РАЗДЕЛ 2. РАБОТЫ В РАМКАХ ГРАНТА РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА
В.Д. Орехова
ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ГОСУДАРСТВ-ИЗГОЕВ» В ОТНОШЕНИИ РОССИИ: ЛОГИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ*
APPLICATION OF THE "ROGUE STATES" CONCEPT TO RUSSIA: FOREIGN MASS MEDIA LOGIC
В статье анализируется концепция «государств-изгоев» в свете информационного противостояния, развернувшегося между Россией и ее зарубежными партнерами после начала острого военно-политического кризиса в Украине. Последовательно доказывается, что действия РФ на международной арене формально удовлетворяют критериям концепции так же, как и поведение США. Делается вывод о теоретической необоснованности и необъективности подобной стигматизации.
Ключевые слова: государства-изгои, информационная война.
The article analyzes the "rogue states" concept in the light of information confrontation that took place between Russia and its foreign partners after the onset of the acute political and military crisis in Ukraine. It argues that actions of the Russian Federation in the international arena formally meet criteria of the concept as well as the behavior of the United States; concludes theoretical weakness and bias, peculiar to such somatization.
Key words: rogue states, information warfare.
Украинский кризис, являющийся на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых международных проблем, можно рассматривать как последовательность сильных флуктуаций, способных окончательно дестабилизировать систему международных отношений. Боевые действия, ведущиеся на территории Донецкой и Луганской областей, напрямую влияют на состояние европейской безопасности.
Разное видение ситуации правительством России и ее зарубежными партнерами способствует эскалации конфликта. В частности, президент США Б. Обама заявил о готовности поставлять оружие Украине в случае, если «дипломатия не даст результатов» [1]. Такие радикальные действия должны
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Политика Китая в отношении "государств-изгоев"» (№ 15-37-01208).
получить поддержку населения, т.е. важную роль при столкновении национальных интересов Соединенных Штатов, членов ЕС и России играет соответствующая подготовка общественного мнения.
Масштабы информационной войны измеряются не только объемом государственного финансирования СМИ [2], уровнем цензуры и общим тоном выступлений официальных лиц, но также идеологическим наполнением. Незадолго до начала Евромайдана на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» В.В. Путин назвал себя «самым большим националистом в стране» [3] и подчеркнул необходимость духовного самоопределения россиян ради «успеха в условиях глобальной конкуренции» [4], возрождения национальной идентичности и патриотизма. Почти сразу после выступления президента началась работа над проектом Основ государственной культурной политики - документ принят 24 декабря 2014 г. В нем вновь прослеживается тема «обострения глобальной идейно-информационной конкуренции» [5], а конечной целью провозглашается утверждение общенациональной идеологии, способствующей консолидации общества и достижению гражданского единства.
Подобная риторика встретила резкую критику в Европе и США: обвинения в националистическом империализме и демагогии. В этом отношении интересна статья Марка Галеотти - профессора Центра глобальных проблем в Нью-Йоркском университете [6]. В ней делается вывод о популярности в России концепта уникальности российской цивилизации и русской нации, оказавшейся, если отталкиваться от текстов выступлений В.В. Путина, одной из самых больших этнических групп, разделенных государственными границами [7]. Последнее утверждение, в свою очередь, является основанием для расширения внешнеполитических сфер влияния и одновременно причиной возникновения в зарубежных публикациях аналогий с нацистской Германией [8]. С этой точки зрения присоединение Крыма рассматривается как начало поглощения русскоязычных анклавов при пассивном осуждении мирового сообщества, сравнимом с политикой умиротворения во время Судетского кризиса 1938 г.
Сопоставление современной России с Третьим рейхом - опасное проявление информационной войны. Намеренное искажение действительности подрывает основы влияния России на международной арене, поскольку направлено на изменение отношения к стране, обладающей после Второй мировой войны статусом великой державы, победившей нацизм. Конечно, такая трансформация в общественном сознании не может быть мгновенной, поэтому она происходит примерно по следующей схеме: сначала на официальном
уровне начинается манипуляция исторической памятью европейских народов. Наглядный пример - мягкий отказ Б. Обамы принять участие в праздновании юбилея Великой Победы в Москве (без объяснения причины) [9] или высказывание министра иностранных дел Польши в преддверии 70-летия освобождения «Аушвиц-Биркенау» в Освенциме. На вопрос журналистов, почему В.В. Путин не был приглашен на мемориальные мероприятия, он ответил, что ворота лагеря открыли солдаты Первого украинского фронта, т.е. украинцы [10]. Следующий этап - обвинение в агрессии и нарушении норм международного права. Заключительная стадия - самый мощный удар по имиджу государства - причисление к «странам-изгоям».
В 1993 г. в статье Энтони Лейка, советника президента США по национальной безопасности, была сформулирована концепция, которая провозгласила невозможность сотрудничества с рядом недемократических режимов, придерживающихся радикальной идеологии и в нарушение всех норм международного права использующих серьезный инструмент давления на мировое сообщество - планы по созданию ОМУ [11]. Редакция статьи, произведенная администрацией Дж. Буша-младшего, стала важной идеологической составляющей глобальной войны против терроризма и обозначила в мировом политическом пространстве «координаты» «оси зла»: Ирак, Иран, КНДР, Сирия, Куба и Ливия.
В июле 2014 г. в связи с катастрофой малазийского Воетд-777 в Донецкой области вышло несколько публикаций ведущих международных информационных агентств, в которых Россия обвинялась во вмешательстве во внутренние дела суверенного государства и поставках оружия украинским сепаратистам (в частности, ракетной системы с радарным управлением SA-11 -ЗРК «Бук»). Тогда министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд заявил, что «Россия рискует превратиться в государство-изгой» [12].
На чем основывается столь громкое заявление, судить сложно: нет открытого доступа к данным, касающимся вовлеченности России в украинский кризис. Однако еще задолго до трагедии, в марте 2014 г., вышла статья Ами-ра Тахери - «Когда великая держава становится изгоем» [13]. Сам автор является сопредседателем института Гейтстоун (Нью-Йорк) вместе с известным американским политиком, заместителем госсекретаря США по контролю над вооружениями в период с 2001 по 2005 гг., Джоном Болтоном, придерживающимся жесткой линии при выстраивании отношений со странами «оси зла» и Россией. Получается, что авиакатастрофа стала лишь информационным поводом для консервативно настроенных исследователей демонизировать действия Кремля.
Амир Тахери, утверждая, что Россия приобретает черты «государства-изгоя», использует для доказательства своей позиции тезис о многократном нарушении ею норм международного права, среди которых: Заключительный акт Хельсинского совещания 1975 г., закрепивший принцип нерушимости границ в Европе; Будапештский меморандум 1994 г., гарантировавший безопасность Украины после ее присоединения к ДНЯО; а также двусторонние соглашения 1997 г. и 2010 г., регламентирующие условия пребывания в Крыму российского Черноморского флота и запрещающие увеличивать численность его личного состава, вводить новые виды вооружения. Действия России, по мнению политолога, подорвали основы ее сотрудничества с другими членами G8 и ОБСЕ, а также с НАТО.
В тексте статьи часто встречаются выражения «Путин аннексировал» (про Крым, Южную Осетию и Абхазию), «Путин мечтает» (возродить евразийскую империю), «поведение Путина». Олицетворение внешнеполитического курса РФ исключительно с волей президента и его личными амбициями - отличительная черта многих зарубежных публикаций. В них прослеживается следующая логика: изначально глава государства выступал в роли арбитра между различными группами интересов внутри страны и был готов к конструктивному диалогу на мировой арене, затем, по мере укрепления авторитета и концентрации власти в своих руках, он стал превращаться в «лидера-изгоя» [14]. Отсюда следует вывод: изменить ситуацию может его отстранение от занимаемой должности [15]: введение санкций приведет к истощению российской экономики, ослаблению правительства и, в долгосрочной перспективе, падению режима под воздействием общественного недовольства, для возникновения которого необходим соответствующий информационный фон [16].
Еще одним косвенным признаком того, что Россия теряет контакт и взаимопонимание с остальными «добропорядочными» акторами международных отношений является, по мнению ряда зарубежных экспертов, ее сближение со странами, которые в соответствии с концепцией Белого дома относятся к группе «изгоев».
В статье исследователя Александра Гольца, размещенной на сайте The Moscow Times [17], анализируется визит Сергея Шойгу в Тегеран в январе 2015 г. с целью подписания соглашения о военно-техническом сотрудничестве и возобновления переговоров о поставке в Иран зенитных ракетных комплексов С-300 [18]. Соответствующий контракт от 2007 г. был приостановлен Д.А. Медведевым в 2010 г. в связи с резолюцией ООН, запретившей поставлять ИРИ наступательное вооружение [19]. За этим решением последо-
вало снятие американских санкций с четырех российских компаний ОПК [20], в том числе «Рособоронэкспорта». По всей видимости, напряженная ситуация вокруг Украины, подписание президентом США в декабре 2014 г. закона о возможном введении новых санкций, ограничивающих действия России в военной и энергетической отраслях, заставили Кремль принять превентивные меры.
Январская встреча в Тегеране - это не только защита национальных экономических интересов, но и определенный вызов мировому сообществу, с которым не удается согласовать видение многих международных проблем. Подтверждением являются слова министра обороны Ирана Хосейна Дехкана: «Акцент был сделан на необходимости сотрудничества между Россией и Ираном в совместной борьбе против вмешательства нерегиональных сил в региональные дела». На этом основании Александр Гольц утверждает, что Россия окончательно отошла от сотрудничества с «цивилизованными» странами, поскольку впервые ее союзником становится «изгой».
Следующий критерий причисления к «изгоям» согласно рассматриваемой концепции - поддержка терроризма. Если в зарубежных СМИ одна из сторон вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в большинстве случаев определяется как «повстанцы» или «сепаратисты», то в Киеве сделали оригинальный дипломатический ход, чрезвычайно осложнивший международные переговоры в формате «нормандской четверки». Верховная Рада проголосовала за признание Донецкой и Луганской народных республик террористическими организациями, перечеркнув тем самым перспективу мирного урегулирования кризиса. В заявлении, принятом в ходе внеочередного парламентского заседания, Россия была названа агрессором, на основании чего украинские депутаты высказались за ее исключение из ООН и призвали к прямым поставкам оружия для борьбы с «террористами» [21].
Таким образом, по мнению ряда западных экспертов и политиков, поведение Российской Федерации соответствует образу «государства-изгоя». Во-первых, она вмешивается во внутренние конфликты суверенных стран с целью территориальных приобретений. Во-вторых, поддерживает «террористов», нанося ущерб внутренней безопасности других акторов мировой политики. В-третьих, сотрудничает с режимами, осуждаемыми на уровне ООН. В-четвертых, нарушает нормы международного права исключительно в интересах В.В. Путина, которые преподносятся кремлевской пропагандой как национальные. Поскольку военный потенциал РФ несопоставим с возможностями других «изгоев» (обладает ядерной триадой), то и последствия ее «девиант-ного поведения» гораздо серьезнее: по мнению канцлера Германии Ангелы
Меркель, действия России «нарушили мир, порядок и принципы существования в Европе» [22].
Ну и, наконец, в-пятых, экстремизм, характерный для «государств-изгоев», проявляется в систематических нарушениях прав человека и опоре на прочный идеологический фундамент, авторитарно цементирующий российское общество. Возникает вопрос, каким образом это влияет на место страны в сложившемся балансе сил?
Согласно теории Александра Вендта [23], существуют три основных типа международного взаимодействия, их сочетания создают палитру современных мировых политических отношений: война по Гоббсу, конкуренция по Локку и сотрудничество по Канту. Первый из них напрямую связан с культурой страха, присущей любому конфликту, вызывающей лишние эмоции и препятствующей рациональному мышлению. Последствием, с точки зрения Ричарда Н. Лебоу, становится экстремизм во внешней политике государства [24].
Существует ли культура страха в России? Если следовать логике зарубежных изданий, то да. Под прикрытием необходимости обеспечения национальной безопасности в условиях глобальной конкуренции и противостояния с другими мировыми центрами силы, происходит концентрация власти в едином центре, способном аккумулировать ресурсы для укрепления обороноспособности страны и расширения ее влияния, имеющего по К. Хаусхофферу естественные границы. Отсюда, проводя аналогии с РФ, следует рост популярности евразийской идеи или, выражаясь языком европейских и американских экспертов, расцвет националистического империализма.
Эстонский исследователь Хольгер Мёльдер считает, что подобные процессы наблюдаются во всех «государствах-изгоях», однако в каждой из них культура страха приобретает индивидуальную форму господствующей идеологии: коммунизм (Куба), чучхе (Северная Корея), арабский национализм (Ливия, Сирия), исламизм (Судан), шиитский фундаментализм (Иран), национализм (Мьянма, Зимбабве) [25].
Данная статья - попытка понять и систематизировать аргументы сторонников изоляции России. Сама концепция «государств-изгоев» представляет собой не детально проработанный самостоятельный теоретический продукт, а созданное Белым домом и тщательно отшлифованное в течение нескольких десятилетий информационное оружие, обеспечивающее поддержку внешнеполитического курса США, в первую очередь, собственным населением, а затем партнерами по блоку НАТО.
Верная теория должна быть валидна. В книге Р. Литвака, посвященной этой проблеме [26], подробно разбираются случаи, когда в Вашингтоне закрывали глаза на проявления «девиантности» ряда стран (Ирак с 1982 по 1990 гг., Сирия, Судан, Индия, Пакистан) и, наоборот, на долгие годы отказывались от сотрудничества с Кубой, формально не соответствующей критериям, разработанным в русле концепции.
Культура страха проявляется в этом ракурсе совершенно иначе: основным мотивом становится идея сохранения мирового лидерства. Доказательством служит текст Стратегии национальной безопасности США от 2002 г., обозначающий в качестве одного из признаков «государства-изгоя» «ненависть к Соединенным Штатам и ко всему, что они поддерживают» [27]. Американское правительство принимало решение о прямом или косвенном участии во внутриполитических кризисах ряда стран, способствуя тем самым возникновению региональных очагов напряженности (Ирак, Афганистан, Ливия - наиболее яркие примеры); принципиально нарушало международное право; использовало идеалы либеральной демократии и прав человека для наращивания экспорта вооружения, обеспечивая заказами свой чрезмерно разросшийся ВПК (проект Сената по оказанию военной помощи Украине [28] или, как это прозвучало в эфире CNN, «вооружение проамериканских войск» [29] - проявление годами отработанной схемы).
Таким образом, США тоже обладают характеристиками «государства-изгоя», следовательно, концептуальные рамки настолько размыты, что вмещают в себя одновременно Россию и Соединенные Штаты. Встречаем противоречие: будучи полюсами системы международных отношений две великие державы не могут считаться ее «изгоями».
Вывод: подобная стигматизация не имеет под собой реальных теоретических оснований, необъективна, политизирована и осложняет международное сотрудничество.
Список использованных источников и литературы
1. Обама: США обдумывают поставки вооружений // Русская служба BBC. - 09.02.2015. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/02/150209_obama_merkel_talks
2. Halliday J. BBC World Service Fears Loosing Information War as Russia Today Ramps up Pressure // The Guardian. - 21.09.2014. - URL:
http://www.theguardian.com/media/2014/dec/21/bbc-world-service-information-war-russia-today
3. Путин назвал себя «самым большим националистом в России» // Интерфакс. - 24.10.2014. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/403768
4. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России. - 19.09.2013. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19243
5. Основы государственной культурной политики // Президент России. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
6. Galeotti M., Bowen A.S. Putin's Empire of the Mind: How Russia's President Morphed from Realist to Ideologue and What He'll Do Next // Foreign Policy. - 21.04.2014. - URL: http://foreignpolicy.com/2014/04/21/putins-empire-of-the-mind/
7. Transcript: Putin Says Russia Will Protect the Rights of Russians Abroad // The Washington Post. - 18.03.2014. - URL: http://www.washingtonpost.com/world/transcript-putin-says-russia-will-protect-the-rights-of-russians-abroad/2014/03/18/432a1 e60-ae99-11 e3-a49e-76adc9210f19_story.html
8. Clemens Jr. W. What to Do About - Or With - Russia? // The Diplomat. - 09.01.2015. - Режим доступа: http://thediplomat.com/2015/01/what-to-do-about-or-with-russia/
9. Обама не планирует ехать в Москву на 70-летие Победы // ТАСС. - 10.02.2015. - Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1756130
10. Глава МИД Польши заявил, что Освенцим освобождали украинцы // РИА Новости - 21.01.2015. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20150121/1043600343.html
11. Lake A. Confronting Backlash States // Foreign Affairs. - 1994. - Vol. 73, № 2 (Mar. - Apr.). - P. 45-55.
12. Паниев Ю. Россия рискует стать государством-изгоем // Независимая газета. - 22.07.2014. - Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2014-07-22/1_state.html
13. Taheri A. Opinion: When a Big Power Goes Rogue // ASHARQ AL-AWSAT. - 21.03.2014. - URL: http://www.aawsat.net/2014/03/article55330266/opinion-when-a-big-power-goes-rogue
14. Galeotti M., Bowen A.S. Putin's Empire of the Mind: How Russia's President Morphed from Realist to Ideologue and What He'll Do Next // Foreign Policy. - 21.04.2014. - URL: http://foreignpolicy.com/2014/04/21/putins-empire-of-the-mind/
15. Motyl Al. J. Putin Is Transforming Mother Russia into a Rogue State // Aljazeera. - 25.07.2014. - URL: http://america.aljazeera.com/opinions/2014/7/flight-mh17-vladimirputinukrainerussianonstateactors.html
16. Clemens Jr. W. What to Do About - Or With - Russia? // The Diplomat. - 09.01.2015. - URL: http://thediplomat.com/2015/01/what-to-do-about-or-with-russia/
17. Golts Al. Russia Is Turning into a Rogue State // The Moscow Times. - 26.01.2015. - URL: http://www.themoscowtimes.com/opinion/article/russia-is-tu rn ing-into-a-rog ue-state/514899.html
18. Россия и Иран возобновляют переговоры о поставке комплексов С-300 // Lenta.ru. - 21.01.2015. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2015/01/21/s300/
19. UN Resolution 1929 (2010) Adopted by the Security Council at its 6335th Meeting on 9 June 2010 // United Nations. - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N10/396/79/PDF/N1039679.pdf?0penElement
20. Македонов Л. С России сняли Иран // Газета.ш - 22.05.2010. -Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2010/05/22_a_3371703.shtml
21. Верховная Рада записала ДНР и ЛНР в террористы // ТВЦ. -27.01.2015. - Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/id/60171/photo_id/144059/slider_photo/144059
22. Выступление Ангелы Меркель на Мюнхенской конференции по безопасности 07.02.2015 // YouTube. - 07.02.2015. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=DBr1xlCrTWg
23. Wendt A. Anarchy is what States Make of it: The Social Construction of Power Politics // International Organization. - 1992. - Vol. 46, № 2 (Spring). - P. 391-425.
24. Lebow R. N. A Cultural Theory of International Relations. - Cambridge University Press, 2008. - P. 90.
25. Molder H. The Culture of Fear In International Politics - a Western-Dominated International System and Its Extremist Challenges // ENDC Proceedings. - 2011. - Vol. 14. - P. 241-263.
26. Litwak R.S. Outlier States: American Strategies to Change, Contain, or Engage Regimes. - Woodrow Wilson Center Press / Johns Hopkins University Press, 2012.
27. The National Security Strategy of the USA // U.S. Department of State. - September, 2002. - URL: http://www.state.gov/documents/organization/63562.pdf - P. 14.
28. Члены Конгресса предлагают израсходовать 1 млрд на оружие для Украины // Голос Америки. - 11.02.2015. - Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/us-congress-ukraine/2638351.html
29. Рогозин об эфире CNN: с такими врагами и друзья не нужны // РИА Новости. - 10.02.2015. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20150210/1046871948.html
Коротко об авторе
Орехова Валерия Дмитриевна - аспирантка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: valerie2010@yandex.ru
Briefly about the author
Orekhova Valeria Dmitrievna - post-graduate student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: valerie2010@yandex.ru