Научная статья на тему 'Применение норм права при решении конфликтных ситуаций, возникающих на борту воздушного судна'

Применение норм права при решении конфликтных ситуаций, возникающих на борту воздушного судна Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4418
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНОЕ СУДНО / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПАССАЖИРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова Ольга Александровна

В статье проводится анализ причин, влекущих за собой возникновение конфликтных ситуаций на борту ВС, и даются конкретные предложения, направленные на их решение в рамках действующего законодательства. Рассматривается необходимость законодательного фиксирования баз данных («черных списков») по пассажирам, чьи действия и поведение создавали реальную угрозу безопасному выполнению полета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGISTATION REGULATES POSSIBLE CONFLICTS ON BOARD THE AIRCRAFT

The article presents the analysis of conflicts’ chausses on aircraft and gives the solution to problems according to the present legislation base. Also the necessity of low regulation in the creation of “black lists” (hooligan passengers) is mentioned.

Текст научной работы на тему «Применение норм права при решении конфликтных ситуаций, возникающих на борту воздушного судна»

УДК 347.82: 656.025

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ПРИ РЕШЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА

О.А. ТРОФИМОВА

Статья представлена доктором юридических наук, доктором технических наук, профессором Елисеевым Б.П.

В статье проводится анализ причин, влекущих за собой возникновение конфликтных ситуаций на борту ВС, и даются конкретные предложения, направленные на их решение в рамках действующего законодательства. Рассматривается необходимость законодательного фиксирования баз данных («черных списков») по пассажирам, чьи действия и поведение создавали реальную угрозу безопасному выполнению полета.

Ключевые слова: воздушное судно, конфликтные ситуации, пассажиры.

В последнее время при осуществлении воздушных перевозок участились ситуации, когда имидж авиакомпании, ее пассажиры и безопасность полетов находятся под угрозой. К таким ситуациям в первую очередь относится конфликт, который может возникнуть на борту воздушного судна (ВС). Можно выделить наиболее типичные для всех авиакомпаний случаи нарушения пассажирами правил поведения на борту ВС, вследствие которых возникают конфликты:

• распитие спиртных напитков;

• курение в салоне и в туалете самолета;

• пронос на борт ВС запрещенных к перевозке предметов;

• нарушение общественного порядка (неадекватное поведение, нецензурная брань);

• потасовки между пассажирами;

• избиение или оскорбление бортпроводников;

• повреждение деталей интерьеров ВС;

• использование во время полета электронных устройств, создающих помехи оборудованию ВС;

• угроза прервать полет или захватить воздушное судно.

Почти в 100% конфликтных ситуаций зачинщиками являются нетрезвые пассажиры. В этой связи необходимо отметить, что решающая роль в разрешении и предотвращении конфликтных ситуаций на борту ВС принадлежит членам экипажа и конкретно - бортпроводникам. От их профессиональных умений и навыков общения с различными категориями пассажиров зависит недопущение возникновения конфликта или его решение с наименьшими для авиакомпании потерями. Одной из задач бортпроводников при обслуживании пассажиров является своевременное выявление так называемых «проблемных пассажиров», чьи слова и действия могут спровоцировать возникновение конфликтной ситуации.

Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытию воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам. Данные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки вследствие нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна и создания им угрозы безопасности полета либо угрозы жизни, (здоровья) других лиц, а также невыполнение пассажиром распоряжений командира воздушного судна, сумма, уплаченная за воздушную перевозку, пассажиру не возвращается.

Полет на самолете является для большинства людей стрессовой ситуацией. Каждый старается справиться со стрессом по-своему. К сожалению, довольно значительная часть пассажиров предпочитает в качестве расслабляющего средства употреблять алкоголь. Причем пассажиры начинают употреблять спиртные напитки ещё за долго до посадки в самолет. Около половины таких «принявших на грудь» пассажиров часто провоцируют создание конфликтной ситуации на борту ВС. Появление конфликтных ситуаций на борту ВС может быть вызвано различными причинами, однако, если большую часть конфликтов удается решить довольно быстро, то конфликты, инициаторами которых явились пассажиры употребившие алкоголь, чаще всего перерастают в так называемые внештатные ситуации, участниками которых являются, с одной стороны, члены экипажа, а, с другой стороны, пассажиры, чье неадекватное поведение, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя, создает угрозу для безопасного выполнения полета. Кроме того, в подобного рода конфликтные ситуации не без ущерба для себя могут быть втянуты другие пассажиры ВС. Конфликт, как правило, усугубляется еще и проявлением грубости или высокомерия со стороны пассажира, подавлением критики в его адрес и дальнейшим употреблением алкоголя. Но какими бы ни были эти причины (а их, безусловно, нужно знать и всемерно стараться локализовать), современная нормативно-правовая база Российской Федерации не позволяет с должной эффективностью решать проблемы, вызванные появлением таких пассажиров на борту ВС.

Каждый пассажир, купивший билет на рейс авиакомпании, обязан соблюдать требования авиационной безопасности, установленные действующим законодательством РФ, а также нормам и требованиям авиакомпании, связанные с обеспечением безопасности полетов. За нарушение установленных норм, правил и требований обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов на внутренних авиалиниях Российской Федерации пассажир несет административную или (в зависимости от ситуации) уголовную ответственность. За нарушение установленных норм, правил и требований обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов на международных авиалиниях пассажир несет ответственность в соответствии с положениями международного права. Правила поведения пассажира на борту самолета прописаны в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В правилах ИКАО вполне определенно сказано, что эти лица представляют собой потенциальную угрозу жизни как попутчикам, так и членам экипажа.

Для того, чтобы полет прошел в безопасной и нормальной обстановке, пассажиру необходимо выполнять все рекомендации обслуживающего его на борту ВС персонала, а также соблюдать общепринятые нормы поведения, не нарушая установленных авиакомпаний правил. Под нарушением правил поведения пассажиров на борту воздушного судна во время полета следует понимать нарушение правил поведения, установленных авиакомпанией, а именно:

• нападение (физическое насилие), запугивание или угрозы в отношении членов экипажа или создание препятствий экипажу при выполнении им своих обязанностей, уменьшающих способность данного экипажа выполнять свои обязанности;

• нападение (физическое насилие), запугивание или угрозы в отношении других пассажиров;

• невыполнение требований членов экипажа по соблюдению норм и правил обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов;

• употребление наркотиков или чрезмерного количества алкоголя;

• хулиганское поведение, ругань, словесные оскорбления и т.д.;

• злоумышленное (преднамеренное) повреждение (уничтожение) или выведение из строя имущества или оборудования воздушного судна;

• другие нарушения (курение, несанкционированное использование электронных приборов, отказ покинуть пассажирский терминал или борт воздушного судна.

Пассажиру на борту воздушного судна запрещено:

■ создавать ситуации, угрожающие безопасности полета, жизни (здоровью) других пассажиров и членов экипажа, а также ситуации, способствующие совершению или возникновению хулиганских поступков, действий, унижающих честь и достоинство окружающих, а также агрессивных действий со стороны других лиц;

■ находиться в состоянии алкогольного опьянения;

■ создавать условия, мешающие выполнению сотрудниками своих должностных обязанностей и препятствующие обслуживанию других пассажиров;

■ повышать голос, неуважительно и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа;

■ без необходимости беспокоить отдыхающих (спящих) пассажиров;

■ пользоваться электронными приборами во время руления, взлета и посадки самолета;

■ портить принадлежащее авиакомпании имущество (кресла, элементы интерьера ВС);

■ курить на борту ВС в течение всего полета;

■ использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующего указания экипажа;

■ использовать в течение всего полета радиотрансляционные приборы (рации, радиотелефоны);

■ использовать во время руления, взлета, набора высоты, снижения и посадки самолета портативные компьютеры, видеокамеры, воспроизводящие устройства, фотоаппараты, электронные игрушки и приборы, в конструкции которых использованы светодиоды.

Зарубежные авиаперевозчики принимают самые строгие меры по отношению к авиахулиганам, составляя так называемые «черные списки» и обмениваясь информацией о «воздушных дебоширах». Правила перевозок авиакомпании «British Airways» содержат 37 пунктов, в соответствии с которыми авиакомпания вправе отказать пассажиру в перевозке, если он когда-либо своими действиями нарушал правила поведения пассажиров на борту ВС. За прошедший 2012 г. «British Airways» установила 95 пассажирам запрет на полеты ее рейсами, из них 63 человека отстранены от полетов на ВС этой авиакомпании пожизненно.

Необходимо понимать, что неадекватное поведение пассажира на борту ВС несопоставимо с бытовым хулиганством на земле. В создании внештатной ситуации, вызванной неправомерными действиями пассажиров, на карту поставлены жизни всех пассажиров и членов экипажа.

В практике российских перевозчиков нередки случаи, когда командирам ВС приходится принимать решение о совершении незапланированной посадки, чтобы избавиться от слишком опасного пассажира. Это влечет огромные материальные потери для авиакомпании и является причиной колоссального стресса для пассажиров, членов экипажа и работников наземных служб.

За прошедший год в результате принятых российскими авиакомпаниями мер (в основном предполетного досмотра) на 14 % снизилось количество «беспокойных» пассажиров на борту ВС, но в то же время на треть увеличилось число конфликтных ситуаций с участием пассажиров-хулиганов при предполетном обслуживании. В полете наибольшее количество пассажиров-хулиганов (53 %) было отмечено на дальнемагистральных рейсах в страны Юго-Восточной Азии (Бангкок, Пекин, Гонконг, Дели) и на традиционные для российских туристов курортные направления Турции, Египта и ОАЭ (35 %).

Так, например, руководство авиакомпании «Аэрофлот» пытается решать данную проблему, составляя так называемый «черный список пассажиров» - базу данных по фактам нарушения правил поведения пассажиров на борту ВС. Однако возможность применить какие-либо санкции, кроме штрафа, к лицам, попавшим в «черные списки», законодательно не закреплена. И получается, что авиакомпания не имеет права отказать такому пассажиру в перевозке на ее рейсах допустим еще раз. Можно лишь предупредить экипаж о том, что на борту находится потенциальный нарушитель. В настоящее время максимальное наказание пассажира-дебошира - это аннулирование обратного билета. В зарубежной практике штраф за подобные правонарушения может доходить до нескольких тысяч евро или долларов. Возможно и тюремное заключение, как, например, в Египте до 10 месяцев или Китае до 3-х лет. В Европе же заключение под стра-

жу чревато также последующим занесением в банк данных ЕС, которое учитывается консульствами при принятии решения о выдаче визы.

В РФ в большинстве случаев нарушение правил поведения на борту ВС подпадает под статьи Кодекса об административных правонарушениях 20.1 «Мелкое хулиганство», 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» и статьи 11.3.1 «Нарушение требований авиационной безопасности»1. Становится совершенно очевидным несовершенство российского законодательства в области наказаний за неправомерное поведение на борту ВС, повлекшее за собой возникновение внештатной ситуации.

Депутаты Государственной Думы в ближайшее время собираются рассмотреть законопроект, связанный с полным запретом употребления алкоголя на борту ВС. Депутаты хотят положить конец участившимся случаям пьяных дебошей на борту ВС, которые создают угрозу безопасности полетов. Поправки предполагается внести в Воздушный, Административный и Уголовный кодексы. Все сходятся во мнении, что уже давно пора ужесточить ответственность за употребление алкоголя на борту ВС. Одной из мер будет являться штраф до 300 тысяч рублей. Также в Государственной Думе предполагается рассмотреть вопросы продажи алкогольных напитков пассажирам во время полета. Российские авиаперевозчики предложили запретить проносить на борт спиртные напитки даже в том случае, если они куплены в магазине Duty free. Предполагается, что данные нововведения позволят членам экипажа сначала забирать у пассажиров алкоголь, приобретенный в магазинах беспошлинной торговли, а потом выдавать его, но только по окончании полета. Данный проект Федерального закона предлагает закрепить право авиакомпаний перевозчика в одностороннем порядке отказывать в заключении договора воздушной перевозки лицу, допустившему за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна, либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение распоряжений командира воздушного судна. К сожалению, сейчас отказ от предоставления услуг пассажиру из-за того, что он фигурирует в «черных списках», может обернуться для компании обвинением в дискриминации. Договор воздушной перевозки относится к публичным, и создавать ограничения для части пассажиров невозможно. Для установления изъятий из законодательства и введения каких-либо ограничений прав граждан необходимо решение суда, даже если пассажир нарушил какие-то правила, то ограничения - например, отказ в перевозке - не могут быть бессрочными.

Следует отметить, что члены экипажа обладают достаточно значительными правами в отношении ограничения употребления пассажирами алкогольных напитков, а именно члены экипажа:

- могут прекратить обслуживание алкогольными напитками пассажиров, находящихся в состоянии заметного алкогольного опьянения; что может угрожать безопасности полета;

- имеют право не предлагать алкогольные напитки лицам моложе 18 лет;

- имеют право по распоряжению командира ВС изымать у пассажиров на время полета принадлежащие им спиртные напитки;

1 Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство», то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Ст. 11.3.1 «Нарушение требований авиационной безопасности». Невыполнение либо нарушением норм, правил или процедур авиационной безопасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей. Ст. 11.17 п. 6 «Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна» влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

- могут соблюдать избирательность в обслуживании пассажиров алкогольной продукцией, так как чрезмерное употребление алкоголя является самой частой причиной нарушения Правил поведения пассажира на борту ВС.

Так, например, действуя в рамках международного и национального законодательства, авиакомпания «Аэрофлот» предоставляет членам экипажей своих воздушных судов широкий спектр полномочий по пресечению противоправных действий и восстановлению порядка на борту ВС. При проявлении агрессивных действий, совершаемых пассажиром, члены экипажа имеют право использовать все возможности, включая меры физического сдерживания, для урегулирования ситуации и передачи правонарушителя представителям правоохранительных органов в аэропорту посадки. При этом командирам воздушных судов авиакомпании для восстановления порядка на борту и обеспечения безопасности пассажиров предоставлено право совершать незапланированную посадку в любом ближайшем аэропорту.

Политика ведущих авиакомпаний мира, которую поддерживают и российские авиаперевозчики в отношении пассажиров, нарушающих правила поведения на борту ВС, базируется на следующих принципах:

> не оставлять без последствий ни одно нарушение Правил поведения пассажиров на борту ВС;

^ предоставлять летному и наземному персоналу авиакомпании полномочия, необходимые как для предотвращения конфликтов и нарушений Правил поведения, так и для их немедленного пресечения;

^ обеспечивать обучение летного и наземного персонала способам обращения с недисциплинированными пассажирами, а также способам и методам диагностирования конфликта и конфликтной личности;

^ оказывать всестороннюю поддержку работникам авиакомпании в случае необходимости дачи показаний в правоохранительных органах или в суде, в том числе, учитывая затраченное на это время (как при выполнении своих профессиональных обязанностей);

^ оказывать всестороннее содействие правоохранительным органам РФ и других государств по привлечению нарушителей порядка к различным видам юридической ответственности.

К сожалению, в РФ отсутствует практика наличия на рейсах авиакомпании сопровождающего лица из служб безопасности авиакомпании, отвечающего за вопросы безопасности на борту ВС. Все возникающие проблемы и конфликтные ситуации ложатся на плечи членов экипажа. Чтобы суметь управиться с пассажирами в любой, включая самую внештатную ситуацию, необходимо, чтобы в курс обучения бортпроводника (а возможно и пилотов) входил обязательный блок по подготовке к решению ситуаций, связанных с усмирением пассажиров-хулиганов и дебоширов. Бортпроводники должны уметь распознать и обезвредить правонарушителя и предотвратить критическую ситуацию, угрожающую безопасности полета. Однако применять крайние, физические меры сдерживания можно только в том случае, если такое решение примет командир корабля.

В Китае действует служба «воздушных маршалов», куда привлекаются не только сотрудники спецслужб, но и прошедшие специальную подготовку работники авиакомпаний. Представители этой службы сопровождают многие внутренние и международные рейсы. Помимо своей прямой обязанности - предотвращать возможность теракта, ведения переговоров - они следят и за общественным порядком в салоне, в случае дебоша могут усмирить хулиганов. С одной стороны, подобным поведением офицеры безопасности рассекречивают себя перед потенциальными террористами, с другой, оказывают реальную помощь экипажу, поскольку на китайских рейсах стюардов-мужчин крайне мало, а работают лишь молоденькие девушки.

После терактов 11 сентября 2001 года, когда угнанные гражданские авиалайнеры протаранили «башни-близнецы» в Нью-Йорке и Пентагон в Вашингтоне, обеспечению безопасности на воздушных судах американские власти уделяют первостепенное внимание. С учетом того, что ежедневно над Америкой совершается около 28 тысяч полетов коммерческих лайнеров, а пас-

сажиропоток является самым большим в мире - порядка 730 миллионов человек пролетело над США в прошлом году - требования к поведению пассажиров в небе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются неукоснительно. За этим пристально следит Федеральная авиационная администрация (ФАА). Согласно рекомендациям этого ведомства, экипаж самолета должен самостоятельно определять, представляет ли распоясавшийся в полете пассажир на самом деле опасность для окружающих, а капитан воздушного судна вправе принимать решение об экстренной посадке в случае ЧП на борту. В США перепалка, а тем более драка со стюардессой или стюардом может закончиться для пассажира-бузотера реальным тюремным сроком и крупным штрафом. Его размер зависит от того, в аэропорту какого штата нарушителя встретит у трапа полиция, а также где именно будет проходить суд, но практически везде наказание за дебош в самолете выглядит весьма внушительным: до десяти лет тюрьмы и десятков тысяч долларов штрафа. Согласно установленным ФАА правилам, нахождение в нетрезвом виде на борту самолета категорически запрещается. В случае, если пьяный пассажир стал причиной вынужденной посадки авиалайнера, то компания-перевозчик приложит все силы, чтобы его засудить. Именно так и произошло с пассажиром «Американ Эйрлайнс», совершавшего в 2008 году полет из Сиэтла в Майами. Самолет совершил незапланированную посадку в Денвере и передал пьяного 30-летнего мужчину местным правоохранителям, которые и упекли его в тюрьму на один год с выплатой штрафа в 27 тысяч долларов.

В составе Управления транспортной безопасности США есть специальная федеральная служба «авиационных маршалов», которые под видом обычных пассажиров находятся на борту самолета. Идея отправлять в полет гражданские самолеты в сопровождении вооруженных огнестрельным оружием и электрошокерами охранников вынашивалась в Америке еще с 1960-х гг., когда участились захваты самолетов на внутренних линиях. Сам факт возможного присутствия законспирированного офицера на борту ВС не только существенно осложняет планы террористов, но и оказывает отрезвляющее воздействие на пассажиров-хулиганов. Помимо этого американские авиакомпании периодически отправляют членов экипажей коммерческих лайнеров на специальные тренинги по самообороне.

Учитывая события, происшедшие в авиационной отрасли за последние полгода, в конституционную норму о свободе передвижения (ст. 15) должна быть внесена поправка о неукоснительном соблюдении особенностей и правил передвижения на конкретном виде транспорта, без ущерба для третьих лиц и транспортных организаций.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что проблема неправомерного поведения пассажиров на борту ВС привлекает внимание и широкой общественности, и правоохранительных органов и органов управления на ВТ. Это обуславливает необходимость внесения поправок в действующее российское законодательство в области воздушного, административного, гражданского и уголовного права, а также поправок в действующие нормативные правовые документы авиакомпаний и авиапредприятий, регламентирующих обслуживание и перевозку пассажиров. Существующая система наказания пассажиров-хулиганов и дебоширов должна быть полностью пересмотрена в сторону увеличения штрафов в десятки раз, а также необходимо законодательно закрепить ответственность пассажира (в рамках гражданского права) за причинение вреда имуществу авиакомпании (если произошло повреждение элементов интерьера ВС) и особенно ответственность за нарушение условий договора перевозки, выразившееся в экстренной посадке ВС в незапланированном аэропорту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ в действующей редакции.

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 в действующей редакции.

5. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (с изменениями и дополнениями по сост. на 01.01.2013).

6. Федеральные Авиационные Правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса РФ от 28.06.2008 г. № 82.

7. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. - СПб.: Ладья, 2011.

8. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - М.: Столица, 2009.

THE LEGISTATION REGULATES POSSIBLE CONFLICTS ON BOARD THE AIRCRAFT

Trofimova O.A.

The article presents the analysis of conflicts' chausses on aircraft and gives the solution to problems according to the present legislation base. Also the necessity of low regulation in the creation of "black lists" (hooligan passengers) is mentioned.

Key words: aircraft, conflicts' chausses, passengers.

Сведения об авторе

Трофимова Ольга Александровна, окончила МГТУ ГА (1999), старший преподаватель кафедры государственного регулирования и права МГТУ ГА, автор более 10 научных работ, область интересов -правовые аспекты государственного регулирования авиатранспортной деятельности, безопасности на транспорте, экономической и экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.