Научная статья на тему 'Современные игровые методы обучения в формировании компетенций управленцев'

Современные игровые методы обучения в формировании компетенций управленцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / УЧАСТНИКИ / КРИТЕРИИ / ЭТАПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карагодина Ольга Валерьевна

в данной статье рассматривается процесс проведения деловой игры. Данный процесс включает: описание целей и задач проведения деловой игры, характеристику участников игры. Также представлено описание этапов проведения деловой игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карагодина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные игровые методы обучения в формировании компетенций управленцев»

знания, навыки и умения в области управления финансами современного предприятия, органах государственной и муниципальной власти.

Сформулированные в действующих федеральных государственных образовательных стандартах профессиональные компетенции носят в целом конкретный, узкоспециализированный характер, что подтверждает их прикладной характер. Качественная подготовка бакалавров направления «Менеджмент» по финансовым дисциплинам вполне реализуема и должна ориентироваться в большей степени на привитие практических навыков работы с финансовыми ресурсами.

В заключении хочется сказать, что специфика подготовки менеджеров всех профилей требует достаточного серьезной подготовки в области управления финансами, глубокой проработки вопроса подбора дисциплин. Для решения данного круга вопросов необходимо обмениваться опытом и целесообразно обсуждать эти вопросы на секции «Финансовый менеджмент» в рамках работы УМО по менеджменту, в работе секции приглашаются заинтересованные в качестве образования бакалавров всех профилей.

Литература

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

2. Жилкина А.Н. Использование студенческого и аспирантского научного потенциала в учебном процессе // Вестник ГУУ. 2003. № 1(5).

3. Жилкина А.Н. Компетенции финансового менеджера: ожидания общества, работодателя, обучающегося и возможности академического сообщества // Вестник ГУУ. 2012. № 12.

О. В. Карагодина

СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ

MODERN SLOT TEACHING METHODS IN MANAGER'S COMPETENCES FORMING

Аннотация: в данной статье рассматривается процесс проведения деловой игры. Данный процесс включает: описание целей и задач проведения деловой игры, характеристику участников игры. Также представлено описание этапов проведения деловой игры.

Ключевые слова: деловая игра, интерактивный метод обучения , участники, критерии, этапы.

Abstract: this article describes the process of conducting a business game. This process includes: a description of the goals and objectives of the business game, participants play. Also provides a description of the stages of the business game.

Keywords: business game, an interactive teaching method, the participants, the criteria

stages.

Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения в педагогическом сообществе, связанные с ускорением научно - технического прогресса, возникновением «информационного общества», активном использовании современных образовательных технологий предъявляют новые требования к образованию сегодняшнего дня. В современных условиях всё больше

© О.В. Карагодина, 2013

внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.

В настоящее время рынок труда требует сформированного молодого специалиста - менеджера, умеющего анализировать возникающие проблемы, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии их правильности. Именно этому на наш взгляд способствует использованию такого интерактивного метода обучения -деловой игры.

Деловая игра проводится во время проведения семинарского занятия для студентов по направлению подготовки « Менеджмент» и направлена на закрепление, знаний студентов по дисциплине менеджмент направления подготовки 080200 «Менеджмент»

Цель проведения деловой игры состоит в формировании у студентов комплексного представления о возможностях и методах применения знаний, полученных в процессе изучения дисциплин специальности, в их будущей профессиональной деятельности, как менеджеров в различных отраслях управленческой деятельности

Основными задачами проведения деловой игры являются: более полное усвоение студентами учебного материала дисциплин специальности; развитие аналитических способностей студентов; развитие управленческой ментальности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специалисту-менеджеру.

В результате участия в деловой игре студент должен знать:

• наиболее актуальные проблемы развития современного менеджмента;

• методы структурирования социально-экономических проблем в связи с исполнением основных целей и функций управления;

• алгоритм принятия управленческих решений;

• основные принципы формирования эффективного управления в организации

уметь:

• применять методы управления с целью повышения эффективности деятельности организации;

• применять различные управленческие методики в процессе принятия управленческих решений;

• выполнять оценку эффективности принимаемых решений;

• представлять принятые решения и защищать их в ходе профессиональной дискуссии;

владеть навыками коллективного принятия решений.

Проведение деловой игры направлено на формирование следующих компетенций:

• способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

• способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команд (ПК-5)

• владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

• способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).

Участниками игры выступают студенты (по очной форме обучения). Игра проводится во втором семестре , во время проведения семинарского занятия .

Единовременно в игре принимают участие студенты одной учебной группы (2026 человек), которые объединяются в команды без закрепления каких-либо ролевых позиций за участниками команд, т. к. зачет по итоговой деловой игре производится индивидуально. Численность студентов, объединенных в команду - не более 5-ти человек.

Команда получает задание, содержащее краткие сведения о ситуации в организации или о ситуации на рынке услуг).

Участники игры должны в начале игры ознакомиться с критериями оценки работы команд.

Так как деловая игра имеет обучающую цель, основным критерием оценки является профессионализм решений, принимаемых студентами. Уровень профессионализма определяется не только по степени обоснованности решений, но и по адекватности и разнообразию методов, используемых студентами.

Кроме того, для оценки работы команд приняты такие критерии, как:

• своевременность принятия решений (степень исполнения командами установленных сроков выполнения заданий на отдельных этапах работы);

• умение публичного представления и защиты участниками игры своих предложений (качество презентации решений, принимаемых командами);

• умение принимать коллективные решения (степень участия в принятии решений всех членов команды);

• особые качества команды (оригинальность решений, эмоциональность презентации и т. п.);

• умение находить положительные и сомнительные моменты в предложениях других команд;

• умение участвовать в профессиональной дискуссии, соблюдать нормы корпоративного поведения.

Участники итоговой деловой игры должны строго соблюдать сроки завершения работ на каждом этапе игры, рассчитывая время таким образом, чтобы не только обсудить проблему, но и письменно представить в жюри свои предложения по ее решению [2, с. 35-40].

Участникам игры предоставляются также материалы, из которых можно узнать о возможных сценариях развития ситуации, о примерах управленческих решений, принимаемых в аналогичных случаях. Кроме того, в задание входят материалы конкретной организации (отчеты о деятельности, нормативные материалы, инструкции, положения о структурных подразделения).

В состав материалов, содержащихся в задании, входят методические указания к деловой игре и бланки, заполняемые командами в конце каждого этапа деловой игры и представляемые ими для дальнейшей оценки. Вместе с заданием командам выдается фломастеры, чистая бумага для оформления названия команды и другие необходимые материалы

В ходе деловой игры студенты рассматривают практическую проблемную ситуацию связанную с распределением функциональных обязанностей в организации, в связи с поставленной задачей руководства организации - выработка стратегического плана развития организации, в связи с усилением конкуренции на рынке услуг.

Деловая игра разделена на несколько этапов. Каждый этап работы команд сопровождается составлением отчетного документа, выступлением представителя команды, дискуссией по поводу принятых командами решений и оценкой эффективности деятельности команд.

Оценка работы всех команд выполняется преподавателем, ведущим итоговую деловую игру. Создавать жюри, в которое войдут студенты группы, в данном случае нецелесообразно, так как все студенты должны иметь равные возможности при получении зачета. Схема расположения участников игры в аудитории представлена на рисунке [3, с. 45-49].

В процессе деловой игры заполняются оценочные листы, в которых по каждому из принятых критериев проставляются оценки от 2-х до 5-ти баллов. Критерии оценки деятельности команд перечислены в п. 7 - «Инструкция для участников игры». В конце этапа деловой игры оценки по отдельным критериям обобщаются, и рассчитывается

либо суммарный, либо средний балл, характеризующий степень успеха команды на данном этапе ее работы [5].

Команда

Команда

Эксперты

Команда

Команда

Рис. Участники деловой игры

В ходе деловой игры ее участники, объединенные в команды, выполняют анализ материалов, содержащихся в предоставленном им задании, используя изученные ранее аналитические методы. На основе выполненного анализа разрабатываются собственные предложения по распределению функциональных обязанностей для разработки стратегического плана развития организации в связи с усилением конкуренцией на рынке услуг. Проектируются управленческие решения, обеспечивающие реализацию выбранного распределения обязанностей.

Первый этап деловой игры предполагает ознакомление студентов с целью, задачами и формой проведения игры. На этом этапе проводится формирование команд методом жеребьевки или путем добровольного объединения студентов.

Первый этап завершается размещением команд в аудитории, выбором участниками игры названий команд (оформление опознавательных табличек на столах и бейджей), подготовкой рекламного буклета, а также выдачей кейса [4, с. 99-101].

Второй этап деловой игры - это структурирование базовой ситуации, возникшей в организации.

Студенты знакомятся с соответствующими нормативными и отчетными данными . На этом этапе деловой игры студенты должны:

1) составить план работы структурных подразделений организации ;

2) сформировать анкету для последующего опроса мнения сотрудников организации;

При оценке работы команды в этом случае учитывается полнота анализа, профессиональность его выполнения, умение изучения общественного мнения. Оценивается также умение конкретно и понятно формулировать поставленную задачу перед сотрудниками компании.

Для презентации своих предложений команды демонстрируют слайды и используют их во время выступления. Продолжительность выступления каждой команды - не более 5 минут.

Представители других команд в своем выступлении в течение 2-3 минут должны определить плюсы и минусы предложения данной команды.

В презентации своих разработок участвуют все команды. Последовательность выступлений определяется жеребьевкой [2, с. 32-37].

Третий этап деловой игры состоит в проектировании управленческих решений, направленных на распределение ответственности при разработке стратегического плана развития организации и изученного мнения сотрудников организации.

При выборе решений студенты руководствуются данными, полученными в результате опросов сотрудников компании , Решения могут носить организационный, а также социально-экономический характер. Команды должны определить характер затрат, необходимых для реализации решений.

В ходе распределения функциональных обязанностей при выработке стратегии развития организации команды должны выполнить следующее задание:

• осуществить проектирование функциональных обязанностей структурных подразделений по предложеной форме;

• подготовить доклад для руководителя организации (для руководителей и специалистов структурных подразделений).

На этом этапе также студентами выполняются экономическая экспертизы проекта (финансовые затраты, в связи с распределением обязанностей).

Для подготовки экономической экспертизы необходимо:

1)определить дополнительные расходы, связанные с распределением функциональных обязанностей в организации.

2) спрогнозировать ожидаемые доходы;

3) подготовить резюме проекта.

Команды готовят выступление, в ходе которого представляют свои разработки, кратко излагая как общую картину распределения функциональных обязанностей так и обосновывая конкретные управленческие решения. Продолжительность выступления каждой команды - 10 минут.

Четвертый этап деловой игры - подведение ее итогов на основе оценок деятельности на каждом из этапов. Принципиальные результаты игры представляются преподавателем на слайде.

Сценарий деловой игры (продолжительность и содержание ее этапов) может корректироваться преподавателем в соответствии со степенью подготовленности и активности учебной группы.

Литература

1. Менеджмент : кейсы, тренинги, деловые игры : практикум ИТК "Дашков и К", 2012.

2. Менеджмент. Электронный учебник. Под ред. М.Л.Разу. Издательство « Кнорус», 2012

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Кнорус, 2013.

4. Оценивание компетенций в образовании учебное пособие: М.Б. Челышкова, В.И. Звонников, О.В. Давыдова; под ред. В.И. Звонникова. - М.: ГУУ, 2011.

5. http://www.acmegroup.ru/node/544

О.А. Колосова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ УПРАВЛЕНЦЕВ

INFORMATION SUPPORT OF SPECIAL DISCIPLINES IN DISTANCE TRAINING MANAGERS

Аннотация: важнейшей основой подготовки управленческих и производственных кадров является построение учебного процесса, как сочетание базового естественнонаучного образования со специальными знаниями, дополненного самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой студентов. При дистанционном обучении вопросы обеспечения качества знаний особенно важны, т.к. необходимо убедиться, что сокращённое по сравнению с очной формой обучения время контактов студента с преподавателем не сказывается отрицательно на уровне

© О.А. Колосова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.