Научная статья на тему 'Применение интерактивных технологий в преподавании экономических дисциплин студентам медицинских и фармацевтических факультетов'

Применение интерактивных технологий в преподавании экономических дисциплин студентам медицинских и фармацевтических факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / THE GAME BUSINESS / ECONOMIC THEORY / ECONOMIC CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аджиенко Всеволод Леонидович, Котовская Оксана Вениаминовна, Попова Екатерина Александровна, Таран Олег Леонидович

В данной статье приводится описание интерактивной игры «Экономический кругооборот». Основной целью данной деловой является определение понятий «общественное производство», «потребление», «сбережения», «инвестиции», «кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов»; понять взаимосвязь между доходами, потреблением, сбережением и инвестициями, а также определить роль данных процессов в период формирования рыночных отношений между экономическими агентами; развитие коммуникативных умений. Игра проводится в одной учебной группе, длительность проведения два академических часа и состоит из 6 этапов. Деловая игра «Экономический кругооборот» основывается на лекционном материале по теме «Экономический кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов». Деловая игра снабжена комплектом документации, в состав которого входят: проспект игры, сценарий, инструкции игрокам, руководство администратору, руководство экспертной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аджиенко Всеволод Леонидович, Котовская Оксана Вениаминовна, Попова Екатерина Александровна, Таран Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interactive technologies in teaching economic disciplines to students of medical and pharmaceutical faculties

This article describes the interactive game “The economic cycle”. The main aim of this business is to define the concepts of “social production”, “consumption”, “savings”, “investments”, “circulation of goods, services, income and expenses”; understand the relationship between income, consumption, savings and investment, as well as to determine the role of these processes in the period of formation of market relations between economic agents; development of communication skills. The game is played in the same study group, the duration of the two academic hours and consists of 6 stages. Business game “economic cycle” is based on lecture material on the topic “Economic circulation of goods, services, income and expenses”. The business game is equipped with a complete set of documentation, which includes: Avenue of the game, the script instructions to players, management administrator, expert group leadership.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных технологий в преподавании экономических дисциплин студентам медицинских и фармацевтических факультетов»

УДК 005.32:331.101.3

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

В.Л. Аджиенко, О.В. Котовская, Е.А. Попова, О.Л. Таран

Пятигорский медико-фармацевтический институт —

филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» г. Пятигорск, Россия

Аннотация. В данной статье приводится описание интерактивной игры «Экономический кругооборот». Основной целью данной деловой является определение понятий «общественное производство», «потребление», «сбережения», «инвестиции», «кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов»; понять взаимосвязь между доходами, потреблением, сбережением и инвестициями, а также определить роль данных процессов в период формирования рыночных отношений между экономическими агентами; развитие коммуникативных умений. Игра проводится в одной учебной группе, длительность проведения — два академических часа и состоит из 6 этапов. Деловая игра «Экономический кругооборот» основывается на лекционном материале по теме «Экономический кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов». Деловая игра снабжена комплектом документации, в состав которого входят: проспект игры, сценарий, инструкции игрокам, руководство администратору, руководство экспертной группе.

Ключевые слова: интерактивные технологии, деловая игра, экономическая теория, экономический кругооборот.

Подготовка конкурентоспособных специалистов в фармацевтической и медицинской сферах определяет необходимость применения новых подходов и технологий в образовании.

Переход на новые образовательные стандарты повышает роль интерактивных технологий, которые создают условия эффективного взаимодействия, повышают интерес к учебным занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе. Развитие коммуникативных навыков будущих провизоров и врачей ставит задачу формирования их профессиональных компетенций, социального взаимодействия [1; 2].

Во многих медицинских и фармацевтических вузах в первом семестре изучается обязательная дисциплина «Экономическая теория» («Экономика»). Использование интерактивных форм обуче-

ния способствует более успешной социализации студентов, повышает интерес к познавательному процессу. В качестве одной из наиболее эффективных интерактивных форм можно рассмотреть применение деловых игр [3]. В данной статье представлен проспект деловой игры по теме: Экономический кругооборот» для студентов первого курса специальности «Фармация».

ПРОСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ»

Целю деловой игры «Экономический кругооборот» является определение понятий «общественное производство», «потребление», «сбережения», «инвестиции», «кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов»; понять взаимосвязь между доходами, потреблением, сбережением и инвестициями, а также определить роль данных процессов

Аджиенко В.Л. и др. Применение интерактивных технологий в преподавании экономических дисциплин.

----—

в период формирования рыночных отношений между экономическими агентами; развитие коммуникативных умений.

Деловая игра «Экономический кругооборот» предназначена для преподавателей вузов. Она может быть использована на практических занятиях студентов экономического, фармацевтического, медицинского профиля, а также слушателей факультетов повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Данная деловая игра предназначена для решения следующих задач:

— ознакомить обучаемых с простейшей рыночной моделью кругооборота доходов, расходов, ресурсов и продукта и выявить ее инструментальную роль в изучении рыночной хозяйственной системы;

— предоставить студентам практику моделирования экономического кругооборота в фармацевтической отрасли;

— активизировать знания, полученные участниками игры на лекционных и семинарских занятиях.

ИНСТРУКЦИИ ИГРОКАМ

Для успешного проведения данной игры требуется, чтобы все игроки предварительно прослушали лекции по теме «Экономический кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов», изучили соответствующую литературу.

Игра проводится в одной учебной группе, длительность проведения — два академических часа.

Деловая игра состоит из 6 этапов:

1) формирование команд, назначение экспертов (3—5 мин);

2) выдача заданий на объяснение терминов (10—15 мин);

3) выдача заданий на конструирование модели экономического кругооборота (20—25 мин);

4) выдача заданий на определение ошибки в утверждениях (10—15 мин);

5) выдача заданий для определения верного ответа на поставленные вопросы (15—20 мин);

6) подведение итогов.

На этапе формирования команд ведущий (преподаватель, студент) предлагает студентам делегировать двух человек в экспертный совет. Затем, каждому из участников предлагается вы-

брать карточку с одной из геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, ромб). По принципу геометрических фигур формируются команды. Объединившись, участники выбирают капитана и название команды.

На следующем этапе ведущий предлагает капитанам выбрать карточки с терминами и в течение трех минут подготовить определение. По истечении указанного времени капитаны оглашают вариант данного понятия и передают экспертам. Ведущий зачитывает эталонный ответ.

На этапе «Экономический кругооборот» каждой игровой команде необходимо изобразить модель экономического кругооборота в фармацевтической отрасли. Для этого необходимо определить основных экономических агентов, участвующих в экономических отношениях и определить специфику их взаимосвязей. Схема модели передается экспертам. В процессе обсуждения представленных моделей оцениваются также вопросы, задаваемые оппонентам.

На 4 этапе «Текст с запланированными ошибками» командам выдаются утверждения для анализа и выявления возможных ошибок. в случае обнаружения ошибки в утверждении необходимо представить верный ответ.

На этапе «Эффективное функционирование рыночной системы» ведущий раздает командам вопросы. В течение 5 минут им необходимо подготовить ответы, а затем, не оглашая свой ответ, команда переадресует свой вопрос одной из команд, которой предстоит ответить на поставленный вопрос без подготовки. Команда, задававшая вопрос, определяет правильность ответа, а затем оглашает свой ответ.

В процессе игры каждый эксперт самостоятельно оценивает результаты команд по предлагаемым критериям. На шестом этапе результаты суммируются и оглашаются.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ АДМИНИСТРАТОРА

Деловая игра «Экономический кругооборот» основывается на лекционном материале по теме «Экономический кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов».

Администратор готовит и предоставляет всем участникам игры методические и инструктивные указания по проведению игры.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5

----—-

Таблица 1

Сводный перечень игровых материалов

Игровые материалы и формы Число экземпляров Примечание (ссылка на образец и методику изготовления)

1 2 3

Проспект 1

сценарий 7

Инструкции игрокам 4 (по количеству игровых команд)

Инструкции экспертам 2

Таблица 2

Инструкция по проведению игры

Действия и их последовательность Краткое содержание Примечание

1 2 3

Определение места изучаемой темы в процессе обучения и ее актуальность Изучение экономического кругооборота, его структуры помогает представить общую картину функционирования экономики, характер взаимосвязи между ее отдельными сферами и секторами, выявит их роль и взаимовлияние

Обозначение целей игры Цели занятия: — определить понятия «общественное производство», «потребление», «сбережения», «инвестиции», «кругооборот товаров, услуг, доходов и расходов»; — понять взаимосвязь между доходом, потреблением, сбережением и инвестициями; — ознакомиться с простейшей рыночной моделью кругооборота доходов, ресурсов и продукта и выяснить ее инструментальную роль в изучении рыночной хозяйственной системы; — развитие коммуникативных умений

Назначение (выбор) экспертов Экспертов могут рекомендовать команды или назначить администратор

Формирование команд Каждому из участников предлагается выбрать карточку с одной из геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, ромб). По принципу геометрических фигур формируются команды. Объединившись, участники выбирают капитана и название команды Можно использовать любые другие методы формирования команд

Выдача инструкций игрокам Каждой команде выдается инструкция, перед каждым этапом игры администратор выдает задание с подробными пояснениями

Подведение итогов игры (выводы, обобщения) После оглашения результатов экспертами администратор комментирует правильность ответов, выделяет наиболее активных игроков и подводит итоги игры

В данной деловой игре минимальное число игроков в команде — трое, максимальное — пятеро. Один из игроков выполняет роль капитана команды.

С игрой участники знакомятся в несколько этапов в процессе игры. Возможно начать ознакомление заранее, параллельно с другими занятиями по теме в рамках которой проводится игра.

На первом этапе администратор в общих чертах знакомит участников с игрой. Затем назначаются эксперты и формируются команды, распределяются роли между игроками. Далее администратор передает участникам материалы игры.

Так, каждая команда должна иметь соответствующую инструкцию. Задания командам выдаются администратором в ходе игры.

Аджиенко В.Л. и др. Применение интерактивных технологий в преподавании экономических дисциплин.

----—

В заключении администратору необходимо подвести общий итог, дать оценку проведенной игре, обсудить отдельные моменты и положение темы, в рамках которой проводилась игра.

РУКОВОДСТВО ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЕ

Экспертам выдается сценарий игры, который включает подробное описание этапов, заданий, эталонных ответов, а также критерии оценок для каждого этапа.

Каждый эксперт самостоятельно оценивает все этапы игры. По окончании основных этапов, эксперты суммируют результаты, оглашают общий итог и комментируют свое решение.

Деловая игра снабжена комплектом документации, в состав которого входят: проспект игры, сценарий, инструкции игрокам, руководство администратору, руководство экспертной группе.

Деловая игра «Экономический кругооборот» способствует изучению экономической теории в увлекательной игровой форме, что повышает мотивацию студентов к обучению в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные и интерактивные образовательные (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.

2. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. М.: КНОРУС, 2010.

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES TO STUDENTS OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL FACULTIES

V.L. Adzienko, O. V. Kotovskaya, E.A. Popova, O.L. Taran

Pyatigorsk medico-pharmaceutical Institute — branch of Volgograd State Medical University Pyatigorsk, Russia

Annotation. This article describes the interactive game "The economic cycle". The main aim of this business is to define the concepts of "social production", "consumption", "savings", "investments", "circulation of goods, services, income and expenses"; understand the relationship between income, consumption, savings and investment, as well as to determine the role of these processes in the period of formation of market relations between economic agents; development of communication skills. The game is played in the same study group, the duration of the — two academic hours and consists of 6 stages. Business game "economic cycle" is based on lecture material on the topic "Economic circulation of goods, services, income and expenses". The business game is equipped with a complete set of documentation, which includes: Avenue of the game, the script instructions to players, management administrator, expert group leadership.

Key words: interactive technology, the game business, economic theory, economic cycle.

REFERENCES

1. Active and interactive learning (forms of employment) in high school: a tutorial. Comp. T.G. Mukhina. Nizh-ny Novgorod, NNGASU, 2013.

2. Pashkovskaya I.N., Koroleva N.I. Development and implementation of innovative educational technologies

in the educational process with the introduction of the new FGOS VPO. Guidelines for faculty. St. Petersburg, Pab. SPbSUSE, 2011.

3. Modern educational technology: the manual. Ed. N.V. Bordovskoy etc. Moscow, KNORUS, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.