Научная статья на тему 'Применение мер административно-правового пресечения в сфере лесного хозяйства России'

Применение мер административно-правового пресечения в сфере лесного хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1244
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ / АДМИНИСТРАЦИЯ / МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / FOREST / ADMINISTRATIVE / ADMINISTRATION / MEASURES / INTERCEPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбунова Надежда Алексеевна

Меры административно-правового пресечения являются важнейшим средством укрепления законности в сфере лесопользования. В статье рассматриваются меры пресечения, применяемые контрольно-надзорными органами лесного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administration of administrative law interception in the sphere of forest sector in Russia

Measures of is administrative-legal suppression are the major means of strengthening of legality in sphere of forest sector. In article a preventive punishment applied by control-supervising authority of a forestry is considered.

Текст научной работы на тему «Применение мер административно-правового пресечения в сфере лесного хозяйства России»

УДК 342.951:630

Н. А. Горбунова

ПРИМЕНЕНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Меры административно-правового пресечения являются важнейшим средством укрепления законности в сфере лесопользования. В статье рассматриваются меры пресечения, применяемые контрольно-надзорными органами лесного хозяйства.

Measures of is administrative-legal suppression are the major means of strengthening of legality in sphere of forest sector. In article a preventive punishment applied by control-supervising authority of a forestry is considered.

Ключевые слова: лес, административный, администрация, мера пресечения, пресечение.

Keywords: forest, administrative, administration, measures, interception.

Меры административно-правового пресечения - своеобразный инструмент исполнительной власти, правоохранительных органов в борьбе с экологическими правонарушениями. Как правило, экологические правонарушения являются длящимися, характеризуются длительным невыполнением физическим или юридическим лицом экологических требований, нарушением природоохранных норм. Большинство экологических административных правонарушений, в том числе и лесонарушений, длится до тех пор, пока факт его не будет обнаружен компетентным контрольно-надзорным органом. Поэтому меры административно-правового пресечения, применяемые в таких случаях, по своей юридической природе носят предупредительный и пресекатель-ный характер.

Применение административно-правового принуждения в сфере лесного хозяйства обусловлено необходимостью обеспечения законности. В тех случаях, когда методы убеждения, разъяснения лесного законодательства, прав граждан, организаций-лесопользователей, воспитательные меры безрезультатны, применяется принуждение. Административно-правовое принуждение в области охраны и воспроизводства лесов направлено на обеспечение воздействия на виновных лиц с целью принуждения их к исполнению лесного законодательства и предотвращения, прекращения, предупреждения административных правонарушений в этой области общественных отношений, компенсации в административном порядке материального ущерба, нанесенного лес-

© Горбунова Н. А., 2010

ному хозяйству. Административно-правовое принуждение способствует воспитанию у нарушителей лесного законодательства бережного отношения к лесным ресурсам, рациональному лесопользованию и воспроизводству лесов.

Меры административно-правового принуждения неоднородны, но они имеют сходные качества и свойства, как и в целом меры государственного принуждения, применяемые в области охраны и воспроизводства лесов.

Государственное принуждение применяется всегда на основе права. Нормы права устанавливают меры, условия, порядок применения принуждения. Всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволенное правовой нормой негативное изменение статуса гражданина, организации в данном случае как лесопользователей. Уполномоченные государством органы и должностные лица в пределах нормы могут ограничивать права субъектов права в области лесных отношений. Основания для применения компетентными органами власти мер принуждения определяются законодательством, которое закрепляет признаки и составы правонарушений, при наличии которых применяются принудительные средства. Осуществление принудительного воздействия всегда должно производиться в установленной правом форме, что является гарантией охраны прав и интересов граждан и организаций, реализующихся в области лесных отношений.

Административно-правовое пресечение в сфере лесного хозяйства применяется строго на правовой основе специально уполномоченными государством органами и должностными лицами -государственными лесными инспекторами РФ (ст. 23.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) - к конкретным субъектам лесных правоотношений в связи с их неправомерными действиями [1].

Административно-правовое принуждение является одним из видов правового принуждения. Оно обладает рядом специфических признаков, позволяющих воспринимать его как самостоятельное правовое явление в природоохранительной, экологической сфере.

Административно-правовое пресечение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения при отсутствии организационно-линейного подчинения между субъектами лесоохранительного правоотношения. Такое принуждение применяется субъектами публичной, функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти. Должностные лица - государственные лесные инспекторы -уполномочены применять меры предупредительного характера, меры пресечения, меры административного наказания в лесохозяйственной сфе-

ре. В процессе административно-правового принуждения административному воздействию подвергаются не только отдельные физические лица - граждане, но и организации - коллективные субъекты - юридические лица, нарушающие нормы лесного законодательства и лесопользования. В сфере лесного хозяйства административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

В теории административного права меры административно-правового пресечения группируются в зависимости от их конкретных целей, что позволяет определить место каждого вида мер принуждения в общей системе мер.

Анализ административно-правовых актов, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положения «Об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» [2], устанавливающих меры административно-правового принуждения в сфере лесного хозяйства, показывает, что их можно подразделить на три группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и меры административной ответственности. К ним тесно присоединяются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в ле-сохозяйственной сфере. Такие меры содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и применяются в целях пресечения административных правонарушений в сфере лесного хозяйства, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении. В качестве особой группы мер, применяющихся в области лесных отношений, можно выделить компенсационные меры, содержащие восстановительные санкции. Отношение ученых-юристов к восстановительным, компенсационным мерам неоднозначно. Такие меры, главным образом. применяются для защиты имущественных прав. В гражданском праве правовосстановительные меры носят выраженный восстановительный, компенсационный характер. В сфере административно-правового регулирования восстановление достигается в процессе пресечения административных правонарушений.

Реализацию мер административно-правового пресечения в лесном хозяйстве можно рассматривать как одну из составляющих режима законности в этой сфере, которая необходима для обеспечения пользования лесными ресурсами всеми субъектами-лесопользователями.

Среди ученых-юристов отношение к вопросу о квалификации мер административного принуждения в области охраны природы всегда было различным. Так, Ю. С. Шемшученко относил к мерам административного принуждения меры пресечения, восстановительные меры, меры взыскания [3]. Другие исследователи вместо восстановительных мер включают административно-предупредительные меры [4]. Более правильным следует считать включение в административно-правовое принуждение мер административно-принудительного характера, мер пресечения и мер наказания (административной ответственности), что соответствует современному их пониманию.

Административно-правовое принуждение в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов в целом носит восстановительный характер, прежде всего через меры пресечения. Принятие мер по пресечению незаконной деятельности лесопользователей выражается в приостановлении или запрещении их деятельности, порождает их обязанность привести объект деятельности (участок леса) в состояние, пригодное для лесовосстано-вительных работ. Лесонарушитель обязан исполнить обязательства, устранить вредные последствия лесонарушения.

К административно-предупредительным мерам относятся меры, носящие профилактический, превентивный характер. В административно-правовой литературе их называют мерами административного обеспечения. Это меры принудительного характера, которые применяются в целях предупреждения возможных правонарушений с целью предотвращения пожаров в лесах, соблюдения правил лесопользования, защиты лесов от вредителей и болезней.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, они также осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов лесного хозяйства и должностных лиц. К таким мерам обычно относятся запретительные, ограничительные, обязывающие, что ярко характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений в сфере лесного хозяйства, а направлены на их предотвращение. Они предшествуют применению других мер административно-правового принуждения. Предупреждение как правовая форма государственного принуждения в основном свойственно административному принуждению и применяется в целях обеспечения порядка, предупреждения возможного причинения общественным отношениям необратимого вреда.

Основанием применения административного предупреждения в области лесных отношений служат юридические предположения о возмож-

ности общественно вредного поведения определённых субъектов-лесопользователей.

Применение мер административного предупреждения помогает избежать наступления вредных последствий. Административно-предупредительные меры, применяемые в области лесных отношений, весьма разнообразны. Прежде всего, это проведение надзорных проверок государственными лесными инспекторами правил лесопользования: требований по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных последствий; требований по ведению лесного хозяйства и обеспечению качества выполняемых лесохозяйственных мероприятий в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации по воспроизводству лесов и лесоразведению; санитарных правил в лесах; правил предоставления лесных участков; рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования; правил лесопользования; правил пожарной безопасности в лесах и иных требований лесного законодательства Российской Федерации [5]. Выдача обязательных предписаний в адрес лесопользователей о нарушении лесного хозяйства занимает важное место среди административно-предупредительных мер. Такие предписания порождают обязанность по проведению мероприятий по устранению обнаруженных нарушений. Право лесных инспекторов давать обязательные предписания является одной из наиболее существенных и значимых мер, обеспечивающих быстроту административного надзора за охраной и воспроизводством лесов. В случае невыполнения обязательного предписания об устранении выявленных правонарушений к правонарушителю применяются более строгие меры административно-правового принуждения вплоть до приостановления деятельности организации или гражданина-лесопользователя - нарушителей лесного законодательства. Обязательное предписание составляется должностным лицом - лесным инспектором. Предписания, как правило, составляются при нарушении лесного законодательства, не повлекшем большого ущерба, не требующем принятия более строгих мер к нарушителю. На основе выданного предписания должностное лицо (руководитель организации) либо физическое или юридического лицо обязано разработать мероприятия по выполнению выявленных нарушений и указать сроки их выполнения. Сроки и мероприятия по устранению нарушений контролируются органом, выдавшим предписание.

Эффективными мерами профилактического, предупредительного характера, применяемыми в этой сфере, являются проверка документов на право пользования участками лесного фонда,

участками леса и осуществления видов лесопользования с целью выявления лесонарушителей. Государственные лесные инспекторы имеют право после проверки документов принимать меры по изъятию незаконно добытых лесных ресурсов.

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Право осуществлять лесной надзор и контроль принадлежит и органам исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют его в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ за некоторыми исключениями [6].

Меры предупредительного, профилактического характера по сравнению с другими мерами административно-правового принуждения в области лесных отношений более значительны, что подтверждается практической деятельностью, ибо предотвращение лесонарушений позволяет избежать огромных материальных потерь. Последствия же совершенных лесонарушений очень трудно, а иногда и невозможно устранить.

Меры принудительного, профилактического характера вправе осуществлять и органы Федерального агентства лесного хозяйства. Им предоставлено право осуществить надзор и контроль в сфере лесного хозяйства направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд. Получение материалов о нарушении лесного законодательства, выявление таких фактов возможно только в процессе контрольно-надзорной деятельности в этой сфере [7].

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры также достаточно многообразны и осуществляются различными компетентными органами в сфере лесного хозяйства.

Меры административного пресечения как самостоятельные меры признаются многими учеными. Д. Н. Бахрах в число мер административного пресечения включает и меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях [8].

Пресечение как форма государственного принуждения в основном распространено в сфере административно-правового регулирования. Административное пресечение - особая и самостоятельная форма административного принуждения. Её назначение состоит в пресечении, то есть прекращении возникшего или длящегося административного правонарушения. Характеристика мер административного пресечения предполагает следующие положения: для применения таких мер не требуется установление вины, кроме того, они применяются и для прекращения правонарушений, совершаемых невменяемыми лицами.

Административное пресечение призвано обеспечить прекращение совершающегося административного правонарушения, оно не влечёт для виновных лиц состояния наказанности. Это могут быть меры физического принуждения, «механического характера».

У административного пресечения в сфере лесного хозяйства имеются свои задачи и функции. Они подчинены цели прекращения начавшегося и ещё не оконченного лесонарушения. В этом и сущность административного пресечения лесона-рушений.

Наиболее распространенными мерами в данной области общественных отношений считаются: требования прекратить противоправные деяния; доставление лица, совершившего административное правонарушение; запрещение работ в лесу, нарушающих режим лесопользования; непосредственное физическое воздействие на правонарушение. Согласно п. 8(а) Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора государственные инспекторы имеют право пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке. Как правило, лесопользование а таких случаях осуществляется без необходимых документов, либо с нарушением условий, предусмотренных в имеющихся документах, либо осуществляемого по документам, выданным с нарушением лесного законодательства Российской Федерации.

Меры процессуального принуждения обычно характерны для юрисдикционных производств, в которых материальные нормы могут быть реализованы лишь принудительно, то есть через «принудительные действия». Не следует забывать, что основанием применения мер административно-обеспечительного характера является совершение административных правонарушений, обнаружение достаточных данных, указывающих на событие административного лесонарушения. Данные меры могут применяться независимо от того, будет ли рассмотрено правонарушение в определённой процедуре и назначено наказание. Характер «несамостоятельности» и позволяет включать их в меры пресечения [9].

Порядок применения доставления определён ст. 27.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Основанием для доставления правонарушителя является совершение лицом административного проступка, отсутствие невозможности составления протокола на месте нарушения (если личность виновного не установлена), отказ нарушителя уплатить штраф на месте, отсутствие свидетелей, которые могут сообщить сведения о правонарушителе.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении состав-

ляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном лесо-нарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе. Доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание. Сроки доставления в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации не определены, но получается, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном лесонарушении, исполнения постановления по делу об административном лесонарушении. Ст. 27.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит указания на то, что государственные инспекторы, а также должностные лица Государственной лесной охраны Российской Федерации вправе осуществлять административное задержание, но указание на возможность его осуществления содержится в п. 8(д) «Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».

Приостановление работ в лесу как меру пресечения следует понимать однозначно. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает «пресечение» как меру административного наказания. Право применять эту строгую меру административного принуждения предоставлено должностным лицам, государственным лесным инспекторам. Решение о приостановлении производственной деятельности в лесу должно приниматься на основании фактических данных, свидетельствующих о нарушении лесного законодательства. Подтверждением этих фактов могут служить акты проверок, фиксирующих нарушения правил использования и охраны лесов, ранее выданные предписания о нарушении лесного законодательства, материалов (сведений) о нанесенном ущербе лесам, а также письменных объяснений должностных лиц, допустивших такие нарушения. Представляется правильным и правомерным поведение контролирующего субъекта, если он будет выносить постановление о приостановлении работ в лесу или приостановлении работы объекта, загрязняющего лесную среду только в том случае, если были применены предварительные превентивные меры к устранению нарушения.

Ст. 28 Лесного кодекса Российской Федерации указывает на возможность приостановления

использования лесов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

В постановлении о приостановлении действия объекта, наносящего вред лесному хозяйству, следует указывать на противоправное деяние, последствия, которые могут наступить или наступят в результате такой деятельности, наименование объекта, чья деятельность приостанавливается, с какого времени и на какой срок действует постановление о приостановлении хозяйственной деятельности.

За совершение административного лесонару-шения может быть назначено наказание и в виде административного приостановления деятельности (п. 2 ст. 8.12, ч. 2, 3 ст. 8.31, п. 2 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и др. Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральным законом.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания. Срок административного приостановления не может превышать 90 суток и предусмотрен как наказание за административное лесонарушение как альтернативное в санкциях ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, п. 2, 3 ст. 8.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Это нару-

шение режима использования земельных участков и участков лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов и водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для использования; загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами. Приостановление производится в том случае, если лесопользование осуществляется без соответствующих разрешительных документов либо с нарушением лесного законодательства. Фактически принятие мер по пресечению деятельности и выражается в «приостановлении такой деятельности» либо «во временном запрете деятельности», предусмотренном ст. 28.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которое не может превышать пять суток (ст. 27.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Административное приостановление деятельности - мера административного наказания, введена относительно недавно [10].

«Временный запрет деятельности» является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, когда может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности до 90 суток. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, которое уполномочено составлять протокол об административном правонарушении.

Составы административных лесонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, ч. 2, 3 ст. 31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, связаны с нарушением правил либо охраны водных объектов (если не расположены на землях лесного фонда и участках лесов, не входящих в лесной фонд), либо нарушения порядка режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также нарушения требований к охране лесов. Логично, что по содержанию правоограничений административное приостановление деятельности лесопользователей идентично временному запрету деятельности - это прекращение деятельности на определенный срок. Совершенно обоснованным представляется мнение А. И. Каплу-нова [11], который указывает, что «административное приостановление деятельности» и корреспондирующая этому наказанию мера обеспечения производства «временный запрет деятельности» применяется по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации в целях предотвращения непосредственной угро-

зы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, эпизоотий, заражения (засорения) под-карантинных объектов, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и других аналогичных случаев. Они выступают как меры административного предупреждения, то есть предупреждения вреда, который может наступить в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемий, эпизоотии и т. д. Указанные меры административного принуждения по их целевому назначению следует относить к мерам пресечения, а не к наказанию и процессуальному обеспечению.

Следует отметить, что под приостановлением деятельности лесопользователей следует понимать не приостановление права, а приостановление «деятельности». Поэтому и относить данную меру необходимо к мерам пресечения, а не к мерам административного наказания. Как «временный запрет деятельности», так и «административное приостановление деятельности» как полномочия применяются в ходе контрольной деятельности, ибо предполагают вмешательство в хозяйственную деятельность лесопользователей. Это пересечение противоправной деятельности, а не лишение права пользования участком леса.

«Административное приостановление деятельности» лесопользователей и «временный запрет деятельности» лесопользователей полностью вписываются в предусмотренные п. 8(а) Положения «Об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» полномочия по принятию мер по пресечению пользования участками лесного фонда.

Исполнение таких постановлений должно производиться лицом, уполномоченным на контрольную деятельность в сфере лесного хозяйства. При исполнении необходимо присутствие руководителя организации (объекта) - правонарушителя, а также возможно присутствие представителей других заинтересованных организаций, в том числе общественных. Нормативно-правовые акты, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в этой сфере, должны содержать нормы, предусматривающие порядок отмены такого постановления. Это полномочие, как правило, входит в компетенцию органа, вынесшего постановление, или его вышестоящего органа. В законодательстве необходимо закрепить меры ответственности, которые могут наступить в случае невыполнения постановления о приостановлении работы объекта, наносящего вред лесу. Такие меры содержатся, как правило, в самом постановлении, которое направляется для исполнения. Они могут быть выражены в возможности провести такое приостановление принудительно с привлечением компетентных орга-

нов, а также направление материалов в правоохранительные органы с целью привлечения нарушителя к административной, имущественной или уголовной ответственности.

Приостановление объекта может осуществляться путем опломбирования установок, механизмов, закрытия и опломбирования сооружений и зданий.

Личный досмотр, досмотр вещей как мера пресечения может производиться должностными лицами - государственными лесными инспекторами Российской Федерации. Досмотр вещей, багажа, орудий сбора дикорастущих ягод, грибов, орехов, коры, смолы деревьев проводится в присутствии их собственника и двух понятых. В случае необходимости в соответствии со ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации могут применяться фотосъемка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протокол о доставлении. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при лесонарушителе, подписывается должностным лицом, его составившим, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Досмотр транспортных средств любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения в сфере охраны и воспроизводства лесов. Статья 27.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации указывает на право должностных лиц Государственной лесной инспекции осуществлять досмотр транспортных средств. Согласно п. 8(д) Положения «О государственном лесном контроле и надзоре» государственные лесные инспекторы вправе осуществлять досмотр транспортных средств, а при необходимости -их задержание [12]. Досмотр транспортных средств является самостоятельной процессуальной мерой, направленной на обеспечение производства по делу об административных правонарушениях.

В некоторых случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть произведен в отсутствие владельца. При досмотре транспортного средства должна быть обеспечена его сохранность и товарный внешний вид.

В лесном законодательстве часто употребляется термин «изъятие».

Государственные лесные инспекторы имеют право принимать меры по изъятию незаконно добытых лесных ресурсов. Изъятие лесных ресурсов, явившихся предметами административных правонарушений в этой сфере, производится указанными должностными лицами в порядке, предусмотренном ст. 27.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Данная мера обеспечения направлена на принудительное ограничение возможности лесонару-шителя пользоваться незаконно добытыми ресурсами (древесиной, корой древесных кустарников, орехами и т. д.), а также поддельными документами или ненадлежаще оформленными на заготовку лесных ресурсов. Изъятие ресурсов леса и документов производится в присутствии двух понятых. Не подлежат изъятию лесохозяйствен-ные ресурсы, транспортные средства, документы, не имеющие отношения к делу об административном лесонарушении, за исключением предметов, запрещенных к обращению.

Изъятые лесные ресурсы и документы, в случае необходимости, упаковываются и описываются на месте изъятия и хранятся в местах, определенных компетентными органами. В будущем лесные ресурсы и документы в установленном порядке либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии - реализуются. Положение «О государственном лесном контроле и надзоре» не регулирует порядок изъятия орудий совершения правонарушения (транспортных средств, пил, трелёвочников и т. д.), а также предметов административного правонарушения. В нем содержится указание на то, что лесные инспекторы осуществляют и иные, предусмотренные федеральными законами права.

Примечания

1. Кодекс об административных правонарушениях. ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последующими изменениями на 10 июня 2010 г.)

2. Положение «Об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» СЗ РФ 2007. № 27 ст. 3282; 2010. № 32 ст. 4247.

3. Шемшученко Ю. С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды. Киев, 1976. С. 218.

4. Ренов Э. Н. К вопросу о понятии административного принуждения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Свердловск, 1979. С. 56.

5. Положение «Об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» ...

6. Там же.

7. Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства НС РФ. 2004 г. № 26. Ст. 2565 (с изменениями на 31 августа 2010 г.)

8. Бахрах Д. Н. Административное право России: учеб. для вузов. М., 2000. С. 452.

9. Там же.

10. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утративших силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» от 9 мая 2005 г. // СЗ РФ 2005 № 19. Ст. 1752.

11. Каплунов А. И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. 2006. № 3. С. 13.

12. Положение «Об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» ...

УДК 342.9

О. В. Мартынова

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Данная статья посвящена исследованию юридических составов административных правонарушений в сфере антимонопольного законодательства. Автором приводится анализ конкретных административных правонарушений, посягающих на защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В конце статьи автором предлагается собственное определение деликта в сфере антимонопольного регулирования, указываются выводы проведенного исследования.

The article is devoted to researching legal structures of an administrative offence in area of antitrust law. The author provides an analysis of the specific administrative offences encroaching on protection of a competition and creation of conditions for effective functioning of the commodity markets. In the end of article the author own definition of an offence in area of antitrust regulation is offered, conclusions of carried out research are specified.

Ключевые слова: антимонопольное право, юридический состав правонарушения, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, соглашения и согласованные действия.

Keywords: antitrust law, legal structure of an offence, unfair competition, leading position, agreements and the coordinated actions.

Правонарушения в сфере антимонопольного регулирования являются новыми для отечественного законодательства.

В СССР не вставал вопрос об антимонопольном нормотворчестве ввиду признания официальной государственной политики, направленной на монополизацию народного хозяйства и отрицание наличия конкуренции в плановой экономике.

Внутреннее законодательство преемника СССР -Российской Федерации, регулирующее данную об-

© Мартынова О. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.