употребляется для обозначения способа правильно жить в этом мире, обеспечив себе надежду на пребывание в раю в мире грядущем. Таким образом, шариат как закон служит цели поощрения всего доброго, что есть в обществе и оказания людям помощи в спасении души. Толкование закона может быть различным, в зависимости от времени и места, однако сам шариат является вечным выражением воли Всевышнего, неподвластным ни истории, ни обстоятельствам»[4, с. 92].
Семья в исламе является важнейшим общественным институтом (но не первичной ячейкой общества, коей по исламу является человек). Крепкая семья понимается как необходимое условие здорового, прогрессирующего общества, сильного государства. Ислам четко и детально регламентирует вопросы, связанные с созданием семьи, правами и обязанностями мужа и жены, отца и матери, родителей и детей. Подобная ясность и тщательность разъяснения прав и обязанностейчленов семьи призвана служить основой взаимопонимания в семье, формирования духовнойи физической гармонии между супругами.
Согласно нормам шариата, каждый молодой человек, способный содержать семью, должен жениться, причем отнестись к выбору жены следует очень серьезно. Ислам выступает за браки без разводов и характеризует развод как наиболее богопротивное деяние из всего дозволенного. Ислам запрещает добрачную и внебрачную половую жизнь. Тем из молодых людей, которые по разным причинам не создают семью, рекомендуется отвлекаться от полового влечения, занимаясь спортом и трудовой деятельно-
стью, а также поститься. В девушке ислам приветствует скромность, мягкость и кротость нрава, рассудительность, аккуратность, терпеливость, опрятность, изящество, чистоплотность, преданность, чистосердечие, добросердечие, приветливость, надежность, бережливость, но не скупость, умелость, образованность.
О важности, которую ислам придает прочности семейных уз, свидетельствует тот факт, что для укрепления и упорядочения отношений между супругами ислам предписал брачный контракт. Подчеркнем, что условия брачного контракта обязательны для выполнения супругами, брачный контракт не может быть оформлен без достаточного обеспечения прав и интересов девушки, женщины.
Ислам выступает за рациональность проведения свадебных мероприятий: свадебные увеселения не должны беспокоить других людей, а расходы на них не должны быть чрезмерными; родственникам и друзьям рекомендуется воздерживаться от частых посещений молодоженов; грубость в семейной жизни запрещена; полигамия (многоженство) является скорее допустимым исключением, но не правилом или обязанностью; заведомо временные браки запрещены; расточительство, как и скупость, на свадьбе не одобряется; мужчина обязан сделать своей жене подарок в силу своих возможностей; брак без взаимного согласия мужчины и женщины запрещен; просить руку женщины необходимо через ее опекуна при условии согласия ее самой, опекуном может быть мужчина-мусульманин, женщина не может выдавать замуж другую женщину.
Воспитанию законопослушности, активной гражданской позиции, гражданской ответственности и интернационализма мусульманской молодежи в многоконфессиональном обществе могут способствоватьпостулаты ислама,согласно которым живущие в поликонфессиональном обществе мусульмане обязаны уважать законы страны, гражданами которой они являются. Вместе с тем следует учитывать, что мусульмане обязываются придерживаться норм исламской этики и нравственности как в личной жизни, так и в отношениях с другими людьми, независимо от их конфессиональной и иной принадлежности. Особое место в гражданско-патриотическом воспитании мусульманской молодежи, по нашему мнению, должно отводиться постулату ислама, обязывающему мусульман усиленно заниматься самообразованием, духовным и физическим саморазвитием и разносторонним самосовершенствованием, наряду с искоренением своих недостатков и вредных привычек, воздерживаться от критики недостатков других людей. Подобная личностная и социальная установки способствуют формированию у мусульман терпимого отношения к чужим недостаткам, иной точке зрения, иному мировоззрению.
Рассмотрим обязательства, которые вменяются мусульманам по отношению к другим людям: речь мусульманина должна быть обдуманной, краткой и по возможности приятной; одной из важнейших обязанностей мусульманина по отношению к себе и к другим людям является честность, правдивость; мусульманин должен судить о людях по их поступкам, при этом воздерживаться от чрезмерного восхваления, но честно воздать должное совершенному другим человеком деянию;на недостатках и отттиб-ках других людей мусульманину следует учиться не совершать их самому, не говорить и не рассказывать о них никому, кроме как самому совершившему ошибку человеку, с тем, чтобы помочь ему исправиться; мусульманин не должен обещать того, чего он не сумеет выполнить, но, пообещав, обязан приложить все усилия, чтобы обещанное выполнить;мусульманин обязан навещать больных, престарелых, находящихся в нужде родственников и знакомых, оказывать им посильную помощь; мусульманин должен быть приветлив, опрятен, подтянут; мусульманин обязан оказать посильную помощь каждому, кто в ней нуждается; мусульманин обязан быть благодарным прежде всего Богу, а затем и людям за оказанную ему помощь и на добро отвечать еще большим добром. Наилучшей благодарностью является фраза: «Джазака Аллаху Хайран» («Да воздаст тебе Аллах благом»).
Все это позволяет нам сделать следующий вывод: ислам утверждает и культивирует тесную взаимосвязь и взаимодействие нравственного развития человека с развитием интеллектуальным в соответствии с формулой ислама, которую можно выразить следующим образом: нравственность + знание = действие. Научный прогресс только лишь тогда служит обществу и человечеству, если он сопровождается развитием в обществе высокой нравственности и духовности.
В соответствии с исламским правом личность, собственность и честь каждого человека подлежат реальной и действенной защите вне зависимости от его этнической и религиозной принадлежности. Основой доброжелательного отношения мусульман к представителям иных религий, например к иудеям и христианам, служит провозглашаемое исламом фундаментальное единство всех трёх авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, где ислам является логическим завершением и преемником первых двух божественных откровений. В исламской формуле благословения пророка Мухаммада и других предшествовавших Ему пророков и посланников говорится: «О Аллах, благослови нашего пророка Мухаммада, и пророков Адама, Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), и Мусу (Моисея), и Ису (Иисуса), и тех пророков и посланников, которые были между ними. Благословение и благодать Аллаха на них всех и приветствие».
Мусульманин, воспитанный на ценностях ислама, обязан нести людям любовь и уважение, защиту и заботу. В среде мусульман должно быть