Е.В. КИРИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статье рассматривается блок дисциплин по физической культуре, примеры применения интерактивных методов обучения в данной конкретной дисциплине, их описание и последователь-
ность введения в учебный курс; дана характеристика нетрадиционных технологий с позиций формирования физической культуры личности.
Образование, интерактивное обучение, физическая культура, личность, интеллект.
В современной системе образования произошёл ряд серьёзных видоизменений, продиктованных требованиями научно-технического прогресса XXI века и запросами общества [1]. Традиционные передача и усвоение знаний, характерные для прошлого века, в наши дни становятся малоэффективными, в частности, на фоне стремительного развития компьютерных технологий. Вот почему столь актуальной становится тема внедрения нетрадиционных технологий образовательного пространства, в том числе и в высших учебных заведениях. Появились новые подходы как к трансляции знаний, так и к их усвоению и осмыслению, так называемые интерактивные формы образовательных технологий.
Под интерактивным обучением понимается способ познания, ориентированный на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения, а именно: интерактивные методы осуществляются в формах совместной деятельности студентов. В традиционном высшем образовании преподаватель выступает в роли эксперта, чьи знания не подвергаются сомнению или анализу, а в интерактивном - в роли грамотного коммуникатора, одного из факторов, активизирующих двухсторонние потоки информации [2]. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для проявления их инициативы.
В Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова впервые появились две дисциплины, имеющие отношение к физической культуре, -физическая культура (аудиторные занятия) и элективные курсы по физической культуре (внеаудиторные занятия). Таким образом, произошло разделение на два блока: первый (теоретический) блок -получение глубоких теоретических знаний (частично умений и навыков) и второй (практический) блок -реализация теоретических знаний (в виде сформировавшихся умений и навыков).
Теоретический блок («Физическая культура») предусматривает освоение системы научных и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры. Практический блок («Элективные курсы по физической культуре») предполагает умение адаптивно, творчески использовать полученные знания в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации
здорового стиля жизни. Он чаще всего состоит из двух подразделов: мето дико-практического и учебно -тренировочного.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, которые можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности, сведения о физическом самовоспитании и самосовершенствовании. Методические знания обеспечивают возможность использовать теоретические знания на практике. Практические знания применяются для эффективного выполнения физического упражнения.
Необходимо отметить, что только через прохождение первого блока возможно освоение практических умений и навыков по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Отдельно стоит выделить у старшекурсников навыки владения методикой по разностороннему физическому развитию и спортивному совершенствованию, психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Конечным результатом прохождения двух вышеуказанных блоков должно стать формирование физической культуры личности или физического совершенствования. Этот феномен правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкуль-турно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующих ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры [3].
Вместе с тем важно указать, что формирование компетенций, являющихся неотъемлемой частью современного процесса образования, происходит только в практической деятельности. К числу используемых инновационных технологий можно отнести несколько, а именно: творческое задание, круглый стол, деловую игру.
Творческое задание не только является самостоя -тельным методом обучения, но и составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание придаёт смысл обучению, мотивирует студентов. Примером творческого задания является
эссе, позволяющее решать следующие дидактические задачи: умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении теоретических и практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать значимые выводы, имеющие ярко выраженный субъективный характер. В отличие от стандартных методов обучения эссе проявляет в индивиде творческий потенциал, развивая тем самым когнитивные процессы личности, основы креативного мышления.
Отдельно стоит указать, что выступление по теме эссе способствует формированию вербального интеллекта. Это интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.
Не менее важными формами методов обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий являются круглый стол и деловая игра, в основе которых лежат дискуссия и игра (в последнем случае).
Метод дискуссии выступает базовым подходом в системе инновационных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения [4]. Дискуссия создает предпосылки для проблемного обучения, позволяет приобрести опыт публичного выступления, навыки критического мышления, более объёмно взглянуть на ситуацию и выработать оптимальные варианты ее решения путём увеличения аргументационного арсенала.
Деловая игра позволяет человеку проявить себя в сфере коммуникации, общения, обозначить в той или иной степени свои установки и ценности, проиграть сложные межличностные ситуации, найти собственные точки опоры при эскалации конфликтов. Вербальные способности определяют возможности личности для оформления своих мыслей в виде логических высказываний. Оперируя имеющимися знаниями, студент формирует важную для любого человека область - социальный интеллект. Он обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека (на базе вербального интеллекта), а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Социальный интеллект является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек» или, например, в профессиях «человек - художественный образ».
М.И. Бобнева [5] отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Очевидно, индивидуальное социальное развитие личности предполагает становление мировоззрения личности, ее ценностей, интересов и убеждений в том или ином обществе. Поэтому дискуссии и
игровые формы лучше вводить в учебный курс после эссе, которое отражает самоотношение и самообразование личности. Более того, теоретический блок по физической культуре проходит и заканчивается на первом курсе, студенты недостаточно знают о механизмах формирования физического воспитания, законах физического развития, особенностях здоровье-сберегающих технологий, поэтому спектр применяемых интерактивных методов обучения ограничен определёнными рамками.
В целом применение игровых форм обучения нацелено на повышение степени осознания личностью мотивов своего поведения, действий, поступков и в конечном итоге - учёбы. При этом происходит формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности за счёт механизма интериоризации.
Таким образом, применение методов интерактивного обучения стимулирует студентов к активной мыслительной деятельности. Также данные методы способствуют максимальному развитию творческого мышления, накоплению совместных знаний и умений, формируют навыки самоанализа и самоконтроля, активизируют когнитивную сферу личности, реализуя непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.
Специфика предмета и курс обучения учебной дисциплины «Физическая культура» (теоретический блок) не позволяют использовать весь набор интерактивных форм образовательных технологий, однако вышеописанные технологии могут быть актуализированы в полной мере.
В целом максимальный результат обучения достигается при сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, их комплексном применении вместе с другими дидактическими средствами, когда они конструктивно сочетаются, взаимо-дополняя друг друга, а также при наличии у педагога навыков ведения групповой и межгрупповой дискуссии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прохода П.В. О социальных последствиях процессов глобализации в России XXI века// Политическое и социально-экономическое развитие Юга России: история, современность, перспективы развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Краснодар, 2015.
2. Алексеенко О.И., ДаниленкоТ.В. Методика интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин //Социально-гуманитарный вестник: Всероссийский сборник научных трудов. Краснодар, 2017.
3. Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. 448 с.
4. Активные формы обучения для бакалавриата ГМУ: метод.пособие/ авт.-сост. A.A. Васильев, В.А. Волков. М.: АСОУ, 2013.
5. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 339 с.