УДК 159.923
Шипова Наталья Сергеевна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ «КРАТКИЙ ОПРОСНИК ВОЗ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ» В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06-00812-ОГН
В статье раскрыты возможности применения Краткого опросника ВОЗ для оценки и анализа качества жизни взрослых лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья и/или инвалидность. Приведено сопоставление имеющихся на сегодняшний день вариаций данной методики. Представлены эмпирические результаты ее использования для изучения особенностей лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Выявлено отсутствие значимых различий по параметрам качества жизни в группах респондентов с типичным и нарушенным развитием. Респонденты с нарушенным развитием демонстрируют высокое субъективное благополучие, отмечают удовлетворяющее их основные потребности и отвечающее их желаниям качество жизни; также отмечено достаточное физическое и психологическое благополучие, субъективное ощущение собственной успешности в социальном взаимодействии. Обнаружены корреляционные связи показателей качества жизни и субъективного благополучия в группе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены различия в выраженности показателей качества жизни в разных группах испытуемых в зависимости от типа нарушения. Обнаружены значимые различия между респондентами с нормативным развитием и лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата по шкале микросоциальной поддержки. В завершении статьи делается вывод о возможности применения данного психодиагностического инструмента в исследованиях лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.
Ключевые слова: качество жизни, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, краткий опросник ВОЗ, взрослые инвалиды с детства.
Трансформация современного общества, высокая динамика изменений социально-экономической и социально-психологической сфер диктует науке значительный темп развития, чтобы адекватно отражать все происходящие изменения. Тематика качества жизни является значимой в междисциплинарном аспекте, однако до конца не изученной относительно представителей различных категорий общества.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), качество жизни - это восприятие человеком его позиции в жизни в контексте той культуры и системы ценностей, к которым он принадлежит и которые разделяет, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами [13].
Качество жизни, связанное со здоровьем, рассматривается как интегральная характеристика трех сфер функционирования человека: физической, психической и социальной, с точки зрения его субъективного восприятия [10]. Данное понятие разграничивает параметры, относящиеся к медицинской трактовке феномена, и выделяет их из общей концепции [2; 7]. Психологи склонны больше акцентировать внимание на субъективном восприятии
своего состояния физического, психологического, социального благополучия, статуса здоровья и способности вести полноценную жизнь [2; 4]. Важным фактором анализа феномена качества жизни является собственная активность человека [3].
Для всесторонней оценки качества жизни С. А. Хазова и коллеги (2017) предлагают оценивать следующие переменные: субъективная оценка качества жизни и состояния здоровья, физическое и психологическое благополучие, социальное благополучие, восприятие качества микросоциальной поддержки, самовосприятие, субъективное благополучие, смысложизненные ориентации, стратегии копинг-поведения как отражение активности субъекта по преодолению трудностей и стрессов повседневной жизни [1].
Наиболее распространенными для изучения качества жизни являются опросники. Существует деление опросников на общие (оценка качества жизни в целом) и специальные (направлены на определение и уточнение конкретных параметров качества жизни). Типология методов диагностики качества жизни и частота их встречаемости приведена в работе Е.И. Рассказовой (см. табл. 1) [6].
Таблица 1
Типология методов диагностики качества жизни
Тип методик Доля в частоте встречаемости (в %)
Общие методики 22
Методики оценки отдельных измерений или доменов качества жизни 18
Методики, специфичные для группы людей (либо болезни) 46
Методики, связанные с экономической оценкой полезности 10
Индивидуализированные методики и техники 1
250
Вестник КГУ ^ 2018
© Шипова Н.С., 2018
Выделены специальные критерии, предъявляемые к опросникам, изучающим данный предмет:
1) универсальность - охват всех параметров здоровья;
2) надежность - фиксация индивидуальных уровней здоровья у разных респондентов;
3) чувствительность к клинически значимым изменениям состояния здоровья каждого респондента;
4) воспроизводимость;
5) простота в использовании, краткость;
6) стандартизация - наличие единого варианта стандартных вопросов и ответов для всех групп респондентов;
7) оценочность - существование количественной оценки параметров здоровья [9; 12].
На разных этапах развития психологической науки для оценки качества жизни применялись следующие опросники: Краткая форма оценки здоровья - MOS SF-36 (Medical Outcomes Study-Short Form) (J.E. Ware, 1993); Опросник оценки качества жизни Европейской группы изучения качества жизни (EuroQol; EQ-5D) (1991); Госпитальная шкала тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale [HAD]) (Zigmond A.S. и Snaith R.P., 1983); Индек собщего психологического благополучия (Psychological General Well-Being Index); Профиль влияния болезни (Sickness Impact Profile) - 12 категорий, 136 вопросов; Нот-тингемский профиль здоровья (Nottingham Health Profile); Индекс благополучия (Quality of Well-Being Index [QWBI]); Опросник здоровья Мак Мастера (McMaster Health Index Questionnaire [MHIQ]); Опросник детского здоровья (Child Health Questionnaire [CHQ]); Опросник оценки качества жизни в педиатрии (PedsQL); Обобщенная шкала оценки качества жизни (Overall Qualityof Life Scale); Индекс качества жизни (Quality of Life Index); MFI-20 (The Multidimensional Fatigue Inventory) (Smets et al., 1995); POMS (Profile of Mood States) (McNair et al., 1971) [11; 13].
Е.А. Рассказовой были приведены следующие методологические трудности, свойственные процессу психологической диагностики при использовании различных тестовых методик:
1) смешение исследуемых характеристик (например: состояние, удовлетворенность состоянием, динамика состояния, оценка трудностей, связанных с состоянием);
2) отсутствие надежной и валидной русскоязычной версии [5].
Проект Всемирной организации здравоохранения по созданию опросника, исследующего субъективное восприятие качества жизни, был инициирован в 1991 году. Его основной целью была разработка и внедрение в практику работы специалистов психологического направления инструментария для оценки качества жизни. Методика, запла-
нированная как результат данного проекта, должна была оценивать ощущения отдельных людей в кон -тексте их культуры и системы ценностей, а также их личных целей, стандартов и интересов. Помимо стандартных требований к психологическим тестовым методикам, она должна была отвечать критерию интернациональности, то есть результаты ее должны были быть сопоставимы в различных культурных условиях проживания респондентов, вне зависимости от социального, культурного, демографического и политического контекста.
Итогом совместной работы ряда центров в разных странах мира стала разработка методики оценки качества жизни WHOQOL - World Health Oranization's Qualitiof Life.
Существуют три вариации данной методики [13]. Основные их характеристики представлены в таблице 2.
В современной психологии одной из наиболее актуальных проблем является недостаточность методического инструментария, адаптированного к возможностям восприятия и переработки информации респондентами с нарушениями в развитии. Ответом на существующее противоречие между малой разработанностью проблемы качества жизни особых групп и ее высокой социальной значимостью является исследование качества жизни взрослых инвалидов с детства, проводимое в Костромском государственном университете. Данное исследование отличается особой актуальностью, поскольку предполагает на методическом уровне решение задач разработки методических стратегий, создания комплекса адекватных проблеме исследования лиц с различными нарушениями здоровья (в том числе сенсорными и интеллектуальными) психодиагностических методик, что создаст основу для продвижения практики психодиагностики в работе с «особыми» респондентами.
Реализация этой проблемы предполагается через решение следующих задач: разработка клинического интервью, критериев экспертной оценки для изучения качества жизни, разработка процедуры проведения исследования, предъявления сти-мульного материала и фиксации результатов применительно к лицам с ОВЗ.
Особенностью данного исследования является комплексность анализа изучаемого феномена: качество жизни предполагается исследовать системно, не только со стороны здоровья либо субъективной удовлетворенности жизнью, но в совокупности его объективных и субъективных показателей, личностных и социокультурных детерминант, жизненной траектории, обеспечивающей его определенный уровень.
Методический комплекс исследования включает разнообразный методический инструментарий. В данной статье мы представим результаты двух используемых методик:
Таблица 2
Варианты Опросника качества жизни ВОЗ
Вариант методики Целевая группа Количество вопросов Количество изучаемых сфер Наименования шкал
Опросник качества жизни всемирной организации здравоохранения (ВОЗКЖ-100; WHOQOL) Взрослые люди 100 6 сфер 24 субсферы оценка общего восприятия качества жизни и оценка здоровья (интегральные показатели); Итоговое значение опросника Общее качество жизни и состояние здоровья Физическая сфера: - Физическая боль и дискомфорт; - Жизненная активность, энергия и усталость; - Сон и отдых. Психологическая сфера: - Положительные эмоции, - Мышление, обучаемость, память и концентрация (познавательные функции); - Самооценка; - Образ тела и внешность; - Отрицательные эмоции. Уровень независимости: - Подвижность; - Способность выполнять повседневные дела; - Зависимость от лекарств и лечения; - Способность к работе. Социальные отношения: - Личные отношения; - Практическая социальная поддержка; - Сексуальная активность. Окружающая среда: - Физическая безопасность и защищённость; - Окружающая среда дома; - Финансовые ресурсы; - Медицинская и социальная помощь (доступность и качество); - Возможности для приобретения новой информации и навыков; - Возможности для отдыха и развлечений и их использование; - Окружающая среда вокруг; - Транспорт. Духовная сфера: - Духовность / религия / личные убеждения
Краткая версия опросника всемирной организации здравоохранения (WHOQOL- БЯБР) Взрослые люди Преимущественно используется в крупных научных исследованиях и клинических испытаниях 26 4 шкалы; оценка общего восприятия качества жизни и оценка здоровья (интегральные показатели); итоговое значение опросника Общее качество жизни и состояние здоровья - Физическое и психологическое благополучие; - Самовосприятие; - Микросоциальная поддержка; - Социальное благополучие
Опросник качества жизни всемирной организации здравоохранения, специальный модуль (ВОЗКЖ-СМ) Психически больные эндогенного профиля 57 13 субсфер; Итоговое значение опросника - Положительные эмоции; - Познавательные функции; - Отрицательные эмоции; - Способность выполнять повседневные дела; - Способность к работе; - Личные отношения; - Практическая социальная поддержка; - Возможности для отдыха и развлечений и их использование; - Эмоциональная неадекватность; - Ориентировка в себе и окружающей действительности; - Переживания, связанные с общением; - Самоконтроль / отвлечение от неприятных переживаний - Самопомощь / психопрофилактика
252
Вестник КГУ 2018
1) Шкала субъективного благополучия (адаптация М.В. Соколовой, 1996) изучает субъективное благополучие, которое считается одним из маркеров качества жизни;
2) Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (QUALITY OF LIFE (WHOQOL) - BREF) в адаптации института им. В.М. Бехтерева осуществляет оценку шести сфер качества жизни, а также измеряет восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья.
Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (QUALITY OF LIFE (WHOQOL) -BREF) максимально полно отвечает поставленным целям из всех имеющихся вариантов методики изучения качества жизни, поскольку осуществляет оценку качества жизни по различным сферам, обеспечивающим полноту охвата предмета исследования, а также предполагает активность и субъектность респондентов при построении своей жизненной стратегии.
Эмпирическую базу исследования составили 2 группы:
- взрослые инвалиды с детства (51 человек; 23 мужчины, 28 женщин; из них 16 человек имеют нарушения зрения; 18 - нарушения слуха; 17 - нарушения опорно-двигательного аппарата).
- респонденты с типичным развитием (51 человек, 17 мужчин, 34 женщины). Возраст респондентов от 17 до 63 лет (М=37,04; SD=12,43)
Нами сопоставлены средние показатели по методике качества жизни в исследуемых группах (табл. 3).
В ходе проведения исследования выяснилось отсутствие значимых различий по всем параметрам качества жизни в группах респондентов с типичным и нарушенным развитием.
В целом, респонденты демонстрируют высокое субъективное благополучие, отмечают удовлетворяющее их основные потребности и отвечающее их желаниям качество жизни. Респонденты отмечают достаточное физическое и психологическое благополучие, считают себя успешными в плане социального взаимодействия. Отличающиеся данные демонстрируют 20% испытуемых. Для них характерно несколько сниженное качество жизни, наличие негативных эмоциональных состояний (беспокойство, тревога, напряжение), ощущение одиночества и заброшенности, скуки в повседневной жизни.
Нами проведен корреляционный анализ показателей качества жизни и субъективного благополучия.
Выявилось большое количество корреляций исследуемых параметров. Это, на наш взгляд, подтверждает теоретическое положение о тесной связи качества жизни и субъективного благополучия.
Отдельный анализ выраженности показателей качества жизни в группах респондентов с ОВЗ, исходя из типа нарушения, представлен на рисунке 1.
Таблица 3
Средние значения показателей качества жизни
Параметр Лица с нормативным развитием Лица с ОВЗ
М о М о
качество жизни 3,72 0,58 3,72 0,89
состояние здоровья 3,34 1,01 3,49 0,99
физическое и психологическое благополучие 25,84 4,26 25,85 3,94
самовосприятие 21,66 3,32 21,56 3,59
микросоциальная поддержка 11,67 2,2 11 2,26
социальное благополучие 26,53 4,36 26,78 5,6
Параметр Субъективное благополучие (общий балл) Степень удовлетворенности повседневной деятельностью Изменения настроения Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику Значимость социального окружения Самооценка здоровья
Качество жизни -0,43** -0 57*** -0 54***
Состояние здоровья -0,45** -0,46** -0,36* -0,56***
Физическое и психологическое благополучие -0,49** -0,48** -0,46** -0,45**
Самовосприятие -0,61*** -0,62*** -0 55*** -0,48** -0,34*
Микросоциальная поддержка -0,48** -0,56*** -0,41* -0,47**
Социальное благополучие -0,56*** -0 59*** -0,38* -0,61***
Таблица 4
Корреляционные связи показателей качества жизни и субъективного благополучия
в выборке респондентов с ОВЗ
30,00000 25,00000 20,00000 15,00000 10,00000 5,00000 0,00000
лг
¿Г
¿г
с?
А*
/ У
□ нарушения зрения II нарушения ОДА ■ нарушения слуха
Рис. 1. Выраженность показателей качества жизни в разных нозологических группах
Мы можем отметить несколько различающуюся картину выраженности показателей. Например, социальное благополучие выше в группе респондентов с нарушением зрения (М=28,7; 8Б=7,07), тогда как по шкале физического и психологического благополучия самый высокий балл имеют испытуемые с нарушением слуха (М=26,06; 8Б=3,37). Полученные результаты мы склонны объяснять различной структурой нарушений и ограничениями, накладываемыми на жизнь субъекта.
При помощи критерия Манна-Уитни нами выявлены значимые различия между респондентами с нормативным и нарушенным развитием (нарушения опорно-двигательного аппарата) только по шкале микросоциальной поддержки (Ц=474,5 при р=0,014). Другие группы нарушений не показали значимых различий по исследуемым параметрам. Мы склонны объяснять полученные результаты ограниченностью социальных контактов респондентов с НОДА вследствие их малой мобильности.
Таким образом, при помощи краткого опросника ВОЗ нами проанализировано качество жизни взрослых лиц, имеющих нарушения здоровья. Выявлено отсутствие значимых различий по всем параметрам качества жизни в группах респондентов с типичным и нарушенным развитием. Обнаружено большое количество корреляций качества жизни и субъективного благополучия в группе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены различия в выраженности показателей качества жизни в разных группах испытуемых в зависимости от типа нарушения.
Таким образом, в нашем исследовании Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни был использован относительно респондентов с ограниченными возможностями здоровья. Применение его в комплексном исследовании обеспечило всесторонний анализ изучаемого феномена в соответствии с выделенными параметрами, а также учет особенностей выборки (например, утомляемости
респондентов и ограниченность применения объемных тестовых методик).
Библиографический список
1. Адеева Т.Н., Тихонова И.В., Хазова С.А. Жизненные траектории взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика исследования // Петербургский психологический журнал. - 2017. - № 4. - С. 25-44.
2. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Федорова В. Л. Внутренняя картина болезни в структуре качества жизни у больных с соматической патологией // Сибирский психологический журнал. -2008. - № 27. - С. 67-71.
3. Лебедева А.А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 2. -С. 3-19.
4. НовикА.А., Ионова Т.И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. - СПб., 1999. - 140 с.
5. Рассказова Е.И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. -Т. 9. - № 4. - С. 81-90.
6. Рассказова Е. И. Методы диагностики качества жизни в науках о человеке // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -2012. - № 3. - С. 95-107.
7. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 170 с.
8. Хазова С.А., Шипова Н.С. Качество жизни взрослых инвалидов с детства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. -№ 3. - С. 96-100.
Вестник КГУ Л 2018
254
9. Jenkinson С., Coulter A., Wright L. Short form 36 (SF-36) health survey questionnaire: normative data for adults of working age. - BMJ, 1993. - Рр. 14371440.
10. Karimi M., Brazier J. Health, Health-Related Quality of Life, and Quality of Life: What is the Difference? // Pharmaco Economics. - 2016. -Vol. 34. - Issue 7. - Pp. 645-649.
11. Murphy B., Herrman H., Hawthorne G., Pinzone T., EvertH. Australian WHOQoL instruments: User's manual and interpretation guide. Australian WHOQoL Field Study Centre, Melbourne, Australia, 2000.
12. Parolin M.B., Lazzaretti C.T., Lima J.H., FreitasA.C., Matias J.E., Coelho J.C. Donor quality of life after living donor liver transplantation. Transplant. Proc. - 2004. - 36 (4). - Рр. 912-913.
13. Опросник качества жизни Всемирной организации здравоохранения (ядерный модуль) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylab. info (дата обращения: 08.10.2018).
References
1. Adeeva T.N., Tihonova I.V., Hazova S.A. ZHiznennye traektorii vzroslyh lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoriya i praktika issledovaniya // Peterburgskij psihologicheskij zhurnal. - 2017. - № 4. - S. 25-44.
2. Vasserman L.I., Trifonova E.A., Fedorova V.L. Vnutrennyaya kartina bolezni v strukture kachestva zhizni u bol'nyh s somaticheskoj patologiej // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. - 2008. - № 27. - C. 67-71.
3. Lebedeva A. A. Teoreticheskie podhody i metodologicheskie problemy izucheniya kachestva zhizni v naukah o cheloveke // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. - 2012. - T. 9. - № 2. - S. 3-19.
4. Novik A.A., Ionova T.I., Kajnd P. Koncepciya issledovaniya kachestva zhizni v medicine. - SPb., 1999. - 140 s.
5. Rasskazova E.I. Metodika ocenki kachestva zhizni i udovletvorennosti: psihometricheskie harakteristiki russkoyazychnoj versii // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. - 2012. - T. 9. -№ 4. - S. 81-90.
6. Rasskazova E.I. Metody diagnostiki kachestva zhizni v naukah o cheloveke // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. - 2012. - № 3. -S. 95-107.
7. Savchenko T.N., Golovina G.M. Sub"ektivnoe kachestvo zhizni: podhody, metody ocenki, prikladnye issledovaniya. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2006. - 170 s.
8. Hazova S.A., SHipova N.S. Kachestvo zhizni vzroslyh invalidov s detstva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 3. - S. 96100.
9. Jenkinson S., Coulter A., Wright L. Short form 36 (SF-36) health survey questionnaire: normative data for adults of working age. - BMJ, 1993. - Pp. 14371440.
10. Karimi M., Brazier J. Health, Health-Related Quality of Life, and Quality of Life: What is the Difference? // Pharmaco Economics. - 2016. -Vol. 34. - Issue 7. - Pp. 645-649.
11. Murphy B., Herrman H., Hawthorne G., Pinzone T., Evert H. Australian WHOQoL instruments: User's manual and interpretation guide. Australian WHOQoL Field Study Centre, Melbourne, Australia, 2000.
12. Parolin M.B., Lazzaretti C.T., Lima J.H., Freitas A.C., Matias J.E., Coelho J.C. Donor quality of life after living donor liver transplantation. Transplant. Proc. - 2004. - 36 (4). - Pp. 912-913.
13. Oprosnik kachestva zhizni Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya (yadernyj modul') [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// psylab.info (data obrashcheniya: 08.10.2018).