8. Гаврилова, А.В. Путин В.В. на заседании ежегодного международного клуба «Валдай» / А.В. Гаврилова // Стенограмма выступления на заседании дискуссионного клуба «Валдай». - Москва: РИА Новости, 2020. - Сайт.рф: Сетевое издание РИА 2014. - URL: https://rg.ru/2020/10/22/stenogramma-o-chem-rasskazal-vladimir-putin-na-zasedanii-kluba-vaddaj.html
9. Российская газета. Распоряжения правительства. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р.: [Принято Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 г.]. - Москва: Федеральный выпуск № 6693 (122) от 8 июня 2015.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Колесникова Татьяна Алексеевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Аннотация. В процессе обучения в начальной школе не обходимо использовать межпредметную связь. Уроки технологии на начальной ступени обучения не исключение. На них обучающиеся используют знания других дисциплин таких как: изобразительное искусство, окружающий мир, математика. Но не только знания, но имение их применять необходимый элемент обучения предмету технология. В статье авторы делают акцент на применения математических знаний и умений младшими школьниками на уроках технологии. Важность умения использования знаний по математике на практике прослеживается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Благодаря чему становится возможным осуществление межпредметной связи между математикой и технологией. Комплексное и систематизированное использование знаний и умений по математике на уроках технологии позволяет упорядочить знания обучающихся. В последующем данные знания и умение их применять могут быть использованы в профессиональной практической деятельности.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, младший школьный возраст, учебная деятельность, начальная школа, межпредметные связи, интегративное обучение, урок технология, математические знания и умения.
Annоtation. In the process of teaching in elementary school, it is necessary to use interdisciplinary communication. Technology lessons at the initial stage of education are no exception. On them, students use the knowledge of other disciplines such as fine arts, the world around them, and mathematics. But not only knowledge, but the ability to apply them is a necessary element of teaching the subject of technology. In the article, the authors focus on the application of mathematical knowledge and skills by younger students in technology lessons. The importance of the ability to use knowledge in mathematics in practice can be traced in the Federal State Educational Standard of Primary General Education. Thanks to this, it becomes possible to implement an interdisciplinary connection between mathematics and technology. The complex and systematized use of knowledge and skills in mathematics in technology lessons allows you to streamline the knowledge of students. Subsequently, this knowledge and the ability to apply it can be used in professional practice.
Key words: federal state educational standard of primary general education, primary school age, educational activity, elementary school, interdisciplinary communications, integrative education, technology lesson, mathematical knowledge and skills.
Введение. Изменения, происходящие в обществе, ускоряют быстрые темпы развития науки, производства, внедрение новых технологий, а также предопределяют новые виды и темпы трудового воспитания в начальных учебных учреждениях, нацеленных воспитать человека, который сможет осуществлять самостоятельную и активную деятельность, быстро принимать разные решения, адаптироваться даже при быстром изменении условий. Труд - это специфическая и целесообразная деятельность человека, которая направлена на изменение и освоение природных ресурсов для осуществления всевозможных видов деятельности. Труд является основным источником для обеспечения материальных и духовных богатств. Эта обязанность - основная для каждого человека, которая является фундаментом для личностного развития. Осуществляя трудовую деятельность, люди получают не только товарные и материальные блага, но и развивают творческие способности, человек самоутверждается и становится полноценным членом общества.
Для того, чтобы полноценно реализовать данную цель необходимо осуществлять технологическую подготовку школьников. Младшим школьникам нужно осваивать необходимые звания и умения, для проведения элементарной обработки различного материала, принимать активное участие в творческих, преобразовательных работах, в процессе создания проектов, знать основы культуры быта и труда [4].
В рамках нашего исследования нами был проанализирован в новой редакции ФГОС НОО [7], а в частности основные требования к предметным результатам. Анализ показал что результаты, представленные в вышеуказанном документе по математике имеют точки пересечения с результатами, представленными по технологии. Это говорит о том, что между предметами есть взаимосвязь, которую необходимо использовать для наилучшего освоения данных предметов.
В современной школе уроки труда занимают значимое место, а данный фактор заметен в большинстве прогрессивных систем образования, которые применяются в развитых странах мира. Для ускорения данного процесса необходимо пересмотреть отдельные научно-теоретические подходы к предмету, собранные по специальной методике. После того как учебный предмет «Труд» был переименован с «Технологию» содержания предмета и подходы к нему не изменились. В результате ограничивается реальная образовательная и развивающая направленность данного предмета. Новый Стандарт требует значительных преобразований в процессе трудового обучения и воспитания, где одним из условий ставится связь с жизнью. То есть те знания и умения, которые младшие школьники приобретают на «Технологии» им необходимы будут для дальнейшего обучения в средней и старшей ступени, для решения жизненных ситуаций, а также подготовит их к трудовой деятельности, как в быту, так и в будущей профессии.
Современная методика преподавания призвана определять, как содержание, так и способ организации деятельности учеников на уроках, учитывая актуальные проблемы обучающего процесса.
Только научившись решению технических задач, младший школьник пополнит запас знаний для дальнейшего их применения, а так же для своего личностного роста. В процессе преобразовательного творческого направления будет заложена основа ценного для общества качества, нравственного и личностного характера.
Для освоения умения конструировать и моделировать, учащимся необходимы междисциплинарные знания начальной школы. К одним из таких относиться предмет «Математика». Именно применение математических знаний и умений на
технологии способствуют более успешному усвоению, как теоретического материала предмета, так и развитию технологических умений и навыков.
Большой вклад в изучение применения математических знаний и умений на уроках технологии внесли такие учёные, как: С.И. Волкова, А.А. Милованова, И.Г. Моргунова, Д.К. Пулатова, А.С. Смирнова и др.
В своем исследовании мы будет исходить из того, что математические знания и умения - это совокупность идей о пространственных формах и количественных отношениях, обеспечивающие теоретическое овладение предметом и успешное выполнение деятельности с ним, которое основано на правилах, законах, выводах.
Основываясь на анализе теоретических положений, мнений ученых по данной теме, педагогического опыта мы выделили три возможности применения математических знаний и умений у младших школьников на уроках технологии: интегративное обучение, обучение ручной обработки разных материалов, обучение конструированию и моделированию.
Успешность обучения школьников одной дисциплине определяется присутствием у учеников конкретных знаний, умений и навыков, используемых на другом предмете.
В рамках нашего исследования мы проанализировали учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы традиционной системы обучения («Школа России», «Начальная школа XXI века») и развивающей системы обучения (УМК «Развивающее обучение Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»). Во-первых, при анализе данных УМК было выделено общее содержание: воспроизводится форма изделия: чертёж изделия, состоящий из геометрических фигур, обводка формы по контурам, перенос чертежа на материал, обращение к анализу геометрических фигур и их характеристикам, выполнение замеров, построений. Вышеперечисленные операции выполняются как на уроках математики, так и на уроках технологии.
Во-вторых, были подобраны и далее приведены примеры, показывающие возможности применения математических знаний и умений у младших школьников на уроках технологии. В курсе математики за второй класс, учащиеся изучают тему «Окружность», при этом получают такие умения, как: пользоваться циркулем, вычислять радиус окружности и её диаметр в соотнесении с кругом. При этом на уроках «Технологии» во втором классе по программе: «Начальная школа XXI века», по теме: «Открытка с сюрпризом» учащиеся используют полученные знания и умения по теме «Окружность». Для изготовления шаблона «Шар» ученики пользуются циркулем, соотносят понятия «Круг» и «Окружность», умеют распределять данную геометрическую фигуру на листе. Примером может служить и такие знания по математике как понятие «квадрат», «прямоугольник», «куб», «параллелепипед» и др. их характеристики. На уроках «Технологии» применить данные знания и умения можно при изготовление коробки для подарка.
Младшим школьникам необходимо выполнить развертку при этом им необходимо использовать математические знания и умения перевода системы расчетов из миллиметров в сантиметры, и применяют умение работать с инструментами, такими как линейка. В том числе примером служит изготовление модели парусника по теме «Весенняя регата». Подобные задания помогают обучающимся понять, как применить этот навык в жизни, а также, почему он важен. Данные примеры показывают насколько важно применять межпредметные знания и умения как по математике в технологии, так и наоборот.
Изучение теоретических основ данной темы поставило перед нами вопрос: «На каком уровне находиться сформированность математических знаний и умений у младших школьников для применения их на уроках технологии?».
Для того чтобы ответить на вопрос была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению актуального уровня сформированности математических знаний и умений у младших школьников и нахождение оптимальных путей дальнейшей работы по применению данных знаний и умений. Нами были поставлены следующие задачи: разработать опросник для исследования актуального уровня сформированности математических знаний и умений у младших школьников, используемых на уроках технологи; выявить и описать уровень сформированности математических знаний и умений у младших школьников, применяемых на уроках технологии; обработать данные исследования, выполнить качественный и количественный анализ данных.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте 8-9 лет. После проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были определены уровни сформированности математических знаний и умений младших школьников используемых на уроках технологии: высокий уровень (31-47 баллов), средний уровень (16-30 балла), низкий уровень (0-15 баллов).
Результаты показывают, что у 17 школьников что составляет 28,3% выявлен высокий уровень сформированности математических знаний и умений используемых на уроках технологии, со средним уровнем - 18 младших школьников и это 30%, и с низким уровнем выявлено 25 участников опроса (41,7%), что составляет соответственно большинство. Анализируя результаты мы пришли в выводу о том, что возникает необходимость в разработке уроков технологии, содержание которых будет направлено на применение математических знаний и умений младшими школьниками через различного рода заданий.
В ходе дальнейшей опытно-экспериментальной работы нами были разработаны технологические карты уроков технологии с заданиями направленными на необходимость применения младшими школьниками математических знаний и умений. Данная работа осуществлялась в течении всего учебного года. После проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы провели повторную диагностику и сравнили полученные результаты, представленные ниже в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы по применению младшими школьниками математических знаний и умений на уроках технологии
Уровни Этапы
Констатирующий этап (%) Контрольный этап (%)
Высокий 17 (28,3%) 23 (38,3%)
Средний 18 (30%) 27 (45%)
Низкий 25 (41,7%) 10 (16,7%)
Сравнительные результаты наглядно показывают динамику уровня сформированности применения младшими школьниками математических знаний и умений на уроках технологии. Соответственно после формирующего этапа опытно-экспериментальной работы преобладает средний уровень сформированности применения математических знаний и умений на уроках технологии.
Выводы. Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что работа по применению математических знаний и умений младшими школьниками на уроках технологии дала положительные результаты. Все участники исследования видят связи между реальной жизнью, уроками математики и технологии. Отрабатываются умения, и
вырабатывается навык работы с чертежно-измерительными инструментами и построения геометрических фигур заметно улучшился. Учащиеся оперируют понятиями, уместно их применяют на уроках технологии. В процессе опытно-экспериментальной работы поставленная нами цель достигнута, задачи выполнены. Выбранное направление работы является верным, использование возможностей применения математических знаний и умений на уроках технологии в начальной школе является результативным. Обращаем внимание на тот факт, что дети с низким уровнем также присутствуют, поэтому считаем необходимым продолжать начатую работу.
Литература:
1. Волкова, С.И. Математика и конструирование: учебное пособие для педагогов / С.И. Волкова, О. Л. Пчелкина. -Москва: Просвещение, 2010. - 39 с.
2. Жмакина, Н.Л. Проектирование уроков «Технология» в начальной школе / Н.Л. Жмакина. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021 -78 с.
3. Кошмина, И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина. - Москва: Владос, 2019. - 144 с.
4. Моргунова, И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект / И.Г. Моргунова // Вестник БГУ. - 2010. - №1. - С. 255-258.
5. Остонова, М.А. Особенности построения и проведения интегрированного урока в начальной школе / М.А. Остонова // Достижения науки и образования. - 2020. - № 2 (56). - С. 22-24.
6. Смирнова, А.С. Реализация межпредметных связей на уроках математики / А.С. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т.8. - №4. - С. 34-43.
7. Российская Федерация. Законы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Федеральный закон № 286 [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 мая 2021, зарегистрирован в Минюсте РФ 05 июля 2021г.]. - Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2021.
Педагогика
УДК 378 + 37.013
доктор педагогических наук, профессор Колобова Лариса Владимировна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОПЫТ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования самообразовательных умений у обучающихся на этапе среднего общего образования. Раскрыты определение, сущность понятия самообучения как части самообразовательной компетенции. Описаны способы и приемы развития лингвосамообразовательных умений школьников. Представлены результаты проведенного исследования по разработке проекта, направленного на формирование и развитие самообразовательных умений школьников.
Ключевые слова: самостоятельная работа, учитель, обучающийся, лингвосамообразовательные умения, иностранный язык, портфолио.
Annotation. The article deals with the problem of formation of self-educational skills among students at the stage of secondary general education. The definition and essence of the concept of self-learning as part of self-educational competence are revealed. The methods and techniques of the development of linguistic self-educational skills of schoolchildren are described. The results of the conducted research on the development of a project aimed at the formation and development of self-educational skills of schoolchildren are presented.
Key words: self-study, teacher, student, linguistic self-educational skills, foreign language, portfolio.
Введение. Современные стандарты обучения предусматривают выделение достаточного времени для самостоятельной работы обучающихся, однако игнорируют тот факт, что навык самообразования не формируется спонтанно, а требует времени и контроля со стороны учителя. Представляется целесообразным введение элементов самообразования непосредственно в учебный процесс. При изучении иностранного языка такая практика представляется не только желательной, но и абсолютно необходимой ввиду необходимости реализации индивидуального подхода к обучению. Обучение объединяет деятельность двух субъектов - носителей деятельности в образовании, то есть субъекта обучения (учащихся) и субъекта обучения (учителя), которые определяют существование двух отдельных, но взаимосвязанных процессов в образовании: обучения и преподавания. Обучение-это приобретение элементов опыта, накопленного человечеством. Таким образом, преподавание - это формирующая деятельность субъекта обучения, направленная на содействие эффективному обучению [1, С. 37].
Организация учебного процесса на основе самонаправленного обучения предполагает перенос субъект-объектных (обучающих) отношений, когда темп обучения и уровень сложности учебного материала, вводимого преподавателем, переходит на уровень субъект-субъектных отношений, при которых темп и уровень сложности определяется самим обучающимся в соответствии с его возможностями и интересами. Учитель, в то же время, выступает в роли консультанта, к которому ученик всегда может обратиться в случае затруднений в процессе усвоения материала. Реализация данного подхода непосредственно в образовательном процессе позволяет решать задачи традиционного подхода к обучению, куда относятся и ключевые вопросы самообразования, которые связаны с целеполаганием, самоорганизацией и самоконтролем учащихся. Постановка целей чрезвычайно важна, потому что она помогает повысить производительность, а также улучшает концентрацию. Наличие четких целей означает, что обучающийся с большей вероятностью создаст конкретный план и предпримет действия для достижения своих целей. Преподаватель руководит учебным процессом и проверяет качество овладения учащимися материалом, отслеживая проблемы каждого из них.
Изложение основного материала статьи. На этапе развития учебных умений самостоятельное обучение предполагает индивидуальную работу с материалами, собранными и организованными преподавателем. При самостоятельном обучении учащиеся уходят от зависимости от учителя и несут ответственность за свое обучение и учатся учиться: развивать ключевые учебные навыки; активно управлять своим обучением, находить возможности для обучения и использовать соответствующие стратегии обучения; вовлекать себя в процесс постановки краткосрочных и долгосрочных целей обучения, размышлять и оценивать свой прогресс.
Самостоятельное обучение - это индивидуальная работа, учебная деятельность учащихся, которая не предполагает прямого руководства со стороны преподавателя и осуществляется через используемые материалы. Способность делать