Психологическим аспект образовательной u и воспитательной среды
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
А
^ I
С. М. ЗИНИНА, Д. Г. РЯБЧЕНКО,
кандидат психологических наук, литературный редактор
доцент кафедры истории, философии, издательства «Эксмо»
педагогики и психологии ННГАСУ [email protected]
snejanazinina @mail.ru
В статье рассматриваются некоторые зарубежные и отечественные практики использования методов фото-арт-терапии в деятельности практических психологов, анализируются возможности применения фотографии как средства организации творческого социального взаимодействия, развития самопознания, позитивного самоотношения и Я-концепции личности. На основании опыта реализации авторской практики «Сказочная фототерапия» описаны этапы, принципы и условия эффективной работы психолога с использованием фотографии.
The article deals with some foreign and domestic practices of using the methods of photo-art therapy in the activities of practical psychologists, analyzes the possibilities of using photography as a means of organizing creative social interaction, developing self-knowledge, positive self-attitude and self-concept of personality. Based on the experience of implementing the author's practice of «Fairy Tale Phototherapy» , the stages , principles and conditions of effective work of a psychologist using photography are described.
Ключевые слова: деятельность психолога, методы фото-арт-терапии, фотография, самосознание, самопринятие, самооценка, Я-концепция личности
Key words: activity of a psychologist, methods of photo-art therapy, photography, self-awareness, self-acceptance, self-esteem, Self-concept of personality
В психологической практике ведутся активные поиск и разработка новых профессиональных методов и средств, позволяющих оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию личности, среди которых мы хотим обратить особое внимание на методы фото-арт-терапии.
Структура любой профессиональной деятельности включает в себя систему внешних и внутренних инструментов. Применительно к работе школьного психолога это прежде всего средства воздействия, преобразования и познания личности школьника, среди которых традиционно выделяются средства искусства. Результаты проведенного нами в 2003 году письменного опроса 114 педагогов-психологов Нижнего Новгорода и Нижегородской области свидетельствуют о том, что 85 % респондентов используют в своей работе музыкальные и литературные произведения, изобразительную деятельность, театральные этюды, танец, элементы прикладного искусства и рукоделия [1].
Цифровые реалии современной жизни делают доступными ранее не используемые арт-средства. В рамках «арт-пси-хопедагогики» все средства искусства — и те, что уже нашли широкое применение, и те, которыми еще предстоит овладеть, — в работе школьного психолога выступают способами организации познания, общения, творчества и ценностно-ориентацион-ной деятельности как органичные составляющие совместной эстетической работы психолога и школьника [1].
В процессе индивидуальных консультаций со старшими подростками школьный психолог неизбежно прикасается к тому, что составляет ядро или центр личности собеседника, к тому, что в психологии получило название «Я-образ» или «Я-концепция».
Нормальная жизнедеятельность человека невозможна без социальных взаимоотношений, межличностных контактов,
которые прямо влияют на становление и развитие Я-образа, на отношение личности к себе.
В современном мире межличностное общение все чаще происходит опосредованно, с помощью мессенджеров, в социальных сетях, где воссоздаваемая действительность зачастую сознательно приукрашена. В результате за счет высокого уровня рефлексии, регулярного сопоставления себя с идеализированной реальностью у подростков нередко появляются неприятие себя в целом и своего физического Я в частности, снижение уровня самооценки. В силу возрастных особенностей (высокой чувствительности к социальной оценке, ярко выраженной потребности в общении со сверстниками, активном самопознании и самоопределении) учащиеся средних и старших классов оказываются более других подвержены этому негативному эффекту.
В связи с тем что наличие позитивной Я-концепции, самоуважения и положительного самоотношения является необходимым условием нормального развития личности, ее социальной адаптации и психологического здоровья, в психологической практике ведутся активные поиск и разработка новых профессиональных методов и средств, позволяющих позитивно воздействовать на Я-концепцию личности, среди которых мы хотим обратить особое внимание на методы фото-арт-терапии.
Почти двести лет фотография используется в различных сферах человеческой деятельности, а в последнее время за счет широких возможностей и возрастающей доступности она нашла применение и в области практической психологии, прежде всего как инструмент психотерапевтической работы [2; 4].
Фототерапия предполагает взаимодействие психолога и клиента посредством
художественных фотообразов, в разные моменты их создания — в процессе фотографирования и(или) в процессе вос-при-ятия запечатленного на фотоснимке образа. Могут использоваться и самостоятельные фотоработы клиента, и снимки, на которых запечатлен он сам, и различного рода автопортреты, а также фотоколлекции и фотографии из семейного альбома. Как и в большинстве видов арт-терапии, работа с фотографией сочетается с другими видами художественной деятельности: рисованием, танцем, театром, музыкой и др.
В специальной литературе описаны случаи, когда в роли фотографа выступает сам психолог (или психотерапевт) и фотографирует особые эмоциональные состояния клиента или результаты вхождения последнего в различные социальные роли.
Основоположница данного подхода Дж. Вайзер разделила способы использования фотографии в терапии на три составляющие: арт-терапию, фототерапию, терапевтическую фотографию.
Сегодня можно говорить о зарождающемся интересе отечественных психологов и психотерапевтов к использованию фотографии в практической (консультативной) работе. Зарубежные формы фототерапии в нашей стране практикуют и распространяют А. И. Копытин и О. И. Пе-ревезенцева [2]. Причина столь осторожного использования методов фототерапии, несмотря на то что любительская фотография в настоящее время переживает бум, может быть связана с отсутствием серьезных научных исследований в области фототерапии. Немаловажно и то, что психолог сам должен интересоваться фотографией, а в некоторых случаях — владеть профессиональными навыками фотографирования.
Осознавая некорректность использования термина «терапия» применительно к работе школьного психолога, считаем, что обращение к фотографии как средству профессиональной деятельности не толь-
ко допустимо, а в ряде случаев и целесообразно, так как этот метод открывает широкие возможности для психолого-педагогического воздействия на личность школьников.
Фотография служит средством коммуникации, поскольку процесс фотографирования людей подразумевает установление и поддержание межличностного контакта, а готовый фотоснимок способен передать самую разнообразную информацию о человеке — его эмоции и состояние или то, как он представляет, преподносит, презентует себя другим, какие социальные роли предпочитает играть [3].
Фотографирование — это своего рода маленький спектакль, а позирование — выступление перед реальными или воображаемыми зрителями. Образ, который создается в этом мини-спектакле, в некоторых случаях бывает не идентичен тому, который возникает в процессе реального межличностного общения. Эта очевидная неконгруэнтность вполне может стать предметом обсуждения в процессе психологического консультирования.
Процесс самосознания, как процесс отражения личностью самой себя, предполагает взгляд на себя как бы со стороны. При этом с помощью фотографии легче увидеть себя в непривычных и недоступных ракурсах и ситуациях — со спины, в профиль, во сне или в движении, на фоне семьи или друзей.
Опыт использования фотографии отечественными и зарубежными психологами позволяет обобщить некоторые авторские практики, существующие в данном направлении.
Российская адаптация методов «терапии творческим самовыражением» (М. Е. Бурно) принадлежит Н. В. Грушко. Данные методы предполагают работу с психически здоровыми молодыми людьми с помощью творческого самовыраже-
Сегодня можно говорить о зарождающемся интересе отечественных психологов и психотерапевтов к использованию фотографии в практической (консультативной) работе.
Метод восстанавливающей фотографии основан на равенстве фотографа и фотографируемого как в процессе подготовки к съемке, так и непосредственно во время ее проведения.
ния средствами фотографии и в основном рассчитан на людей, склонных к расстройствам настроения (нерешительность, ранимость, стеснительность, тревожность, мнительность и т. д.). Экспериментальное исследование, в котором приняли участие 22 студента в возрасте от 18 лет до 21 года, показало, что в результате серии занятий по фототерапии у испытуемых заметно снизилась тревожность, возросли показатели самоуважения, самопринятия самоконтроля, поднялась самооценка в целом, развились волевые качества, повысились творческая активность и интерес к собственной личности [5].
Немаловажную роль в практическом применении фото-арт-терапии играет техника поддерживающей/восстанавливающей фотографии, разработанная финской фотохудожницей и социальным педагогом М. Саволайнен. Сегодня данную технику активно используют в педагогической практике, социальной работе, психотерапии, организационной психологии, а также для укрепления семейных отношений [8]. Важнейший этап работы в направлении поддерживающей фотографии — создание специалистом серии фотоснимков клиента в определенном амплуа. Метод восстанавливающей фотографии основан на равенстве фотографа и фотографируемого как в процессе подготовки к съемке, так и непосредственно во время ее проведения. Преимущество отдается творческому взаимодействию и диалогу, что ослабляет доминирующую позицию фотографа по отношению к модели. Целью фотосъемки является подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.
В рамках данного направления широкую известность получил социальный проект под названием «Самая красивая девочка в мире», реализованный М. Саволайнен с воспитанницами детского дома.
Она предположила, что поддерживающая фотография может стать одной из форм проявления любви и внимания к ребенку, фактором развития в нем самоуважения и самопринятия. С 2003 года фотоснимки проекта «Самая красивая девочка в мире» стали экспонироваться. Каждая модель была представлена целой серией фотографий, что явилось одним из факторов поддержки позитивного Я-образа участниц, а также помогло девочкам и в дальнейшем развивать в себе чувство значимости для других людей.
Еще одним вариантом практического применения фотографий в работе психолога можно назвать метод реконструирующей фототерапии Р. Мартин [8], основанный на необходимости переживания клиентом трансформации. В этот момент часто появляется чувство освобождения, и для того чтобы психотерапия явилась достаточно успешной, произошедшая трансформация должна быть отражена на снимках. Фотографии позволяют клиенту ощутить себя центром внимания, что само по себе может производить терапевтический эффект, о чем мы уже упоминали в контексте предыдущего метода. Суть технологии реконструирующей фотографии заключается в том, чтобы в процессе съемки в реальном времени воспроизвести ситуацию, изображенную на архивном снимке клиента, с целью возвращения позитивных эмоций, погружения в состояние, отраженное на снимке, либо преобразования негативных переживаний, связанных с ситуацией в кадре, в положительные эмоции и разрешение внутренней проблемы клиента.
Важной гранью самооценки личности является восприятие своего телесного Я. Эту проблему проанализировала И. Мо-розли в своем исследовании «Фототерапия как инструмент коррекции самооценки», которое включало в себя проведение четырех фототерапевтических сессий с перерывом в две недели. В процессе исследования были использованы различные психодиагностические методики, а так-
же интервью для определения динамики изменений самовосприятия и восприятия своего тела участницами во время курса фототерапии. Суть метода заключалась в создании фотоснимков для людей, имеющих проблемы с восприятием образа своего физического Я. После каждой проведенной фототерапевтической сессии участники выбирали снимки, на которых больше всего себе не нравились, и разотож-дествляли себя с ними с помощью техники визуализации. Затем на выбранных фотографиях испытуемые находили и фиксировали положительные, ресурсные характеристики своей личности. Технология повторялась на протяжении всех четырех сессий.
По итогам проведенного исследования у участников фототерапевтической программы было отмечено существенное повышение уровня принятия своей внешности и позитивного отношения к ней. Также в результате фототерапии была установлена достоверная взаимосвязь между повышением уровня позитивной оценки своей внешности, телесного Я и общей самооценки [6].
Е. А. Чватовой была предложена концепция проведения фототерапевтических занятий с целью развития позитивной Я-концепции у подростков [9]. Она выдвинула гипотезу о том, что самопринятие своего Я-образа посредством фототерапии способствует формированию позитивной Я-концепции за счет развития рефлексии, повышения уровня самооценки, понижения уровня влияния другого на отношение к своему телу.
Ю. Н. Юдина в своей статье приходит к выводу о том, что арт-терапия, в частности фототерапия, может выступать в качестве средства снижения тревожности детей. Арт-терапия является здесь не столько лечением, сколько заботой о психологическом и эмоциональном благополучии ребенка. В данном случае применяются фотографии или слайды для решения психологических проблем, а также для раз-
вития и гармонизации личности ребенка через тренировку самовыражения и самопознания [10].
Одним из авторов данной статьи (Д. Г. Ряб-ченко) был разработан и апробирован метод «Сказочная фототерапия». В его основе лежит создание для клиента имажинарного изображения, ситуация и сюжет для которого не почерпнуты из действительности, а являются продуктом воображения и фантазии [7]. Цели данного метода — улучшение самоотношения клиента, повышение уровня самооценки в рамках условно сказочной фотосъемки.
Методика предполагает следующие этапы работы с клиентом:
3 диагностика психологических особенностей клиента, прежде всего особенностей его самосознания и Я-концепции;
3 беседа по результатам тестирования с целью более глубокого познания личности участника фотосъемки, а также создания воображаемого сюжета и сказочного образа, наиболее комфортного для клиента;
3 проведение фотосъемки в созданном образе.
Ниже перечисляются принципы работы психолога, выступающего также в роли фотографа.
3 Равенство позиций фотографа и фотографируемого (принцип диалога). Специалист снимает с себя доминирующую роль, давая инициативу самому клиенту, работает с ним на равных. Клиент и психолог-фотограф в совместной работе создают концепцию будущей съемки, проводят подготовительный этап и режиссируют работу на съемочной площадке. Фотограф прислушивается к пожеланиям и интерпретациям клиента, не навязывая свою точку зрения, а лишь тактично направляя процесс создания образа и фотографирования в необходимую сторону.
Арт-терапия, в частности фототерапия, может выступать в качестве средства снижения тревожности детей. Арт-терапия является здесь не столько лечением, сколько заботой о психологическом и эмоциональном благополучии ребенка.
Ситуация фотографирования ес тественным образом делает лич ность объектом доброжелательно го внимания, познания и творче ского преобразования.
3 Открытость — взаимодействие с клиентом проходит в рамках доверительного общения.
3 Конфиденциальность — результаты психодиагностического исследования предназначены исключительно для проведения дальнейшей беседы и проработки будущего сказочного образа.
3 Реалистичность — при создании има-жинарного изображения недопустимо использование фотомонтажа. Клиента требуется погрузить в необходимые атмосферу и образ, создав их в реальном времени с помощью дополнительных средств —реквизита, костюма, особых деталей образа, антуража, макияжа, прически и т. д.
Самооценка фотографируемого повышается за счет индивидуального подхода к созданию фотообраза с опорой на особенности клиента, акцентирования на его сильных сторонах. При работе над созданием имажинарного изображения участник погружается в воображаемую реальность, что помогает ему на время отвлечься от текущих проблем. Результатом фототерапии является готовый снимок, который изначально отражает внутренние потребности участника и дает ему ощущение большей стабильности и уверенности в себе за счет повторного эмоционального погружения в образ при просмотре фотографии.
Оценка эффективности применения технологий фото-арт-терапии представляется нам непростой задачей. В приведенных выше исследованиях содержатся выводы о влиянии методов фото-арт-терапии на повышение уровня самооценки и самопринятия личностью себя и своей внешности, на снижение тревожности и активизацию творческого потенциала. Авторский метод «Сказочная фототерапия», проанализированный в рамках идеографического подхода, позволяет судить о том, что в ходе индивидуальной консультатив-
ной работы с клиентами-девушками создание «сказочных фотографий» было средством установления межличностного контакта и поддержания доверительного общения. Работа над фотообразами «принцесс», «суперженщин», «победительниц собственных страхов», «литературных героинь» была поводом для воспитательных бесед о женственности и мужественности, видимости и подлинности человеческой личности, жизненных планах и нравственных идеалах, собственных страхах и способах их преодоления. Ситуация фотографирования естественным образом делает личность объектом доброжелательного внимания, познания и творческого преобразования. Именно ситуация человеческого взаимодействия (принимающего, творческого) является главной причиной позитивных изменений в личности школьника, а психологическая технология —лишь средство построения этих взаимоотношений. Считаем, что фотография — это современное и доступное средство налаживания диалога с молодыми людьми, опосредованного акцентирования их внимания на образе Я, принятия индивидуальности и укрепления веры в собственные силы. Причем готовый фотоснимок способен объективизировать и «законсервировать во времени» позитивный эффект.
Необходимо отметить, что любое средство человеческой деятельности приобретает позитивный или негативный характер в зависимости от целей использования. Профессиональная деятельность школьного психолога направлена на сохранение и поддержание психологического здоровья детей и подростков, а ее средства, если соблюдаются этические нормы, априори не должны причинить вред личности. Потенциальный риск при использовании фотографии в работе школьного психолога возможен в случае, если он нарушит принцип конфиденциальности и фотоснимки станут доступны для просмотра третьим лицам. В связи с этим к личным фотографиям необходимо относиться так же, как к любым персональ-
ным данным. В работе психолога целесообразно распечатывать фотоснимки и сразу удалять их со всех цифровых носителей, чтобы не допустить попадания в интернет. Необходимо помнить, что психолог (даже если он любит и умеет фотографировать) — не фотограф, и готовые снимки — это только повод для психотерапевтической беседы, место которой ограничено стенами психологического кабинета.
Анализ существующих практик фототерапии свидетельствует о том, что в процессе фотографирования и работы с готовыми фотографиями открываются широкие возможности позитивного воздей-
ствия на систему взглядов личности на саму себя. Сначала зеркало, потом живописный или графический портрет (автопортрет), а сегодня и фотография (селфи) являются средствами, помогающими лучше рассмотреть и узнать самого себя. Не использовать для этого набирающую популярность фотографию было бы недальновидно. В работе школьного психолога фотография, как вид искусства, может стать инструментом самопознания личности, посредником построения развивающих межличностных отношений, катализатором творческого самовыражения и способом передачи ценностного отношения к себе, другим и миру в целом.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Зинина, С. М. Арт-психопедагогика: специфика использования средств искусства в деятельности практического психолога : учебно-методическое пособие / С. М. Зинина. — Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. — 191 с.
2. Кевац, М. А. Фототерапия как инструментарий психотерапии / М. А. Кевац // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — Т. 23. — № 3. — С. 117—124.
3. Копытин, А. И. Руководство по фототерапии : монография / А. И. Копытин, Дж. Платтс. — М. : Когито-Центр, 2009. — 183 с.
4. Копытин, А. И. Тренинг по фототерапии / А. И. Копытин. — СПб. : Речь, 2003. — 96 с.
5. Кузекина, Р. Б. Возможности фототерапии в коррекции проблем современного юношества / Р. Б. Ку-зекина // Психология XXI века : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (Санкт-Петербург, 22—24 апреля 2010 г.). — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. — С. 387—389.
6. Морозли, И. В. Фототерапия как инструмент коррекции самооценки /И. В. Морозли // Исцеляющее искусство. — 2010. — Т. 13. — № 2. — С. 45—60.
7. Пашис, А. Психологическая идентификация личности фотографирующего по результатам анализа изображений на его фотографиях / А. Пашис // Виртуальный фотожурнал. — 1999. — URL: http://photo-element.ru/analysis/psyho1.html.
8. Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Копытина. — М. : Когито-Центр, 2006. — 192 с.
9. Чватова, Е. А. Развитие позитивной Я-концепции у подростков средствами фототерапии / Е. А. Чва-това, Т. А. Соловьева // Психология и современный мир : сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Субъект жизнедеятельности в современном обществе» (Архангельск, 26 апреля 2018 г.). — М. : РАО, 2018. — С. 47—51.
10. Юдина, Ю. Н. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей / Ю. Н. Юдина // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной электронной научно-практической конференции (Казань,19—20 мая 2017 г.). — Казань : Бриг, 2017. — С. 395—399.