Научная статья на тему 'К вопросу о воздушном хулиганстве'

К вопросу о воздушном хулиганстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
977
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сызганова А. С., Борисенко С. А., Фарафонтова Е. Л.

Неадекватное поведение туристов на борту самолетов становится масштабной проблемой, в связи с чем предполагается введение изменений в нормы российского воздушного права. В работе рассмотрены предложения по пресечению «воздушного хулиганства», проанализированы меры по предотвращению подобных случаев в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воздушном хулиганстве»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 629.78:338.4

А. С. Сызганова, С. А. Борисенко Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ВОЗДУШНОМ ХУЛИГАНСТВЕ

Неадекватное поведение туристов на борту самолетов становится масштабной проблемой, в связи с чем предполагается введение изменений в нормы российского воздушного права. В работе рассмотрены предложения по пресечению «воздушного хулиганства», проанализированы меры по предотвращению подобных случаев в России и за рубежом.

Особое место среди различных видов транспорта занимает воздушный, это наиболее быстрый вид транспорта, который способен доставить вас практически в любую точку мира. Следует отметить, что воздушный транспорт является отраслью, связанной с повышенной опасностью. Защита пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации от актов незаконного вмешательства обеспечивается комплексом мер авиационной безопасности, одной из составных частей которой является выполнение установленных норм, правил и процедур всеми участниками воздушных перевозок.

В последнее время случаи хулиганства на борту авиалайнеров участились, только в 2012 году на рейсах одного «Аэрофлота» зафиксировано 490 инцидентов с пассажирами, нарушившими правила поведения непосредственно на борту. А за 2013 год было привлечено за распитие спиртных напитков в самолетах и аэропортах более 3000 человек, за хулиганство 305.

В январе житель Саратова Сергей Кабалов грубо нарушил правила поведения на борту самолета, угрожал пассажирам и пытался пробраться в кабину пилота. 22.01.13г. на борту самолета «Уфа-Хургада» трое жителей города Стерлитамак грубо нарушили правило поведения в воздухе. Подобными публикациями пестрят заголовки газет.

Данные прецеденты рассматриваются в зависимости от степени вины по статьям: мелкое хулиганство, побои, захват воздушного судна и т. д., состав «воздушное хулиганство» не предусмотрен Российским законодательством. Следует отметить, что противоправные действия на борту самолета, летящего на высоте 10 тысяч метров, представляют особую опасность, как для других пассажиров, так и для экипажа.

Проблема воздушных дебоширов актуальна не только для России. Статистика по неадекватным пассажирам ведётся в США. По данным Федерального управления гражданской авиации США (РАЛ), в 2012 году на американских рейсах был зафиксирован 101 инцидент с недисциплинированными пассажирами. Федеральный закон США 91.11.121.580 гласит, что «никто не может нападать, угрожать, запугивать или вмешиваться в выполнение обязанностей экипажа». За такие нарушения предусмотрены либо крупный штраф - 25 тыс. долларов, либо тюремное заключение.

В Великобритании пьяные пассажиры разделены на три основные категории. Первая: пассажир нару-

шает правила, но реагирует на требования экипажа. Вторая: пассажир реагирует на требования экипажа частично. И третья - пассажир проявляет агрессию к экипажу и ставит под угрозу безопасность полёта. В этих случаях экипажи могут применять к нему физическую силу, и «клиент» подлежит обязательной сдаче в полицию после приземления [3].

В Общественной палате РФ считают, что необходимо ужесточить ответственность пассажиров за дебош и нарушение правил полета в самолетах. Нужен правовой механизм для увеличения ответственности для такой категории «хамов» [1].

Для решения вопроса предлагаются внести следующие изменения в действующее воздушное законодательство:

- Министерство транспорта и связи предлагает ввести запрет пассажирам проносить на борт самолета, купленный в магазинах Duty free в аэропортах алкоголь. В частности, поправки разрешат авиаперевозчикам сначала забирать у пассажиров алкоголь, приобретенный в магазинах розничной торговли в контролируемой зоне аэропорта, а потом выдавать его, но только по окончании полета. На борту же будет позволено покупать у стюардесс алкоголь по бокалам. Однако данную меру в Российском союзе туриндуст-рии назвали половинчатой, принятой в интересах повышения доходов авиакомпаний.

- Депутаты ЛДПР выдвинули идею составления «черных списков» авиапассажиров, не допущенных к перелету. «Аэрофлот» составил список пассажиров нон-грата, в него входит 1821 человек, однако отказать им в перевозке компания не может, так как законных оснований для этого нет. Предлагается дать право авиакомпаниям формировать такие списки и в течение 5 лет не продавать билеты входящим туда пассажирам-дебоширам [2]. Кроме того необходимо предпринимать меры и по ограничению допуска нетрезвых граждан на борт воздушного судна в аэропортах, такие меры активно применяют службы безопасности аэропортов Бен-Гурион в Тель-Авиве и Ата-тюрк в Стамбуле [3]. Там существует шесть-семь кордонов - такая многоуровневая система позволяет отсеивать не только террористов, но и неадекватных пассажиров.

- Депутаты Госдумы также предложили оснастить самолеты видео-регистраторами, и предусмотреть их установку в салонах и кабинах пилотов. Видео, записанное на жесткий диск, в случае необходимости может быть использовано в суде.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

- Большинство законотворцев считает, что следует ужесточить ответственность воздушных хулиганов. Штрафы за хулиганство на борту необходимо увеличить и сделать сравнимыми с практикой, применяемой в зарубежных странах, когда сумма штрафа может составлять несколько тысяч евро или долларов. В особо опасных случаях, правомерно рассматривать возможность привлечения виновных не только к административной, но и к уголовной ответственности [4].

Наиболее интересным представляется предложение депутата ГД П. Крашенинникова, который предложил повысить ответственность за хулиганские действия в целом и обратил внимание на наиболее высокую опасность хулиганских действий, производимых в любом виде транспорта - автомобильном, водном, железнодорожном и особенно воздушном. Крашенинников напомнил, что в настоящее время законодательство предусматривает для хулиганов административный штраф от 500 до 2 тысяч рублей, но на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, увеличивающий наказание до 4 тысяч рублей. Он также предусматривает возможность дифференцировать меру ответственности в зависимости от того, где именно было совершено правонарушение [2].

Хотелось бы отметить, что предложение о запрете проноса спиртного, создание «черных списков» авиапассажиров, снабжение самолетов видеорегистраторами и т. д. по большей части относится к изменениям подзаконных актов. Для нас наиболее интересным было предложение депутата Крашенин-

никова о введении классификации хулиганских действий в зависимости от вида транспорта, на котором нарушены правила поведения. Нам кажется, что противоправные действия, совершенные на самолете в отличие от поезда, автомобильного транспорта и т. д. могут повлечь за собой серьезные последствия и многочисленные человеческие жертвы, поэтому ответственность необходимо увеличить в разы, и может быть, есть смысл ввести в закон специальную статью о хулиганстве на борту воздушного судна.

Библиографические ссылки

1. Афанасьева Н. // РИА Новости/Аврора [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/incidents/20130 204/921178573.html#13648228958283&message =resize &relto=register&action=addClass&value=registration#i xzz2PDahYjOS.

2. Воздушных дебоширов ждут «черные списки», штрафы и электрошокеры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aviaport.ru/digest/2013/02/05/248465. html.

3. Аэрофобия, алкоголь, дебош... В России штраф за хулиганство в самолёте - 23 доллара, в США - 25 тысяч [Электронный ресурс]. URL: http://cripo. com.ua/?aid=152487&sect_id= 1.

4. Вечерняя Москва - Дебаты о дебоше: от хулиганства до терроризма [Электронный ресурс]. URL: http://www.trunov.com/content.php?act=showcont&id=1 4453.

© Сызганова А. С., Борисенко С. А., 2013

УДК 34.096

В. В. Трофимова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается категория «инновация» с точки зрения права, в практике космической деятельности на примере США, Евросоюза и КНР. Новое тысячелетие диктует свои требования мировой космической деятельности: мировое космическое сообщество объединяет усилия и ресурсы для перехода от научных исследований к практическому использованию инновационных космических технологий на благо всего мира, что требует выработки соответствующих нормативно-правовых механизмов.

Инновация есть итог двух процессов - получения нового знания и его передачи в хозяйственное использование, т. е. коммерциализации. В области космической деятельности коммерциализация проявилась относительно недавно (в 1960-х годах в США с запуском первых коммерческих спутников связи).

Смена приоритетов космической деятельности, продиктованная практикой государств, была закреплена в международном космическом праве [1]. Основными источниками, регулирующими деятельность человека в космосе, остаются лишь пять международных договоров [2]. Особенностью правового режима космического пространства, включая Луну и другие

небесные тела, является то, что оно «открыто для исследования и использования всеми государствами». Освоение космоса должно осуществляться в рамках международного космического права, в интересах поддержания мира и безопасности народов [3].

Декларация Тысячелетия ООН провозгласила стратегию решения в будущем ряда глобальных задач. В ряде стран (США, Израиле и др.) активно внедряется эффективная нормативно-правовая поддержка инноваций. Правительство США возложило ответственность на НАСА обеспечивать коммерциализацию всей космической деятельности страны. На данный момент, в сопряженные отрасли экономики США

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.