Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов обучения на учебной дисциплине «Физическая культура»'

Применение интерактивных методов обучения на учебной дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирий Евгения Викторовна

В статье рассматривается блок дисциплин по физической культуре, примеры применения интерактивных методов обучения в данной конкретной дисциплине, их описание и последовательность введения в учебный курс; дана характеристика нетрадиционных технологий с позиций формирования физической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирий Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов обучения на учебной дисциплине «Физическая культура»»

Е.В. КИРИЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье рассматривается блок дисциплин по физической культуре, примеры применения интерактивных методов обучения в данной конкретной дисциплине, их описание и последователь-

ность введения в учебный курс; дана характеристика нетрадиционных технологий с позиций формирования физической культуры личности.

Образование, интерактивное обучение, физическая культура, личность, интеллект.

В современной системе образования произошёл ряд серьёзных видоизменений, продиктованных требованиями научно-технического прогресса XXI века и запросами общества [1]. Традиционные передача и усвоение знаний, характерные для прошлого века, в наши дни становятся малоэффективными, в частности, на фоне стремительного развития компьютерных технологий. Вот почему столь актуальной становится тема внедрения нетрадиционных технологий образовательного пространства, в том числе и в высших учебных заведениях. Появились новые подходы как к трансляции знаний, так и к их усвоению и осмыслению, так называемые интерактивные формы образовательных технологий.

Под интерактивным обучением понимается способ познания, ориентированный на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения, а именно: интерактивные методы осуществляются в формах совместной деятельности студентов. В традиционном высшем образовании преподаватель выступает в роли эксперта, чьи знания не подвергаются сомнению или анализу, а в интерактивном - в роли грамотного коммуникатора, одного из факторов, активизирующих двухсторонние потоки информации [2]. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для проявления их инициативы.

В Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова впервые появились две дисциплины, имеющие отношение к физической культуре, -физическая культура (аудиторные занятия) и элективные курсы по физической культуре (внеаудиторные занятия). Таким образом, произошло разделение на два блока: первый (теоретический) блок -получение глубоких теоретических знаний (частично умений и навыков) и второй (практический) блок -реализация теоретических знаний (в виде сформировавшихся умений и навыков).

Теоретический блок («Физическая культура») предусматривает освоение системы научных и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры. Практический блок («Элективные курсы по физической культуре») предполагает умение адаптивно, творчески использовать полученные знания в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации

здорового стиля жизни. Он чаще всего состоит из двух подразделов: мето дико-практического и учебно -тренировочного.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, которые можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности, сведения о физическом самовоспитании и самосовершенствовании. Методические знания обеспечивают возможность использовать теоретические знания на практике. Практические знания применяются для эффективного выполнения физического упражнения.

Необходимо отметить, что только через прохождение первого блока возможно освоение практических умений и навыков по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Отдельно стоит выделить у старшекурсников навыки владения методикой по разностороннему физическому развитию и спортивному совершенствованию, психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Конечным результатом прохождения двух вышеуказанных блоков должно стать формирование физической культуры личности или физического совершенствования. Этот феномен правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкуль-турно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующих ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры [3].

Вместе с тем важно указать, что формирование компетенций, являющихся неотъемлемой частью современного процесса образования, происходит только в практической деятельности. К числу используемых инновационных технологий можно отнести несколько, а именно: творческое задание, круглый стол, деловую игру.

Творческое задание не только является самостоя -тельным методом обучения, но и составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание придаёт смысл обучению, мотивирует студентов. Примером творческого задания является

эссе, позволяющее решать следующие дидактические задачи: умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении теоретических и практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать значимые выводы, имеющие ярко выраженный субъективный характер. В отличие от стандартных методов обучения эссе проявляет в индивиде творческий потенциал, развивая тем самым когнитивные процессы личности, основы креативного мышления.

Отдельно стоит указать, что выступление по теме эссе способствует формированию вербального интеллекта. Это интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Не менее важными формами методов обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий являются круглый стол и деловая игра, в основе которых лежат дискуссия и игра (в последнем случае).

Метод дискуссии выступает базовым подходом в системе инновационных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения [4]. Дискуссия создает предпосылки для проблемного обучения, позволяет приобрести опыт публичного выступления, навыки критического мышления, более объёмно взглянуть на ситуацию и выработать оптимальные варианты ее решения путём увеличения аргументационного арсенала.

Деловая игра позволяет человеку проявить себя в сфере коммуникации, общения, обозначить в той или иной степени свои установки и ценности, проиграть сложные межличностные ситуации, найти собственные точки опоры при эскалации конфликтов. Вербальные способности определяют возможности личности для оформления своих мыслей в виде логических высказываний. Оперируя имеющимися знаниями, студент формирует важную для любого человека область - социальный интеллект. Он обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека (на базе вербального интеллекта), а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Социальный интеллект является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек» или, например, в профессиях «человек - художественный образ».

М.И. Бобнева [5] отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Очевидно, индивидуальное социальное развитие личности предполагает становление мировоззрения личности, ее ценностей, интересов и убеждений в том или ином обществе. Поэтому дискуссии и

игровые формы лучше вводить в учебный курс после эссе, которое отражает самоотношение и самообразование личности. Более того, теоретический блок по физической культуре проходит и заканчивается на первом курсе, студенты недостаточно знают о механизмах формирования физического воспитания, законах физического развития, особенностях здоровье-сберегающих технологий, поэтому спектр применяемых интерактивных методов обучения ограничен определёнными рамками.

В целом применение игровых форм обучения нацелено на повышение степени осознания личностью мотивов своего поведения, действий, поступков и в конечном итоге - учёбы. При этом происходит формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности за счёт механизма интериоризации.

Таким образом, применение методов интерактивного обучения стимулирует студентов к активной мыслительной деятельности. Также данные методы способствуют максимальному развитию творческого мышления, накоплению совместных знаний и умений, формируют навыки самоанализа и самоконтроля, активизируют когнитивную сферу личности, реализуя непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.

Специфика предмета и курс обучения учебной дисциплины «Физическая культура» (теоретический блок) не позволяют использовать весь набор интерактивных форм образовательных технологий, однако вышеописанные технологии могут быть актуализированы в полной мере.

В целом максимальный результат обучения достигается при сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, их комплексном применении вместе с другими дидактическими средствами, когда они конструктивно сочетаются, взаимо-дополняя друг друга, а также при наличии у педагога навыков ведения групповой и межгрупповой дискуссии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохода П.В. О социальных последствиях процессов глобализации в России XXI века// Политическое и социально-экономическое развитие Юга России: история, современность, перспективы развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Краснодар, 2015.

2. Алексеенко О.И., ДаниленкоТ.В. Методика интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин //Социально-гуманитарный вестник: Всероссийский сборник научных трудов. Краснодар, 2017.

3. Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. 448 с.

4. Активные формы обучения для бакалавриата ГМУ: метод.пособие/ авт.-сост. A.A. Васильев, В.А. Волков. М.: АСОУ, 2013.

5. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.