ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Применение налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа в Российской Федерации Сенчакова К. И.
Сенчакова Кристина Игоревна / Senchakova Christina Igorevna - студент, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: налог на добычу полезных ископаемых занимает центральное место в системе налогообложения природных ресурсов. Экономическая позиция в мире, которую сейчас занимает Российская Федерация, определяется количеством, качеством и стоимостью извлекаемого из ее недр природного сырья, в том числе природного газа.
Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, природный газ, ставки, налоговый маневр.
Существует довольно многочисленная группа налоговых и неналоговых платежей, связанных с пользованием природных ресурсов. Как следствие, они применяются в основном в добывающих отраслях и представляют собой плату за использование и добычу природных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых является важным источником доходов федерального бюджета Российской Федерации, который уплачивается недропользователями с 2002 года.
Газовая промышленность в Российской Федерации включает в себя предприятия, которые осуществляют геологоразведочные работы, бурение и эксплуатацию скважин, добычу, транспортировку и хранение газа. Единая система газоснабжения (ЕСГ) - разветвлённая сеть магистральных газопроводов, которая обеспечивает потребителей газом с газовых месторождений Тюменской, Оренбургской и Астраханской области, а также Республики Коми. Данная сеть имеет более 150 тыс. км и располагает 264 компрессорными станциями. Добыча газа в Российской Федерации находится в числе мировых лидеров благодаря достаточному уровню внутреннего спроса и поставок на внешние рынки.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ [2].
Согласно Закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1, статус пользователя недр организация или индивидуальный предприниматель приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр.
На основании ст. 336 НК РФ объектом налогообложения признаются:
• полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
• полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
• полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ [8].
Полезное ископаемое - продукция горнодобывающей промышленности и
разработки карьеров, которая содержится в фактически добытом из недр минеральном сырье. Добытое полезное ископаемое, первое по своему качеству, должно соответствовать национальному стандарту, стандарту вида экономической деятельности, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого -стандарту организации.
По мнению налоговых служб, первый товарный продукт - это то, что может быть реализовано налогоплательщиком, а мнение налогоплательщиков - это то, что они непосредственно добыли. Тем самым, возникает проблема определения того объекта налогообложения, с которого начисляется НДПИ. В данном споре арбитражные суды поддерживают мнение налогоплательщиков, что первым товарным продуктом признается продукт, прошедший лишь первичную переработку. Из-за неверного определения объекта налогообложения НДПИ налоговая база и, соответственно, сумма налога будут исчислены в заниженных размерах, что повлечет за собой поступление налоговых доходов в бюджет государства в заниженных размерах.
Как следствие, налоговые ставки НДПИ дифференцированы по видам полезных ископаемых. В газодобывающей отрасли почти каждый год законодательство по налогу на добычу полезных ископаемых претерпевает изменения, касающихся ставок, что может быть объяснимо лишь сильной налоговой нагрузкой. Рассмотрим, как за последние годы менялись ставки налога при добыче природного газа (Рисунок 1).
Изменение ставок р/тыс.м3
300 700 500 Б00 400 300 200 100 О
2004 2005 200Б 2007 2006 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2Q1Ï
Рис. 1. Изменение ставок НДПИ при добыче природного газа за период
До 2004 года использовалась плоская шкала налогообложения природного газа. К этому времени созрела необходимость отказа от нее, так как началось активное освоение новых месторождений.
Прослеживая тенденцию к изменению ставки на добычу природного газа, следует обратить внимание, что ее постепенный рост начался с 2011 года, и к 2014 году налоговая нагрузка на газодобытчиков, в частности ОАО «Газпром», возросла в 4,8 раза. Очевидно, что несоответствие роста налоговой нагрузки и установление на федеральном уровне внутренних цен на газ стали причиной введения Федерального закона № 263-Ф3 от 30.09.2013 и совершенно новой ставки НДПИ.
Рассмотрим эволюцию использования различных ставок на природный газ с 20132015 гг. (Таблица 1). К данному виду полезных ископаемых применяется специфическая налоговая ставка и зависит от количества добытого ископаемого.
Введение новой схемы налогообложения (изменение ставок) свидетельствует о том, что даже такая успешная компания, как ОАО «Газпром», не в состоянии нести такое существенное налоговое бремя.
Таблица 1. Размер налоговой ставки НДПИ на природный газ по периодам ее введения
и фактического применения
Основание Ставка НДПИ на природный газ по периодам ее введения в рассматриваемом горизонте, р/тыс. м3 Фактический период действия
2013 2014 2015
01.01 -30.06 01.07 -31.12 01.01 -30.06 01.07 -31.12
№338-Ф3 от 28.11.11 582 622 01.01.12 -30.06.13
№204-Ф3 от 29.11.12 - 622 700 788 01.07.13 - 30.06.14
№263-Ф3 30.09.13 - Введена новая система налогообложения 35 руб. за 1000 м3 01.07.14 - и далее
В представленной ниже таблице 2 приведено сравнение уплаты ОАО «Газпром» за девять месяцев, закончившихся 30 сентября в 2013 и 2014 гг [5].
Таблица 2. Изменение НДПИ 2013-2014
За девять месяцев закончившихся 30 сентября
2013 2014
Налог на добычу полезных ископаемых 369293 411774
Итак, НДПИ увеличился на 12 % и составил 411 774 млн. руб. Данное изменение, главным образом, связано с динамикой изменения ставок налога на добычу газа.
Налоговой базой признается количество добытых полезных ископаемых (нефть, природный газ, газовый конденсат) и стоимость добытых полезных ископаемых (нефть, природный газ, газовый конденсат на новых морских месторождениях).
Рассмотрим более подробно природный газ как объект налогообложения НДПИ, относящийся к углеводородному сырью. Природный газ представляет собой смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при медленном анаэробном разложении органических веществ.
После введения главы 26 в Налоговый Кодекс РФ произошли существенные изменения при определении налоговой базы для добычи природного газа. Главным определителем налоговой базы на природный газ до 2001 года была его реализация, и налог рассчитывался с помощью адвалорной ставки (15 %, 30 %). Налоговая база на новом морском месторождении на период с 1 января 2016 года будет использовать стоимость, так же как и в акцизе на природный газ, удовлетворяющую условиям НК РФ.
Налоговая база по каждому из объектов определяется налогоплательщиком самостоятельно в основном как количество добытого природного газа, а также, в случае добычи полезного ископаемого на новом морском месторождении, путем определения стоимости. Отличительная особенность ее определения состоит в том, что она определяется отдельно по каждому объекту применительно к каждой налоговой ставке.
Количество добытого полезного ископаемого определяется одним из двух видов: прямым (посредством применения измерительных устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого природного газа или конденсата) методом. Следует отметить, что косвенный метод применяется в случае, если определение количества добытого полезного ископаемого невозможно прямым методом.
Распределение НДПИ в бюджет
Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, но распределяется между тремя уровнями бюджета: федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет [1]. При этом следует иметь в виду, что данное распределение зависит от вида полезного ископаемого.
Таблица 3. Доля НДПИ в налоговых доходах федерального бюджета и консолидированного
бюджета РФ 2015 [6]
Виды доходов Консолидированный бюджет Федеральный бюджет,
РФ, млрд. руб. млрд. руб.
Всего доходов 3403,00 2278,94
Налог на добычу полезных ископаемых 468, 38 460,72
Удельный вес % 14 20
Анализируя Таблицу 3, приходим к выводу, что доля налога на добычу полезных ископаемых в федеральном и консолидированном бюджетах является значительной и занимает лидирующее место среди всех налоговых поступлений. На современном этапе развития данный налог является одним из прибыльных для России.
Рост поступлений налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты государства связан с тем, что с каждым годом количество добываемого природного сырья растет, так как увеличивается число освоенных месторождений.
Таблица 4. Прогноз доходов федерального бюджета [7]
млрд. рублей
Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
отчет %% ВВП Закон 201-ФЗ %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП
1 2 } 4 5 6 7 8 9 10 11
До иды. всего 13 019,9 19,5 14 133,« 19,9 14 923.9 19,6 15 493,2 13.3 16 272,7 13.1
в том числе:
Нефтегазовые доходы 6 534,0 9.Е 7480,2 10.5 7 520,6 9.9 7 516,1 9.1 7 590,9 8.4
е том числе:
НДПИ 2 514,5 3,3 2 917.1 41 3 052.4 4.0 3 209.6 3.9 3 251,5 3.6
Рассматривая прогноз доходов федерального бюджета (Таблица 4), мы наблюдаем снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015-2017 годах. По мнению ведущих специалистов, причина состоит в том, что снижение экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.
Следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 % [1] (Таблица 5).
Таблица 5. Доля НДПИ в федеральном бюджете при добыче природного газа [7]
Показатель 2011 2012 2013 2014
НДПИ при добыче природного газа, млрд. руб. 138,2 275,84 339,46 372,87
Удельный вес, % 2,5 4,9 6,0 6,1
Направления совершенствования
На протяжении уже нескольких лет широко обсуждался вопрос о необходимости реформирования взимания налога на добычу полезных ископаемых.
Министерство финансов РФ в 2014 выступило с инициативой внести коррективы в действующую фискальную систему, которые будут направлены на дополнительное стимулирование добывающего сектора и повышение эффективности переработки природного газа и газового конденсата. В настоящий момент ведется работа по разработке дальнейших шагов «налогового маневра», которые будут определяться с учетом достигнутых договоренностей между Российской Федерацией и странами-партнерами.
Итак, по результатам 2014 года планируется разработка проекта федерального закона, который будет иметь следующие направления по начислению НДПИ на природный газ и газовый конденсат:
• ставки 0 рублей при добыче газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Гыданский в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа;
• ставки 0 рублей при добыче газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Гыданский в границах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Налоговые льготы также не останутся без внимания. Планируется рассмотрение вопроса о возможности установления налоговых льгот для приоритетных проектов с участием зарубежных инвесторов в области газодобычи и транспортировки газа.
Без сомнения, доходы федерального бюджета РФ напрямую связаны с эффективностью работы предприятий газовой отрасли, так как доля НДПИ составляет 20 % среди всех налоговых и неналоговых поступлений. С другой стороны, на эффективность их деятельности существенное влияние оказывает государственная политика регулирования деятельности. Из этого следует, что для поддержания успешной работы компаний необходима оптимизация налогообложения, что и планирует Министерство финансов РФ в текущем году.
Литература
1. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ): текст с изм. и доп. на 2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 256 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) - Москва: Проспект, КноРус, 2015 - 1056.
3. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко, - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С. 270.
4. Нефтегазовые доходы и налог на добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ. Зубарева Т. А. Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т. 5. № 42. С. 120a-123.
5. Анализ и оценка руководством финансового положения и финансовых результатов деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gazprom.ru/.
6. Министерство Финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.minfin.ru/.
7. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.minfin.ru/.
8. ФНС.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/.
Проблемы привлечения заемных средств российскими компаниями и пути их решения Акопян К. Г.
Акопян Кристина Галустовна /Akopyan Kristina Galustovna - студент, кафедра финансовых рынков и финансового инжиниринга, кредитно-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы привлечения заемного капитала российскими компаниями на зарубежных рынках посредством еврооблигаций на фоне санкций в отношении России. Анализируются возможные альтернативные пути привлечения средств. Рассматривается степень прозрачности эмитентов фондовой биржи ММВБ.
Ключевые слова: облигации, Московская биржа, информационная прозрачность.
Введение санкций со стороны США и Европейского союза в отношении ключевых российских компаний значительно ударило по отечественной экономике. Секторальные санкции затронули компании конкурентоспособных отраслей, таких как нефтегазовая (Газпром, Роснефть и др.), банковская (ВТБ, Сбербанк, ВЭБ и др). В итоге суверенный кредитный рейтинг России был понижен агентством S&P в январе 2015 года с ВВВ - до «мусорного» уровня ВВ+ с прогнозом «негативный» [1]. Статистика в отраслевом разрезе показывает преобладание банковского сектора, доля которого с 2010 г. к январю 2015 г. выросла с 55 % до 76 %, второе место занимает нефтегазовая отрасль (с 19 % снизилась до 13 %), данный факт отразился на оценке инвесторами еврооблигаций отечественных эмитентов [2].
По итогам 2014 года объем размещений еврооблигаций российских эмитентов сократился по сравнению с предыдущим годом в 4 раза с $43,3 млрд. до $11,1 млрд. При этом существенно снизилось и количество эмитентов (с 49 до 17), и количество эмиссий (с 127 до 50) [2]. Это стало ответной реакцией в результате резкого увеличения ставок купонов по размещаемым облигациям. При этом обращающиеся евробонды российских эмитентов существенно потеряли в цене и торговались с дисконтом в 30 % и более. В начале 2015 года началось частичное восстановление стоимости российских еврооблигаций с дисконтом в 5-10 %.
В отличие от западных агентств, которые понизили кредитные рейтинги большинства российских компаний, азиатские агентства имеют более оптимистичный взгляд на их финансовую устойчивость, присваивая эмитентам довольно высокие рейтинги. К примеру, ведущее китайское рейтинговое агентство