INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 20, no. 1. 2016 УДк 37.016:17 DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.097-104
технологии процесса обучения при изучении биоэтики
Ж. В. Чашина1*, А. Д. Картанова2
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Россия, *[email protected], 2Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан
введение: в статье отмечается важность использования новых технологий в процессе обучения для реализации целей когнитивной и аффективной областей знания. рассматриваются способы формирования учебного знания, которые достигаются информационным, репродуктивным и исследовательски-проблемным путями. На примере такой дисциплины как биоэтика демонстрируется использование технологий наглядности (схем, графиков, таблиц, иллюстраций, конкретизации и др.), способствующие решению таких задач как запоминание, анализ и синтез, сравнение и разделение, категоризация и классификация, выявление взаимоотношений между фактами, а также восстановлению изучаемого материала, уяснению новых знаний, напоминанию учебного материала.
Материалы и методы: на основе диалектического подхода рассмотрены новые технологии в процессе обучения, в частности, изучения биоэтики. С помощью методов наблюдения, опроса, анализа и обобщения в учебном процессе показана эффективность таких технологий как применение наглядности (схем, иллюстраций), проблемного обучения (вопросов, задач, ситуаций), исследовательских задач (кейс-метод). результаты исследования: в ходе проведенного исследования было выявлено, что визуальный способ дополняет процесс познания и позволяет обучаемому более качественно усвоить материал, а также действует на чувство, эмоции и сознание студентов, содействует рассматривать изучаемый материал как акт творческого мышления. кроме того, такой способ предоставления материала позволяет изложить наиболее объемные вопросы, уменьшив объем материала обычной лекции. Подчеркнуто, что при изучении биоэтики рекомендуется использовать технологии проблемного обучения, которые способны реализовывать интеллектуальную деятельность студентов при помощи вопросов, задач, ситуаций. Наиболее яркой формой таких технологий является кейс-метод. Основой для возникновения технологий проблемного обучения является определенное противоречие между знаниями и их практикой. обсуждение и заключения: сделан вывод о том, что при использовании рассматриваемых в статье технологий достигаются следующие задачи: развитие творческого потенциала и аналитических навыков студента, способствующих классифицировать, анализировать информацию, а также усваивать изученный материал и применять его на практике.
Ключевые слова: аффективная область; биоэтика; иллюстрация; имитационная модель; когнитивная область; кейс-метод; наглядность; обучение; проблемный вопрос; проблемная задача; проблемная ситуация; технологии
Для цитирования: чашина Ж. В. технологии процесса обучения при изучении биоэтики // интеграция образования. 2016. т. 20, № 1. С. 97-104. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.097-104
teaching methodology in the study of bioethics
Zh. V. Chashina"*, A. D. Kartanovab
aOgarev Mordovia State University, Saransk, Russia, *[email protected] bIsanov Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture,
Bishkek, Kirgyzstan
Introduction: the article discusses significance of use of new technologies in the learning process for realisation of goals of cognitive and affective domain of knowledge. The paper explores the methods of development of educational knowledge, which is achieved by information, reproductive and research means. Based on example of bioethics the paper demonstrates the use of visuals technology (charts, graphs, tables, illustrations, specification, etc.), which performs the following tasks: memorising, analysis and synthesis, comparison and differentiation, categorisation and classification, identification of relationships between facts, and for the revision of the material studied, acquisition of the new knowledge, memorisation of educational material.
© чашина Ж. В., картанова А. д., 2015
97
HHTErPAU,Hiî 0BPA30BAHHiî. T. 20, № 1. 2016
Materials and Methods: on the basis of the dialectical approach the object of research is new technologies in the learning process, in particular the study of bioethics. By using methods of observation, survey, analysis and synthesis in the educational process the authors prove the efficiency of such technologies as the use of visualisation (diagrams, illustrations), problem-based learning (issues, tasks and situations) and research tasks (case study method).
Results: visual method complements the learning process. It allows a deeper understanding of the subject. This method deals with feelings, emotions and consciousness of students. It encourages creativity. In addition this method of material presentation allows reducing the amount of material of an ordinary lecture. It is underscored that in the study of bioethics it is recommended to use a technology of a problem-based learning, which is able to implement the intellectual activity of students by means of questions, case-studies, tasks and situations. The most vivid form of such technology is a case method. The basis for the emergence of technology of problem-based learning is a certain contradiction between knowledge and practice. This method can be attributed to the simulation model of learning, the benefits of which are the development of skills of practical experience of future specialists.
Discussion and Conclusions: the authors conclude that the use of technologies facilitates the solution of the following tasks: development of creative potential of students, analytical skills. It allows to classify and analyse information as well as to master the studied material and to apply it in practice.
Keywords: affective domain; bioethics; illustration; simulation model; cognitive domain; the case method; visualization; learning; problematic issue; challenging task; problem situation; technology
For citation: Chashina ZhV. Teaching methodology in the study of bioethics. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 1(20):97-104. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.097-104
введение
В процессе обучения важную роль играют технологии, которые конструируют способы реализации и управления содержания учебным познанием с целью повышения эффективности обучения. Технологии обучения должны гарантировать достижение целей как когнитивной (познавательной), так и аффективной (эмоционально-ценностной) областей знания.
Когнитивная область знания предполагает процесс запоминания и воспроизведения изучаемого материала, переосмысления, нового сочетания и создание нового знания. К категориям когнитивной области относятся понимание, знание, анализ, синтез, оценка и применение. Учащийся должен знать не только конкретные термины, основные понятия, факты, правила, законы, принципы, но и формировать аналитико-син-тетическое мышление, способствующее выработке более высокого интеллектуального уровня.
Аффективная область формирует интересы и склонности, эмоциональ-
но-личностное отношение к явлениям окружающего мира, его осознание и проявление в деятельности. Вследствие этого основными элементами в этой области являются восприятие, реагирование, усвоение, организация и формирование ценностно-ориентационной системы на практическую деятельность.
обзор литературы
В связи с реформированием в сфере образования, а также современными требованиями социума, предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности специалистов на рынке труда, в последние годы все чаще объектом исследования становятся новые методики преподавания с использованием инновационных технологий обучения. Основными источниками по анализируемому в статье вопросу служат работы как отечественных авторов, так и ближнего зарубежья: А. А. Вербицкого1, В. В. Гузе-ева2, А. М. Новикова3, Т. В. Вицинец, Н. И. Роговской [1], Г. И. Ибрагимова [2], Н. Р. Некрасовой, А. П. Панфилова [3], А. П. Парахонского [4], Л. Ю. Усеиновой
1 Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования : монография. М. : Логос, 2011. 288 с. URL: http://eHbrary.ra/item.asp?id=20243412
2 ГузеевВ. В. Методы и организационные формы обучения. М. : Народное образование, 2001. 128 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19927760
3 Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М. : Эгвес, 2005. 176 с. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=18074697
[5], П. А. Хроменкова [6], В. Я. Цветкова [7], А. Б. Юрченко [8]. Перечисленные авторы преимущественно рассматривают вопросы, посвященные проблемам методологии, организационным формам обучения, новым технологиям обучения, оценке уровня сформированности профессиональной компетентности учащихся, способам повышения профессионализма за счет новых технологий обучения с целью более качественного усвоения учебного материала. Кроме того, материалом для статьи послужили работы Ш. И. Бобохужаева4, 3. Ю. Юлда-шева5, Ю. П. Сурмина, А. И. Сидоренко, Н. В. Аникиной, Л. И. Ефремовой [9], С. В. Ковалева, А. В. Филлипова [10], А. А. Митигуллиной, Н. А.Читалина [11], К. А. Муравьева, А. Б. Ходжаяна, С. В. Роя [12], Д. Ю. Тулепбергеновой [13]. В данных работах анализируются отдельные аспекты имитационных методов обучения для формирования практической компетентности, в частности, у будущих медиков; ситуационный анализ, его психологический элемент; сущность кейс-стади, его особенности как метода обучения и пути его практического использования, симуляционное обучение в медицинском образовании.
результаты исследования
Пути формирования учебного знания достигаются информационным, репродуктивным и исследовательски-проблемным путями.
Значение информационного (передача информации) и репродуктивного пути состоит в повторении, закреплении, сравнении и воспроизведении материала. Он может осуществляться как в виде сообщения, так и при использовании наглядных материалов (схем, графиков, таблиц, иллюстраций, конкретизации и др.) [7].
Способ применения наглядности решает задачи запоминания, анализа и синтеза, сравнения и разделения, категоризации
и классификации, выявления взаимоотношений между фактами, а также восстановления изучаемого материала, уяснения новых знаний, напоминания учебного материала. Полученное знание является фундаментом, от которого осуществляется переход к следующему и выявляется взаимосвязь. Такой способ является наиболее важным моментом диалектического подхода к процессу изучения.
Продемонстрируем пример использования схематичного познания материала на примере такой дисциплины как биоэтика при изучения научного аппарата, представленного в виде принципов (рисунок).
Приведенная схема способствует решению задач применения способа наглядности в когнитивной области знания. Визуальный способ дополняет процесс познания и позволяет обучаемому более качественно усвоить материал. Кроме того, такой способ предоставления материала позволяет изложить наиболее объемные вопросы, уменьшив объем материала обычной лекции [1; 4].
Аффективная область знания также может быть реализована с помощью конкретизированного иллюстрационного материала, который позволяет не только раскрыть теоретическую часть, но и действует на чувство, эмоции и сознание студентов, позволяет рассматривать изучаемый материал как акт творческого мышления.
При изучении, в частности биоэтики, рекомендуется использовать технологии проблемного обучения, способного реали-зовывать интеллектуальную деятельность студентов при помощи вопросов, задач, ситуаций. Проблемный вопрос возникает при таких условиях, когда необходима логическая связь с ранее усвоенным и подлежащим усвоению материалу в определенной учебной ситуации, а также содержать трудность в познавательном плане, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с уже известным и др.
4 Юлдашев З. Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования : учеб. пособие. Ташкент : ^ТКОБ-МОЫ-YA, 2006. 88 с.
5 Сурмин Ю. П., Сидоренко А. И. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода : учеб. пособие. Киев : Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 20, № 1. 2016
ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ / THE PRINCIPLES OF BIOETHICS
Гуманности и уважения автономности пациента — принцип включающий / Humanity and respect for patient autonomy -a principle including
Гуманность —
мир о во ssp ен-ч е скин принцип согласно которому высшей ценностью является человеческая жизнь / Humanity mirovozzrenie-ical the principle according to which the ultimate value is human life
Автономия
(самоопределение) / Autonomy (ful self identification)
автономии пациента/ Aspects patient autonomy
1. уважение лично ста / respect for the individual
2. представление правдивой информации'' the performance of truthful information
3. выбор из альтернативных вариантов >' the alternative choice
4. самостоятельное решение / creating a solution
5. контроль за ходом лечения / monitoring the progre ss
6. терапевтическое сотрудничествоi treatment-Russian cooperation
He навреди -принцип, в основе которого лежит сопоставление пользы и риска / Do no harm -the principle based on a comparison of the benefits and risks
Формы вреда / Forms of harm
Прямой. direct
L бездействие /
basdai of 2.недобросове стность, злой умысел i evil-owi-EtnoEt. malice 3. неквалифицированные действия ! inequali-journal of
Bio organic ehemistry-erupte d
Косвенный/ indirect
В результате объективно-необходимых зейстБий in result
obj ei
tive-the need the mo st deiaction in this situation
Благодеяния -принцип, требующий позитивных действий / Beneficence — the principle requiring affirma the action
Благо в медицине/ Good in medicine
— пр едупредить потерю
здоровья ' con-predict the loss of health, — восстановить утраченное здровье/ restored her lost health, -приостановить заболевание ! the underlying diseasetion,
- облегчить страдания.
to relieve suffering
Справедливости - принцип регулирующий взаимоотношения людей / Fair—
the stability - prin-CIP governed the working of the inter-relationship of people
Критерий справедливости
(по Аристотелю) равные рассматриваются р авно, нер авные — нер авно /
The criterion of justice (according to Aristotle) is considered equally, unequal unequally
p авные рас сматри-ваютсяравно f be equal to three are considered equal
неравные рассматриваются
неравно. unequal be triva are _unequally_
Возможность б еспристр а ггного применения одних и тех же мерил к оценке конкурирующих индивидов с неравными способностями' the р о ssibility о fimp artiality-рassion-th applications of the same and Meryl
to assessment designed insulating multi-disabled children with non-equal way group
устойчивым мерилом признается неравенство как существенное человеческое различие / sustainable measure of appreciation is inequality as a significant human difference
Наряду с проблемным вопросом выделяется проблемная задача. Элементами проблемной задачи являются новое содержание, требующее самостоятельной мыслительной деятельности; новый способ действия, ранее не применявшийся в данной ситуации; а также цель, которая в свою очередь направит студента на познание «скрытых» связей и отношений, которые будут выступать объектом поиска. Сама же поисковая система мышления приобретет форму разрешения задачи.
Чтобы спасти жизнь семилетнего ребенка, необходима донорская почка. Родители по совету врача решили зачать ребенка-донора и устроить преждевременное рождение младенца с целью изъятия у него почки. Соответственно плод будет обречен на гибель, но ребенка родители смогут спасти.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
- нарушается ли право плода на жизнь?
- чем обусловлено рождение ребенка донора?
- допустимо ли с этической точки зрения подобное «жертвоприношение»?
Данную технологию можно отнести к имитационной модели обучения, преимуществами которого являются формирование навыков практического опыта будущих специалистов [11, с. 48].
Основой для возникновения проблемных задач является определенное противоречие между знаниями и их практикой. В зависимости от содержания проблемных задач преподавателем отыскиваются способы и различные приемы. Так, для решения проблемы используется привлечение знаний, теоретических положений, методов из разных дисциплин, в частности, данный метод необходим при изучении биоэтики, являющейся мультидисци-плинарным знанием [8; 12; 14-15]. При решении проблемных ситуаций важное место занимают такие виды работ, которые требуют самостоятельного доказательства на основе изучения материала. К ним относятся исследовательские работы учебного характера, предусматривающие ряд общих этапов: наблюдение, изучение и выяснение явлений, подле-
100
академическая интеграция
жащих исследованию; выстраивание гипотез; составление плана исследования; его реализация; формулирование объяснения решения; его проверка; а также практические выводы о применении усвоенных знаний.
К решению исследовательских задач относится кейс-метод. данная методика на сегодняшний день широко применяется и методически разъяснена [1; 3; 4; 9-11]. Для такой дисциплины как биоэтика, предметом которой являются морально-этические дилеммы (методы искусственного оплодотворения, аборт, эвтаназия, смерть-мозга, трансплантация, методы современной генетики и др.), наилучшим образом подходит такой метод. Студенту предлагается самостоятельно нахождение ситуационной задачи по одной из изучаемых проблем, в которой однозначный выбор затруднен и дается план. Например, выявить моральную проблему, указать принципы, применительно к рассматриваемой ситуации, определить мотивы участников ситуации в отношении решения проблемы, поиск необходимой информации для решения ситуации, оптимальное решение.
Следовательно, преимущество кейс-метода в том, что с его помощью раскрывается процессуальная и содержательная сторона обучения. При использовании кейс-метода достигаются такие задачи, как развитие творческого потенциала студента, аналитические способности, позволяющие классифицировать, анализировать информацию, а также уяснения усвоения изученного материала и применения его на практике [2, с. 9].
обсуждение и заключения
Таким образом, в процессе обучения для достижения целей как когнитивной, так и аффективной областей знания следует использовать технологии наглядности, которые решают следующие задачи: запоминание, анализ и синтез, сравнение и разделение, категоризация и классификация, выявление взаимоотношений между фактами, а также для восстановления изучаемого материала, уяснения новых знаний, напоминания учебного материала.
Визуальный способ позволяет обучаемому не только более качественно усвоить материал, раскрывая теоретическую часть, но и позволяет рассматривать изучаемый материал как акт творческого мышления. Последнее проявляется при использовании технологий проблемного обучения, которое способно реализо-вывать интеллектуальную деятельность студентов при помощи вопросов, задач, ситуаций.
На сегодняшний день наиболее действенной в решении исследовательских задач является кейс-метод. Данные технологии можно отнести к имитационной модели обучения, преимуществами которых являются формирование навыков практического опыта будущих специалистов, в частности, при изучении такой дисциплины как биоэтика, предметом которой являются морально-этические дилеммы, решение которых затруднительно, поскольку при выборе одной из ценностей разрушается другая, не менее значимая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Роговская Н. И., Вицинец Т. В. Мультимудийные технологии в образовательном процессе высшего учебного заведения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 24-2. С. 24-29. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20801471 (дата обращения: 22.12.2015).
2. Ибрагимов Г. И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетентностно-го подхода // Инновации в образовании. 2011. N° 4. С. 4-14. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16323577 (дата обращения: 22.12.2015).
3. Панфилов С. А., Некрасова Н. Р. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы // Интеграция образования. 2014. № 1 (74). С. 95-101. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760482 (дата обращения: 22.12.2015).
интеграция образования, т. 20, №i.20i6
4. Парахонский А. П. Методология проектирования инноваций в медицинском образовании // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 5. С. 77-78. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9913278 (дата обращения: 22.12.2015).
5. УсеиноваЛ. Ю. Оценка уровней сформированности профессионально-практической компетентности будущих инженеров-педагогов // Современные достижения в науке и образовании : сб. трудов III Междунар. науч. конф., 16-23 сентября 2009 г., г. Тель-Авив. Хмельницкий, 2009. С. 183-185. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.iftomm.ho.com.ua%2Fdocs%2FMASE_2009. pdf&name=MASE_2009.pdf&c=567a5dd05752&page=196 (дата обращения: 22.12.2015).
6. Хроменков П. А. Межнаучная интеграция в педагогике высшей школы; состояние и перспективы // Наука и школа. 2006. № 6. С. 15-18. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15612267 (дата обращения: 22.12.2015).
7. Цветков В. Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С. 123-124. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12931922 (дата обращения: 22.12.2015).
8. Юрченко А. Б. Психолого-педагогическая характеристика условий применения мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в ВУЗе // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 133-135. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=10308780 (дата обращения: 22.12.2015).
9. Ефремова Л. И., Аникина Н. В. Современные технологии обеспечения качества образования в национальном исследовательском университете // Интеграция образования. 2014. № 1 (74). С. 6-13. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760467 (дата обращения: 22.12.2015).
10. Филлипов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 1. С. 14-21. URL: http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=8&l=360&p=899 (дата обращения: 22.12.2015).
11. Мутигуллина А. А., Читалин Н. А. Технология реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер // Интеграция образования. 2014. № 1 (74). С. 47-51. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760473 (дата обращения: 22.12.2015).
12. Муравьев К. А., Ходжаян А. Б., Рой С. В. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. № 10 (Ч. 3). С. 534-537. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17001193 (дата обращения: 22.12.2015).
13. Тулепбергенова Д. Ю. Сущность кейс-стади: педагогический аспект осмысления термина // Интеграция образования. 2014. № 1 (74). С. 82-88. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760480 (дата обращения: 22.12.2015).
14. Чашина Ж. В. Анализ межпредметных связей в процессе обучения на примере биоэтики // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 100-105. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23092343 (дата обращения: 22.12.2015).
15. Чашина Ж. В., Чекушкина Е. Н. Междисциплинарный подход в вопросе изучения профессиональных ошибок // Вестник Мордовского университета. 2014. № 3. С. 202-206. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22091845 (дата обращения: 22.12.2015).
Поступила 26.08.15.
Об авторах:
Чашина Жанна вячеславовна, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, ORCID: http://orcid. org/0000-0002-7199-0959, [email protected].
картанова Асель джумановна, доцент кафедры информационных систем и технологий Института новых информационных технологий Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова (Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Малдыбаева, д. 34 б), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8564-1365, [email protected]
REFERENCES
1. Rogovskaya NI, Vitsinets TV. Multimediynyye tekhnologii v obrazovatelnom protsesse vysshego uchebnogo zavedeniya [Multi-media technologies in educational process of higher educational institutions]. Psikhologiya ipedagogika: metodika iproblemyprakticheskogoprimeneniya = Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2012; 2(24):24-29. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20801471 (In Russ.)
2. Ibragimov GI. Innovatsionnyye tekhnologii obucheniya v usloviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda [Innovative technologies of training in conditions of realisation of the competence-based approach]. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in education. 2011; 4:4-14. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=16323577 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
3. Panfilov SA, Nekrasova NR. Primeneniye mul'timedijnyh tehnologij v uchebnom protsesse vysshej shkoly [Application of multimedia technology in the educational process of higher school]. Integrat-siya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 1(74):95-101. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=21760482 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
4. Parakhonsky AP. Metodologiya proektirovaniya innovatsiy v meditsinskom obrazovanii [Methodology of design of innovation in medical education]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2006; 5:77-78. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=9913278 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
5. Useinova LY. Otsenka urovney sformirovannosti professionalno-prakticheskoy kompetentnosti bu-dushchikh inzhenerov-pedagogov [Assessing the levels of formation of professional practical competence of future engineers-teachers]. Sovremennye dostizheniya v nauke i obrazovanii = Modern achievements in science and education: Proceedings. Khmelnitsky, 2009. p. 183-185. Available from: https://docviewer.yan-dex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.iftomm.ho.com.ua%2Fdocs%2FMASE_2009.pdf&name=MASE_2009. pdf&c=567a5dd05752&page=196 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
6. Khromenkov PA. Mezhnauchnaya integratsiya v pedagogike vysshey shkoly: sostoyanie i perspektivy [Interscience integration in pedagogy of higher education: situation and prospects]. Nauka i shkola = Science and school. 2006; 6:15-18. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=15612267 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
7. Tsvetkov VYa. Informatsionnye edinitsy soobshcheniy [Information units of messages]. Fundamen-talnye issledovaniya = Fundamental Research. 2007; 12:123-124. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=12931922 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
8. Yurchenko AB. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika usloviy primeneniya multimediynykh tekhnologiy v uchebno-vospitatelnom protsesse v VUZe [Psychological and pedagogical characteristic of conditions for using multimedia technologies in the educational process at a University]. Fundamen-talnye issledovaniya = Fundamental research. 2008; 5:133-135. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=10308780 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
9. Efremova LI, Anikina NV. Sovremennye tekhnologii obespecheniya kachestva obrazovaniya v natsionalnom issledovatelskom universitete [Modern technologies to ensure the quality of education at a National Research University]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 1(74):6-13. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760467 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
10. Fillipov AV, Kovalev SV. Situatsiya kak element psikhologicheskogo tezaurusa [The situation as an element of psychological thesaurus]. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal. 1986; 1(7):14-21. Available from: http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=8&l=360&p=899 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
11. Mutigullina AA, Chitalin NA. Tekhnologiya realizatsii sistemy imitatsionnykh metodov obucheniya dlya formirovaniya prakticheskoy kompetentnosti u budushchikh meditsinskikh sester [Technology implementation of the system of simulation training methods for the development of practical competence among prospective nurses]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of education. 2014; 1(74):47-51. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760473 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
12. Muravev KA, Khodzhayan AB, Roy SV. Simulyatsionnoye obucheniye v meditsinskom obrazovanii -perelomnyy moment [Simulation training in medical education - turning point]. Fundamentalnyye issledovaniya = Fundamental Research. 2011; 10(3):534-537. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17001193 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
HHTErPAIiHii 0BPA30BAHHii. T. 20, №1.2016
13. Tulepbergenova DYu. Sushchnost keys-stadi: pedagogicheskiy aspekt osmysleniya termina [The essence of a case study: pedagogical aspect of comprehending the notion. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 1(74):82-88. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760480 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
14. Chashina ZhV. Analiz mezhpredmetnykh svyazey v protsesse obucheniya na primere bioetiki [Analysis of inter-subject relationship in the learning process based on the example of bioethics]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015; 1(19):100-105. Available from: http://elibrary.ru/ item.asp?id=23092343 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
15. Chashina ZhV, Chekushkina YeN. Mezhdistsiplinarnyy podkhod v voprose izucheniya profession-alnykh oshibok [An interdisciplinary approach to the study of professional errors]. Vestnik Mordovskogo universiteta = Mordovia University Bulletin. 2014; 3:202-206. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=22091845 (accessed 22.12.2015). (In Russ.)
Submitted 26.08.15.
About the authors:
Zhanna V. Chashina, associate professor, Chair of Philosophy, Institute of History and Sociology, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya St., Saransk, Russia), Ph.D. (Philosophy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7199-0959, chashina.j@ yandex.ru.
Asel D. Kartanova, associate professor, Chair of Information Systems and Technologies, Isanov Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture (34b , Maldybaeva St., Bishkek, Kyrgyzstan), Ph.D. (Philosophy), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8564-1365, [email protected]
104
академическая интеграция