УДК 778 DOI 10.36945/2658-3852-2024-4-35-47
Т. В. Корчагина
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ АРТ-ПРАКТИК СОВРЕМЕННЫХ РУФИНГ-ФОТОГРАФОВ
Аннотация: В данной статье рассматриваются арт-практики современных российских руфинг-фотографов с использованием метода включенного наблюдения. Определяются особенности данного арт-сообщества: его закрытость для новых участников, соперничество в доступе к объектам и в использовании ракурсов, проглядываемых с крыши, а также некоторые риски данной арт-деятельности. Верифицируются основные жанры фотографии данного направления - архитектурная съемка, пейзажная съемка и портрет. В работе, благодаря непосредственному включению исследователя в арт-сообщество фотографов, рассматривается функциональность группы относительно ее численного и ген-дерного состава, где выясняется, что малая группа фотографов эффективнее в работе, чем большая.
Ключевые слова: фотография, руфинг-фотография, метод включенного наблюдения, визуальные методы исследования, арт-сообщества, фотографические сообщества.
Введение
В настоящее время социология искусства всё шире применяется для понимания динамики развития современного искусства, в том числе для прогнозов его развития в ближайшей перспективе. Социология производства и потребления неотделима при этом от социологии сообществ: именно в сообществах обычно возникают и проходят апробацию новые виды искусства, иначе они не будут правильно восприняты экспертами, критиками и зрителями. Этим определяется актуальность статьи: в ней показано, как существование сообщества художников, сообщества вдохновения определило развитие нового искусства - руфинг-фотографии.
Сначала это искусство было просто увлечением, распространенным в среде молодежи крупных городов и поддержанным современными цифровыми возможностями создания, распространения и оценки фотографий. Но в настоящее
© Корчагина Т. В., 2024 г.
время мы видим, что это увлечение превращается в полноценное искусство, со своими мастерами и критериями мастерства, правилами оценки достижений и нормами создания новых достижений. Новизна статьи и состоит в том, что впервые с помощью методов включенного наблюдения возникновение этого нового искусства исследуется в реальном времени.
Цель исследования - доказать становление руфинг-фотографии как самостоятельного искусства, имеющего большое значение для развития современной молодежной культуры, в направлении серьезного и ответственного отношения к своему городу. Цель определила задачи: специфицировать роль сообщества для становления этого нового искусства, выявить границы руфинг-фотографии как искусства и показать значение этого искусства для утверждения положительных ценностей в молодежной среде. Руфинг-фотография может стать ресурсом устойчивого развития города, фиксации недочетов и новых возможностей, а также культурно-исторического просвещения. Этим определяется теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.
Источники, примененные в данной статье, позволили провести комплексный анализ руфинг-фотографии как арт-практики, формирующейся в рамках культуры урбанистических исследований и включающей эстетические, социокультурные и антропологические аспекты. В частности, работы В. В. Абашева [Абашев, 2021] и П. Штомпки [Штомпка, 2007] способствуют пониманию социальной роли руфинг-фотографов, их влияния на городскую визуальную среду и формирования новых методов взаимодействия с городом.
Для изучения самого феномена руфинга как формы урбанистических исследований и субкультуры особую значимость представляют публикации Брэдли Гарретта [Garrett, 2013] и Мозеса Гейтса [Gates, 2013]. Гарретт рассматривает исследователей города как сообщество, развивающее особые культурные нормы, что позволило отнести руфинг-фотографию к сообществу практиков, оспаривающих традиционные способы взаимодействия с городской средой.
Основным методом исследования стало включенное наблюдение, метод автоэтнографии и сравнительный анализ.
Метод включенного наблюдения, положенный в основу исследования ру-финг-фотографии, имеет долгую и разнообразную историю применения, начиная с работы Фрэнка Гамильтона Кушинга [Cushing, 1978], который впервые использовал данный метод для изучения племени зуни во второй половине XIX в. Развивая этот подход, такие ученые, как Б. Малиновский [Малиновский, 2015], Э. Эванс-Притчард [Эванс-Причард, 2003] и М. Мид [Мид, 2004], заложили основы структурного функционализма и этнопсихологии.
Чикагская школа социологии 1940-1960-х гг. формализовала методику включенного наблюдения, наделив ее ключевыми принципами: наблюдение в естественной среде, прямое взаимодействие и аутентичное понимание мировоззрения членов сообщества. Эти принципы использовал И. Гофман [Гофман, 2000],
который, «маскируясь» под разных людей, изучал социальное поведение в его естественной обстановке. Позднее С. Венкатеш [Венкатеш, 2021] расширил данный метод, изучая подпольные группы и скрытую экономику, что особенно релевантно для исследования закрытых субкультур.
В исследовании руфинг-фотографии метод включенного наблюдения позволил глубоко проникнуть в арт-сообщество, отличающееся закрытостью и специфичными правилами взаимодействия. Такой подход обеспечил более точное понимание внутренней динамики и особенностей данного фотосообщества, не доступных при использовании традиционных методов.
Для понимания специфики руфинг-фотографии необходимо ввести несколько терминов, которые раскрывают сущность данной арт-практики. Urbex (англ. urban exploration) - это исследования и изучения объектов и определенных территорий, созданных человеком, таких как городское окружение, здания специального или производственного назначения, в том числе тоннели, коллекторы, высотные объекты и прочее. К Urban exploration относятся такие виды городских исследований, как руфинг, диггерство, сталкинг и другие. Писатель и исследователь Мозес Гейтс замечает, что нынешнее воплощение города является вызовом для исследователей, который раскрывается в форме туннелей, улиц или крыш [Gates, 2013, p. 202]. Городские исследования постепенно становятся частью арт-практик, как показывает опыт стрит-арта.
Руфинг (от англ. roof - крыша) - проникновение на крыши домов и высотных сооружений (вышки, опоры ЛЭП и др.). Данная экстремальная практика в основном распространена в крупных городах. Целью подобной деятельности является созерцание видов, открывающихся с городских крыш. Согласно Дариушу Пневски и Дэвиду Наю, «...действие возвышенного объекта начинается c того, что он вызывает у человека чувство изумления, приводит в ужас, поражает своим размером, массой, статическим могуществом или динамикой мощности, которая является соединением пространства и скорости, на первый взгляд, несовместимой с пространством» [Пневски, 2019, с. 21]. Это урбанистическое эстетическое понимание возвышенного является основным локусом внимания руферов и раскрывает им иную, недоступную для многих визуальность городской среды.
Руфинг можно поделить на две основные категории. Экстремальный ру-финг, практикуемый ради получения эмоций, с целью покорения нестандартной или закрытой для посещения крыши, либо достижения новой высоты для получения более высокого статуса в группе. Или руфинг как фотографическая арт-практика. Разделение субкультуры на данные группы уместно, так как не каждый экстремальный руфер является фотографом или художником, однако каждый ру-фер-фотограф или художник - экстремальный руфер. В руфинг с точки зрения искусства можно включить фотографию с крыш, пленэры, создание объектов в стиле стрит-арт или проведение культурных мероприятий. Данные исследования
городской среды чаще всего лежат вне легального поля деятельности, что и осложняет способы наблюдения за подобными акторами.
Руфинг-фотография принадлежит к наиболее выразительной области игЬех-культуры. Ролан Барт, говоря о виде с Эйфелевой башни, сказал: «Вид с высоты птичьего полета <...> предлагает нам мир для чтения, а не только для восприятия» [Ваг^еэ, 1997, р.151]. Руфинг-фотография предлагает собственную визуальную эстетику и взгляд на город под нестандартным углом. По мнению Ласло Махой-Надя, «фотокамера - наиболее надежный инструмент для получения объективного видения» [Бо^ад, 1978, р.159], в случае с руфинг-фотографами фотокамера становиться самым надежным инструментом для изучения города, фиксирования его исторических изменений и архитектуры. По работам руфинг-фотографов с многолетним стажем можно проследить, какую трансформацию пережил город, и была ли эта трансформация удачной с эстетической точки зрения.
По замечанию В. В. Абашева, «высотные фотографии городов стирают их локальную индивидуальность, бросающуюся в глаза пешеходу» [Абашев, 2021, с. 86]. Для руфинг-фотографов очевидна разница масштаба человека и города. В руфинг-фотографиях существует только город, который и фиксируется в их снимках, и сами фотографы.
Для исследования работы руфинг-фоторафов в основном применяется метод включенного наблюдения, так как никакая другая методология не сможет правдиво и в полной мере охарактеризовать работу данного фотосообщества, в частности по причине его закрытости.
Метод включенного наблюдения и сравнительный анализ
«Наблюдение - действие, предусматривающее умение смотреть и видеть то, что является объектом наблюдения. Наблюдение дает возможность глубоко рассматривать, исследовать объект наблюдения» [Мухина, 2011, с. 149]. Наблюдение всегда сопровождается регистрацией актов наблюдаемого явления или процесса. Оно делится на несколько категорий: внешнее и включенное, - оба этих вида, в свою очередь, могут быть явным или скрытым. В работе применяется явное включенное наблюдение, фиксирующее активность и действия исследуемой группы руфинг-фотографов.
Включенное наблюдение - это метод, благодаря которому можно собрать начальную информацию об объекте изучения, используя следующие принципы: во-первых, это систематическое визуальное и аудиальное отслеживание объектов, а во-вторых, это фиксация основных результатов такого исследования. Такая регистрация при этом должна подвергаться систематическому контролю и проверке.
Включенное наблюдение выгодно отличается от иных методов несколькими аспектами. Одним из важнейших преимуществ является то, что исследователь наблюдает и узнает о группе людей в их естественной среде. «В случае внутреннего наблюдения, исследователь входит в исследуемый коллектив, выполняет характерные для него функции, подражает типичным способам жизни, осваивает господствующие правила, нравы и обычаи» [Штомпка, 2007, с. 48]. Это помогает исследователю выявить то, что внешние наблюдатели не фиксируют в связи с определенной закрытостью данной группы. Наблюдателю требуется некоторое время, чтобы в достаточной мере включиться в группу, которую он изучает, чтобы добиться релевантных результатов исследования.
Метод включенного наблюдения - это «не альтернатива другим исследовательским подходам, а как один из важных методов социальных наук, часто использующий элементы других методов и техник (например, анализ документов, клиническое интервью, квазиэксперимент) и, в свою очередь, позволяющий расширить содержательную интерпретацию результатов, полученных другими, более формализованными методами» [Девятко, 1998, с. 17].
Данный метод стал наиболее подходящим и эффективным и для исследования, так как информация не могла быть получена иными способами в связи с тем, что деятельность руфинг-фотографов часто выходит за рамки закона, а подробности создания фотографий скрыты от зрителя.
Сравнительный анализ работ разных руфинг-фотографов позволил выявить одни и те же точки съемки у разных участников сообщества. Так как данное фотосообщество имеет небольшое количество участников, а их отдельные группы довольно разрозненны, то сравнительный анализ фотографий разных групп позволил определить две тенденции в использовании одинаковых ракурсов: плагиат и заранее обговоренное заимствование (разрешение от первого фотографа, оказавшегося на новом объекте, для второго, который повторил ракурс).
Общество руфинг-фотографов в России
Исследование руфинг-фотографов является сложным, так как сообщество представляет собой обособленный сегмент арт-фотосообщества. Оно является закрытым от случайных наблюдателей, в связи с чем обычный заинтересованный в такой практике фотограф или исследователь не сможет произвольно присоединиться к группе. «Для входа в группу исследователю придется потрудиться, чтоб в результате члены коллектива приняли его за своего. Благодаря этому он становится в определенном смысле невидимым, растворяется в коллективе и может проводить тщательные наблюдения, не нарушенные реакциями исследуемых» [Штомпка, 2007, с. 66].
Закрытость сообщества обусловлена несколькими факторами. Во-первых, творчество руфинг-фотографов практически всегда связано с несанкционированным проникновением на объекты общественного и частного пользования. Данные
действия часто влекут за собой общение с органами правопорядка, что может привести к штрафам или более суровым наказаниям. Такие аспекты автоматически отсеивают часть фотографов от данной сферы фотографической деятельности.
Стоит заметить, что санкционированная руфинг-фотография также существует в России. К примеру, Департамент строительства Москвы приглашает фотографов, заинтересованных снимками с высоты, посетить экскурсии на новые сданные объекты с соблюдением техники безопасности.
Сообщество не часто принимает в свой арт-мир новых участников. Это происходит из-за внутренней конкуренции, которая выражается в соперничестве: за доступ к объектам, а также в использовании ракурсов, проглядываемых с крыш. Многие руфинг-фотографы постоянно отслеживают деятельность других фотографов в социальных сетях. Если один руфинг-фотограф «открывает крышу» (устойчивое выражение, характерное для лексики сообщества), делает с нее снимки и публикует их в интернете, то другие фотографы будут стараться попасть на эту же крышу как можно быстрее, пока доступ на объект остается открытым. Такое «паломничество» на одну и ту же крышу привлекает внимание к охране объекта, использованию больших степеней защиты доступа, что провоцирует конфликты в руфинг-фотосообществе. Существует негласная конвенция руфинг-фотографов: кто первый открыл крышу, тот имеет больше прав на ее использование для арт-деятельности.
Также стоит отметить, что не каждый человек, способен уверенно и спокойно чувствовать себя на крышах высоких объектов из-за страха высоты. Данная особенность арт-практики также отсеивает часть возможных фотографов -участников сообщества, так как никакая страховка или экипировка при проникновении на объект и произведении фотосъемки конвенционально не используются.
Объекты фотографии руфинг-фотографов
Снимки города с высоты являются главным сегментом художественной практики руфинг-фотографов. Исследователь Т. Киндинис говорит, что нынешнее поколение руфинг-фотографов и городских исследователей стремится к «производству и потреблению изображений» [КМуп1э, 2016, р. 989]. Архитектурная фотография является наиболее распространенным жанром фотографий арт-сообщества. При этом не каждый объект, здание или вышка являются объектом интереса для таких фотографов. Например, высокие новостройки в спальных районах практически никогда не обладают интересным видом или ракурсом, который просматривается с крыши. Данные здания если и будут посещены, то только другой категорией участников сообщества - экстремальными руферами, но не фотографами.
В приоритете руфинг-фотографов находятся высокие здания в центре города, например сталинские высотки. Расцвет русской руфинг-фотографии в России пришелся на начало 2010-х гг. До сих пор конвенциональной аксиологической прерогативой для фотографа является посещение шпилей всех сталинских высоток. Но и низкие объекты также могут стать хорошей точкой для руфинг-фотографии, если с них открывается выгодный ракурс (на Москва-Сити, старую улицу города или историческое здание).
Ролан Барт в эссе Camera Lucida замечает, что «любая фотография - это сертификат присутствия» [Барт, 2021, с.108]. Основным приоритетом в практике руфинг-фотографов является процесс создания снимков. В нем сливаются две главные цели практики данного арт-сообщества. Во-первых, это эстетическое удовольствие от созерцания города с высоты и запечатление его на камеру. Во-вторых, экстремальные параметры такой фотосъемки, которые являются неотъемлемой частью деятельности руфинг-фотографов.
Особенности организация съемки
Существуют два разных подхода к организации фотосъемки с крыши или объекта. Первый способ - это выявление потенциально интересного объекта с земли, случайно, в момент фотопрогулки, опираясь на многолетние навыки участников сообщества. Для опытных руфинг-фотографов подчас очевидно, с какого объекта будет открываться эстетически привлекательный вид на город. Здесь не так важна высота объекта (это может быть и пяти- или шестиэтажное здание), важнее расположенные рядом исторические и архитектурные объекты, которые можно захватить в кадр с необычного ракурса. Данный подход чаще всего используется в центре города, и в нем участвуют только фотографы без моделей.
Второй подход основывается на планировании - чаще всего этот метод используется, если в съемке участвуют модели, не связанные с руфинг-фотографией. Фотографы заранее выбирают жилищный комплекс или здания, чтоб осуществить художественный замысел. В первый день производится «разведка» на месте, чтобы определить, насколько доступно здание для проникновения. Если здание пригодно для более-менее безопасного использования в фотографических целях, то на следующий день фотограф уже может прийти с моделью и предметами для съемки. Такой подход используется, чтобы проникновение было незамеченным и прошло бы быстро и без эксцессов.
Примером планирования высотной съемки с элементами «разведки» может служить опыт русских руфинг-фотографов в Гонконге. В 2014 г. фотографы захотели проникнуть на одно из самых высоких зданий в Гонконге. Для проверки сначала в здание посылались самые молодые участники сообщества, так как они готовы взять риски на себя (например, встречу с полицией и получение санкций
за свои незаконные действия). Благодаря проверке было выяснено, что на крышу ведут два выхода, один из которых охранялся сигнализацией, а другой нет. Эта разведка позволила руфинг-фотографам беспрепятственно и спокойно проникнуть на данную крышу несколько раз и провести там больше времени для осуществления художественных идей.
Также метод «разведки» используется при организации съемок с моделями, не имеющими опыта в руфинге. Например, перед осуществлением съемки ру-финг-фотограф заранее проверяет объект на безопасный и легкий доступ. Если же руфинг-фотографы работают в паре, то один из них заблаговременно проверяет возможность попасть на крышу и позже сообщает второму, что туда можно прийти на фотосессию с моделью.
Состав группы фотографов и их роли
Было выделено три основных состава группы руфинг-фотографов, которые напрямую влияют на результат выхода на крышу, то есть на фотографии: соло фотограф, небольшая группа в составе 2-4 человек, большая группа численностью от пяти человек.
При наблюдении за результатами работы соло руфинг-фотографов, можно выделить два жанра художественной фотографии, которые получаются при таком подходе. Во-первых, пейзажные и архитектурные снимки города с высоты. Второй результат работы соло фотографа - это сфотографированные части тела, чаще всего ноги, свисающие с края крыши или объекта. Такие снимки - ноги на краю крыши - стали визитной карточкой этих фотографов. Впервые данный ракурс был использован фотографом Томом Рэйбой Руффтоппером (Тот ИуаЬо1 Иоойоррег). В своем интервью он говорит: «Фотография "взорвалась" моментально. В течение 24 часов после публикации она получила 25 тысяч просмотров на БИекг» [ИуаЬо^ 2012]. Он был замечен брендами спортивной одежды, которые начали заказывать у него съемки с высоты с их обувью на ногах, что поспособствовало популяризации данного сегмента фотосообщества. Этот способ рекламы стал заимствоваться по всему миру, включая Россию, где и по сей день ру-финг-фотографы делают коллаборации с известными брендами.
Фотографы-одиночки ограничены в выборе художественных методов для создания фотографий. Они крайне редко снимают свои портреты или себя в полный рост. У фотографа подчас нет времени, чтобы ставить штатив и настраивать камеру, тем более для проверки полученного результата на фокус, смазанность снимков и прочее. Это обусловлено ограниченностью времени безопасного нахождения на крыше в 5-15 минут. Чем дольше находишься на крыше, тем больше шанс быть замеченным.
Небольшая группа фотографов имеет больше шансов на использование различных художественных методов. Такая группа может состоять полностью из
фотографов или из нескольких фотографов и одной или двух моделей. Также стоит заметить, что чаще всего в роли модели выступают другие фотографы. Роли фотографа-модели могут меняться: один фотограф выбирает ракурс и снимает второго, затем они меняются местами, выбирая при этом иной ракурс. Данная группа является самой эффективной с точки зрения арт-практики, а именно разнообразия полученных снимков. При таком подходе в результате прогулки по крыше можно получить пейзажные, портретные снимки, снимки человека в полный рост. Также можно использовать дополнительные объекты для создания уникальных образов героев фотографии: палатки, источники освещения для ночной съемки, фаеры и др.
Замечено, что большая группа руфинг-фотографов теряет свою способность к созданию произведений. Во-первых, большое количество участников на крыше увеличивает опасность быть замеченными жителями дома или охраной. Во-вторых, сосредоточится на непосредственно художественной деятельности в такой группе практически невозможно, так как участники могут перекрывать собой ракурсы и мешать работе, что часто приводит к довольно посредственным снимкам.
Если обратить внимание на состав группы фотографов-руферов, то можно увидеть, что данное общество в основном состоит из мужчин. Городской исследователь и ученый Бредли Гаретт подтверждает эту мысль в свой статье: «Культура urbex в основном, но не исключительно мужская <...> местами сдобренная анархизмом Бойцовского клуба, и в некоторых людях нацеленная на сопротивление росту отслеживания жителей города и приватизации городского пространства» [Garrett, 2013]. Это обусловлено несколькими факторами. Так как проникновения на объекты чаще всего являются опасными, то фотографам приходится перелезать через заборы и взламывать замки. Для этого нужна большая физическая сила. Допустим, если проникновение нацелено на строящееся здание, где на территории находятся рабочие, то мужчине легче замаскироваться под рабочего и проникнуть на объект, чем женщине. Также случается так, что фотографу придется идти пешком на 60-й этаж свежепостроенного здания, в этом случае нужно быть крайне выносливым. Также замечено, что данное фотосообщество само по себе настроено довольно сексистски. Из-за этих аспектов женщин руфинг-фотографов - единицы.
Соло женщин-фотографов практически не существует. Чаще всего женщины-фотографы работают дуэтом с мужчиной-фотографом, чтобы уменьшить факторы риска и повысить шанс попадания на объект. Кроме того, такой подход дает шанс разнообразить художественную практику и меняться ролями фотограф - модель.
Выводы
Фотография с высоты существует уже больше века, но руфинг-фотография обрела свою популярность только после 2010 г. благодаря развитию социальных сетей в Интернете. Закрытость арт-сообщества и незаконность некоторых действий, совершаемых руфинг-фотографами, делает данный жанр фотографии ни-шевым и обособленным.
Руфинг-фотография - это новая художественная арт-практика, которая имеет черты субкультуры. Фотографы, работающие на крышах, открывают новые практики взаимодействия человека с urban-пространством, акцентируют внимание на его неповторимых особенностях и помогают переосмыслить городскую среду как площадку для творчества и самовыражения.
Наблюдение за группой руфинг-фотографов выявило, что ракурс съемки конвенционально является интеллектуальной собственностью автора, впервые визуализировавшего такой ракурс в своей практике. Разобщенность данного фотосообщества способствует возникновению острого соперничества между участниками относительно наиболее удачных углов съемки, что не характерно, например, для уличной фотографии.
В процессе наблюдения за данной группой было установлено, что, несмотря на высокий уровень профессионализма участников, такие факторы, как размер группы и гендерный состав, существенно влияют на конечный результат - фотографии. Следует отметить, что количество женщин среди руфинг-фотографов крайне мало, а соло женщины-фотографы практически отсутствуют.
Исследование позволило выявить различные типы получаемых фотографий в зависимости от состава групп, а также определить роли участников. Замечено, что небольшие группы руфинг-фотографов демонстрируют наибольшую эффективность в создании качественных снимков. Также было установлено, что роли фотографа и модели в этом сообществе являются взаимозаменяемыми; фотографы могут принимать на себя роль моделей для других участников.
Библиография
Абашев, В. В. Визуальность города в высотной фотографии руферов // Уральский исторический вестник. - 2021. - № 1. - С. 80-88.
Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии - Москва : Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - 192 с.
Венкатеш, С. Главарь банды на день. Изгой-социолог выходит на улицы. -Москва : Рипол Классик, 2021. - 368 с.
Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. ст. А. Д. Ковалева. - Москва : Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 208 с.
Малиновский, Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана : пер. с англ. - Москва; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2015. -552 с.
Мид, М. Мужское и женское: Исследование полового вопроса в меняющемся мире : пер. с англ. - Москва : Ошурков и др.; РОССПЭН, 2004. - 412 с.
Мухина, В. С. Этнопсихология // Развитие личности. - 2011. - № 4. -С.147-163.
Пневски, Д. Neo-возвышенное: современные толкования классической эстетики // Новый филологический вестник. - 2019. - №2 (49). - С. 16-29.
Штомпка, П. Визуальная социология. - Москва : Логос, 2007. - 168 с.
Эванс-Причард, Э. Э. История антропологической мысли / пер. с англ. А. Л. Елфимова - Москва : Восточная литература, 2003. - 358 с.
Barthes, R. The Eiffel Tower and Other Mythologies. - Berkeley : University of California Press, 1997. - 151 p.
Frank H. Cushing, edited by Jesse Green, foreword by Fred Eggan, Introduction by Jesse Green, Zuni: Selected Writings of Frank Hamilton Cushing University of Nebraska Press, 1978. - 440 p.
Garrett, B. The strange world of urban exploration [Электронный ресурс] // The Guardian. - Режим доступа : https://www.theguardian.com/books/2013/sep/20/ urban-exploration-robert-macfarlane-bradley-garrett/ (дата обращения: 19.08.2024).
Garrett, Bradley L. Explore Everything: Place-Hacking the City. - London : Verso Books, 2013. - 320 p.
Gates, M. Hidden Cities: Travels to the Secret Corners of the World's Great Metropolises: a Memoir of Urban Exploration. - New York : Penguin Publishing Group, 2013. - 368 p.
Kindynis, T. Urban exploration: From subterranea to spectacle // British Journal of Criminology. - 2016. - № 57 (4). - P. 982-1001.
Ryaboi, T. The Birth of "Rooftopping": Tom Ryaboi & Almost (I'll make ya) Famous [Электронный ресурс] // 500px. - Режим доступа: https://iso.500px.com/ the-birth-of-rooftopping-tom-ryaboi-almost-ill-make-ya-famous/ (дата обращения: 19.04.2024).
Sontag, S. On photography. - New York : Farrar, Straus & Giroux, 1978. - 165 p. Сведения об авторе
Корчагина Татьяна Владимировна, магистр кафедры кино и современного искусства Российского государственного гуманитарного университета (Москва).
E-mail: [email protected]
T. V. Korchagina
THE APPLICATION OF THE METHOD OF PARTICIPANT OBSERVATION IN THE STUDY OF ART PRACTICES OF CONTEMPORARY RUSSIAN ROOFTOP PHOTOGRAPHERS
Abstract: This article examines the art practices of contemporary Russian rooftop photographers using the method of participant observation. The peculiarities of this art community are defined such as its closeness to new participants, competition in access to objects and in the use of angles viewed from the roof, as well as some risks of this art activity. The main genres of photography of this activity (architectural photography, landscape photography and portraiture) are verified. The paper, through the researcher's direct inclusion in the art community of photographers, examines the functionality of the group in relation to its numerical and gender composition, where it is found that a small group of photographers is more effective in the work than a large one.
Key words: photography, rooftop photography, method of included observation, visual methods of research, art community, photographic communities.
References
Abashev, V. V. Vizual'nost' goroda v vysotnoj fotografii ruferov [Visualizing the city in rooftopping photography]. IN: Ural'skij istoricheskij vestnik, 2021, no. 1, pp. 80-88. (In Russ.).
Bart, R. Camera lucida. Kommentarij kfotografii [Comment to photo. In Russ.]. Moscow, Ad Marginem Press: Muzej sovremennogo iskusstva "Garazh", 2021, 192 p. (In Russ.).
Barthes, R. The Eiffel Tower and Other Mythologies. Berkeley, University of California Press, 1997, 151 p.
Devyatko, I. F. Metody sotsiologicheskogo issledovaniya [Methods of sociological research. In Russ.]. Ekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 1998, 208 p.
EHvans-Prichard, EH.EH. Istoriya antropologicheskoj mysli / per. s angl. A. L. Elfimova [History of anthropological thought / Translated from English by Elfi-mova A. L. In Russ.]. Moscow, Vostochnaya literature, 2003, 358 p. (In Russ.).
Frank H. Cushing, edited by Jesse Green, foreword by Fred Eggan, Introduction by Jesse Green, Zuni: Selected Writings of Frank Hamilton Cushing University of Nebraska Press, 1978, 440 p.
Garrett, B. The strange world of urban exploration [The Guardian]. Avaible at : https://www.theguardian.com/books/2013/sep/20/urban-exploration-robert-macfar-lane-bradley-garrett/ (accessed: 19.08.2024).
Garrett, Bradley L. Explore Everything: Place-Hacking the City. London, Verso Books, 2013, 320 p.
Gates, M. Hidden Cities: Travels to the Secret Corners of the World's Great Metropolises: a Memoir of Urban Exploration. New York, Penguin Publishing Group, 2013, 368 p.
Gofman, I. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoj zhizni / Per. s angl. i vstup. statya A. D. Kovaleva [Presenting oneself to others in everyday life / Translated from English and with an introduction by A. D. Kovalev. In Russ.]. Moscow, Kanon-Press-TS, Kuchkovo pole, 2000.
Kindyni,s T. Urban exploration: From subterranea to spectacle. IN: British Journal of Criminology, 2016, №57(4), pp. 982-1001.
Malinovskij, B. Izbrannoe: Argonavty zapadnoj chasti Tikhogo okeana : per. s angl. [Selected: Argonauts of the Western Pacific / Translated from English. In Russ.]. Moscow, St. Petersburg, TSentr gumanitarnykh initsiativ, 2015, 552 p.
Mid, M. Muzhskoe i zhenskoe: Issledovanie polovogo voprosa v menyayushhem-sya mire : per. s angl. [Masculine and Feminine: Exploring Sex in a Changing World / Translated from English. In Russ.]. Moscow, Oshurkov i dr., Moscow, ROSSPEHN, 2004, 412 p.
Muhina,V. S. EHtnopsikhologiya [Ethnopsychology] IN: Razvitie lichnosti, 2011, no. 3, pp. 147-163. (In Russ.).
Pniewski, D. Neo-vozvyshennoe: sovremennye tolkovaniya klassicheskoj ehstetiki [Neo sublime: Modern Interpretations of Classical Aesthetics. In Russ.]. IN: Novyj filologicheskij vestnik, 2019, no. 2 (49), pp. 16-29. (In Russ.).
Ryaboi, T. The Birth of "Rooftopping": Tom Ryaboi & Almost (I'll make ya) Famous. - Avaible at : https://iso.500px.com/the-birth-of-rooftopping-tom-ryaboi-al-most-ill-make-ya-famous/ (accessed: 19.04.2024).
Shtompka, P. Vizual'naya sotsiologiya [Visual sociology. In Russ.]. Moscow, Logos, 2007, 168 p.
Sontag, S. On photography. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1978, 165 p.
Venkatesh, S. Glavaf bandy na den'. Izgoj-sotsiolog vykhodit na ulitsy. [Gang Leader for a Day: Outcast Sociologist Takes to the Streets]. Moscow, Ripol Klassik, 2021, 368 p. (In Russ.).
About the author
Korchagina Tatiana Vladimirovna, master's student, Department of Cinema and Contemporary Art of Russian State University for the Humanities (Moscow).
E-mail: [email protected]