Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЦЕЛЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЦЕЛЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрекалова Ирина Валерьевна

Рассмотрен вопрос о способах оптимизации преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Под индивидуализацией обучения понимается индивидуальная самостоятельная работа, в процессе которой студенты работают самостоятельно с индивидуальной скоростью. Индивидуализация обучения оказывает значительное влияние на эффективность учебно-познавательной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов способствует индивидуализации образования и совершенствованию языковой подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS FOR THE INDIVIDUALIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT THE NON-PHILOLOGICAL INSTITUTE

The problem of the optimization’s ways of the foreign language teaching at the non-philological institute is considered. The individualization of training means an individual unaided work when students work without assistance with their individual speed. The individualization of training significantly influences the efficiency of the cognitive activity of foreign language at the non-philological institute. The application of active and interactive methods in the process of study provides the individualization of education and the perfection of the students’ language background.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЦЕЛЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

3. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание, 2001. № 12.

4. Трафимчик Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Вестник БГУ. Серия 3. 2010. № 2.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЦЕЛЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Стрекалова Ирина Валерьевна

кандидат пед.наук, доцент, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Брянский

филиал Финуниверститета, г. Брянск

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS FOR THE INDIVIDUALIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT THE NON-PHILOLOGICAL INSTITUTE

Strekalova Irina, candidate of Science, assistant professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Bryansk branch, Bryansk АННОТАЦИЯ

Рассмотрен вопрос о способах оптимизации преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Под индивидуализацией обучения понимается индивидуальная самостоятельная работа, в процессе которой студенты работают самостоятельно с индивидуальной скоростью. Индивидуализация обучения оказывает значительное влияние на эффективность учебно-познавательной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов способствует индивидуализации образования и совершенствованию языковой подготовки студентов. ABSTRACT

The problem of the optimization's ways of the foreign language teaching at the non -philological institute is considered. The individualization of training means an individual unaided work when students work without assistance with their individual speed. The individualization of training significantly influences the efficiency of the cognitive activity of foreign language at the non-philological institute. The application of active and interactive methods in the process of study provides the individualization of education and the perfection of the students' language background.

Ключевые слова: оптимизация преподавания иностранных языков; индивидуализация обучения; учебно-познавательная деятельность; активные и интерактивные методы; информационные технологии.

Key words: optimization of teaching foreign languages; individualization of training; cognitive activity; active and interactive methods; informational technologies.

Вопрос стратегии развития системы обучения иностранным языкам в вузе тесно связан с политикой системы профессионального образования. Чем выше общественная потребность в знании языка и специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языками, тем более значительными становятся прагматические аспекты обучения предмету. Чем выше в обществе потребность в новых профессиональных, научных и культурных контактах с зарубежными представителями и чем реальнее возможность осуществления этих контактов, тем, соответственно, выше статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания.

Одну из центральных позиций в системе современного высшего образования занимает подготовка к эффективному профессиональному общению будущего специалиста с партнерами, представляющими различные культуры, поскольку опыт успешной межкультурной коммуникации в условиях интенсивной интеграции науки и производства различных стран обеспечивает в целом успешную профессиональную деятельность. Владение иностранным языком, повышение иноязычной культуры и грамотности становится в настоящее время одним из важнейших условий формирования профессиональной компетентности. Сегодня задача вузов состоит не только в повышении уровня профессиональной компетентности выпускников,

но и в формировании творческой, мобильной, социально устойчивой личности, способной адаптироваться к новым условиям современной жизни, развиваться в соответствии с требованиями времени.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости оптимизации преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, поиска новых путей и средств формирования интереса к обучению, применения эффективных способов активизации познавательной деятельности, интенсификации и индивидуализации учебного процесса, улучшения качества иноязычного образования в высшей школе в целом.

Одной из современных тенденций развития конкурентоспособности высшего образования является индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Под индивидуализацией обучения понимается индивидуальная самостоятельная работа, в процессе которой студенты работают самостоятельно с индивидуальной скоростью [3].

В целях повышения качества языковой подготовки будущих специалистов необходимо внедрять в учебный процесс альтернативные формы организации учебной деятельности. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, преимущественно, не на изложение преподавателем готовых

знаний и их воспроизведение, а на самостоятельную познавательную деятельность в процессе обучения. Интерактивные методы обучения - методы, при которых сам процесс передачи информации построен на принципе двустороннего активного взаимодействия преподавателя и обучаемого. Применение данного метода предполагает высокую активность студента при условии творческого переосмысления им полученных сведений.

Рациональное использование активных и интерактивных методов представляет широкие возможности для индивидуализации обучения. Эффективно мотивировать студента к саморазвитию позволяют активные методы обучения, в основе которых лежат принципы совместной творческой деятельности студентов и преподавателя, эффективного обмена опытом, коррекции обучения, установления деловых связей. Наиболее распространенными являются такие методы как проблемное обучение, применение элементов исследования и творчества, проектная деятельность, «мозговой штурм», организация дискуссионных групп, различные виды ролевых и деловых игр. При этом предполагается использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, на самостоятельное овладение студентами новым учебным материалом в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения представляют собой обучение посредством деятельности. При этом активность студентов поддерживается определенной системой мотивации, которая включает в себя использование преподавателем таких мотивов как: а) интерес к будущей профессии; б) творческий характер учебно-познавательной деятельности; в) состязательность, использование на занятиях элементов игры [2].

Применение активных методов оказывает значительное влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, вооружают их основными знаниями, формируют умения и навыки, необходимые квалифицированному специалисту. Следует учесть, что активизация учебно-воспитательного процесса предполагает усвоение профессионально значимых знаний путем самостоятельного или осуществляемого под руководством преподавателя поиска средств и способов решения важных теоретических и практических задач. Кроме того, все активные методы направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и на совершенствование определенных навыков специалистов: усиление способности к анализу, принятию ответственных решений в осложненных условиях, способность к быстрой реакции [4].

Что касается интерактивных методов обучения, то они наиболее соответствуют личностно-ориентирован-ному подходу, так как предполагают сообучение (обучение в сотрудничестве), при этом субъектами учебного процесса одновременно выступают как обучаемый, так и обучающий. В данном случае преподаватель только организует процесс обучения, создавая условия для инициативы студентов. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса, а именно: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Внедрение активных и интерактивных методов и форм обучения позволяет достичь следующих результатов:

1. Интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач посредством более активного включения обучаемых в процесс не только получения, но и использования знаний.

2. Повысить мотивацию и вовлеченность участников решение обсуждаемых проблем, что служит определенным эмоциональным толчком к осуществлению последующей поисковой активности, побуждает к конкретным действиям, придает большую осмысленность процессу обучения.

3. Сформировать способность неординарно мыслить; обосновывать свои позиции, уметь сотрудничать, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к другим участникам учебно-познавательного процесса.

4. Обеспечить новый опыт деятельности, так как интерактивное обучение способствует не только накоплению знаний, умений и навыков, но способствует раскрытию новых возможностей обучаемых, что является важным условием становления и совершенствования необходимых будущему специалисту компетентностей.

5. Придать процессу контроля за усвоением знаний более дифференцированный и объективный характер [5].

Таким образом, совершенствование процесса обучения посредством внедрения активных и интерактивных образовательных технологий ведет к повышению собственной активности обучаемых и их мотивации к учебно-познавательной деятельности. Включенные в этот процесс информационные технологии позволяют студентам перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению [1].

Учебный процесс в вузе носит в основном традиционный характер, включающий себя аудиторные практические занятия и самостоятельную работу студентов. Однако следует заметить, что подготовка специалиста невозможна без формирования у него профессионального мышления, которое дает возможность самостоятельно обновлять знания, ориентироваться в потоке новой информации, повышать свою квалификацию. Следовательно, одной из важнейших целей высшего образования является формирование у студента умения работать с информацией, логически анализировать ее, принимать оптимальные решения и находить практическое применение полученных знаний в практической деятельности.

Использование информационных технологий обеспечивает существенный положительный результат в освоении учебного процесса, не исключая традиционные методы обучения, а органично сочетаясь с ними на всех этапах обучения. Информатизация образования привносит новые методы и средства в процесс обучения. Такой подход к иноязычной подготовке студентов позволяет повысить качество образования, способствует систематическому формированию иноязычных умений и навыков. Применение компьютера в учебном процессе оказывает непосредственное влияние на познавательные процессы обучаемых - восприятие, память, внимание, мышление. Использование информационных технологий в учебном

процессе не только активизирует познавательную деятельность студентов, но и повышает мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечивает индивидуальный подход в соответствии с уровнем знаний обучаемых и темпом изучения материала, что в конечном итоге способствует интенсификации учебного процесса. Таким образом, целесообразность применения информационных технологий при обучении иностранному языку является очевидной.

Итак, оптимально организованное использование вышеназванных интерактивных форм и методов обучения оказывает благоприятное воздействие на протекание всей учебно-познавательной деятельности в процессе языковой подготовки будущих специалистов, так как они соответствуют психолого-возрастным особенностям слушателей, позволяют развить творчество и теоретический тип мышления, способствуют формированию познавательного интереса к предмету, росту качества обучения, развитию личности обучаемого.

Литература

1. Губина Л.В. Совершенствование процесса обучения с целью повышения профессиональной компетентности студентов на основе использования информационных технологий // Современные технологии в Российской и зарубежных системах образования: сборник статей II Международной научно-

практической конференции/ МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - С. 28 - 32.

2. Куркина М.П. Роль активных методов обучения в формировании профессиональных компетенций и развитии творческого потенциала экономистов-менеджеров // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФЭИ в г. Курске. [Текст]. По материалам VII Международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 18 декабря 2009г. / Под редакцией к.э.н., доцента Л.А. Дремо-вой. - Курск: ВЗФЭИ, 2009. - С. 81 - 84.

3. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 65 -70.

4. Стрекалова И.В. Применение активных методов обучения в целях формирования интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Методическое пособие. - Брянск: РИО Б ГУ, 2011. - 88 с.

5. Щеголева О.Н. Лингводидактическая адаптация Интернет-ресурсов в процессе обучения ИЯ в языковом ВУЗе // II Международная научно-практическая конференция. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. - М.: «Уникум-Центр», 2006. - С. 148 -149.

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ

НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Терехова Ольга Александровна

кандидат филол.наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, г.Иркутск

MODERN EDUCATIONAL PRINCEPLES IMPLEMENTATION PRACTICE ON LANGUAGE CLASSES Olga Terekhova, Candidate of Science, Assistant Professor, Irkutsk State Transport University, Irkutsk АННОТАЦИЯ

На примере авторского урока по английскому языку в неязыковом вузе анализируются пути реализации актуальных для современного высшего образования принципов автономности, индивидуализации, метапредметности.

Ключевые слова: метапредметность; идиомы; задания, индивидуальная работа; групповая работа; коммуникативный метод; занятие по английскому языку; неязыковой вуз; дискурс. ABSTRACT

The English language lesson on idioms is viewed in a way of practical implementation of topical principles such as self-sufficiency of students as well as individualization and interdisciplinary character of modern higher education.

Key words: interdisciplinary character of education; idioms; tasks; individual work; group work; communicative method; English language lesson; non-linguistic institute; discourse.

Представляемое занятие по дисциплине «Иностранный язык (английский)» было разработано в 2008 году для студентов направления подготовки 62080100.62 «Экономика» профиль Э.1 — «Мировая экономика». Кроме того, его апробация также проходила на дополнительных занятиях для подготовки к олимпиаде по иностранному языку. В соответствии с коммуникативной методикой урок под названием «Animal Idioms» включал все предусмотренные в рамках данной методики этапы, такие как подготовку, введение лексических единиц, выполнение упражнений, структурирование монологического и

диалогического высказывания по опорам с применением изучаемых лексических единиц, а также дополнительные задания.

На этапе подготовке студентам предлагается обсудить понятия «идиома», «идиоматическое выражение», привести примеры идиом, содержащих зоонимы (названия животных) в русском языке. Особое внимание уделяется идиомам с зоонимами, описывающим или характеризующим человека. Организуется парная работа или работа в микрогруппах. Этот этап не вызывает трудностей, и чаще всего студенты приводят такие примеры как «устал,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.