УДК 347.123
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Алямкин Сергей Николаевич
канд. филос. наук, доцент кафедры государственного и административного права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
Е-mail: sergeyalyamkin@mail. ru
APPLICATION OF CASE METHOD IN TEACHING LAW DISCIPLINES
Sergey Alyamkin
сandidate of philosophy, assistant professor, Department State and Administrative Law of Mordovian humanitarian institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье проанализировано применение кейс-метода в преподавании юридических дисциплин. По источнику формирования выделены: практические кейсы, обучающие кейсы, научно-исследовательские кейсы. По форме представления выделены: текстовый кейс, аудиокейс, видеокейс. Обоснована функция интерактивных методов по созданию учебный среды, в которой теория и практика усваиваются одновременно. Подчеркивается эффективность кейс-метода в таких практико-ориентированных дисциплинах как «Юридическая клиника».
ABSTRACT
The article analyzes the use of case-method teaching of legal disciplines. According to the source formation allocated: practical cases, cases teaching, research and case studies. In form view, select: text case, audiokeys, videokeys. Substantiates the function of interactive methods to create a learning environment in which the assimilated theory and practice at the same time. It emphasized the effectiveness of case-method in such practice-oriented disciplines as "Legal Clinic".
Ключевые слова: кейс-метод, реальные ситуации, практические кейсы, обучающие кейсы, научно-исследовательские кейсы, текстовый кейс, аудио-кейс, видеокейс.
Keywords: case method, real-life situations and practical assignment, training assignment, research and case studies, text case, audiokeys, videokeys.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» акцентирует внимание на формировании у обучающихся профессиональных умений и навыков. В соответствии со стандартом выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в нормотворческой, правоохранительной, экспертно-консультационной, педагогической деятельности [3].
Профессия юриста уже традиционно относится к числу самых востребованных. Современное требование к их подготовке - формирование профессионально подготовленных специалистов, умеющих оперативно решать возникшие проблемные практические ситуации в узких временных рамках. Одним из направлений повышения качества подготовки юристов специалистов к профессиональной деятельности является внедрение технологий, направленных на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, с учетом постоянного изменения законодательства [7, 8]. Использование кейс-метода при изучении юридических дисциплин позволяет сочетать теоретические и практические элементы образования.
Метод анализа конкретных ситуаций насчитывает несколько десятков видов. Среди них и кейс-метод (Case-study). Это техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций. Студентам предлагается изучить ситуацию, проанализировать суть проблемы, лежащей в ее основе, предложить оптимальные варианты ее разрешения. Кейс-метод предполагает активизацию практических навыков студентов, направленных на достижение успеха. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности [4].
Существуют различные классификации кейсов. Так, по источнику формирования кейса выделяют:
1. Практические кейсы. Их источником являются конкретные жизненные ситуации. Описание ситуации сопровождается, как правило, датами, фамилия-
ми, названиями, фактами, событиями. Студенты могут анализировать конкретные ситуации на материалах судебной практики. Учебное назначение такого кейса — приобретение опыта, выработка качеств и моделей поведения (принятия решений), закрепление знаний. Особенность применения таких кейсов в юриспруденции: обязательное применение студентами действующего законодательства к разбору конкретных ситуаций.
2. Обучающие кейсы. В данном случае речь идет о технологии «обучения действием», основная задача — научиться через моделирование пошаговому выполнению профессиональных функций. Так, в юриспруденции это — обучение навыкам составления исковых заявлений, возражений, ходатайств, других процессуальных документов. В этом случае кейс отражает типовые ситуации, с которыми ежедневно сталкивается юрист в процессе профессиональной деятельности.
3. Научно-исследовательские кейсы, нацеленные на получение нового знания о ситуации и поведения в ней. Кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Предполагается, что для решения кейса необходимо применить методы научного исследования, в результате чего расширяются умения получения нового знания о ситуации и действий в ней. Применение такого кейса в обучении студентов является задачей непростой, но результативной для формирования навыков исследования процессов и ситуаций, что полезно не только для бакалавров, но и магистрантов, а также повышающих квалификацию специалистов. Здесь разбор конкретных ситуаций может сопровождаться анализом научных комментариев законодательства, применяемого в данных случаях, изучением научных статей и монографий.
Кейсы можно также подразделить по форме представления. Описание проблемной ситуации может быть представлено в виде текста (текстовый кейс), аудиозаписи (аудиокейс) или видеоролика (видеокейс). Разработка таких учебных кейсов предполагает применение технических средств и информационных технологий.
Особенно эффективен кейс-метода в таких практико-ориентированных дисциплинах как «Юридическая клиника». Основной целью изучения учебной дисциплины «Юридическая клиника» является получение студентами знаний об основах правового просвещения населения и оказания бесплатной юридической помощи; умений применять нормативные правовые акты в деятельности юридической клиники; навыков подготовки юридических документов, составления квалифицированных юридических заключений и консультирования в процессе оказания юридической помощи.
Методика использования кейс-метода при изучении «Юридической клиники» может быть такой. Вначале студентам предлагается изучить обстоятельства конкретного дела гражданско-правового характера. Затем им необходимо выполнить следующие задания. Во-первых, осуществить юридическую оценку указанных обстоятельств, ответив на вопросы: какую консультацию вы дадите заявителю; имеются ли основания для обращения в суд; какие требования должны быть изложены в исковом заявлении; к кому должно быть обращено исковое заявление; чьи интересы вы вправе представлять; какие доказательства вы должны представить в суд для обоснования исковых требований; каким образом (в каких органах) вы будете собирать доказательства, учитывая, что всю информацию о фактических обстоятельствах дела вы узнали из устной беседы. [1,2].Во-вторых, составить письменное заключение по результатам юридической оценки, в котором на основании фактических обстоятельств дела, законодательства и судебной практики изложить правовую позицию в аспекте защиты интересов клиента. Также студентам предлагается перечень нормативных правовых актов, содержащих правовое основание разрешения спора.
Интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность обучающимся развивать юридическое мировоззрение, логическое мышление, грамотную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. [5].При этом учебно-воспитательный процесс
организуется так, что обучающиеся ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения, формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств, учатся сотрудничеству
[4, 6].
Список литературы:
1. Алямкин С.Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин на юридическом факультете // Мир науки и образования. 2015. № 1. С. 15.
2. Алямкин С.Н. Практико-ориентированный подход в преподавании муниципального права // Интеграция образования, науки и практики: проблемы и пути решения материалы XIV Февральских педагогических чтений. 2016. С. 1018.
3. Коханец Л.А. Практическая направленность обучения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования // Мир науки и образования. 2015. № 1. С. 2.
4. Петрова Е.В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин // Вестник науки и образования. 2015. № 3 (5). С. 154-158.
5. Реброва Т.П. Компетентностный подход к подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция» в НОУВПО «МГИ»: опыт работы кафедры государственного и административного права // Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона XIV Макаркинские научные чтения. 2014. С. 376-380.
6. Сергеева Э.В. Использование кейс-метода в изучении юридических программ // Евразийский союз ученых. 2014. № 5-5 (5). С. 164-165.
7. Усманова Е.Ф. Технологии проектного обучения в современном высшем образовании // Интеграция образования, науки и практики: проблемы и пути решения материалы XIV Февральских педагогических чтений. 2016. С. 134140.
8. Шигуров А.В. Современные технологии преподавания уголовно-исполнительного права // Интеграция образования, науки и практики: проблемы и пути решения материалы XIV Февральских педагогических чтений. 2016. С. 156-163.
References:
1. Alyamkin S.N. Prakticheskaya napravlennost' v prepodavanii gosudarstven-no-pravovykh distsiplin na yuridicheskom fakul'tete // Mir nauki i obrazovaniya. 2015. № 1. S. 15.
2. Alyamkin S.N. Praktiko-oriyentirovannyy podkhod v prepodavanii munitsi-pal'nogo prava // Integratsiya obrazovaniya, nauki i praktiki: problemy i puti resheni-ya materialy XIV Fevral'skikh pedagogicheskikh chteniy. 2016. S. 10-18.
3. Kokhanets L.A. Prakticheskaya napravlennost' obucheniya v federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartakh vysshego obrazovaniya // Mir nauki i obrazovaniya. 2015. № 1. S. 2.
4. Petrova Ye.V. K voprosu o metodike prepodavaniya yuridicheskikh distsiplin // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2015. № 3 (5). S. 154-158.
5. Rebrova T.P. Kompetentnostnyy podkhod k podgotovke bakalavrov po napravleniyu «Yurisprudentsiya» v NOUVPO «MGI»: opyt raboty kafedry gosudar-stvennogo i administrativnogo prava // Kul'turologicheskiy podkhod v ekonomiko-pravovom razvitii regiona XIV Makarkinskiye nauchnyye chteniya. 2014. S. 376380.
6. Sergeyeva E.V. Ispol'zovaniye keys-metoda v izuchenii yuridicheskikh programm // Yevraziyskiy soyuz uchenykh. 2014. № 5-5 (5). S. 164-165.
7. Usmanova Ye.F. Tekhnologii proyektnogo obucheniya v sovremennom vysshem obrazovanii // Integratsiya obrazovaniya, nauki i praktiki: problemy i puti resheniya materialy XIV Fevral'skikh pedagogicheskikh chteniy. 2016. S. 134-140.
8. Shigurov A.V. Sovremennyye tekhnologii prepodavaniya ugolovno-ispolnitel'nogo prava // Integratsiya obrazovaniya, nauki i praktiki: problemy i puti resheniya materialy XIV Fevral'skikh pedagogicheskikh chteniy. 2016. S. 156-163.