ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ВВС РФ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
С.В. Колосов
Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессионального образования в вузах в системе ВВС РФ в условиях информационного и психологического воздействия.
Ключевые слова: ВВС РФ, информационно-психологическое воздействие, профессиональное военное образование.
Summary. The article deals with the peculiarities of professional education in the university system of the Russian Air Force under the information and psychological influence.
Keywords: Russian Air Force, information and technology influence, professional military education.
128
Система образования РФ в настоящее время находится на этапе коренных изменений. Основой для этих изменений являются требования Президента, Министерства обороны и Министерства науки и образования РФ.
Сущность современной системы образования в вузах ВВС РФ заключается в многоступенчатой подготовке специалиста (штурмана) и «...предполагает приоритетное развитие индивидуального начала.». При этом основные приоритеты системы образования заключаются в следующем:
• обеспечение доступности качественного образования на современном этапе;
• повышение конкурентоспособности профессионального образования;
• создание системы непрерывного образования для выполнения штур-
маном функциональных задач по предназначению;
• построение система образования на основе полного использования личностных психофизиологических качеств обучаемых;
• формирование информационного синтеза и получение предметных результатов подготовки специалиста (штурмана).
На начальном этапе закладывается фундаментальная база подготовки к выполнению боевой задачи в целом. Задача решается посредством изучения информации о состоянии и развитии вооружения и военной техники иностранных государств, основах теории управления, основных вопросах воздушной навигации, применения средств поражения, радиоэлектронной борьбы. Непосредственное влия-
ЕК
ние на подготовку оказывают вопросы развития вооруженных сил и форм их применения, алгоритм работы штурмана при принятии решения на боевые действия. Все вышеперечисленные вопросы изучаются на таких учебных дисциплинах, как: военная история; управление подразделениями в мирное время, вооруженные силы иностранных государств, воздушная навигация, применение средств поражения, радиоэлектронная борьба.
Выполнение непосредственно функциональных задач (при существующей программе обучения 5 лет), действий при полете к объекту и в районе объекта осуществляется с помощью информации о предмете тактика, об объектах действий, об основах теории управления, дифференциально-интегральная информация тактико-специального характера. При решении данной задачи изучаются системы принципов тактики в военной истории, роль авиации в военных действиях, основы теории решений, решение основных задач воздушной навигации, применения средств поражения, радиоэлектронной борьбы. Изучение этих вопросов осуществляется на таких учебных дисциплинах, как: военная история; управление подразделениями в мирное время, вооруженные силы иностранных государств, воздушная навигация, применение средств поражения, радиоэлектронная борьба и тактика ВВС РФ и летного состава (штурмана).
Необходимо отметить, что кандидаты на поступление в штурманский вуз ВВС РФ, как правило, заканчивают среднее муниципальное общеобразовательное учреждение и специальной подготовки не проходят. Поэтому на данном этапе проводится профессионально-психологический отбор (ППО) с целью вы-
явления индивидуальных психологических и психофизиологических качеств кандидата, их соответствие летной работе и характеризующих основные психические процессы, функции и личностные качества будущего военного штурмана: восприятие, внимание, память, мышление, психомоторику, речь, волевые особенности и организаторские способности. Результаты ППО в первую очередь зависят от социально-психологических факторов: мотивационные аспекты деятельности, особенности социально-психологической и профессиональной адаптации, роль и место специалиста (штурмана) в информационно-психологической системе. Эти факторы оказывают большое влияние на содержание деятельности специалиста (штурмана). При проведении ППО необходимо учитывать то, что важную роль в желании овладеть профессией штурмана у кандидата играет мотивация, которая в процессе обучения постоянно растет.
Важно отметить, что в современной педагогике исследователи в большей степени раскрывают информаци-онно-психоло ги че скую проблему подготовки, опираясь на технологический подход, рассматривая овладение технологиями защиты от негативных информационно-психологических воздействий как фактор обеспечения информационно-психологической войны, тем самым оставляя в тени вопросы личности. Между тем, именно личность выступает субъектом не только защиты, но и преобразования информационной среды.
При рассмотрении данного вопроса мы ориентируемся на принципы информационно-психологического подхода, развивая качества личности, позволяющие ответственно относиться к себе как творцам информационного простран-
129
ства, формируя мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как элементу профессиональной сферы. Исследовав различные подходы к понятию «информационно-психологическая война» в целом, мы остановились на функ-ционально-деятельностном подходе (Н.С. Злобин, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.), который рассматривает данную дефиницию как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе». Данный подход раскрывает глубинные характеристики, деятельностную сущность штурмана, причем понятие деятельности является обобщающим как для характеристики штурмана, так и для характеристики его сущности как субъекта труда, познания, общения.
Теоретическое осмысление современных тенденций в изучении вопро-. „_ сов безопасности (И.М. Быховская, 130 В.Н. Мошкин, И.Н. Немкова и др.), информационных вопросов (А.М. Атаян, О.В. Артюшкин, Н.И. Гендина и др.) и вопросов информационной безопасности (Л.В. Астахова, В.П. Лось, А.А. Ма-люк и др.) позволило нам сделать вывод о том, что в представленных работах обозначаются вопросы актуальности негативного информационного воздействия на психологию человека, подчеркивается важность мировоззренческой, нравственной, психологической готовности к безопасности профессиональной деятельности, раскрываются технологии защиты информации от субъектов информационных отношений и техники распознавания негативных ин-
формационных воздействий, но понятие и вопросы информационно-психологической войны не формулируется.
На основе сформулированного Л.В. Астаховой понятия «информационной безопасности» [1], опираясь на системный и функционально-деятель-ностный подходы, системно-деятель-ностное видение личности, деятель-ностный и профессиональный подходы к проблемам безопасности, мы определяем подготовку в условиях информа-ци онно-психологического воздействия как интегральное свойство, представленное системой духовно-нравственных ценностных ориентаций и определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она способна защитить себя как объекта информационного воздействия и не способна целенаправленно оказывать негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений.
Считаем, что мы можем говорить о подготовке в условиях информационно-психологического воздействия обучаемых (не формировании, воспитании и пр.) как о процессе количественных и качественных изменений структурных (мо-тивационного, технологического, креативного) и функциональных (защитного, преобразующего) компонентов изучаемого явления, поскольку основные элементы, базовый уровень данного вида подготовки уже сформирован.
Целостность и системность процесса подготовки в условиях информационно-психологического воздействия будущих специалистов мы отразили с помощью метода моделирования. Разработанная модель отражает концептуальную основу, содержание и методическую составляющую рассматриваемого процесса, позволяет спрогнозировать
данный процесс, наметить стратегию и тактику дальнейших действий; а ее реализация осуществляется на принципах контекстности обучения, проблемно-сти, принципе обратной связи и рефлексивной активности, сочетании автономности с коллективными и групповыми формами образования (рис. 1).
Системный подход (В.Г Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров и др.) к процессу развития информационно-психологической безопасности обучаемого позволяет рассматривать его как целостную систему, основными компонентами которой являются процессы развития структурных (мотивационного, технологического, креативного) и функциональных компонентов (защитного и преобразующего).
Деятельностный подход (А. Г. Ас-молов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.) предполагает развитие личности в разнообразных видах деятельности, подчеркивает активность усвоения человеком исторического опыта.
Развивая подготовку в условиях информационно-психологического воздействия будущих специалистов, нам необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы в ней воспроизводились и отражались сущностные характеристики данного феномена через призму профессиональной деятельности. Освоение курсантами программы обучения предполагает освоение ими способов творческой деятельности. Социально ценные мировоззренческие и нравственные ценности курсантов выступают основой для преобразования, создания им условий безопасного информационного пространства.
Психосемантический подход (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.П. Петренко, А.Г Шмелев) к изуче-
нию индивидуального сознания личности позволяет нам подойти к изучению культуры информационно-психологической безопасности обучаемого как к форме отражения отношений, ценностей, представлений о безопасности в сознании субъекта, в его образе мира.
Ставя перед собой цель (целевая часть) повышения уровня подготовки в условиях информационно-психологического воздействия курсантов штурманского вуза, на основе анализа структурно-функциональных компонентов культуры подготовки мы выявили инвариантную составляющую содержательного части модели (система знаний, навыков, качеств, способностей, развиваемых в рамках учебных дисциплин: ГСЭ.Ф. 07. «Психология и педагогика», ЕН.Ф.02. «Информатика», СД.Ф.00. «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования, радиолокационные системы, радиоизмерения, устройства отображения информации», ВД. «Тактика, общевоенные дисциплины, РХБЗ, управление подразделениями» и вариативную составляющую (Научно-исследовательская работа по проблемам информационно-психологической войны).
В педагогико-профессиональной части модели обозначены формы и методы организации учебного процесса, направленного на глубокое изучение содержания информационно-психоло ги-ческого воздействия и его влияния на профессиональную деятельность будущих специалистов. Основными формами организации обучения являются: лекция (традиционная, проблемная, дискуссия, бинарная), практические занятия, тренинг, самостоятельная работа, зачет, экзамен, военно-научная исследовательская работа курсантов. Основные методы - теоретико-информационные, поисково-творческие, игровые методы, мето-
131
132
ды самостоятельной работы обучаемых, контрольно-оценочные методы.
Показателями подготовки в условиях информационно-психологи че ско-го воздействия (оценочно-результативная часть), на основании которых мы можем делать вывод о качественном уровне развития данного вида подготовки и результативности реализации комплекса педагогических условий, выступает система знаний, умений, качеств, способностей, определенное сочетание которых отражается в критериях-компонентах (структурные (мо-тивационный, технологический, креативный) и функциональные (защитный, преобразующий) компоненты). Результативность реализации модели подготовки в условиях информационно-психологического воздействия курсантов обеспечивает комплекс педагогических условий.
Первое педагогическое условие - соответствие содержания психолого-педагогических и тактико-специальных учебных дисциплин компонентам видовой структуры информационно-психологической подготовки. Опираясь на принцип системности и последовательности, который предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, мы пришли к выводу, что содержание мотивационного структурного компонента будет выступать приоритетным объектом формирования в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика», технологического компонента - «Управление подразделениями, Информатика», креативного компонента - «Тактико-специальные дисциплины»; содержание защитного функционального компонента (базовый уровень подготовки к информационно-психологической войне) является приоритетным объектом формирования в
рамках учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Управление подразделениями, Информатика»; преобразующего функционального компонента (творческий уровень) - «Тактико-специальные дисциплины».
Второе педагогическое условие -внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов по самостоятельному освоению обучаемыми стратегий обеспечения информационно-психологического воздействия в реальной информационной среде. Каждый электронный учебно-методический комплекс является составной частью учебно-методического обеспечения психолого-педагогических и тактико-специальных дисциплин, представляя собой интерактивный электронный образовательный ресурс, который выполняет учебно-информационную, общеразвивающую и контролирующую функции, а также позволяет установить обратную связь с преподавателем и, самое главное, коллективно обновлять информацию на основе реальных событий, ситуаций, проблем ин-фор мационно-психологической войны. Использование электронных учебно-методических комплексов ориентировано на применение теоретических знаний в практической деятельности.
Для штурманского вуза образовательный процесс является методической задачей по подготовке высококвалифицированных специалистов за отведенное время (программа обучения составляет 5 лет и 3 месяца согласно ГОСТа ВПО), а по мере возможности и за меньшее время (программа подготовки «менеджер»), меньшими усилиями (применение компьютерных технологий, совмещение процесса обучения с практическими полетами и т.д.). В основе подготовки курсантов находит-
ся теория оптимального управления и теория решений. Критерием оптимальности в контексте исследования выступают эффективность, как функция времени, и время решения поставленных задач по образованию и воспитанию. С учетом вышесказанного процесс обучения, являясь составной частью всего педагогического процесса, характеризуется необходимостью выявления основных составляющих этого процесса (обучение в аудиториях, проведение совместных войсковых мероприятий, выполнение практических полетов т.д.); описания характерных связей между ними (преподаватели специальных дисциплин, инструкторы практического обучения, взаимоотношение внутри учебных групп и т.д.); определение основных путей развития процесса обучения. При этом идет опора на дидактические условия; состояние учебно-материальной базы; характер внешнего влияния на коллектив; состояние морально-психологической атмосферы в учебной группе.
В основу процесса обучения заложены следующие принципы:
• принцип направленности обучения на всестороннее развитие личности (офицера - штурмана, инженера);
• принцип связи обучения в вузе с практической деятельностью войск (основной контингент преподавателей опирается в работе с курсантами на личный опыт службы в войсках, в учебном плане отведено время на прохождение войсковых стажировок курсантами-выпускниками);
• принцип научности, объективно отражающий современное состояние подготовки штурманов;
• принцип доступности - содержание, формы и методы обучения в максимально возможной мере долж-
ны учитывать индивидуальные особенности обучаемых.
«Как в образуемом, так и в образующем должна быть по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и его творчестве, ... где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит» [2].
С учетом вышесказанного в основу обучения предлагается заложить модульную систему подготовки, которая подразумевает следующее. Каждому курсу соответствует два модуля обучения (семестры), например: первый курс - это 1 и 2 модули, 2 курс - это 3 и 4 модули и т.д. Методическое насыщение и сопровождение каждого модуля должно соответствовать учебным программам и планам последовательной подготовки штурмана. При этом необходимо учебный процесс строить таким образом, чтобы основы подготовки были реализованы к началу первых учебных полетов курсантов.
Системная подготовка штурмана направлена на подготовку его к выполнению профильных задач по предназначению. Критерием данной подготовки является эффективность, которая решается в сложившейся социально-экономической обстановке и без дополнительного финансирования. Важным аспектом при этом выступает целесообразный результат, повышаемый через мотивацию.
Эффективная профессиональная деятельность выпускника зависит от объема знаний свойственных руководителю штурманской службы подразделения, для которого основной задачей является разработка предложений штурмана на принятие решения выполнения боевой задачи и ее выполнение.
133
134
в S
I £
Я vo
я = ч S
a S
'S
s s
с
Социальный заказ: потребность государства в специалистах, обладающих высоким уровнем подготовки _к информационно-психологической войне_
J I-
Целевая часть
Целевая установка - использование потенциала вуза для качественного изменения структуры и содержания подготовки курсантов. Уровни подготовки - базовый уровень, творческий уровень. Этапы подготовки - ориентированный и деятельностный - для базового уровня; стабилизационный - для творческого уровня подготовки.
Содержательная часть
1. Инвариантный компонент: система знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, норм и правил готовности к ИПВ, поэтапно формируемая в рамках психолого-педагогических и тактико-специальных учебных дисциплин: педагогика, психология, тактическая подготовка, управление подразделениями в мирное время, РХБЗ, парашютная подготовка и выживание летных экипажей.
2. Вариативный компонент: умение создавать (разрабатывать) новые теоретические положения по информационно-психологическим вопросам; умение применять теоретические знания о технологиях ИПВ, проводить научно-исследовательскую работу в прикладном аспекте профессиональной деятельности.
Педагогико-профессиональная часть
Формы: лекция (традиционная, проблемная, дисскусия, бинарная), практические и групповые занятия, тренинг, самостоятельная работа, зачеты, экзамены, военно-научная работа курсантов.
Методы: теоретико-информационные, поисково-творческие, методы самостоятельной работы, контрольно-оценочные.
Оценочно-результативная часть
аксиологическии,
Критерии - когнитивный, перцептивный, мыследеятельностный, коммуникативно-творческий.
Показатели: 1) защитные - потребность в защите от негативных информационно-психологических воздействий (НИПВ) в условиях ИПВ; знания и владение технологиями защиты от НИПВ в условиях ИПВ; способность к творческому, нестандартному принятию решения вопросов ИПВ; 2) преобразующие - потребность следовать принципам ИПВ, наличие ценностных ориентаций; знания и владение технологиями ИПВ; способность прогнозировать профессиональную деятельность с позиции ИПВ.
Уровни - интуитивный; ситуативный; рациональный; ценностный; творческий.
5 ч
О о
6 *
s §
w м s _
ssgg es
io 2 S О So
О О и „ S С u g и я H ^
й я 2&
И „ о s " ¡^ ffi 4
5HOS
¡S й S з
ÇOfflffl a s Й о as щ с
s,5 и Ъ o}g s a
Д-О H "
H &<u
Результат: переход на новый качественный уровень подготовки к ИПВ
Рис. Модель подготовки летного состава в вузе в условиях информационно-психологического воздействия и комплекс педагогических условий ее реализации
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Астахова Л.В. Теория информационной безопасности и методология защиты информации: Конспект лекций. - Челябинск, 2006. - 361 с.
2. Психология и педагогика высшей военной школы. Учебное пособие / В.И. Варваров, В.И. Вдовок и др.; под ред. А.В. Ба-рабанщикова. - М.: Воениздат, 1989. -155 с. ■
ЕК