Научная статья на тему 'Применение комплексной медицинской информационной системы с целью повышения организационно-экономической эффективности периодических профилактических осмотров'

Применение комплексной медицинской информационной системы с целью повышения организационно-экономической эффективности периодических профилактических осмотров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение комплексной медицинской информационной системы с целью повышения организационно-экономической эффективности периодических профилактических осмотров»

Информационные системы_www.idmz.nu Ы.М

№3, 2004 ^

С.И.КЕМПИ,

член-корр. РАМН

И.П.ДУДАНОВ, А.Г.ДМИТРИЕВ, А.В.ГУСЕВ,

Карельский научно-медицинский центр СЗО РАМН, г.Петрозаводск

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОАО «Кондопога» является крупнейшим промышленным предприятием на северо-западе России. Основную деятельность предприятия составляет выпуск газетной бумаги. В этом процессе занято около 8 тыс. работников. Все производственные мощности расположены в городе Кондопога, республика Карелия. Для предприятия формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Как и для любого крупного промышленного предприятия, роль профосмотров в этом чрезвычайно велика. Другим актуальным аспектом необходимости в качественном профосмотре является то, что поступающие на работу, опасаясь отрицательного заключения врача относительно допуска на предприятие, стараются утаить от него имеющиеся заболевания, что впоследствии ведет к обострению процесса, экономическим потерям вследствие простоев, способствует развитию профессиональной патологии. Кроме того, здоровье персонала - это надежная работа дорогостоящего оборудования, а следовательно, - безаварийная деятельность предприятия. Так, результаты исследований, про© С.И.Кемпи, И.П.Дуданов, 2004 г. ©А.Г.Дмитриев, А.В.Гусев, 2004 г.

веденных на одном из крупных химических предприятий Северо-западного региона, показывают, что самое большое количество аварий происходит с новичками, работающими на предприятии от 0 до 5 лет. А те, чей стаж превысил 10 лет, работают практически безаварийно [1]. Следовательно, у предприятия должна быть прямая заинтересованность в продлении работы опытных кадров на более долгий срок.

ОАО «Кондопога» располагает собственным современным Медицинским центром, в состав которого в настоящее время входят санаторий-профилакторий и поликлиника, занятые обслуживанием работников предприятия и жителей города. Лечебно-диагностические отделения Центра укомплектованы необходимым оборудованием и штатом специалистов. В работе Центра принимают участие научные сотрудники Петрозаводского государственного университета, в том числе 2 доктора медицинских наук, 3 кандидата медицинских наук. Коллектив Центра активно участвует в различных научных программах, многие из которых направлены на изучение эффективности применения разрабатываемой и совершенствуемой силами специалистов Медицинского центра комплексной медицинской информационной системы. Каждое рабочее место, включая регистратуру, все диагно-

>

гчшш

ЬЛ1

и информационные

технологии

стические, лечебные и вспомогательные кабинеты, оборудовано персональными компьютерами, подключенными в единую информационную сеть. Санаторий-профилакторий в течение 5-ти лет работает полностью с электронным документооборотом, поликлиника находится на этапе перехода от бумажных носителей к использованию только электронных амбулаторных карт.

Исследование выполнялось в период 20002003 гг. В 2000 и 2001 гг. проведение профосмот-ра входило в функции центральной районной больницы, с которой предприятие подписывало контракт на проведение необходимых работ. Начиная с 2002 г., эта задача перешла в ведение собственной поликлиники. При этом было принято решение о разработке специализированной подсистемы планирования и проведения профосмотра в рамках использующейся медицинской информационной системы «Кондопога».

На проведение профосмотра в среднем уходит 3 месяца. Главная цель медицинских осмотров -это сохранение здоровья и трудоспособности работников промышленного предприятия. В соответствии со статьями 69, 213 и 214 Трудового Кодекса Российской Федерации осмотры подразделяются на 2 вида: предварительные - при поступлении на работу и периодические - осуществляемые в процессе трудовой деятельности. Задачей предварительных осмотров является определение профессиональной пригодности трудящихся, направляемых в те или иные условия труда, то есть медицинский отбор лиц, устойчивых к воздействию неблагоприятных производственных факторов. Задача периодических медицинских осмотров - выявление начальных признаков профессиональных заболеваний. Основные требования, предъявляемые к медицинским осмотрам: целенаправленность, тщательность, полнота охвата, быстрота проведения, четкость ведения документации, координация действий всех учреждений и специалистов [1]. Проведение медицинских осмотров трудящихся регламентируется приказами и инструкциями Минздрава РФ, основными из которых являются:

1. Приказ МЗ и МП РФ №90 от 14.03.1996 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и комментарии к нему.

2. Действующие приложения к Приказу МЗ СССР №555 от 29.09.1989.

3. Приказ МЗ РФ №405 от 10.12.1996 «О проведении предварительных и периодических осмоторов медицинских работников».

По Постановлению Правительства Российской Федерации № 967 от 15.12.2000 предварительным и периодическим профилактическим медицинским осмотрам подвергаются все категории граждан, занятых во вредных и опасных технологических процессах, вне зависимости от видов собственности: муниципальные, частные, военные и т.д.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования явилось повышение организационно-экономической эффективности периодических профилактических осмотров за счет применения специализированной подсистемы профосмотра на базе существующей комплексной медицинской информационной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

♦ обеспечить возможность автоматического поэтапного получения списка пациентов, направляемых на профосмотр, на основании информации из отдела кадров, отдела охраны труда и техники безопасности, приказов Минздрава и результатов предыдущих профосмотров, которые были накоплены в базе данных системы;

♦ обеспечить автоматическое поэтапное составление перечня необходимых обследований и осмотров специалистов по каждому пациенту с учетом условий его работы на основании нормативных документов, возможностей Медицинского центра и имеющейся информации в базе данных системы;

♦ повысить эффективность организации процесса планирования и проведения профосмотра;

♦ по возможности снизить затраты на планирование и проведение профосмотра без потери его качества.

Для достижения поставленной цели и задач был сформирован авторский коллектив. Его работу возглавил шеф Медицинского центра, член-корреспондент РАМН, профессор И.П. Дуданов. В рабочую группу, непосредственно участвующую в разработке, вошла заведующая поликлиникой С.И. Кемпи и 2 программиста: А.Г. Дмитриев и А.В. Гусев.

Описание исследования.

В исследовании принято, что основными критериями эффективности профосмотра являются:

♦ ранняя выявляемость как профпатологии, так и общих заболеваний;

♦ необходимое и достаточное количество осмотров специалистов и диагностических исследований;

♦ стоимость проведения профосмотра.

Для повышения эффективности был предложен комплекс организационных мер, включающий в себя:

♦ использование индивидуальной электронной карты профосмотра;

♦ доступ врачей к персонализированному перечню обследований, вредных факторов и списку медицинских противопоказаний для каждого места работы.

Разработка необходимого программного обеспечения была разделена на 2 этапа.

Первый этап, прошедший в 2002 г., включал разработку и внедрение прототипа будущей подсистемы профосмотра в рамках существующей комплексной медицинской информационной системы, а также анализ полученных результатов.

Второй этап, выполненный в 2003 году, включал усиление возможностей системы, доработку модулей, отвечающих за автоматическое планирование, настройку, создание модуля бухгалтерского учета. Была значительно доработана индивидуальная карта профосмотра. Полной переработке подвергся модуль, отвечающий за сбор и анализ статистических данных.

2004

Главным преимуществом разработки специализированной подсистемы в рамках комплексной МИС является то, что в базе данных системы накапливается полная информация о состоянии здоровья всех работников предприятия, а также жителей города, обращающихся в Медицинский центр. При этом в электронном виде хранятся все результаты лабораторной, функциональной и лучевой диагностики, анамнез каждого пациента, данные о текущих осмотрах, временной нетрудоспособности, диспансерном наблюдении, выполненных вакцинациях и полученном лечении. Эта информация используется подсистемой профосмотра в своей работе.

В структуре программ профосмотра используется единый справочник, в котором имеется специальный раздел, созданный на основании основного нормативного документа профосмотра - приказа №90 (рис. 1). В справочнике по каждому предприятию хранится информация о том, работники каких цехов и каких специальностей имеют профессиональные вредности, а также опасные условия труда по материалам аттестации рабочих мест. На основании этого по каждой профессии в системе указывается перечень обследований, которые необходимо выполнить работнику с соответствующей профессией в рамках профосмотра. Кроме того, в системе предусмотрен справочник исследований и консультаций специалистов, которые могут быть дополнительно выполнены во время профосмотра.

При этом отдельно для каждого возможного вида исследований в системе указываются периодичность и актуальность, в том числе с возможностью выполнять индивидуальную настройку под возможности конкретного ЛПУ. Как известно, периодичность - это необходимое количество (частота) медицинских осмотров или исследований, выполняемых в определенный период времени. Она определяется на основании приложений к Приказу №90. Обычно речь идет о ежегодном проведении профосмотра. Для некоторых условий труда установлена периодичность 1 раз в 2

>

гчшш

ЬЛ1

и информационные

технологии

Рис. 1. Укрупненная схема планирования профосмотра

года. В отдельных случаях рекомендуются более частые обследования [11]. С целью повышения гибкости информационной системы мы предусмотрели возможность указывать периодичность не только для всего профосмотра, но и для любого назначения в его рамках.

Актуальность определяется сроком, в течение которого раннее выполненное исследование можно считать информативным для врача. Так, данные определенного исследования, проводимого пациенту при диспансерном наблюдении или при обращении в ЛПУ за медицинской помощью, имеются в базе данных МИС и могут быть учтены при направлении на профосмотр. Предусмотрена возможность дополнительного проведения скрининговых исследований во время профосмотра в рамках

научной работы Медицинского центра, например, анкетирование пациентов с факторами риска общих заболеваний.

Процесс профосмотра разделяется на несколько этапов в зависимости от количества участков, в каждом из которых участвуют только цеха соответствующего участка.

Цеховой врач на период профосмотра освобождается от текущего приема пациентов и занят только профосмотром работников со своего участка. Этот период для каждого врача длится 3-4 недели. После его завершения следующий врач принимает на профосмотре свой участок, а остальные цеховые врачи осуществляют обычный прием пациентов. Схема проведения профосмотра представлена на рис. 1.

Работа с подсистемой профосмотра проводится по следующему алгоритму:

1. В системе при помощи специального программного обеспечения формируется список пациентов (работников предприятия или других смежных производств, которые проходят профосмотры совместно с работниками предприятия). Для этого используется база паспортных данных населения, представляющая собой центральный регистр всех жителей города и района. Для создания списка пользователю достаточно выбрать название предприятия из доступного списка, остальные необходимые операции по подготовке и обработке информации система выполняет самостоятельно. На этом шаге пользователь может принудительно исключить определенного пациента из списка направленных на профосмотр или, наоборот, направить кого-то дополнительно на внеочередной профосмотр (по показаниям). Так, из списков в ручном режиме можно исключить находящихся в длительной командировке, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и тому подобное. Этот шаг далее называется «Уточнение списков».

2. Сформированный список передается в подсистему профосмотра (рис. 2). Таким образом, начинается формирование базы данных профосмотра на выбранный год.

3. На основании списка работников и центрального справочника система полностью в автоматическом режиме создает индивидуальный план прохождения профосмотра по каждому работнику - карту профосмотра. При этом каждому пациенту назначается полный перечень исследований и консультаций специалистов, предусмотренный настройками в центральном справочнике. Так создается предварительный план профосмотра.

№8, 2004

4. Сформированный таким образом предварительный план направляется в модуль, анализирующий заданную в настройках актуальность назначений. При этом по каждому исследованию (или консультации специалиста) и по каждому работнику в базе данных осуществляется поиск результатов предыдущих исследований, актуальных на момент профосмотра. Если таковые имеются в базе данных, то данное исследование (или консультация специалиста) снимается из списка назначений, а вместо него в карту профосмотра автоматически записывается ссылка на найденный документ. Например, если работнику по приказу №90 необходимо выполнить ЭКГ, но он в пределах допустимого времени уже выполнял это исследование, это назначение исключается и учитывается имеющийся в базе данных результат.

5. Таким образом, выполняется последний шаг в процессе планирования - формируется «уточненный план». По каждому работнику формируется уточненная карта профосмотра, содержащая только действительно необходимые назначения.

Рис. 2. Программное обеспечение для планирования профосмотра

гчшш

ЬЛ1

и информационные

технологии

6. После этого на основании индивидуальных карт профосмотра система формирует в базе данных специальный документ, который называется «Маршрутный лист». В нем отображается вся необходимая для работника и врача информация. Так, указывается полное наименование и характеристика рабочего места, стаж работы в данных условиях труда, список запланированных (уточненных) назначений.

7. При прохождении пациентом профосмотра в индивидуальную карту прямо из диагностических и врачебных кабинетов вносится информация о выполненных исследованиях или осмотрах. Собранная информация тут же поступает в базу данных статистики и обрабатывается системой во время, когда вычислительная нагрузка не сказывается на производительности работы пользователей. Таким образом формируется и постоянно обновляется банк данных с оперативной информацией о ходе процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработанная подсистема позволила провести профосмотр 2003 значительно эффективнее, чем

в предыдущие годы. Далее представлен анализ организационно-экономической эффективности предложенной методики.

Эффективность планирования списков. Работа с подсистемой профосмотра начиналась с уточнения списков работников цехов, подлежащих проф-осмотру в данном году (табл. 1).

В данном году с учетом периодичности и наличия вредных факторов подлежало профосмотру 3197 (41,87%) работающих на предприятии. Из них в ходе автоматизированного уточнения списков было направлено 95,39%. Погрешность в 4,61% связана с перемещением кадров на предприятии, включая увольнения, поступления на работу, длительные командировки и т.д. Использование МИС позволяет уже на этапе предварительного планирования увеличить точность составления списков в 1,9 раза с 50,19% в 2001 г. до 95,39% в 2003 (рис. 3). Кроме того, значительно сократилось время, необходимое на процедуру уточнения списков, с 3-4 недель до 4 дней. Это связано с тем, что раньше списки неоднократно передавались для согласования между цехами, отделом кадров, отделом охраны труда и поликлиникой. Применение комплексной МИС, содержащей регистр прикреп-

Таблица 1

Пример уточнения списков направленных на профосмотр по некоторым цехам

Цех Количество работников Подлежало по приказу №90 Доля от работающих в цеху (в %) Направлено по уточненному плану Доля от подлежащих (в %)

АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ЦЕХ 640 235 36,72 233 99,15

БОПС 224 119 53,13 117 98,32

Б/Ц №1 204 132 64,71 116 87,88

Б/Ц №3 313 157 50,16 135 85,99

Б/Ц №5 142 56 39,44 53 94,64

Б/Ц №6 166 62 37,35 58 93,55

Б/Ц №7 181 36 19,89 32 88,89

ВЦ 51 46 90,20 44 95,65

РМЦ 207 86 41,55 81 94,19

РСЦ 243 86 35,39 79 91,86

ДПЦ 379 193 50,92 192 99,48

ЖДЦ 156 95 60,90 94 98,95

ЦПГП 262 91 34,73 87 95,60

ЦЭРТС 210 71 33,81 70 98,59

целлюлозный завод 360 207 57,50 174 84,06

№8, 2004

ленного населения и подсистему отдела кадров в ней, позволяет исключить эти затраты времени и самостоятельно формировать списки подлежащих профосмот-ру. Готовые списки при помощи электронной почты автоматически передаются в цеха для направления работников в поликлинику согласно графику.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УТОЧНЕННОГО ПЛАНА

Второй этап работы включал формирование уточненного плана профосмотра и создание индивидуальных карт профосмотра с учетом наличия в базе данных результатов обследований и их актуальности. В табл. 2-3 приведены данные об изменении нагрузок на специалистов и диагностические кабинеты при формировании уточненных списков и индивидуальных планов (карт) в результате автоматизации планирования профосмотра. После уточнения списков подлежащих профосмотру снижение средней нагрузки на специалистов составило 5,62%, на диагностические кабинеты - 14,6%. Наибольший эффект на первом этапе отмечен у врача-гинеколога, что связано с планомерностью и равномерным распределением посещений в течение года, которые были получены в результате обязательного осмотра женщин в поликлинике не реже 1 раза в год. Превышение запланированного ко-

Рис. 3. Повышение достоверности при планировании профосмотра

личества осмотров отоларингологом связано с ручной коррекцией уточненного плана профосмотра на тех производственных участках, которые вызывали определенные опасения в росте профессиональной патологии, с учетом введения обязательной аудиометрии.

В результате второго этапа удалось исключить значительную часть ненужных диагностических исследований. Наиболее показательным является назначение ЭКГ. Первоначально было принято решение о выполнении сплошного назначения ЭКГ всем направляемым на профосмотр. Однако полученное в ходе уточнения списков количество требуемых назначений ЭКГ превышало возможный в условиях поликлиники предел. Поэтому было решено выполнять ЭКГ всем пациентам старше 40 лет, а работникам службы безопасности - старше 35 лет. Остальным ЭКГ выполнялось по клиническим показаниям. После соответствующих изменений в настройках справочника ЭКГ было назначено системой только 32,89% работников. У 25,7% от направленных на профосмотр в базе данных уже имелись актуальные результаты ЭКГ. Это позволило снизить затраты по данному виду исследования на 12 978 рублей при себестоимости одного исследования 35,85 рубля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальные результаты общего анализа крови имелись у 31,37% направленных на профосмотр, что позволило снизить затраты еще на 10 027 рублей при себестоимости одного исследования 10,51 рубля. Эффективность различных видов диагностических мероприятий для общей экономии вследствие учета актуальных документов в БД показана на рис. 4.

Затраты на осмотры специалистов были снижены на 6,51%, а затраты на выполнение диагностических мероприятий были снижены на 24,24%. Влияние применяемых этапов работы подсисте-

>

гчшш

ЬЛ1

и информационные

технологии

Таблица 2

Показатели нагрузки и стоимости осмотров специалистами с использованием МИС

Специалист По приказу №90 После уточнения списков После уточнения плана профосмотра

Количество посещений Расчетная стоимость (руб.) Количество Всего (РУб-) Экономия (РУб-) Количество Всего (РУб-) Экономия (РУб-)

Гинеколог 1127 39062 752 (66,73%) 26 064 12 988 750 (66,55%) 25 995 69

Дерматовенеролог 2232 49 841 2156 (96,59%) 48 143 1 697 2153 (96,46%) 48 076 67

Невропатолог 2996 64 025 2862 (95,53%) 61 161 2 864 2840 (94,79%) 60 691 470

Отоларинголог 2941 55 644 3001 (102,4%) 56 779 -1 135 2977 (101,22%) 56 325 454

Офтальмолог 3187 72 026 3056 (95,89%) 69 066 2 961 3032 (95,14%) 68 523 542

Психиатр 88 2 846 84 (95,45%) 2 718 129 84 (95,45%) 2 718 0

Терапевт 3187 115 595 3056 (95,89%) 110 841 4 751 3040 (95,39%) 110 261 580

Уролог 144 4 991 144 (100%) 4 991 0 144 (100%) 4 991 0

Хирург 1977 42 901 1870 (94,59%) 40 579 2 322 1855 (93,83%) 40 254 326

Итого 17879 446 929 16981 (94,98%) 420 343 26 586 16875 (90,88%) 412 843 2 509

Таблица 3

Показатели нагрузки и стоимости диагностических исследований с использованием МИС

Обследование По приказу №90 После уточнения списков После уточнения плана профосмотра

Количество посещений Расчетная стоимость (руб.) Количество Всего (руб.) Экономия (руб.) Количество Всего (руб.) Экономия (руб.)

Аудиометрия 1474 44 397 1410 (95,66%) 42 469 1 928 1386 (94,03%) 41 746 723

Исследование вестибулярного аппарата 2072 72 934 1971 (95,13%) 69 379 3 555 1971 (95,13%) 69 379 0

Лейкоцитарная формула 243 9 023 249 (102,47%) 9 245 -223 144 (59,26%) 5 347 3 899

Общий анализ крови 3172 33 338 3041 (95,87%) 31 961 1 377 2087 (65,79%) 21 934 10 027

Общий анализ мочи 35 552 35 (100%) 552 0 27 (77,14%) 426 126

Острота зрения 855 3 061 754 (88,19%) 2 699 362 752 (87,95%) 2 692 7

Рентгенограмма грудной клетки 512 21 581 484 (94,53%) 20 401 1 180 484 (94,53%) 20 401 0

Тромбоциты 101 2 424 95 (94,06%) 2 280 144 62 (61,39%) 1 488 792

ФВД 1498 53 748 1449 (96,73%) 51 990 1 758 1239 (82,71 %) 44 455 7 535

Флюорография 3166 133 447 3033 (95,80%) 127 841 5 606 2960 (93,49%) 124 764 3 077

ЭКГ 3183 114111 1409 (44,27%) 50 513 63 598 1047 (32,89%) 37 535 12 978

Итого 16311 488 615 13930 (85,40%) 409 330 79 285 12159 (74,54%) 370 167 39 163

№8, 2004

мы на экономию средств при планировании профосмотра показано на рис. 5.

Как видно на диаграммах, доля экономии от формирования уточненного плана осмотров специалистов составляет только 9%. Это связано с тем, что в настоящее время при явке пациента к тому или иному специалисту вне проф-осмотра решение о его профпригодности выносится только в исключительных случаях.

В связи с вышеизложенным целесообразно осуществлять анализ профпригодности пациентов не только во время профосмотра, но и при плановых обращениях в поликлинику, не связанных с проф-осмотром. При такой организации работы нагрузка на специалистов во время проведения профосмотров значительно снизится. Среди обследований доля в снижении затрат на втором этапе составляет 33%. Этот показатель планируется увеличить за счет более тесной интеграции и развития других подсистем поликлиники, в частности, - электронной флюоротеки.

Рис. 4. Влияние учета актуальности различных видов диагностических мероприятий на экономию (в руб.)

На рис. 6 показан общий график снижения затрат на профосмотр во время работы медицинской информационной системы. Здесь также видно, эффективность при уточнении назначенных диагностических мероприятий выше, чем при уточнении осмотров специалистов.

Снижение затрат на специалистов

-9%

91%

□ Уточнение списков □ Уточнение планов

Снижение затрат на исследования

67%'

33%

□ Уточнение списков □ Уточнение планов

Рис. 5. Доля экономии на различных этапах работы подсистемы профосмотра

>

W-ЩШШ kJH

и информационные

технологии

АНАЛИЗ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Выполнено сравнение экономической эффективности, определяемое по 2 направлениям.

Во-первых, определялась реальная экономия материальных средств для заказчика профос-мотра.

Во-вторых, анализировалась потенциальная экономия для предприятия в сравнении со стоимостью проведения профосмотра в клинике «Невская» (Санкт-Петербург), предоставляющей платные услуги по проведению профосмотра. Результаты этого анализа приведены в табл. 4.

Применение подсистемы планирования профосмотра в ведомственной поликлинике позволило снизить затраты предприятия на 15,77%.

При этом условная стоимость выполнения профосмотра на 1 работника снизилась на 11,9%, что составило 35 руб. (по себестоимости). Так как профосмотр выполнен силами ведомственной поликлиники, это позволило сэкономить предприятию 2 080 299 руб. по сравнению с коммерческой стоимостью.

Другими словами, предприятие экономило на профосмотре каждого пациента 641 рубль. Полученные результаты позволили выполнить анализ окупаемости, как главного экономического показателя, приведены в табл. 5. Для этого была рассчитана ожидаемая стоимость затрат пред-

Рис. 6. Снижение затрат на обследование во время уточнения плана профосмотра

Таблица 4

Показатели экономической эффективности применения подсистемы профосмотра

№ Показатель Для поликлиники ОАО «Кондопога» Для платной поликлиники Экономия ДЛЯ предприятия

l. Количество работников, подлежащих направлению на профосмотр по Приказу №90 3187 3187 0

2. Стоимость профосмотра по Приказу №90 935 544 руб. 2 868 300 руб. 1 932 756 руб.

3. Условная стоимость прохождения профосмотра 1 работника 294 руб. 900 руб. 606 руб.

4. Количество работников, направленных на профосмотр по уточненному плану 3040 3040 0

5. Стоимость профосмотра по уточненному плану 788 001 2 736 000р. 1 947 999 руб.

б. Условная стоимость прохождения профосмотра 1 работника 259 руб. 900 руб. 641 руб.

7. Полная экономия от применения МИС 147 542 руб. 132 300 руб. 2 080 299 руб.

8 Доля экономии от стоимости по приказу №90 15,77% 4,61% -

9. Снижение условной стоимости профосмотра 1 работника 35 руб. - -

l0. Доля экономии на 1 работника условной стоимости 11,90% - -

Показатели окупаемости подсистемы профосмотра

2004

Таблица 5

№ Наименование Количество работников в год Периодичность, в год Себестоимость (РУб-) Стоимость (РУб-)

1 Ежегодная себестоимость профосмотра (Приказ №90) 3187 1 294 935 544

2 Ежегодная себестоимость профосмотра (с учетом МИС) 3040 1 259 788 001

3 Экономия предприятия (прибыль от МИС) в год 147 542

4 Затраты на разработку 12 800

5 Затраты на обслуживание профосмотра и расходные материалы 15 350

6 Все затраты на подсистему профосмотра 28 150

7 Чистая экономия от применения подсистемы профосмотра 119392

8 Условная экономия на 1 работнике 39 руб.

9 Срок окупаемости подсистемы профосмотра 2,83 месяца

10 Капитальные затраты на компьютерную технику информационной сети поликлиники 918 000

11 Срок окупаемости компьютерного обеспечения поликлиники за счет применения только подсистемы профосмотра 7,69 года

приятия на выполнение основных видов работ ведомственной поликлиники, включая профосмотр, диспансерное наблюдение, вакцинации и некоторые другие, по ценам платного лечебно-профилактического учреждения.

Для получения показателей использовалась статистика поликлиники за 2003 год по указанным направлениям работы.

Во-первых, следует отметить, что, согласно сравнению стоимости оказываемых ведомственной поликлиникой услуг с коммерческими предложениями других клиник, содержание собственного лечебно-оздоровительного подразделения является экономически оправданным.

Кроме того, внедрение платных услуг в ведомственной поликлинике, а также применение иных форм самофинансирования позволяют усилить экономическую обоснованность этого подхода.

Анализ экономии от использования подсистемы профосмотра и затрат на ее разработку позволил сделать заключение, что сама подсистема имеет срок окупаемости 2,83 месяца.

Если же учесть все затраты предприятия на компьютерную сеть поликлиники, то применение только одной подсистемы профосмотра позволяет окупить эти затраты за 7,69 года, что, конечно, неприемлемо с экономической точки зре-

ния, однако, учитывая комплексность применяемых информационных решений, позволяет утверждать, что данный показатель может быть снижен до приемлемого уровня при анализе всей эффективности МИС в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Разумеется, применение предложенной методики, кроме улучшений в организации и снижении стоимости, не должно снижать качество самого профосмотра. Для проверки этого положения проанализируем некоторые основные показатели профосмотра за 2000-2003 гг., представленные в табл.6.

Как видно, применение предложенной методики не только не привело к снижению выявляе-мости заболеваний у работников, а наоборот, повысило этот показатель.

Применение МИС позволило увеличить выяв-ляемость общих заболеваний в 3,3 раза, в 2,4 раза увеличился процент взятых на диспансерное наблюдение в связи с выявленным общим заболеванием.

К сожалению, в 2003 году отмечен рост числа неявок на профосмотр. Это в некоторой степени объясняется опасениями работников, что в ходе

>

W-ЩШШ kJH

и информационные

технологии

Основные результаты профосмотров в период 2000-2003 гг.

Таблица 6

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Подлежало 3789 4013 3531 3147

Направлено по уточненному плану 2641 2014 3351 2896

% от подлежащих 69,70 50,19 94,90 92,02

Осмотрено 2515 1918 3197 2725

% от направленный на профосмотр 95,23 95,23 95,40 94,1

Не явилось на профосмотр 126 96 154 171

Количество лиц с общим заболеванием, вышвленныш впервые 49 50 129 177

% от осмотренный 1,95 2,6 4,04 6,5

Назначено дополнительное обследование 78 94 282 276

Взято на ДН 18 20 51 48

Количество лиц, нуждающихся в работе в ограничениях по прежнему месту работы 105 112 232 238

% от осмотренный 4,17 5,84 7,26 8,73

профосмотра у них будут выявлены какие-то изменения в состоянии здоровья, которые могут сказаться на их профпригодности. Кроме того, значительную часть неявившихся составляют некоторые работники, которые намеренно не посещали профосмотры и не включались в списки направленных, составленные ручным методом.

Применение в 2003 году автоматизированного процесса составления списков позволил выявить этих людей. По всем неявившимся по окончании профосмотра решается вопрос об административных взысканиях.

ВЫВОДЫ

1. Предложенная методика позволяет значительно облегчить и повысить эффективность в организации профосмотра.

Значительно снижено влияние «человеческого фактора». В частности, независимый анализ базы паспортных данных позволяет получать точные списки подлежащих профосмотру без предвзятой редакции этих списков со стороны начальников цехов.

Внесение информации в базу данных сразу во время профосмотра со всех рабочих мест поликлиники позволяет значительно сократить трудозатра-

ты на составление необходимых статистических отчетов, включая получение акта о результатах профосмотра. Время на составление оперативного отчета о ходе профосмотра сократилось до нескольких часов.

При прежней организации процесса информация вносилась после окончания профосмотра, его результаты были доступны только после 1 -2 месяцев после окончания внесения информации всеми участниками процесса.

2. Достигнута комплексность профосмотра, которая заключается в интеграции организационных и информационных усовершенствований и гарантирует полноту профосмотра, так как его результаты невозможно модифицировать (подделать), и система не позволяет подписать и принять к учету документ до тех пор, пока весь необходимый объем мероприятий не будет выполнен.

3. Использование предложенного подхода, особенно его реализация в рамках комплексной медицинской информационной системы, позволяет получить определенный экономический эффект. Отмечено снижение затрат предприятия на проведение профосмотра на 15,77%. При этом условная стоимость выполнения профосмотра 1 работника снизилась на 11,9%.

Информационные системы

www.idmz.ru

4. Применение современных информационных технологий позволяет добиться значимого социального эффекта, когда каждый работник может видеть, что предприятие заботится о его здоровье, что ему не безразлична судьба людей. А это в свою очередь необходимо для создания благоприятного психоло-

№5, 2004

гического климата на предприятии, что дает человеку возможность работать с максимальной отдачей. 5. Анализ работы показывает необходимость

постоянной актуализации БД МИС с базами данных других служб предприятия особенно - отдела кадров

ЛИТЕРАТУРА

нформационные системы в 2002. - №1. - С.58-77. ональная информационная

1. Гусев А.В., Романов Ф.А., Дуданов И.П., Воронин А.В. И здравоохранении. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. - 120 с.

2. Дуданов И.П., Гусев А.В., Романов Ф.А., Воронин А.В. И здравоохранении //Медицинский академический журнал.

3. Дуданов И.П., Гусев А.В., Романов Ф.А., Кемпи С.И. Регис система «Кондопога»//Сердечно-сосудистые заболевания. Бюлл. НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН. - 2002. - №11. С. 335.

4. Дуданов И.П., Гусев А.В., Романов Ф.А., Кемпи С.И., Цымлякова Л.С. Дмитриев А.Г. Создание «паспорта здоровья» больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями с использованием информационной системы//Медицинский академический журнал. - 2003. - №3. - С. 125-133.

5. Кемпи С.И., Дуданов И.П. Организация работы поликлинической службы с использованием современных информационных технологий//Медицинский академический журнал. - 2002. - Т. 2. - С. 56.

6. Новости алтайского края. http://www.altairegion.ru/data/2002/09/30/news.

7. Романов Ф. А., Гусев А. В. Опыт использования больничной информационной системы в санатории-профилактории ОАО «Кондопога»//Медицинский академический журнал. - 2001. - №1. - С.54.

8. Дюкарева А.М. Ленгин Ю.А. Опыт оптимизации деятельности поликлиники //Здравоохранение. - 2003. - №10. - С.39-45.

9. Заславский А.К. Актуальные проблемы организации медико-санитарных частей на промышленных предприятиях//Здравоохранение. - 2004. - №2. - С.21-23.

10.Профессиональные заболевания/Под ред. Н.Ф.Измерова и соавт. - М.: Медицина, 1996. - 336 с.

11.Власов В.В. Периодические медицинские обследования//Главный врач. - 2004. -№3. - С. 56-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.