знания, навыки и умения в области управления финансами современного предприятия, органах государственной и муниципальной власти.
Сформулированные в действующих федеральных государственных образовательных стандартах профессиональные компетенции носят в целом конкретный, узкоспециализированный характер, что подтверждает их прикладной характер. Качественная подготовка бакалавров направления «Менеджмент» по финансовым дисциплинам вполне реализуема и должна ориентироваться в большей степени на привитие практических навыков работы с финансовыми ресурсами.
В заключении хочется сказать, что специфика подготовки менеджеров всех профилей требует достаточного серьезной подготовки в области управления финансами, глубокой проработки вопроса подбора дисциплин. Для решения данного круга вопросов необходимо обмениваться опытом и целесообразно обсуждать эти вопросы на секции «Финансовый менеджмент» в рамках работы УМО по менеджменту, в работе секции приглашаются заинтересованные в качестве образования бакалавров всех профилей.
Литература
1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
2. Жилкина А.Н. Использование студенческого и аспирантского научного потенциала в учебном процессе // Вестник ГУУ. 2003. № 1(5).
3. Жилкина А.Н. Компетенции финансового менеджера: ожидания общества, работодателя, обучающегося и возможности академического сообщества // Вестник ГУУ. 2012. № 12.
О. В. Карагодина
СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ
MODERN SLOT TEACHING METHODS IN MANAGER'S COMPETENCES FORMING
Аннотация: в данной статье рассматривается процесс проведения деловой игры. Данный процесс включает: описание целей и задач проведения деловой игры, характеристику участников игры. Также представлено описание этапов проведения деловой игры.
Ключевые слова: деловая игра, интерактивный метод обучения , участники, критерии, этапы.
Abstract: this article describes the process of conducting a business game. This process includes: a description of the goals and objectives of the business game, participants play. Also provides a description of the stages of the business game.
Keywords: business game, an interactive teaching method, the participants, the criteria
stages.
Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения в педагогическом сообществе, связанные с ускорением научно - технического прогресса, возникновением «информационного общества», активном использовании современных образовательных технологий предъявляют новые требования к образованию сегодняшнего дня. В современных условиях всё больше
© О.В. Карагодина, 2013
внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.
В настоящее время рынок труда требует сформированного молодого специалиста - менеджера, умеющего анализировать возникающие проблемы, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии их правильности. Именно этому на наш взгляд способствует использованию такого интерактивного метода обучения -деловой игры.
Деловая игра проводится во время проведения семинарского занятия для студентов по направлению подготовки « Менеджмент» и направлена на закрепление, знаний студентов по дисциплине менеджмент направления подготовки 080200 «Менеджмент»
Цель проведения деловой игры состоит в формировании у студентов комплексного представления о возможностях и методах применения знаний, полученных в процессе изучения дисциплин специальности, в их будущей профессиональной деятельности, как менеджеров в различных отраслях управленческой деятельности
Основными задачами проведения деловой игры являются: более полное усвоение студентами учебного материала дисциплин специальности; развитие аналитических способностей студентов; развитие управленческой ментальности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специалисту-менеджеру.
В результате участия в деловой игре студент должен знать:
• наиболее актуальные проблемы развития современного менеджмента;
• методы структурирования социально-экономических проблем в связи с исполнением основных целей и функций управления;
• алгоритм принятия управленческих решений;
• основные принципы формирования эффективного управления в организации
уметь:
• применять методы управления с целью повышения эффективности деятельности организации;
• применять различные управленческие методики в процессе принятия управленческих решений;
• выполнять оценку эффективности принимаемых решений;
• представлять принятые решения и защищать их в ходе профессиональной дискуссии;
владеть навыками коллективного принятия решений.
Проведение деловой игры направлено на формирование следующих компетенций:
• способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
• способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команд (ПК-5)
• владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
• способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).
Участниками игры выступают студенты (по очной форме обучения). Игра проводится во втором семестре , во время проведения семинарского занятия .
Единовременно в игре принимают участие студенты одной учебной группы (2026 человек), которые объединяются в команды без закрепления каких-либо ролевых позиций за участниками команд, т. к. зачет по итоговой деловой игре производится индивидуально. Численность студентов, объединенных в команду - не более 5-ти человек.
Команда получает задание, содержащее краткие сведения о ситуации в организации или о ситуации на рынке услуг).
Участники игры должны в начале игры ознакомиться с критериями оценки работы команд.
Так как деловая игра имеет обучающую цель, основным критерием оценки является профессионализм решений, принимаемых студентами. Уровень профессионализма определяется не только по степени обоснованности решений, но и по адекватности и разнообразию методов, используемых студентами.
Кроме того, для оценки работы команд приняты такие критерии, как:
• своевременность принятия решений (степень исполнения командами установленных сроков выполнения заданий на отдельных этапах работы);
• умение публичного представления и защиты участниками игры своих предложений (качество презентации решений, принимаемых командами);
• умение принимать коллективные решения (степень участия в принятии решений всех членов команды);
• особые качества команды (оригинальность решений, эмоциональность презентации и т. п.);
• умение находить положительные и сомнительные моменты в предложениях других команд;
• умение участвовать в профессиональной дискуссии, соблюдать нормы корпоративного поведения.
Участники итоговой деловой игры должны строго соблюдать сроки завершения работ на каждом этапе игры, рассчитывая время таким образом, чтобы не только обсудить проблему, но и письменно представить в жюри свои предложения по ее решению [2, с. 35-40].
Участникам игры предоставляются также материалы, из которых можно узнать о возможных сценариях развития ситуации, о примерах управленческих решений, принимаемых в аналогичных случаях. Кроме того, в задание входят материалы конкретной организации (отчеты о деятельности, нормативные материалы, инструкции, положения о структурных подразделения).
В состав материалов, содержащихся в задании, входят методические указания к деловой игре и бланки, заполняемые командами в конце каждого этапа деловой игры и представляемые ими для дальнейшей оценки. Вместе с заданием командам выдается фломастеры, чистая бумага для оформления названия команды и другие необходимые материалы
В ходе деловой игры студенты рассматривают практическую проблемную ситуацию связанную с распределением функциональных обязанностей в организации, в связи с поставленной задачей руководства организации - выработка стратегического плана развития организации, в связи с усилением конкуренции на рынке услуг.
Деловая игра разделена на несколько этапов. Каждый этап работы команд сопровождается составлением отчетного документа, выступлением представителя команды, дискуссией по поводу принятых командами решений и оценкой эффективности деятельности команд.
Оценка работы всех команд выполняется преподавателем, ведущим итоговую деловую игру. Создавать жюри, в которое войдут студенты группы, в данном случае нецелесообразно, так как все студенты должны иметь равные возможности при получении зачета. Схема расположения участников игры в аудитории представлена на рисунке [3, с. 45-49].
В процессе деловой игры заполняются оценочные листы, в которых по каждому из принятых критериев проставляются оценки от 2-х до 5-ти баллов. Критерии оценки деятельности команд перечислены в п. 7 - «Инструкция для участников игры». В конце этапа деловой игры оценки по отдельным критериям обобщаются, и рассчитывается
либо суммарный, либо средний балл, характеризующий степень успеха команды на данном этапе ее работы [5].
Команда
Команда
Эксперты
Команда
Команда
Рис. Участники деловой игры
В ходе деловой игры ее участники, объединенные в команды, выполняют анализ материалов, содержащихся в предоставленном им задании, используя изученные ранее аналитические методы. На основе выполненного анализа разрабатываются собственные предложения по распределению функциональных обязанностей для разработки стратегического плана развития организации в связи с усилением конкуренцией на рынке услуг. Проектируются управленческие решения, обеспечивающие реализацию выбранного распределения обязанностей.
Первый этап деловой игры предполагает ознакомление студентов с целью, задачами и формой проведения игры. На этом этапе проводится формирование команд методом жеребьевки или путем добровольного объединения студентов.
Первый этап завершается размещением команд в аудитории, выбором участниками игры названий команд (оформление опознавательных табличек на столах и бейджей), подготовкой рекламного буклета, а также выдачей кейса [4, с. 99-101].
Второй этап деловой игры - это структурирование базовой ситуации, возникшей в организации.
Студенты знакомятся с соответствующими нормативными и отчетными данными . На этом этапе деловой игры студенты должны:
1) составить план работы структурных подразделений организации ;
2) сформировать анкету для последующего опроса мнения сотрудников организации;
При оценке работы команды в этом случае учитывается полнота анализа, профессиональность его выполнения, умение изучения общественного мнения. Оценивается также умение конкретно и понятно формулировать поставленную задачу перед сотрудниками компании.
Для презентации своих предложений команды демонстрируют слайды и используют их во время выступления. Продолжительность выступления каждой команды - не более 5 минут.
Представители других команд в своем выступлении в течение 2-3 минут должны определить плюсы и минусы предложения данной команды.
В презентации своих разработок участвуют все команды. Последовательность выступлений определяется жеребьевкой [2, с. 32-37].
Третий этап деловой игры состоит в проектировании управленческих решений, направленных на распределение ответственности при разработке стратегического плана развития организации и изученного мнения сотрудников организации.
При выборе решений студенты руководствуются данными, полученными в результате опросов сотрудников компании , Решения могут носить организационный, а также социально-экономический характер. Команды должны определить характер затрат, необходимых для реализации решений.
В ходе распределения функциональных обязанностей при выработке стратегии развития организации команды должны выполнить следующее задание:
• осуществить проектирование функциональных обязанностей структурных подразделений по предложеной форме;
• подготовить доклад для руководителя организации (для руководителей и специалистов структурных подразделений).
На этом этапе также студентами выполняются экономическая экспертизы проекта (финансовые затраты, в связи с распределением обязанностей).
Для подготовки экономической экспертизы необходимо:
1)определить дополнительные расходы, связанные с распределением функциональных обязанностей в организации.
2) спрогнозировать ожидаемые доходы;
3) подготовить резюме проекта.
Команды готовят выступление, в ходе которого представляют свои разработки, кратко излагая как общую картину распределения функциональных обязанностей так и обосновывая конкретные управленческие решения. Продолжительность выступления каждой команды - 10 минут.
Четвертый этап деловой игры - подведение ее итогов на основе оценок деятельности на каждом из этапов. Принципиальные результаты игры представляются преподавателем на слайде.
Сценарий деловой игры (продолжительность и содержание ее этапов) может корректироваться преподавателем в соответствии со степенью подготовленности и активности учебной группы.
Литература
1. Менеджмент : кейсы, тренинги, деловые игры : практикум ИТК "Дашков и К", 2012.
2. Менеджмент. Электронный учебник. Под ред. М.Л.Разу. Издательство « Кнорус», 2012
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Кнорус, 2013.
4. Оценивание компетенций в образовании учебное пособие: М.Б. Челышкова, В.И. Звонников, О.В. Давыдова; под ред. В.И. Звонникова. - М.: ГУУ, 2011.
5. http://www.acmegroup.ru/node/544
О.А. Колосова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ УПРАВЛЕНЦЕВ
INFORMATION SUPPORT OF SPECIAL DISCIPLINES IN DISTANCE TRAINING MANAGERS
Аннотация: важнейшей основой подготовки управленческих и производственных кадров является построение учебного процесса, как сочетание базового естественнонаучного образования со специальными знаниями, дополненного самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой студентов. При дистанционном обучении вопросы обеспечения качества знаний особенно важны, т.к. необходимо убедиться, что сокращённое по сравнению с очной формой обучения время контактов студента с преподавателем не сказывается отрицательно на уровне
© О.А. Колосова, 2013