РАИХ А.В., ЛУКАШЕВИЧ Г.Г.
Городская клиническая больница № 2 Святого великомученика Георгия Победоносца,
г. Новокузнецк
ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ДИСПАНСЕРНОМ НАБЛЮДЕНИИ ПАЦИЕНТОВ КОВ
Медицинская профилактика - основа сохранения здоровья и активного долголетия населения любого государства. Особое значение имеет профилактика неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смерти населения. Автоматизация процессов обслуживания пациентов в поликлинике с применением медицинской информационной системы «Инфомуздрав» позволяет значительно увеличить пропускную способность медучреждения и повысить эффективность проведения профилактических программ.
Ключевые слова: медицинская информационная система; эффективность проведения профилактических программ.
Medical prevention is a fundamental to the preservation of health and active longevity of the population of any state. Particular importance is the prevention of non-communicable diseases are the main cause of death. Automation of processes of patient care in the clinic using medical information system «Infomuzdrav» can significantly increase the capacity of health facilities and to increase the effectiveness of prevention programs.
Key words: medical information system; the effectiveness of prevention programs.
В настоящее время в мировой медицинской практике признано, что одним из прогрессивных подходов к решению проблем, связанных с лечением социально-значимых заболеваний является организация системы профилактики.
Профилактика заболеваний должна быть наивысшим приоритетом в системе охраны здоровья. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека наполовину определяется его образом жизни, на четверть — экологией, и только 15 процентов составляет вклад системы здравоохранения; 10 процентов остается на долю генетических факторов.
О значимости профилактики заболеваний говорил премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин на заседании Государственного совета, посвященного стратегии развития России до 2020 года. Профилактическое направление является одним из трех главных аспектов проекта «Здоровье», который наряду с другими приоритетами социально-экономической политики России основывается на развитии первичного медицинского звена, комплексной системы профилактики, включая эффективную диспансеризацию населения.
Диспансеризация является одной из составных частей системы мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом и здравоохранением. Общегосударственные уси-
лия направлены на формирование здорового образа жизни. В этом комплексе мер важное значение имеет диспансерный метод, синтезирующий профилактику и лечение, направленный на выявление заболеваний в наиболее ранних стадиях и их предупреждение путем систематического медицинского наблюдения за здоровьем населения.
Диспансеризация пациентов старшей возрастной группы направлена на выявление на ранних стадиях, предупреждение и эффективное лечение, социально значимых заболеваний, таких как сахарный диабет, туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, являющиеся основными причинами смертности и инвалидности населения России, а также на достижение активного долголетия.
Город Новокузнецк является одним из крупных промышленных городов Кемеровской области, имеющий большой объем трудовых ресурсов, занятых в разработке отраслей черной и цветной металлургии, добыче и обогащение каменного угля. С этим связана и неблагоприятная экологическая ситуация в регионе, которая оказывает негативное влияние на состояние здоровья населения.
Цель: разработать медицинскую информационную систему, позволяющую автоматизировать процесс обслуживания пациентов при проведении диспансеризации взрослого населения.
45
Задачи:
1. Проанализировать традиционный вариант обслуживания пациента, подлежащего диспансеризации, провести хронометраж рабочего времени медперсонала, участвующего в диспансеризации.
2. Сформулировать основные положения автоматизации процессов при проведении диспансеризации.
3. Создать модель системы, позволяющую обслуживать пациентов на подготовительном этапе в автоматизированном режиме без участия врача.
4. Внедрить в практику медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, медицинскую информационную систему (МИС), построенную с учетом разработанной модели.
5. Оценить эффективность внедрения МИС. Объектом исследования явилась амбулаторно-поликлиническая служба г. Новокузнецка.
Предметом исследования явилась организация и проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения г. Новокузнецка.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Основными использованными методами были изучение и обобщение опыта, социально-гигиенический метод, социологический, эмпирического логико-содержательного моделирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В 2014 г. базовыми программами медицинской профилактики в РФ стали программа диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденная приказом М3 РФ № 1006н от 03.12.2012 г., и программа профилактических медицинских осмотров, утвержденная приказом МЗ РФ № 1011 от 06.12.2012 г. В соответствии с которыми каждый гражданин РФ, застрахованный по ОМС, обязан пройти диспансеризацию не менее 1 раза в три года, а профилактический медосмотр — те граждане, кто по возрасту не подлежит в этом году диспансеризации. По технологии проведения обе программы одинаковы, но при проведении диспансеризации предлагается более углубленное обследование. Для пациентов, относящихся к категории КОВ, сделан акцент на то, что углубленный медосмотр в объеме диспансеризации проводится ежегодно. На I этапе диспансеризации пациент сдает клинические и биохимические анализы, пациентам более старшего возраста выполняют УЗИ органов брюшной полости, женщинам — маммографию, затем с результатами пациент посещает врача-терапевта. На II этапе рекомендуется пройти дополнительные исследования и посетить профильных узких специалистов. В конце второго этапа врач-терапевт участковый подводит итоги диспансеризации, устанавливает группу
здоровья и выдает пациенту паспорт здоровья с рекомендациями по дальнейшему наблюдению.
Проведенный хронометраж рабочего времени первичного приема врача-терапевта участкового по диспансеризации показал, что оформление необходимых медицинских документов (добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство, анкета, направления на обследования (от 6 до 13 штук, в зависимости от возраста), маршрутный лист, медицинская карта амбулаторного больного) на приеме, занимает 12 ± 2,4 мин., при этом выдается строго регламентированный перечень документов, определенный приказом. Далее пациент следует в регистратуру, где его, согласно полученным направлениям, записывают на определенную дату. Весь процесс обслуживания пациента при первом обращении по данным исследования занимает 42 ± 3,6 мин.
В 2012 г. в г. Новокузнецке на базе Кустового медицинского информационно-аналитического центра (КМИАЦ) была разработана и успешно внедрена в работу муниципальных лечебно-профилактических учреждений медицинская информационная система «Инфомуздрав». Особенностью данной программы является широкое применение облачных технологий. Ядро системы установлено в ЦОД на базе КМИАЦ, где непосредственно хранятся персональные данные пациентов. Посредством оптико-волоконной связи муниципальные лечебно-профилактические учреждения, объединенные в единую корпоративную сеть, обмениваются с ЦОД информацией о пациентах, что составляет техническую сторону реализации концепции единого информационного пространства (рис. 1).
Все участники лечебно-диагностического процесса имеют доступ в режиме онлайн к электронным медицинским картам пациентов и имеют возможность добавить необходимую информацию об обследованиях, лечении и выданных документах. Еще одной особенностью «Инфомуздрав» является высокая степень информационной безопасности, при которой каждый пользователь обеспечивается определенным набором идентификационных ключей, ограничен возможностью работы только с теми блоками программы, которые необходимы для его специальности. Рабочие места врачей оснащены тонкими клиентами, не позволяющими копировать информацию на внешние носители и передавать по сети интернет персональную информацию. Внутри корпоративной сети информация передается только по защищенным каналам связи.
В 2014 году функциональные возможности МИС «Инфомуздрав» были расширены и разработаны дополнительные программные блоки, необходимые для обслуживания пациентов по диспансеризации. Прежде всего это коснулось автоматизации процессов формирования на-
46
КЛИНИЧЕСКИЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОНТИНГЕНТУ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
Рисунок 1
Организационная структура МИС
правлений на обследования и записи пациентов в электронной регистратуре. После обновления программы у пользователя появилась возможность нажатием одной кнопки формировать направления на те обследования, которые опреде-
лены приказом. При этом пациент автоматически записывается через электронную регистратуру на необходимые диагностические исследования и консультации врачей (рис. 2). На руки пациент получает распечатанные на принтере направле-
Рисунок 2
Электронная медицинская карта
47
ния с подробной информацией о месте, дате и времени выполнения обследования.
Альтернативным вариантом обслуживания пациента на предварительном этапе является посещение личного кабинета пациента через интернет, где пациент может заполнить информированное добровольное согласие, пройти анкетирование и получить все направления на исследования, не выходя из дома. Также пациенту доступна услуга записи на прием к врачу или на обследования через интернет, инфомат на удобное для него время.
После выполнения обследования результат с описанием и цифровыми значениями сохраняется в электронной медицинской карте. Данной информацией может пользоваться любой пользователь системы, авторизированный для работы с медицинскими данными. Вся необходимая информация имеется в компьютере пользователя, и нет необходимости тратить время на сбор результатов исследований на бумажном носителе.
При обслуживании пациента врач получает необходимую информацию из электронной медицинской карты, где автоматически рассчитывается индекс массы тела, сердечно-сосудистый риск, проводится анализ анкетных данных. Исходя из совокупности выявленных отклонений программой на основе заложенных алгоритмов выдаются рекомендации по индивидуальным мерам профилактики.
В 2014 году на базе МБЛПУ ГКБ № 2 г. Новокузнецка прошли диспансеризацию 9349 человек, из них I группа здоровья определена 2124 пациентам, II — 3895, III — 3330, на второй этап были направлены 7304 человек. По результатам II этапа 3085 пациентов были взяты на диспансерный учет в соответствии с приказом МЗ РФ № 1344 от 20.12.2012 г. Для удобства работы с диспансерной группой был автоматизирован процесс формирования плана диспансерного наблюдения пациентов. МИС «Инфомуздрав»
позволяет автоматически в соответствии с приказом сформировать базовый план диспансерного наблюдения и распечатать его пациенту. Имея на руках индивидуальный план вторичной и третичной профилактики, пациенты стали более внимательно относиться к своему здоровью и посещать врача согласно плана.
В условиях низкой укомплектованности врачебными кадрами, характерной для большинства регионов РФ, актуальным становится внедрение организационных технологий, позволяющих повысить производительность труда медицинских работников, сконцентрировав их внимание на клинической работе. Внедрение МИС «Инфо-муздрав» позволило значительно сократить время обслуживания пациента на приеме у врача.
ВЫВОДЫ:
1. По результатам хронометражного исследования рабочего времени врача-терапевта участкового определено, что на I этапе диспансеризации 12 ± 2,4 мин. затрачивается на оформление необходимой медицинской документации.
2. Проведение диспансеризации должно сопровождаться автоматизацией процессов выписки направлений, записи на прием, передачи данных о результатах исследований и вывода рекомендаций по индивидуальным мерам профилактики для каждого пациента.
3. Предложена модель системы, позволяющая обслуживать пациентов на подготовительном этапе в автоматизированном режиме без участия врача.
4. Внедрение данной системы позволило сократить время на формирование направлений на обследования в 24 раза, при этом общее время обслуживания пациентов уменьшилось на 17 %. Также позволило повысить качество обслуживания и упростить процесс обработки медицинской информации о пациенте.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Беляев М.П. Роль информационного обеспечения в управлении лечебно-профилактическим учреждением //Труды Научно-практической конференции, посвященной 50-летию Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве Российской Федерации. - М. - C. 212214.
2. Основы формирования информационной системы в здравоохранении //Вопр. экономики и управления для руководителей здравоохранения. - 2010. - № 9. - С. 6-21.
3. Практический опыт применения автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помо-
щи //Вопр. экспертизы качества мед. помощи. - 2010. - № 8. - С. 7-14.
4. Северский А.В., Сергеева Е.О. //Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2005. - № 11. - С. 6-12.
5. Совершенствование профилактической работы руководителя лечебно-профилактического учреждения /В.Ю. Семенов, А.Н. Гуров, Н.А. Катунцева, С.М. Смба-тян //Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 11. - С. 17-24.
6. Управление многопрофильным лечебным комплексом в составе региональной системы оказания медицинской помощи /И.Э. Есауленко, О.Я. Кравец, С.Л. Подвальный, В.Н. Спесивцев. - Воронеж: Научная книга, 2007. - 256 с.
48
КЛИНИЧЕСКИЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОНТИНГЕНТУ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ