3. Styazhkina, E.M., Badtieva, V.A., Otto M.P. and Tumel, N.I, (2012), "Therapeutic exercises in the swimming pool with the interval physical training for patients with cardiovascular diseases", Physiotherapy and Sports Medicine, No. 10 (106), pp. 45-50.
4. Mironov, S.V. (2014), The health status of Russian and foreign medical students and ways to improve their health care, dissertation, Moscow.
5. Ed. Bulgakova, N.Zh. (2001), Swimming: University textbook, Physical Education and Sports, Moscow.
6. Protchenko, T.A. and Semenov, Yu.A. (2013), "Learning to swim from 2 to 7 years", Moscow, available at: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/02/programma-obuchenie-plavaniyu-detey-ot-2-do-7-avtory.
7. Simina, T.E. (2010), Swimming training of children 4-6 years old with disorders of the musculoskeletal system, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2015
УДК 796.011
ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСА В КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ
НОРМАТИВОВ ВФСК «ГТО»
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент,
Олег Владимирович Игнатов, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Константин Геннадьевич Иванов, учитель, МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова», г. Сургут
Аннотация
В статье рассматривается опыт использование онлайн-сервиса Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса (ГТО) для коррекции физической подготовленности школьников к сдаче норм. На основе онлайн-сервиса разработана автоматизированная программа сопровождения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) которая позволяет учителю физической культуры управлять образовательным процессом физического воспитания школьников. В работе представлены результаты тестирования у 658 учащихся I и II ступени в выполнении норм ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Ключевые слова: онлайн-сервис ВФСК «ГТО», коррекция физической подготовленности школьников, автоматизированное сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p197-200
ONLINE-SERVICE APPLICATION FOR CORRECTION PROCESS OF DEVIATIONS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS TO REALIZE THE NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"
Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Vladimirovich Ignatov, the post-graduate student,
Surgut State Pedagogical University, Surgut,
Konstantin Gennadievich Ivanov, the teacher, Gymnasium "Salakhov's Laboratory", Surgut
Annotation
Online-service application in correction process for the deviations of physical fitness of students to realize the norms of the complex "Ready for Labor and Defense" is described in the article. Automatized system for "Ready for Labor and Defense" complex supervision, which lets any teacher to control the pro-
cess of physical training, has been worked out on the basis of online-service. The test results of 658 students of the I and II implementation levels of the norms of All-Russian complex "Ready for Labor and Defense" have been presented in the article.
Keywords: online-service of All-Russian complex "Ready for Labor and Defense", correction process of deviations of physical fitness of students, automatized system for "Ready for Labor and Defense" complex supervision.
ВВЕДЕНИЕ
Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс является программной и нормативной основой физического воспитания граждан и предусматривает требования к их физической подготовленности соответствующие нормативом с учетом групп здоровья [2]. Между тем, первые шаги по внедрению в образовательный процесс Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса [1], указывает на недостаточный уровень обеспеченности образовательных учреждений инструментарием для эффективной обработки полученных результатов их использования в работе по созданию баз данных, для проведения аналитической работы по оценке физической подготовки населения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сложившейся практике управления физическим воспитанием учащихся учитель физической культуры осуществляет по следующим направлениям:
1) банк информации о физической подготовленности;
2) содержание управленческих решений по групповой и индивидуальной коррекции у школьников их физической подготовленности;
3) информативность педагогического контроля над физической подготовленностью и результативностью педагогических воздействий.
В ходе социологического исследования учителей физической культуры установлено, что 78% респондентов информация о физической подготовленности школьников в динамике. Данные сведения содержатся в журнале учета успеваемости, по которому нельзя получить информацию об отстающих двигательных способностей школьников. Также выявлено, что банк данных о физической подготовленности школьников, в основном содержится в памяти учителя физической культуры без количественной информации о результатах тестирования.
Полученная таким образом, информация не позволяет учителю физической культуры принимать объективные управленческие решения по групповой (гендерной) и индивидуальной коррекции физической подготовленности. Полученные данные были подтверждены результатами исследования, в которых учителя физической культуры принимают основном управленческое решение, которое сводится к общим рекомендациям типа: «Учащемуся необходимо заниматься утренней зарядкой и ходить в спортивную секцию». В ходе социологического исследования было выявлено, что лишь 12% учащихся с низким уровнем получают на уроках физической культуры конкретные рекомендации по коррекции физической подготовленности.
Применение онлайн-сервиса в программно-методическом обеспечении ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) позволяет обеспечить эффективное решение основной задачи - достижения модельного уровня физической подготовленности по нормам комплекса. В практическом использовании онлай-сервиса в программно-методическом обеспечении ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) управления в физическом воспитании выделяется четыре этапа: 1) сбор информации, 2) внесение информации в онлайн технологию, 3) обработка результатов и анализ информации в онлайн технологии 4) передача рекомендаций школьникам
Первый этап работы является рабочим элементом для учителя физической культуры деятельности и включает тестирование физической подготовленности нормативам комплекса ГТО. Тестирование проводится на уроках физической культуры согласно ка-
лендарно-тематическому планированию.
2 этап работы - внесение информации в онлайн технологию.
Применением онлайн-сервиса автоматизированной системы «АС ФСК ГТО» позволяет учителю физической культуры по результатам приёма нормативов сгенерировать отчёты (индивидуальные, групповые с графиками), а также сводные протоколы с отображением уровня выполнения (значка) (рисунок 1).
Й1М ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ здоровья И СЛСЯТА
4 ИН WEBC ФИЗИКС
» с опрежицдпи«* tvtQctt тЛсшаа оак)1ь.1и«1ШФ»юо аштн!
ж' а
.». t«4 1*4© 1948 1961 1972 1980 1«5
Программа тестирования
IIIMHBIMVAILIIIJH 11ГОФН.1Ь ФютнпА BwmnwiniHTii
luiatiriii nK^Wwaiut Tprtnuui
utrniKM -Гото» к tpyiv ■ обирая»» гПО>
;lirj IMTHpAtiHUl IStUAIi
>Частжпс! Ншш Owroun
lie v M
lk>i(Mcn iSMKWi'i!
Ст)1гп, др«||хчч4 II ' >10 sell
Hfwintfaiui u u]i«iui|*, jtuum I )гш M A
Орглпгишя ичрмдоп*, Lurt )l МГЛТ НШ .1
MiiuuaiuKf «((iiKum г ' ургут
См*
Cin Ьшсаксп Г/шп Cucipon
Ж ж ж ж
Ъим! ии )оита* 1Ш Vwnl ш Cfpi^ud и
0601IHIUIU* гкты
'в— 1.—... —.
— а ■
»Hvr IK
I-
"" I
1™ "
„ ■ -- s
--- —-
J . 1 ..».».-....Na —
Рис. 1. Диалоговые окна и виды сводных отчетов «АС ФСК ГТО»
В таблице 1 представлены результаты внедрения тестирования на базовой площадке МБОУ СОШ № 5 г. Губкинский и МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» г. Сургута. С помощью онлайн-сервиса автоматизированной системы были подсчитаны результаты тестирования у 658 учащихся I и II ступени, добровольно принявших участие в выполнении нормативов 1-2 ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Таблица 1
Ступень Золотых значков Серебряных значков Бронзовых значков Без значка (участник) Всего значков Итого
М Ж М Ж М Ж М Ж Золото Серебро Бронза
I 12 9 92 77 88 97 3 4 21 169 185 375
II 0 6 36 38 110 93 28 8 6 74 203 283
Всего 12 15 128 115 198 190 31 12 27 243 338 658
Итого 27 243 338 43
Полученные данные «АС ФСК ГТО» показали, что 27 (4,1%) участника выполнили требования на присвоение золотого значка, на серебряный значок соответственно 243 (35,9%), на бронзовый значок выполнили 338 (50,9%), и не выполнили - 43 (6,1%).
Для педагогической коррекции физической подготовленности разработаны комплексы физических упражнений, их направленность и дозировка запрограммированы таким образом, чтобы в течение шестинедельного интервала между повторным тестированием отмечались положительные сдвиги в уровне отстающих двигательных способностей, а за период 3-4 месяцев степень сдвигов соответствовала бы динамике роста.
Если после выполнения управленческих решений не наблюдается динамика сдвигов, то учителю физической культуры следует выяснить причины, которые могут сводиться к следующим основным факторам: 1) учащимися не выполнялись рекомендации, 2) дозировка упражнений, выполняемая индивидуально недостаточна, 3) адекватной реакции на физическую нагрузку препятствует какое-либо нарушение в состоянии здоровья. Если учащимися не выполнялись рекомендации, то учителю физической культуры необходимо провести пропагандистскую (разъяснительную) работу, если дозировка упражнений, выполняемая индивидуально недостаточна - корректируют нагрузку, по третьему фактору - необходимо провести консультирование врача.
После достижения нормативного уровня физической подготовленности, контроль над способностями необходимо продолжать, т.к. достигнутый уровень может подвергнуться обратному развитию, а это потребует соответствующей педагогической коррекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает экспериментальное исследование, внедрение онлайн-сервиса в программно-методическом обеспечении ВФСК «ГТО» позволяет учителю физической культуры вносить срочную корректировку физической подготовленности школьников в подготовке к сдаче норм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мониторинг физической подготовки школьников к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с применением автоматизированной системы «АС ФСК ГТО» / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, К.Г. Иванов, О.В. Игнатов, М.А. Гусева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 178-181.
2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fizvosp.ru/. - Дата обращения: 20.11.2015.
REFERENCES
1. Sinyavskiy N.I., Fursov A.V., Ignatov O.V., Ivanov K.G. and Guseva M.A. (2015), "Monitoring of schoolchildren's physical proficiency to realize the norms of the complex "Ready for labor and defense" using automatized system "AS FSK GTO", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 178-181.
2. All-Russian complex "Civil Defense Squads" Decree, available at: http://fizvosp.ru/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2015
УДК 796.011
ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Любовь Николаевна Сляднева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Светлана Петровна Клеменчук, старший преподаватель, Ставропольский государственный педагогический институт (СГПИ)
Аннотация
Опираясь на антропологические идеи П.Ф. Лесгафта о психофизической целостности человека, о природо- и культуро-сообразных функциях физической культуры обосновывается необхо-