Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
интерактив / обучение / старшие классы / мотивация / методология. / иностранный язык / interactive / teaching / motivation / methodology / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова А. Е.

Статья посвящена актуальному вопросу применения интерактивных методов на уроках английского языка в средней школе с целью развития навыков говорения. Авторы анализируют научные исследования по данной теме и выделяют особенности говорения как вида речевой деятельности, подчеркивая его интерактивную природу. В статье подробно рассматривается структура речевой деятельности, состоящая из трёх фраз, и описываются цели и задачи обучения говорению на уроках иностранного языка. Главная цель — овладение учащимися навыками говорения для их применения как в учебной деятельности, так и в повседневном общении. Авторы обосновывают актуальность и преимущества использования интерактивных методов при обучении говорению, подчеркивая их положительное влияние на мотивацию учащихся и развитие эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер. В статье представлены методические принципы интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS WHEN LEARNING TO SPEAK IN CLASSROOM ENGLISH IN GRADES 10-11

The article is devoted to the topical issue of the use of interactive methods in English lessons in secondary school in order to develop speaking skills. The authors analyze scientific research on this topic and highlight the features of speaking as a type of speech activity, emphasizing its interactive nature. The article examines in detail the structure of speech activity, consisting of three phrases, and describes the goals and objectives of teaching speaking in foreign language lessons. The main goal is to master students' speaking skills for their application both in educational activities and in everyday communication. The authors substantiate the relevance and advantages of using interactive methods in teaching speaking, emphasizing their positive impact on student motivation and the development of emotional, cognitive and activity spheres. The article presents the methodological principles of interactive learning.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ»

УДК 37

Гусарова А.Е.

студент факультета иностранных языков Мордовский государственный педагогический университет

им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 - 11 КЛАССАХ

Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу применения интерактивных методов на уроках английского языка в средней школе с целью развития навыков говорения. Авторы анализируют научные исследования по данной теме и выделяют особенности говорения как вида речевой деятельности, подчеркивая его интерактивную природу. В статье подробно рассматривается структура речевой деятельности, состоящая из трёх фраз, и описываются цели и задачи обучения говорению на уроках иностранного языка. Главная цель — овладение учащимися навыками говорения для их применения как в учебной деятельности, так и в повседневном общении. Авторы обосновывают актуальность и преимущества использования интерактивных методов при обучении говорению, подчеркивая их положительное влияние на мотивацию учащихся и развитие эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер. В статье представлены методические принципы интерактивного обучения.

Ключевые слова: интерактив, обучение, старшие классы, мотивация, методология., иностранный язык.

В современном мире значимость изучения иностранных языков неоспорима. Язык, являясь инструментом коммуникации, играет ключевую роль в межкультурном взаимодействии. Именно поэтому в системе школьного образования ему отводится особое место.

Важную роль в эффективном развитии навыков говорения играет правильный выбор методов обучения. Одним из таких методов является интерактивный, основанный на взаимодействии, коммуникации и обмене информацией.

Чтобы речь на уроках английского языка не превращалась в монотонное заучивание, а была живой и непосредственной, необходимо создавать условия, имитирующие реальные ситуации общения. Важно, чтобы уроки способствовали активному участию старшеклассников и поддерживали атмосферу открытости и доверия, что позволит ученикам свободно выражать свои мысли и активно участвовать в диалогах

Многие исследователи, такие как И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Е.В. Коротаева и С.С. Кашлев, внесли значительный вклад в развитие теории методики обучения говорению с помощью интерактивных методов. Изложение Р.П. Мильруда подчеркивает, что интерактивный подход в преподавании английского языка направлен на достижение коммуникативных результатов, причем основное отличие от традиционного коммуникативного метода заключается в акценте на совместной работе учеников, приоритете развития умений общаться и взаимодействовать в коллективе. Эти аспекты подразумевают наличие непрерывного и активного общения в учебном процессе.

Интерактивное обучение, с нашей точки зрения, представляет собой специальным образом организованное диалогическое общение. Интерактивный подход на занятиях по английскому исключает господство одного участника над другими, способствуя развитию критического мышления и способности учащихся анализировать обстоятельства, а также принимать обдуманные решения. В рамках этого метода ученики активно участвуют в дискуссиях и обучаются вести диалог на равных. Важно, что для достижения таких результатов необходимо организовывать разнообразные формы работы, такие как индивидуальные задания, парные проекты, групповые обсуждения, ролевые игры и креативные задачи, что делает обучение более динамичным и

эффективным.

При применении интерактивных приемов обучения соблюдаются важные принципы обучения лексике, а именно:

1. Принцип дифференцированного подхода,

2. Принцип сознательности,

3. Принцип межпредметной координации,

4. Принцип активности.

Суть интерактивного подхода заключается в том, что каждый школьник вовлекается в процесс обучения, активно взаимодействуя с остальными и внося свой вклад через обмен знаниями и идеями. Это не только способствует освоению новых знаний, но и стимулирует развитие критического мышления и способности к самоанализу.

Интерактивный подход в обучении предполагает, что учащиеся, обладая индивидуальным жизненным опытом, применяют его в процессе изучения английского языка. Это важно, поскольку многие упражнения предназначены для интеграции и применения этого опыта, не только в языковой сфере, но и в других предметных областях. Таким образом, знания и умения формируются на базе предыдущего опыта учеников.

В своей диссертации Л.К. Гейхман демонстрирует следующие результаты использования интерактивного подхода:

1) Развитие навыков говорения учащихся, которое включает усиление интерактивных компонентов их коммуникативной компетентности,

2) Развитие умений учащихся в области взаимодействия, ориентированное на сотрудничество,

3) Развитие межкультурных коммуникативных навыков, способствующее укреплению толерантности,

4) Формирование навыков равноправного диалогического общения.

Анализируя публикации в журнале «Иностранные языки в школе»,

статьи и методические материалы на портале «Фестиваль педагогических идей» и литературные источники по современным методикам обучения, можно

выделить следующие интерактивные методы и техники, активно используемые учителями английского языка:

- работа в группах различного размера - от пар до троек,

- использование метода «карусель» и его вариации, например «идейная карусель»,

- метод «аквариум»,

- организация мозгового штурма,

- метод «ажурная пила»,

- прием «Броуновское движение»,

- создание «дерева решений»,

- составление ментальных карт,

- проведение конференций и дискуссий,

- организация ролевых и деловых игр,

- проведение дебатов.

Эти техники могут быть дополнены и модифицированы каждым педагогом в зависимости от конкретных образовательных задач и особенностей учебной группы. Интерактивные методы обучения обеспечивают высокий уровень взаимодействия между участниками образовательного процесса, что делает их ценным инструментом современного преподавания иностранных языков, в том числе английского.

С учётом этого можно сделать вывод, что интерактивные методы и техники вносят значительный вклад в развитие навыков говорения учащихся, улучшают их способность к групповой работе, учитывают мнения других, и способствуют формированию эмоционального контакта в классе. Опыт многих учителей показывает, что применение этих методов уменьшает напряжение на уроках, делает обучение более динамичным и помогает сосредоточить внимание на ключевых аспектах изучаемого предмета. В результате, качество обучения и мотивация учеников к изучению английского языка значительно повышаются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.;

2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.;

3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 223 с.;

4. Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики / Е.В. Коротаева, А.С. Андрюнина //Педагогическое образование в России. - 2021. - № 4. - С. 26-33;

5. Мелькаева, Р.В. Интерактивные методы обучения английскому языку / Р.В. Мелькаева, А.М. Радин // Символ науки:Международный научный журнал. - 2017. - №12. - С. 147-149;

6. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: Пособие для учителей иностранных языков. Изд. 2-е, дораб. Серия: Библиотека учителя иностранного языка. / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.;

7. Поначугин, А.В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии СОУГО-19 / А.В. Поначугин // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т.

8. - № 4. - С. 6;

8. Сафонова, Л.Ю. Методы интерактивного обучения. Методические указания / Л.Ю. Сафонова. - Великие Луки: ПсковГУ, 2015. - 86 с.;

9. Шамов, А.Н. Теория методики обучения иностранным языкам : краткий словарь методических терминов /А.Н. Шамов, И.Е. Зуева. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 59 с

Gusarova A.E.

Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia)

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS WHEN LEARNING TO SPEAK IN CLASSROOM ENGLISH IN GRADES 10-11

Abstract: the article is devoted to the topical issue of the use of interactive methods in English lessons in secondary school in order to develop speaking skills. The authors analyze scientific research on this topic and highlight the features of speaking as a type of speech activity, emphasizing its interactive nature. The article examines in detail the structure of speech activity, consisting of three phrases, and describes the goals and objectives of teaching speaking in foreign language lessons. The main goal is to master students' speaking skills for their application both in educational activities and in everyday communication. The authors substantiate the relevance and advantages of using interactive methods in teaching speaking, emphasizing their positive impact on student motivation and the development of emotional, cognitive and activity spheres. The article presents the methodological principles of interactive learning.

Keywords: interactive, teaching, motivation, methodology, foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.