Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог
Ким НЕХАЙ, генеральный директор ГУ «Краснодаравтодор» Анатолий ЛЕБЕДЬ, заместитель генерального директора ГУ «Краснодаравтодор» Андрей ГЛОТОВ, директор ООО «Амстрад»
Планирование затрат — важная составляющая содержания автомобильных дорог. Ее значимость еще более возрастает на фоне общего неблагоприятного состояния, в котором ныне пребывает экономика дорожной отрасли. Между тем, в Краснодарском крае наработан опыт, позволяющий более эффективно планировать затраты на содержание региональных автодорог.
В условиях хронического не-доремонта автомобильных дорог главной целью ГУ КК «Краснодаравтодор» является обеспечение их сохранности и поддержание их транспортно-эксплуатационного состояния на достигнутом уровне. На первый план в этой ситуации выдвигаются вопросы надлежащего содержания автомобильных дорог. Это — круглогодичная комплексная задача, включающая в себя:
• работы по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода;
• профилактику и устранение постоянно возникающих мелких повреждений;
• организацию и обеспечение безопасности движения;
• зимнее содержание;
• озеленение дорог.
Успешное решение этой задачи достигается путем точного планирования финансовых затрат на содержание автодорог в привязке к каждому ее конструктивному элементу, необходимому объему работ с определенной цикличностью, — только таким образом можно добиться эффективного целевого использования средств краевого бюджета и осуществлять контроль за каждым вложенным рублем.
Основным способом реализации поставленной задачи является создание и постоянное совершенствование автоматизированной системы определения норматива денежных затрат по содержанию автодорог на основе точных методов расчета, управления проектом по содержанию дорог в течение всего года. Ядром этой автоматизированной системы является программный комплекс «Сметы в дорожном строительстве» (сертификат Госстроя России № РОСС RU.СП11Н00159 от 10.01.2005).
Данный процесс требует полнейшей автоматизации, поскольку управление таким глобальным проектом определяется его объемом, отслеживанием во времени и постоянным статистическим и сравнительным анализом по:
• протяженности сети региональных дорог (8919,9 км) и количеству мостов (581 общей протяженностью 22 848,1 пм);
• объектам содержания автодорог (713), объектам содержания мостов (248), мероприятиям по обеспечению безопасности движения (333) и озеленению (19);
• номенклатуре выполняемых работ с вариантами исполнения (более 700);
• наименованиям ресурсов (более 300);
• транспортным схемам централизованных и технологических перевозок (более 10 тыс.);
• конструктивным элементам дорог и мостов и их характеристикам (300 /1500 тыс. соответственно);
• вариантности назначения объемов работ (более 1 млн.) и т.д.
Планирование дорожных работ для определения норматива денежных затрат на содержание автомобильных дорог осуществляется по следующим статьям бюджета:
• содержание автомобильных дорог и сооружений на них;
• содержание мостов;
• мероприятия по обеспечению безопасности движения;
• озеленение автомобильных дорог
Номенклатура работ разрабатывается
в соответствии с требованиями заказчика ГУ «Краснодаравтодор». При этом учитывается весь комплекс необходимых работ в соответствии с Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Минтрансом РФ.
Норматив финансовых затрат на содержание автодорог, дорожных сооружений и мостов определяется на основе алгоритма расчета, разработанного с учетом многолетнего опыта и статистических наблюдений и обеспечивающего единый нормативный подход ко всем объектам с учетом:
• условий расположения дорог (равнинные, горные);
• эксплуатационных категорий автодорог;
• состояния конструктивных элементов автодорог в течение сезона;
• назначенного уровня содержания автодорог — допустимого, среднего и высокого.
Единый нормативный подход устанавливает цикличность, правила определения объемов и условия выполнения конкретной работы в разрезе конструктивных элементов автодорог.
Алгоритм расчета объемов для каждой работы формируется с помощью редактора формул, позволяющего ссылаться на автоматизированную базу данных, содержащую информацию по элементам и их характеристикам, с привязкой к объекту содержания — автодороге.
Актуализация данных, с учетом изменений, происходящих в течение всего года с автодорогой в связи с выполнением на ней комплекса дорожных работ, изменяющих ее характеристики и характеристики конструктивных элементов, производится с помощью удаленного программного модуля базовой подрядной организацией, осуществляющей на контрактной основе содержание дороги. Это имеет центральное значение, так как при выполнении фактических объемов работ подрядной организацией и формировании отчетных документов по сдаче-приемке работ производится привязка объемов работ к конкретным конструктивным элементам автодорог. Этим достигается адресный учет выполнения работ по содержанию, что позволяет проводить анализ и выявлять статистические закономерности.
Анализ вариантов лимита денежных средств позволяет каждому объекту назначить индивидуальный уровень содержания. Как правило, для дорог с высокой интенсивностью движения уровень содержания соответствует среднему, а для дорог с низкой интенсивностью движения — допустимому. По результатам назначенных вариантов уровня содержания получаем итоговый норматив денежных средств на содержание автодорог и мостов.
И.
На основе полученных вариантов объемов работ по объектам содержания дорог и мостов, на уровни содержания (допустимый, средний и высокий) получаем три варианта лимита денежных средств на содержание.
ша
Норматив денежных затрат на содержание автомобильных дорог и мостов на 2006 г. составляет, соответственно, 1 044 558 тыс. рублей и 61 752 тыс. рублей. Однако при формировании доходной части бюджета целевого дорожного фонда в условиях жесткого дефицита производится его корректировка. В этих условиях особое значение приобретают процедуры корректировки объемов работ, обеспечивающие оперативный, справедливый и наг_ лядный
ПОДХОД.
Производится
назначение новых циклов выполнения работ, назначаются понижающие коэффициенты к нормативным объемам работ (варианты корректировок) для достижения утвержденного лимита бюджетных средств и устанавливается заказчиком пообъектный требуемый уровень содержания. Согласно последнему и выставляется начальная цена при раз-
—Ш2Т,
мещении государственного заказа на содержание дорог и мостов, и по результатам заключается государственный контракт с победителем.
В условиях дефицита средств было бы неправильным исключить из процесса планирования объемов работ по содержанию базовую подрядную организацию. Это она на протяжении десятилетий выполняла данные работы по объекту и знает его истинное сос-_ тояние. И потому последнее слово при корректировке должно остаться за ней: только она сможет на основе нормативных объемов работ опреде-1ЩЯ1 лить возможность откорректировать объемы с учетом состояния каждого элемента — так, чтобы при этом можно было достигнуть установленной оценки качества содержания автодорог
Следующий блок задач, оказывающий влияние на планирование денежных затрат, лежит в области ценообразования. Документом, регулирующим порядок ценообразования при разработке норматива и планового лимита затрат на содержание региональных автомобильных дорог общего пользования, дорожных сооружений и мостов, является «Порядок определения начальной цены заказчика ГУ КК «Красно-даравтодор» по дорожным объектам, финансируемым из целевого бюджетного дорожного фонда Краснодарского края».
При подготовке данного документа проводятся следующие расчеты:
• уровня заработной платы;
• стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов;
• тарифов на автоперевозки;
• стоимости дорожно-строительных материалов и т.д.;
А также производится сравнение с данными регионального центра по це-
нообразованию в строительстве «Ку-баньстройцена».
Наиболее важной задачей для заказчика в вопросах ценообразования является определение оптимальных транспортных схем. Ее решением являются зоны действия поставщиков и производителей дорожно-строительных материалов. Расчет стоимости материалов производится по каждому объекту от всей номенклатуры возможных поставщиков и с учетом различных вариантов поставок, в зависимости от мощности поставщика, вида перевозок, осуществляемых автомобильным и железнодорожным транспортом, отпускной цены. В результате получаем реальные доли поставок материалов на все объекты содержания.
Основным тормозом при определении норматива затрат на содержание автодорог ранее являлась разработка нормативной базы по содержанию с использованием современных технологий, материалов, техники.
Сегодня, в случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм по предусматриваемым в проекте технологиям работ, выполняется разработка соответствующих фирменных сметных норм (ФСН), которые утверждаются департаментом по строительству Краснодарского края. Фирменные сметные нормы ГУ «Краснодаравтодор» разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Наша фирменная нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого и территориального уровня с учетом особенностей содержания дорог, мостов, дорожных сооружений и требований заказчика.
ФСН отражают сложившиеся затраты на эксплуатацию дорожных и строительных машин и механизмов, технологию и организацию работ.
ФСН предназначены для применения подрядными организациями ГУ «Крас-нодаравтодор» на территории Краснодарского края, выполняющими работы по содержанию региональных автодорог общего пользования с привлечением средств краевого бюджета.
Во исполнение требований заказчика, принят следующий порядок разработки нормативной базы, используемой для расчета сметной стоимости, которая бы максимально отражала все технологические процессы и затраты при производстве работ по содержанию автодорог, дорожных сооружений и мостов на основе действующих государственных нормативных документов:
• анализ новых нормативных документов по содержанию автодорог —
Временные сметные нормы на работы по летнему/зимнему содержанию автодорог, на соответствие реально выполняемому технологическому процессу при содержании дорог;
• определение перечня работ, отсутствующих в нормативной базе или требующих уточнения нормативной составляющей для выполнения комплексного процесса производства работ по содержанию дорог и мостов;
• анализ нормативной базы для использования при уточнении (приведении) нормативной базы к требованиям заказчика;
• разработка нормативов на работы, отсутствующие в нормативной базе, на основе проектирования методом аналогов: при отсутствии существенных отличительных признаков новой нормы и нормы-аналога норма принимается применительно к норме-аналогу;
• разработка комплексных норм на работы по содержанию дорог, отсутствующих в нормативной базе, на основе ГЭСН-2001, ЕНиР, ТНиР, ВСН, а также норм, принимаемых применительно к норме-аналогу, с указанием количества работ (коэффициентов перехода от единиц законченной продукции каждого рабочего процесса к единице конечной продукции комплексного процесса) по всем рабочим процессам, включенным в комплексный процесс.
После расчета и утверждения норматива денежных затрат и планового лимита на содержание автодорог и мостов производится подготовка сметной документации как в печатном, так и в электронном виде. После проведения конкурсных процедур победителю конкурса предоставляется программный модуль «Приемка работ», в его составе находится сметная документация.
Данный модуль позволяет производить ежемесячный набор выполненных объемов работ и подготовить пакет требуемых заказчиком документов для пообъектной сдачи-приемки работ, а также осуществлять контроль за соблюдением графика выполнения работ, выполнять
обработку результатов по оценке качества содержания дорог с определением фактического уровня содержания.
Фактические объемы работ по содержанию дорог могут иметь отклонение от сметных: некоторые работы выполняются после существенного изменения технико-эксплуатационного состояния автодороги. В этом случае заключается дополнительное соглашение с заказчиком, и в пределах условий, установленных контрактом, производится допуск подрядчика к программному модулю, позволяющему добавить данные работы.
Все это производится в условиях жесткого пообъектного контроля со стороны заказчика. Ежемесячно через удаленный программный модуль, в который осуществляется сброс информации от подрядчика по выполненным объемам работ и с нарастающим итогом по видам работ, можно проследить остаток лимита до конца финансового года, необходимый для контроля исполнения сметы, и достигнутый уровень содержания по объектам и по району, а также размер штрафных санкций.
Автоматизированную систему определения норматива затрат по содержанию автомобильных дорог можно рассматривать как организационно-управленческую технологию, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9001-2000. Применение данной технологии в процессе управления затратами проекта содержания региональных автодорог позволяет сформировать систему управления качеством как проекта, так и выполненных по нему работ.
Все разработки по данной автоматизированной системе и расчет норматива денежных затрат на содержание дорог и мостов с 1993 г. осуществляет ООО «Амстрад».