вахтенные обязанности воспитанников, распределение времени занятий на судах и дисциплинарные взыскания, применяемые к учащимся [2].
Строго регламентировалась и тематика практических занятий. Для будущих штурманов было предусмотрено определение координат корабля на карте пеленгами, крюйс-пеленгами и углами, вычисление широт и долгот, склонения компаса и проверка часов по астрономическим наблюдениям. Особенностью практики была подготовка к проведению гидрографических работ: топографическая и геодезическая части учебной программы. Поэтому занятия, в ходе которых отрабатывались навыки работы с морскими инструментами, изначально проводились на берегу. Корабли, на которых проходили практику будущие штурмана снабжались дополнительными картами. Отдельное дополнение к учебному плану регулировало и прохождение морской практики будущими морскими артиллеристами.
Окончательно система эффективной организации морской практики и подготовки морских кадров на Черноморском флоте сложилась к началу XX века.
Особенностями подготовки будущих офицеров в Российской империи, не потерявшими актуальности в наши дни, являются: многоуровневая подготовка офицерских кадров; дифференциация успеваемости кадет, учитываемая при назначении на должность и распределении; организация практических и развивающих занятий во внеучебное время под руководством преподавателей и офицеров-воспитателей; благотворительный характер военного образования; повышенное внимание к духовному воспитанию.
В целом анализ проблемы позволяет сделать вывод, что методика проведения практических занятий и программы обучения модифицировались с учетом потребностей времени под непосредственным руководством командования флота с целью подготовки высококвалифицированного
УДК 378
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРЕДПРОЕКТНОМУ АНАЛИЗУ
В статье раскрыта суть сторителлинга как метода, используемого в дизайн-проектировании. Изложены виды сторителлинга, дана характеристика базовых элементов сторителлинга, формы представления повествования. Выявлена эффективность использования данного метода при обучении студентов-дизайнеров предпроектному анализу.
Ключевые слова: сторителлинг, метод обучения, дизайн, проектирование, контент.
Для организации процесса обучения студентов способам проектирования следует рассмотреть приемы и методы,
личного состава, способного нести военно-морскую службу не только на берегу, но и выполнять свои обязанности в море в периоды участия России в морских кампаниях, чему и способствовала гибкая, проверенная временем система организации морской практики.
1. Басаев В. Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России, XVIII век - начало XX века : дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2000. 169 с.
2. Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки по истории детского воспитания. СПб. : СПбГУ, 2009. 580 с
3. Толстова Л. Н. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв.: Истори-ко-педагогический анализ : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 299 с.
4. Лукьянов А. А. Военно-патриотические взгляды русских флотоводцев конца XVII - начала XX вв. (исторический аспект) // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 5. С. 52-59.
5. Морской сборник. 1860. Т. 50. № 12, декабрь. Часть неофициальная. С. 90.
6. Морской сборник. 1867. Т. 92. № 10, октябрь. Морская хроника. С. 17-21.
7. Морской сборник. 1866. Т. 83. № 4, апрель. Часть неофициальная. С. 138, 140-141.
8. Сборник приказов и инструкций адмиралов / сост. С. А. Скрягин. СПб. : Тип. морского министерства в главном адмиралтействе, 1898. 353 с.
9. Морской сборник. 1858. Т. 37. № 9, сентябрь. Смесь. С. 92-97.
10. Свод морских постановлений. СПб., 1887. Кн. 2. С. 23-26.
© Дельвиг Н. А., 2017
Г. А. Ланщикова G. A. Lanshchikova
APPLICATION OF THE METHOD OF STORITELLING IN THE TRAINING OF STUDENTS-DESIGNERS TO PRE-PROJECT ANALYSIS
The article reveals the essence of storytelling as a method used in design-projecting. The types of storytelling are described, the characteristics of the basic elements of storytelling, the form of presentation of narrative are given. The effectiveness of using this method in teaching design students to the pre-project analysis has been revealed.
Keywords: storytelling, teaching method, design, projecting, content.
используемые современными дизайнерами в профессиональной деятельности. Методика обучения дизайну - наука
формирующаяся, находящаяся в постоянном движении и развитии, поскольку невозможно заранее спланировать все творческие действия студентов и все дизайнерские ходы решения учебной задачи. В процессе проектирования методика «назначает» типичные роли исследователю (студенту) и участнику (заказчику). Они определяются участием и генеративной деятельностью дизайнера: выработкой концепции, описанием экспертного анализа и созданием первого прототипа. Современный дизайнер для создания высококачественного продукта пользуется специфическими приемами и методами проектирования.
На этапе предпроектного анализа неотъемлемой частью дизайн-проектирования являются беседы с заинтересованными сторонами: дизайнерами-разработчиками и клиентами-потребителями. Именно потребители в конечном итоге используют разрабатываемые продукты, системы и услуги. Такие методы играют важную роль в приобретении дизайнерами опыта при установлении доверительных отношений с целевой аудиторией.
Как структурировать обсуждение для выбора яркого дизайнерского решения? Что нужно предусмотреть, чтобы достичь успеха? Как правильно спланировать деятельность? Необходимо проанализировать примеры, расставляя приоритеты и фокусируясь на проблемах, которые нужно решить. Также следует создать общее терминологическое пространство для различных специалистов.
Одним из простых и вместе с тем эффективных методов, способствующих решению этого вопроса, является стори-теллинг (буквально «рассказывание историй»). Метод передачи знаний от одного поколения к другому - один из лучших способов обогащения знаний при общении с другими людьми. Это повествования различных мифов, сказок, былин, притч. Тонко подмеченная фраза, жизненная история или даже анекдот, короткая фраза, внезапно попавшие в поле нашего внимания, способны глубоко проникать в подсознание. Психологи называют подобные истории метафорами, поскольку их основой являются сходство и аналоги. Как правило, мы пользуемся готовыми метафорами, но когда их не хватает, придумываются новые, к реальным фактам добавляются загадочность и мистика. В древности такие поучительные сказки называли «сказительством», они могли быть как про реальных героев, так и про вымышленных.
Исторически самым первым способом сторителлинга была речь. Устный фольклор было легко запомнить и передавать из поколения в поколение. Наши предки придавали мистический характер реальным фактам. Народные песни тоже можно рассматривать в качестве своего рода историй.
Сторителлинг (storytelling) - метод создания образов, эмоций и объяснение событий через взаимодействие между рассказчиком и аудиторией [1, с. 98]. Данный метод обеспечивает возможность выстраивать структуру процесса коммуникации, который позволяет лучше понимать людей, сопереживать, синтезировать и анализировать информацию, учитывать данные, полученные в исследованиях, в результате чего создавать более значимые продукты, ориентированные на пользователя.
Основными элементами базовой характеристики сторителлинга являются: место действия, действующие лица, сюжет, погружение, настроение, движение. Для повыше-
ния качества рассказа и передачи опыта аудитории по ходу повествования элементы можно добавлять.
Место действия настраивает аудиторию, создает атмосферу истории, позволяя окунуться в события. Действующие лица должны принимать активное участие в истории. При этом история должна соответствовать интересам этих лиц. Возможно поименное перечисление. Сюжет - следующее звено для событий истории, своеобразное «русло», по которому «течет» история. События могут быть представлены в виде перечня фактов, изложенных в хронологической последовательности с учетом причинно-следственной связи. Погружение (невидимость) - «исчезновение» рассказчика по мере того, как слушатель концентрируется на истории, захваченный сюжетом книги или фильма. Настроение, эмоции, которые позволяют придать истории определенный тон: свет, звуки, музыка, стиль и манера повествования. Движение. В интересном рассказе последовательно описываются события, развиваясь плавно и понятно, без остановок.
Хороший сторителлинг - это смешные, интригующие, зачастую немного пугающие и трогательные истории, апеллирующие к нашим эмоциям. Хорошо поданная история заставляет нас удивиться, заинтересоваться, улыбнуться.
«Рассказывать истории» можно устно (сказка, рассказ, анекдот); визуально (фильм, эскиз, иллюстрация, диаграмма, график, фото, в том числе инфографика); письменно (повесть, поэма); с помощью цифровых средств (компьютеризированное слайд-шоу, цифровое видео, образовательный портал, анимация).
Самым распространенным методом сторителлинга является текст - зачастую единственно подходящий способ воздействия. Можно придумать живую, интригующую или даже провокационную историю о продукте, компании. Как ваш продукт работает, какую пользу он может принести, как его можно использовать.
Эффективность изображений во многом превосходит текст в плане скорости восприятия. Картинки умеют рассказывать и передавать нужный смысл. В то же время каждый снимок предоставляет возможность интерпретировать его с разных ракурсов, увидеть что-то свое.
Рассказчик историй - любой человек - может представить информацию, которая неподдельно заинтересует аудиторию и заставит вникать в сюжет, следить за событиями. Часто оказывается воздействие путем простого и понятного намека. Обогащение захватывающим сюжетом информации о дизайнерском продукте, контенте, вызывающим определенный эмоциональный отклик у аудитории, позволяет вспомнить события истории и тем самым накопить личный опыт участников. Рассказы должны быть короткими и трактоваться однозначно. Хорошая история - та, в которой делается акцент на главной мысли. Здесь недопустима сухая констатация факта. История должна быть эмоционально насыщенной и побуждать слушателей к действиям.
Сторителлинг может определяться как «направленный». Метод направленного сторителлинга позволяет дизайнерам собрать множество историй о прошлом опыте участников, использование подготовленных заранее конкретных вопросов, продуманных подсказок. Этот метод основывается на социологическом нарративном анализе и являет-
ся средством быстрого сбора интересных историй, когда неблагоприятные факторы мешают непосредственному объективному наблюдению в процессе исследования.
Сессии направленного сторителлинга начинаются с подсказки, например: «Расскажите историю о ...», направляя движение разговора в комфортное для рассказчика русло. Наводящие вопросы могут начинаться со слов «кто», «что», «когда», «где», «как». При этом целесообразно работать в паре: один руководит рассказыванием, а другой записывает, сохраняя полученную в сессии информацию для последующей трактовки и интерпретации. Исходя из расставленных рассказчиком акцентов в повествовании определяются главные идеи, основные сюжетные линии [2]. Именно глубокая проработка темы отличает хорошую историю от поверхностной. Существуют понятия первичного и вторичного исследования, которым должен заниматься каждый, кто рассказывает историю. Любой дизайнер или редактор, работая над материалом, должен уметь быстро погружаться в тему.
Выделенные идеи при необходимости группируют в тематические кластеры, формируя структуру с контрольным материалом (диаграммами, графиками и картами). Эта визуальная информация влияет на дизайнерское решение в отношении контента и позволяет определить необходимость дополнительного исследования и внесения корректировок для оптимизации разработки.
Направленный сторителлинг является самым мощным методом для определения опыта рассказчика, несмотря на то, что он не требует больших затрат временных и человеческих ресурсов. Следует учитывать, что большинство пользователей читают «между строк», сканируют страницы, и удержать внимание читателя сложнее, чем слушателя. Небольшие занимательные истории более захватывают и увлекают, чем логические доводы и рассуждения.
Создавать свои собственные истории, делиться ими, читать истории других авторов позволяют и популярные сейчас социальные сети. Для многих компаний социальные сети могут стать отличной площадкой для рассказа своей истории. Главное преимущество здесь - интерактивность. В популярной сегодня социальной сети - Инстраграме - рассказывают свои истории при помощи фотографий и небольших видео. Интернет является тем единственным инструментом, при помощи которого можно доступно заявить о себе на весь мир. Это прекрасная среда, которая позволяет доносить мысли и чувства. Мы еще учимся жить в ней и осваиваем новые форматы. Возможно, скоро настанет новая эпоха - цифрового сторителлинга. У дизайнеров и издателей новой эпохи сформировались свои стандарты, объединенные общим названием Digital Storytelling. Диджитал сторителлинг - довольно благородный формат, это навык, как красивая, связная речь.
Цифровой сторителлинг характеризуется обязательным применением современных визуальных средств: инфогра-фики, видео, фото и т. д. Недостаточно просто снабдить статью видеорепортажем или красивыми диаграммами для получения цифровой истории. В формате digital storytelling существует ряд основных правил, которые и делают его стандартом. Вот главные из них: погружение в историю, глубокая проработка темы, интерактив, оформление.
Погружение в историю. Читатель должен иметь возможность почувствовать себя прямо в центре событий. Чтобы
предоставить ему эту возможность, следует использовать несколько точек зрения, прямую речь, цитаты, закулисье. По возможности, наиболее визуально. Например, цитаты и прямую речь - в форме видео.
Глубокая проработка темы и научный дискурс. История должна быть не только развлекательной, отвечать не только на вопросы, как в известной телеигре «Что? Где? Когда?», но и полезной и давать ответы также на вопросы «Зачем? Почему?». Научный аспект может быть представлен, например, сравнительной статистикой определенных происшествий, инфографикой передвижения по карте, комментарием ученого-лингвиста (анализ высказываний, поговорок и песен), криминалиста, физика, видеореконструкцией финальной сцены и др. После прочтения цифровой истории читатель в идеале должен стать «немного экспертом» в теме статьи.
Интерактив. Возможности цифрового формата гораздо шире, чем у бумажных носителей. Нужно помнить, что читатель может взаимодействовать с материалом: управлять инфографикой, вращать картинки, красиво и необычно размещать и изменять материал в соцсети, комментировать каждый абзац и т. д.
Оформление. Содержательные (умные, в меру вираль-ные, без обмана и «желтизны») заголовки, разбивка на тематические абзацы, структурирование текста, подборка шрифтов и паттернов - использование средств, которые делают материал «вкусным» и современным.
Сторителлинг успешно используется в бизнесе и во многих других областях. Когда же речь идет об использовании сторителлинга в менеджменте, он называется «корпоративный сторителлинг».
Тот, кто рассказывает историю, должен делать это убедительно. Такую задачу стоит поручать сотрудникам, более опытным по сравнению со слушателями. Если история повествуется достаточно увлекательно, окружающие хорошо ее воспримут, не посчитав такой шаг бесцельным отвлечением от главной темы. Но рассказ не будет воспринят, если его мораль не соответствует принятым в компании ценностям. Сторителлинг в бизнесе впервые применил Д. Армстронг, собрав в книге «MBSA: Managing by Storying Around» истории своих сотрудников, яркие рассказы о важных событиях в жизни компании.
Спектр использования сторителлинга в дизайнерской фирме достаточно широк:
- описания успешных или неудачных примеров (проектов) в работе компании передают навыки другим сотрудникам, а также снижают стресс у новых сотрудников в случае неудачи;
- истории, помогающие лучше осознать корпоративные принципы и ценности компании и следовать им. Они вдохновляют своим примером, вызывая у сотрудников желание тоже сделать что-то полезное ради своей фирмы;
- личные истории сотрудников могут содержать описания того, как сотруднику удалось сделать карьеру в этой компании, что стимулирует и помогает остальным сотрудникам, в результате чего они начинают лучше трудиться, предлагать более интересные, креативные решения и становятся успешнее.
Такой корпоративный сборник историй позволяет новым сотрудникам лучше понять внутренний ценностный мир компании, почувствовать себя его составной частью, способс-
твует сплочению коллектива. Он помогает установить доверительные отношения с другими сотрудниками, находить выход из положения в сложных ситуациях, прикладывая больше усилий для достижения общей цели компании.
Сторителлинг является и средством воспитания в семье, когда представители старшего поколения делятся с младшим поколением своим жизненным опытом, рассказывая свои истории. Такие истории связаны с близкими людьми, их особая ценность в том, что они рождают уважение, помогают улучшить взаимопонимание, укрепить отношения в семье. По принципу сторителлинга в последнее время устраивают выставки, где экспонатами служат продукты промышленного дизайна, предметы обихода и инсталляции, имеющие, несомненно, богатую и интересную историю. В данном случае рассказ может быть озвучен экскурсоводом или представлен в аннотации.
Отвечая на вопрос «Что такое сторителлинг?», в качестве вывода стоит сказать, что он представляет собой целое искусство, которое сочетает в себе исследовательские, психологические и управленческие моменты. Он дает возможность донести до нужного человека некоторую историю, которая будет мотивировать его к действию. Корректное применение этого инструмента поможет будущим дизай-
УДК 37.014.53
О ТЕНДЕНЦИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье отмечается, что с 2009 г. стали появляться в большом количестве документы, регламентирующие высшее образование. Государство сохраняет вузам свободу в определении содержания образовательных программ, ограничивая их в этой деятельности государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами. Государственная аккредитация, дающая право вузам выдавать дипломы государственного образца (сейчас - «установленного») является в России обязательным этапом контроля за образовательным процессом со стороны государства. Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» вузам предоставлена возможность прохождения общественной и профессионально-общественной аккредитации, которая, однако, не заменяет государственную. То есть предпринята попытка ориентировать вузовское сообщество на процедуры самоконтроля, саморегуляции, оценки результатов их деятельности профессиональными сообществами. Данная норма в настоящий момент хотя и работает, но в сравнительно небольшом количестве вузов. Ближайшие перспективы в развитии высшего образования -целенаправленное закрытие филиалов вузов, масштабное укрупнение вузов, начатое созданием федеральных вузов и продолжающееся созданием «опорных» вузов.
Ключевые слова: реформы, высшее образование, оценка качества, государственная аккредитация, общественная аккредитация.
нерам создавать проекты, продукты не только новые, оптимально отражающие чаяния целевой аудитории, но и заинтересовывать, удерживать внимание потребителя. Эти истории могут оказать помощь в обучении студентов гораздо больше, чем заучивание правил и директив. Сторителлинг можно достаточно эффективно применять на всех этапах производственной практики, когда студенты получают возможность «примерить» на себя реальную профессиональную атмосферу и приобрести реальный опыт проектирования. Таким образом, опыт сторителлинга можно с успехом использовать и в проектировании, и в повседневной жизни, и в бизнесе для развития коммуникации, в качестве маркетингового приема, и, что наиболее ценно, в качестве варианта возможного неформального обучения студентов в учебном заведении (в дополнение к академическому).
1. Мартин Б., Ханигтон Б. Универсальные методы дизайна. СПб. : Питер, 2014. 208 с.
2. Лидвелл У., Холден К., Батлер Д. Универсальные принципы дизайна. СПб. : Питер, 2012. 272 с.
© Ланщикова Г. А., 2017
A. A. Meudyc A. A. Meydus
ABOUT TENDENCES OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION REFORMING
The article notes that since 2009, a large number of documents regulating higher education began to appear. The state retains the freedom of higher education institutions in determining the content of educational programs, limiting them in this activity by state educational standards, professional standards. State accreditation, which gives universities the right to issue state-recognized diplomas (now - "established") is an obligatory stage in the control of the educational process by the state in Russia. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" provides the universities with the opportunity to pass public and professional-public accreditation, which, however, does not replace the state. In other words, an attempt was made to orient the university community on the procedures of self-control, self-regulation, evaluation of the results of their activities by professional communities. This norm works at the moment, but in a relatively small number of universities. The nearest prospects in the development of higher education are the targeted closure of university affiliates, the large-scale enlargement of universities, initiated by the creation of federal universities and continuing the creation of "supporting" universities.
Keywords: reforms, higher education, quality control, state accreditation, public accreditation.