Научная статья на тему 'Применение iт-дисциплины в учебном процессе'

Применение iт-дисциплины в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуркасымова Сауле Нуркасымовна, Жанысова Арай Бошановна

В последние годы под термином «информационные технологии» часто подразумевают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров для хранения, обработки, передачи и получения информации. Специалистов в области компьютерных технологий часто называют IT-профессионалами. Cтатья посвящена вопросу применения IT-дисциплин в учебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение iт-дисциплины в учебном процессе»

УДК 372 853 (075 8) © С Н. Нуркасымова, А Б Жанысова, 2012

С. Н. Нуркасымова, А. Б. Жанысова ПРИМЕНЕНИЕ 1Т-ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В последние годы под терм ином « информационные технологии» часто подразумевают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров для хранения, обработки, передачи и получения информации. Специалистов в области компьютерных технологий часто называют 1Т-профессионалами. Статья посвящена вопросу применения

ГГ-дисциплин в учебном процессе.

ТТ-дисциплины от английского слова information technology—широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе с применением вычислительной техники.

В частности. IT-дисциплины имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют IT -специалистами

В современных условиях развития общества, совершенствования технологий производства и глобализации экономики к подготовке инженеров предъявляются новые требования. Наиболее перспективными в плане повышения эффективности инженерно-технического образования становятся механизмы интеграции инженерного образования с фундаментальной наукой и производством, в которых на первое место поставлены наука, техника, технология, а подготовка студентов базируется на включении их в исследования, проектные и учебнотехнологические разработки.

Традиционно подготовка студентов технического вуза как будущих специалистов начинается на старших курсах, но по результатам анкетирования можно судить о том. что интерес к физике как одной нз основных дисциплин в инженерном образовании значительно снижен. Кроме того, на специальных дисциплинах формируют в большей степени узкие профессиональные умения, а современный выпускник. чтобы обладать способностью учиться и быстро переучиваться, должен иметь хорошую фундаментальную базу. В связи с этим возникает задача подготовки студентов на младших курсах технического вуза по основному предмету — физике — таким образом. чтобы сохранить интерес к предмету и способствовать возникновению новообразований в виде востребуемых в настоящее время компетенций.

Студент будет подготовлен к будущей профессиональной деятельности, если он освоит проектные технологии по применению фундаментальных знаний при решении задач по профилю будущей профессиональной деятельности. Для этого должны быть устранены основные недостатки традшгаонно-

го обучения, связанные с неэффективностью управления познавательной деятельностью студентов.

Для решения задачи обучение физике осуществляется на практических занятиях, реализуемых по ГГ-технологии на базе экспериментальной специализированной аудитории с обратной связью.

Взаимодействие преподавателя и студента обеспечивается следующим образом: на вводном занятии для получения полной информации и создания модели обучающегося проводится тестирование студентов. Одновременно осуществляется обучение студентов работе в автоматизированной системе управления познавательной деятельностью студента.

В организационно-технологической среде на базе ГГ-технологий основным функциональным элементом является автономный блок, предназначенный для формирования конкретного умения студента решать задачи определенного класса, формирующие его специальную компетенцию. Автономный блок состоит из практической н теоретической части. Практическая часть, формирующая умения, состоит нз задач по физике в соответствии с раоочей программой и темами проектов, включает типовой алгоритм решения данных задач, справочный материал по разным предметам, тексты-подсказки в качестве помогли в выборе проблемной ситуации и последующего решения задачи. Теоретическая часть состоит нз совокупности теоретических модулей, необходимых и достаточных для формирования осознанного понимания каждого шага алгоритма решения задач. а также видения задачи в целостном контексте. Алгоритмический метод формирует способность студента выделить ошибки на каждом шаге решения от проблемы к проблемной ситуации и проблемной задаче.

Переход от практического занятия к самостоятельной проектно-ориентированной деятельности осуществляется в системе «студент — преподаватель физики, преподаватель профессиональной дисциплины». так как данное согласование способствует выявлению всех наиболее актуальных вопросов, которые в дальнейшем будут являться составной частью профессиональной деятельности специалиста. При разработке проектов высока роль самостоятельной деятельности студентов.

Таким образом, осуществляется принципиально важный методический подход, ориентированный на смещение акцентов от обучения «знанневого» к обучению «ориентационного» типа.

Современная ГГ есть практическая часть научной области физики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов путем автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых. результатов. Поэтому' ГГ в настоящее время есть практический способ реализации возможностей компьютерной техники и отличается следующими

о собенно с тямн:

- реализация возможностей современных технических средств и вычислительной техники, средств и систем передачи информационного обмена:

- использование специальных процедурных знаний в электронной форме:

- обеспечение прямого доступа к диалоговому" режиму' при использовании глубоких исследований и изучении физики;

- обеспечение пользователя компьютером. исключение необходимости регулятивного с опровождення.

Изменения в образе жизни членов информационного общества позволяют сделать вывод о такой особенности информационного общества, как возрастание роли образования в подготовке узких специалистов в области ГГ-дисциплин, а также профессиональной подготовки педагогов ГГ образования. Следует обратить ветшание на понимание и сложность задач информатизации, решаемых преподавателем физики и ГГ дисциплин в условиях интеграции образования. Наиболее важной группой задач, решаемых преподавателем физики и преподавателями ГГ— дисциплин в условиях интеграции образования в своих учебных заведениях является использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Очевидно, что перед использованием ГГ в учебном процессе педагог должен ставить вопросы следующего характера:

- использование каких ГГ-дисцнплин может иметь педагогическую ценность на данном занятии?

- помогут ли эти средства педагогу и обучающимся в достижении целей данного занятия?

- будут ли результаты хуже, если не использовать данные информационной технологии7

В международном масштабе сегодня разработаны и разрабатываются различные электронные обучающие ресурсы (электронные, цифровые образовательные). в том числе компьютерные программы (последовательность команд, позволяющая компьютеру решить определенную задачу') для сферы образования. предназначенные для различных категорий обучающихся и для разных форм обучения

Среди них имеются как открытые (бесплатные), так и коммерческие продукты и программы, которые

являются достижением мировой практики информатизации образовательных систем, где используют различные классификации применения ІТ в образовании. выбирают в качестве основания для классификации характер входной и выходной получаемой на практике информации, определенные функции по преобразованию входной информации, реализуемые в системе ІТ, технологи зируют учебный процесс по следующим признакам:

— предметному' содержанию программ (физика. математика и информатика и т.д.: тематический принцип);

— по функции: диагностические, контролнру'-ющне. обучающие:

— степени активности студентов, определяемой структурой и характером деятельности: демонстрационные, конструирующие программы:

— целевой группе пользователей: инструментальные педагогические средства: базы данных, редакторы. компьютерные журналы и конспекты;

— по уровню коммуникативности: предметноориентированные. коммуникативно-ориентирован -ные, сетевая коммуникация

Вопросы информатизации по физике решаются в учебных заведениях, относящихся к различным у "казанным уровням.

Преподаватель физики должен знать, что специфика использования информационных технологий зависит от предмета, а также от обеспеченности учебного заведения другими наглядными пособиями. приборами, демонстрационным и лабораторным оборудованием.

Наблюдается изменение целей и содержания образования. связанное с следующими условиями

1) с расширением областей использования ІТ-дисциплнн. применение которых становится нормой во всех видах трудовой деятельности человека и в процессе обучения по многим другим направлениям профессиональных специальностей;

2) с переосмыслением роли ІТ-дисциплин в развитии природы и общества. Информатика превращается в фу'ндаментальную науку об информации и информационных процессах не только в технических системах, но и в природе, и в обществе, что предполагает определение ее места как предмета в содержании образования:

3) с интеграцией ГГ в систему казахстанского образования как нового инструмента, расширяющего сферу' педагогической деятельности:

4) с влиянием на цели и содержание образования процессов информатизации общества, ведущих все к большему изменению образа жизни человека, — необходимо выработать качественно новую модель подготовки членов информационного общества.

Остановимся на специфических принципах, при-сулггах ГГ для их внедрения в систему' образования:

1) Принцип гуманистичности процесса обучения — обращенность обучения на основе ГГ к человеку', создание максимально благоприятных условий

для овладения обучаемым социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения, освоения избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности и т.д.

2) Принцип педагогической целесообразности, требуюпгай педагогической оценки эффективности применения ГГ в сочетании с педагогическими технологиями.

3) Принцип выбора содержания образования, определяющий соответствие содержания представленного 1Т нормативным требованиям ГОСО РК.

4) Принцип обеспечения безопасности информации. циркулирующей в системе образования на основе ГГ-дисциплин образования, необходимость организационных и технических способов ее безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования, обеспечения ее безопасности.

5) Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании электронных образовательных продуктов, представляющих цифровые образовательные ресурсы.

6) Принцип стартового уровня образования — эффективное обучение на основе ГГ-образования. требующее определенного начального набора знаний, умений, навыков (для продуктивного обучения обу-

чаемый должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.).

7) Принцип мобильности, вариативности обучения — использование при обучении информационных сетей, баз и банков знаний и данных, дистанционного образования

8) Принцип неантагоннстнчностн образования на основе тождества ГГ-днсцнплин образования су-ществутощим формам образования, они будут не инородным элементом в традиционной системе образования. а естественным образом интегрированы в него Ш

Таким образом, интеграция ГГ-дисциплин в образование обеспечивает развитие у обучаемых исследовательских навыков, самостоятельности, творческого мышления, познавательной активности, умения мыслить, строить и проверять гипотезы, направлена на актуализацию интеллектуальных способностей обучаемых

Исследователи отмечают, что необходимо целенаправленно готовить ГГ специалистов и дать в свою очередь основы педагогических знаний, что будет эффективно использоваться для развития информационного общества.

Библиографический список

1. Вознесенская Н. В. Обучение физике студентов технических вузов с использованием современных компьютерных технологий. Саранск. 2006.

2. Кавтрев. А. Ф. Компьютерные программы по физике в средней школе // Компьютерные инструменты в образовании. СПб. 1998.

3. Чирцов. А. С. Информационные технологии в обучении физике Компьютерные инструменты в образовании. СПб. 1999.

4. Кавтрев. А. Ф Компьютерные модели в школьном курсе физики // Компьютерные инструменты в образовании. СПб. 1998.

5. Кавтрев. А. Ф. Методика использования компьютерных моделей на уроках физики. СПб. 1999.

6. Кавтрев А. Ф. Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе «Дипломат» Физика в школе и вузе. СПб. 1998.

Сведения об авторах:

Нуркасымова Сауле Нуркасымовна — доктор педагогических наук, профессор Национальной акаделшн образования имени Ы. Алтынсарина (Республика Казахстан);

Жанысоса Лрай Бошаноеиа — преподаватель Казахстанско-Российского утшверситета (г. Астана. Республика Казахстан)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.