ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ШТУРМАНОВ
THE MODULAR-RATING SYSTEM KNOWLEDGE IN THE TRAINING OF MILITARY NAVIGATORS
С. В. Колосов
В статье рассматривается модульно-рейтинговая система и ее практическое применение при оценке знаний в системе профессиональной подготовки военных штурманов ВВС РФ.
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, оценка знаний, подготовка, военный штурман.
S. V. Kolosov
This article deals with the module-rating system and its practical application in the assessment of knowledge in the training of military navigators Russian Air Force.
Keywords: module-rating system, the assessment of knowledge, training, military navigator.
Проблема качества подготовки специалиста на современном этапе является общей для всех видов профессионального образования. Это в полном объеме относится и к подготовке военных штурманов. Система подготовки штурмана направлена на подготовку его к выполнению функциональных задач по предназначению. Критерием данной подготовки является эффективность их выполнения. При этом системной основой выполнения функциональных задач является «опорный вариант» выполнения этой задачи. В данном аспекте опорный вариант рассматривается как компромисс возможностей по досягаемости до цели, по нанесению урона «противнику» и по преодолению его системы обороны. На выбор опорного варианта оказывают большое влияние информация о следующих факторах: дальность и продолжительность полета, уязвимость и защищенность военных объектов «противника» и ожидаемый характер противодействия системы обороны.
Согласно работе [1], выпускник штурманского вуза должен знать все за руководителя штурманской службы подразделения и основные положения на одну ступень выше занимаемой должности. При этом содержание подготовки проходит по принципу «от простого к сложному».
Предложенная педагогическая система подготовки летного (штурманского) состава в условиях информационно-психологического воздействия позволяет акцентировать внимание на:
• фундаментальную теоретическую основу подготовки, каковой является системный синтез законов и принципов, изучаемых на тактико-специальных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах, отражающих характер влияния основных факторов на эффективность выполнения основной задачи;
• методологическую основу подготовки, которая объединяет объект, предмет, метод тактико-специальных дисциплин и динамичность этой системы при решении боевых задач;
• реализацию принципов простоты, доступности и конкурентности, которые позволят повысить качество
процесса подготовки (эффективность использования выпускников по предназначению).
Основные положения вышесказанного представлены на рисунке.
Применительно к данной педагогической системе подготовки штурмана на основе индивидуального подхода в условиях информационно-психологического воздействия предлагается к использованию так называемая модульно-рейтинговая система оценки знаний.
Педагогическая система подготовки штурманов представляется сложной многоуровневой моделью, включающая в себя основные элементы (Э):
• способности курсанта и его личное отношение к овладению профессией штурмана (мотивация);
• моральный микроклимат в учебной группе (при нахождении на занятиях, в местах проживания, выполнении обязанностей военнослужащего и т. д.) и в летном экипаже при выполнении полетов;
• психофизиологическая готовность курсанта к овладению профессией с «нулевого» уровня (Р)
• создание сложной информационной обстановки в период проведения всех видов занятий и при выполнении полетов и т. д.
Для штурманского вуза можно использовать полиноминальные модели [2-3]:
А = к£ + к2в + Бк3Э
Б = к А + БкЭ (1)
4 5 4 '
G = к А + БкЭ
где: А - оценка знаний курсанта;
Б - оценка курсантом своих особенностей;
G - оценка мотивации курсанта;
Расчеты проведены с учетом специфических весовых коэффициентов типа к1^к7, которые приведены в табл. 1.
Анализируя табл. 1, можно отметить, что модель не способна объективно учесть влияние всех параметров на процесс обучения. Поэтому необходимо улучшить функционально сам процесс обучения, что позволит поднять интерес каждого обучаемого к учебе, а это в свою очередь позволит говорить о важности развития мотивации
Рис. Система подготовки штурмана на основе индивидуального подхода в условиях информационно-
психологического воздействия (вариант)
Таблица 1
Специфические весовые коэффициенты
№ п/п Основные элементы Весовые коэффициенты
1 Курс обучения К1= 0-0,8
2 Образовательный уровень К2= 0-0,5
3 Оценочный уровень преподавателя К3= 0-0,3
4 Характеристика ВУЗов, законченных преподавателем К4= 0-7,5
5 Опыт преподавателя (педагогический) К5= 0-0,8
6 Опыт преподавателя (практический в войсках по специальности) К6= 0-0,8
7 Текучесть преподавателей в процессе обучения К7= 0,2
в учебно-воспитательном процессе. Применение рейтин-го-модульной системы поднимет успеваемость каждого обучаемого и упрочит его знания.
При изучении тактико-специальных дисциплин (тактика, военная история, управление подразделениями в повседневной деятельности, вопросы разработки предложений на принятие решений и т. д.) предлагается следующая рейтинго-модульная система (табл. 2).
В основе модели профессиональной подготовки и педагогической системы заложена целевая направленность штурманского вуза: подготовка офицера, способного в условиях информационно-психологической войны выполнять боевые задачи по предназначению. На протяжении всего процесса подготовки прослеживается системная основа, которая выражается в выборе опорного варианта маршрута, вариантов загрузки средств поражения, состава групп тактического назначения при самом непосредственном участии штурмана.
Учитывая вышесказанное, обучаемый на занятиях должен получить оценку (баллы) от 1 до 4. В зависимости от качества выполненной работы на занятиях оценки могут быть следующие: «неудовлетворительно» - 1, «удовлетворительно» - 2, «хорошо» - 3, «отлично» - 4. Допол-
нительные баллы могут быть начислены за своевременное выполнение задания - 4. Сумма баллов, набранная за период изучения каждого модуля, суммируется. По окончании изучения модуля проводится промежуточный контроль знаний (дифференцированный зачет или экзамен), оценка за который входит в общий рейтинг обучаемого. Как условием допуска к промежуточному контролю можно принять минимальную сумму баллов (Стп), которую обучаемый должен набрать при выполнении всех учебных заданий:
Ст.п = З(ГЗ) . 4 + З(ПЗ) . 2 + 3(ТК) . 2 (2) где ГЗ - групповое занятие; ПЗ - практическое занятие; ТК - текущий контроль; 3 - количество заданий; 4,2,2 - баллы за выполненные задания. При сравнении с максимальной суммой баллов (Ста) обучаемому дается возможность повысить количество баллов за счет работы на основных видах занятий. Стимулирующим фактором может служить освобождение обучаемого от сдачи итогового экзамена при
получении С с выставлением оценки «отлично». Мо' тах ^
дульная система предполагает следующие особенности
Таблица 2
Рейтинго-модульная система
Модули Содержание модулей Отчетность
Модуль 1 (семестры 1-2) - подготовка курсанта в качестве военнослужащего; - изучение тактико-специальных основ; - изучение военно-исторических основ Комплексный экзамен
Модуль 2 (семестры 3-4) - расширенное изучение военно-исторических аспектов применительно к тактико-специальным дисциплинам Экзамен
Модуль 3 (семестры 5-6) - изучение вооруженных сил основных государств; - изучение основ применения военно-воздушных сил; - изучение основ управления подразделениями в мирное время Экзамен
Модуль 4 (семестры 7-8) - изучение основ применения военно-воздушных сил по специализации; - практическая отработка выполнения основных задач по предназначению; - изучение объектов действия по специализации; - отработка вопросов принятия решения на выполнение задач по предназначению Комплексная курсовая работа
Модуль 5 (семестры 9-10) - практическая войсковая стажировка; - разработка выпускной квалификационной работы (ВКР) Отчетность о войсковой стажировке, ВКР
порядка и проведения, которые доводятся до обучаемых и преподавателей:
• общее количество изучаемых модулей и их конкретное содержание;
• систему оценки знаний обучаемого за все виды работ (включая и выполнение практических полетов);
• сроки выполнения каждого модуля и промежуточной аттестации;
• установленные значения Ст.п по каждому модулю и т. д.
Рейтинговая система позволит дать объективную развернутую оценку знаний (подготовленности) курсантов по всем изучаемым дисциплинам в виде рейтинга, который должен учитываться при последующих аттестациях (представление к классной квалификации, назначения на вышестоящую должность и т. д.).
Объективность оценки повысится, если учесть индивидуальные качества курсанта при различных значениях:
- разности между количеством информации передаваемой преподавателем и информацией, усвоенной курсантом;
Ь($ - количественной меры потока входной информации (бит/с);
Щ - коэффициента восприятия учебной информации (1/с);
Тз($ - времени запаздывания в восприятии входной обучающей информации (с).
Учет индивидуальных качеств возможен при задании начального уровня знаний, которым владеет курсант на начальном этапе обучения. Индивидуализм проявляется в особенностях обучения штурмана: если в учебных аудиториях (прохождение теоретической подготовки) присутствует 100% учебной группы при 1 преподавателе, то при выполнении учебных полетов (практическая подготовка) на 1 самолете присутствует 25-30% учебной группы и обучение проводят 3-4 подготовленных штурмана-инструктора.
Если принять, что индивидуальный коэффициент обучения (I) равен:
I = К. Тз,
то каждый курсант характеризуется индивидуальным присущим только ему коэффициентом восприятия (К) и временем запаздывания (Тз).
Наибольшее влияние на результаты окажет изменение коэффициента восприятия, который тесно связан с изменяющимся от семестра к семестру уровнем мотивации к обучению, а также индивидуальным будет время восприятия информации. На результат обучения окажет
влияние и так называемый коэффициент усвоения информации - Ки. В системе обучения при фиксированном времени занятия можно оптимизировать коэффициент усвоения информации за счет повышения коэффициента восприятия информации, что достигается повышением уровня мотивации. Время запаздывания служит характеристикой времени интериоризации информации и характеризует индивидуальные способности к обучению. В основном эта характеристика определяется психотипом личности. Зависимость времени усвоения информации от времени запаздывания проявляется в меньшей степени, чем от коэффициента восприятия.
Таким образом, можно утверждать, что мотивация сильнее влияет на качество обучения, измеряемое коэффициентом усвоения, чем способности обучающегося, выраженные его индивидуальным временем запаздывания.
При всей значимости понятия «мотивация» в подготовке (обучении) штурмана нельзя не отметить важность в профессиональной деятельности штурмана-специалиста такого качества, как компетентность. Компетентность характеризует личные качества штурмана в совокупности с его квалификацией (владение специальными знаниями и опытом), что позволяет принимать участие в разработке специфических задач и решать их (например: принятие решения на боевые действия).
С ростом штурмана как профессионала не только изменяются его компетентности, но и увеличивается число компетенций, что характеризует качественную сторону его профессиональной деятельности. С каждой новой должностью (присвоение очередного воинского звания, присвоение классной квалификации) сфера компетенций расширяется.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сборник методических рекомендаций ГУК МО РФ: Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении. М.: Гл. упр. кадров МО РФ, 2003.
2. Сафонов А. Ф., Зинченко Е. А., Грантберг И. И. [и др.]. Рейтинг в вузе: закономерное и случайное // Высш. образование в России, 1994. № 3. С.66-77.
3. Лифшиц Н. А., Пугачев В. Н. Вероятностный анализ систем автоматического управления. М.: Сов.радио, 1963. С.209-212.
4. Курс боевой подготовки Дальней авиации. М.: Воениздат, 2001.140 с.