Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СЕТИ INSTAGRAM В ПРЕПОДАВАНИИ ВЬЕТНАМСКИМ СТУДЕНТАМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СЕТИ INSTAGRAM В ПРЕПОДАВАНИИ ВЬЕТНАМСКИМ СТУДЕНТАМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / INSTAGRAM / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / LANGUAGE ENVIRONMENT / SOCIAL NETWORK / MULTIMEDIA INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чанг Фам Тхи Хуен, Шаклеин Виктор Михайлович

Рассматриваются возможности использования сетевых инструментов Instagram в обучении вьетнамских студентов русскому языку как иностранному. Показана необходимость сочетания преимуществ традиционного обучения в аудиториях и электронного обучения. Представлены основные варианты использования инструментов сети Instagram в процессе обучения. Акцентировано внимание на развитии у студентов навыков самообразования и формировании у них готовности к саморазвитию в будущем. Делается вывод о том, что использование Instagram в обучении позволяет создавать условия для активной учебной деятельности обучающегося, оптимизировать время, затрачиваемое преподавателем, и повысить эффективность учебного процесса.The possibilities of using Instagram network tools in teaching Vietnamese students the Russian language as a foreign language are considered. The necessity of combining the advantages of traditional teaching in classrooms and e-learning is shown. The main options for using Instagram network tools in the learning process are presented. Attention is focused on the development of students' self-education skills and the formation of their readiness for self-development in the future. It is concluded that the use of Instagram in training allows you to create conditions for the active learning activities of the student, to optimize the time spent by the teacher, and to increase the effectiveness of the learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чанг Фам Тхи Хуен, Шаклеин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СЕТИ INSTAGRAM В ПРЕПОДАВАНИИ ВЬЕТНАМСКИМ СТУДЕНТАМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

Р01:10.25586/RNU.HET.20.06.P.64 УДК 811.161.1

Фам Тхи Хуен Чанг, В.М. Шаклеин,

Российский университет дружбы народов

Применение инструментов сети ¡^адгат в преподавании вьетнамским студентам русского языка как иностранного

Российский университет дружбы народов

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий побуждает ученых и педагогов разрабатывать все новые и новые пути их эффективного использования в сфере образования.

По нашему мнению, широкие возможности для улучшения подготовки студентов, изучающих русский язык как иностранный, открывает применение инструментов Instagram. Методическая целесообразность использования этой программы, сочетающей элементы мессенджера и социальной сети, связана с теми возможностями, ко-

торые Instagram открывает перед студентами для освоения в прямой коммуникации лексических и грамматических явлений русского языка, способствуя более осознанному подходу к его изучению [12].

Социальная сеть является уникальной средой для обучения. Одно из ее преимуществ - доступность как для персональных компьютеров, так и для мобильных телефонов.

Социальные сети попадают под классификацию ресурсов Web 2.0, где пользователи являются создателями контента сайта [3]. В них формируется огромный лингвистиче-

ский корпус, характеризующийся аутентичностью и относительной простотой, что создает благоприятные условия для развития обучающимися своих языковых навыков. Социальные сети способны представлять язык стимулирующим и ценным способом, поощряющим учебно-познавательную деятельность студентов.

Сочетание целенаправленной самостоятельной работы обучающихся с регулярным взаимодействием с преподавателем является ключевым элементом эффективного изучения языка [5]. Именно самостоятельное производство и освоение контента на русском языке в ходе общения в сети Instagram дают вьетнамским студентам возможность заметить собственные слабые стороны, поскольку требуют практического применения изучаемого учебного материала, что позволяет обучающимся пересматривать свои языковые навыки.

Одним из первостепенных факторов, определяющих эффективность изучения языков, является реальная языковая среда, в которую погружены обучающиеся. В условиях, когда реальная среда общения на изучаемом языке отсутствует, особое значение приобретает способность преподавателя создавать условные речевые ситуации, имитирующие реальные ситуации общения и стимулирующие речевую деятельность на изучаемом языке.

© Фам Тхи Хуен Чанг, Шаклеин В.М., 2020

ФАМ ТХИ ХУЕН ЧАНГ

Социалистическая

Республика

Вьетнам

аспирант Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: педагогика, методика преподавания русского языка как иностранного. Электронная почта: tгangphamll24@ gmail.com

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ШАКЛЕИН

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: лингвокультурология, лингвострановедение, методика преподавания русского языка как иностранного. Автор более 500 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

Рассматриваются возможности использования сетевых инструментов Instagram в обучении вьетнамских студентов русскому языку как иностранному. Показана необходимость сочетания преимуществ традиционного обучения в аудиториях и электронного обучения. Представлены основные варианты использования инструментов сети Instagram в процессе обучения. Акцентировано внимание на развитии у студентов навыков самообразования и формировании у них готовности к саморазвитию в будущем. Делается вывод о том, что использование Instagram в обучении позволяет создавать условия для активной учебной деятельности обучающегося, оптимизировать время, затрачиваемое преподавателем, и повысить эффективность учебного процесса.

Ключевые слова: преподавание русского языка как иностранного, Instagram, обучение иностранному языку, языковая среда, социальная сеть, мультимедийные информационные ресурсы.

The possibilities of using Instagram network tools in teaching Vietnamese students the Russian language as a foreign language are considered. The necessity of combining the advantages of traditional teaching in classrooms and e-learning is shown. The main options for using Instagram network tools in the learning process are presented. Attention is focused on the development of students' self-education skills and the formation of their readiness for self-development in the future. It is concluded that the use of Instagram in training allows you to create conditions for the active learning activities of the student, to optimize the time spent by the teacher, and to increase the effectiveness of the learning process.

Key words: teaching Russian as a foreign language, Instagram, teaching a foreign language, language environment, social network, multimedia information resources.

В процессе обучения русскому языку в неязыковой среде повышенное внимание следует уделять работе с речевыми ситуациями, поскольку именно использование речевых ситуаций, обеспечивающих естественную необходимость многократного повторения языкового материала, создает условия для его правильного использования в среде реального общения [2, 7].

Программа Instagram дает преподавателю инструменты, позволяющие не просто продуцировать методически оправданные речевые ситуации, но и подключать к ним студентов как акторов реальных коммуникаций. Кроме того, способность студентов ориентироваться в ситуациях речевого об-

щения, приобретенная в ходе коммуникации в социальной сети, помогает им быстрее адаптироваться в новой социокультурной и академической среде страны изучаемого языка.

Российские и зарубежные методисты, специалисты в области лингводидактики, отмечая в своих исследованиях важность создания языковой среды при обучении иностранному языку, высказывают различные взгляды на результативность и возможности ее использования в качестве средства обучения [6, 7, 9, 11, 12, 13]. Как отмечает И.А. Орехова, языковая среда представляет собой коммуникативное и социокультурное пространство, объединяю-

щее язык и менталитет носителей языка и выступающее катализатором процесса обучения студентов иностранному языку [10]. В числе основных компонентов языковой среды Е.В. Бурвикова выделяет объективные (тексты, фоновые знания, коммуникативное поведение, социокультурные стереотипы и обучающую стихию языка) и субъективные элементы (мотивацию и особенности личности студента) [1, с. 117]. Использование социальных сетей помогает преподавателю формировать социокультурный контекст преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории.

Некоторые исследователи полагают, что использование мультимедийных информационных ресурсов, подобных сети Instagram, может значительно ускорить процесс изучения языка в целом. Например, Альберто Андуй-ар (Alberto Andujar) [14], соединяя теорию освоения иностранного языка языка с компьютерным обучением, высказал аргументы в пользу того, что их применение способно в значительной мере облегчить и улучшить освоение иностранного языка, так как позволяет расширить возможности для включения иностранного языка в повседневную жизнь, а также для взаимодействия на иностранном языке и обратной связи между обучающимися и преподавателями. Исследователь также добавляет, что применение мультимедийных информационных ресурсов в обучении иностранному языку способствует формированию различных навыков, необходимых для овладения языком - коммуникативных, речевых, фонетических и иных.

Сеть Instagram позволяет использовать современные подходы и инструменты создания адекватной обратной связи, когда оценка используется для обучения и продвижения вперед, а не для констатации неуспешности. В Instagram пользователь может следить за лю-

быми другими пользователями, называемыми «друзьями». В свою очередь, пользователи,следующие за ключевым пользователем Instagram, называются «подписчиками». Пользователь может установить свои настройки конфиденциальности, чтобы его/ее пост мог просматривать только его/ее под-

писчик. Когда другие пользователи захотят стать подписчиками, они должны получить разрешение от владельца аккаунта. Пользователи могут видеть последние фотографии и видео от всех своих друзей, перечисленных в обратном хронологическом порядке. Они также могут добавить свою информа-

цию в избранное или прокомментировать эти сообщения.

Используя эти инструменты, студенты могут обмениваться мнениями и взглядами на разные темы. Студенты также могут участвовать в групповой деятельности, где каждый студент просит других прокомментировать фотографию или видео. Это позволяет им обмениваться знаниями с другими обучающимися и преподавателями. Можно сказать, что Instagram как веб-платформа для обмена фотографиями, короткими видеоисториями (так называемыми сторис) и текстовыми сообщениями (постами), благодаря присущим этой сети возможностям обратной связи побуждает учащихся к пространственной и лингвистической осведомленности [15].

Особое значение при организации применения средств компьютерной коммуникации различных типов в процессе преподавания вьетнамским студентам русского языка как иностранного имеют

На олимпиаде по русскому языку в Ханое

следующие компоненты методики обучения.

1. Пошаговая система упражнений, которая играет основополагающую роль для педагогического использования объективных атрибутов языковой среды (в первую очередь достоверного видео- и ау-диоряда).

2. Антиципация приобретенных фоновых знаний, предусматривающая комплексный анализ фоновых знаний в период обучения в языковой среде.

3. Процесс прогнозирования наиболее дидактически эффективных средств передачи фоновых знаний, выстраивание цепочек фоновых знаний с учетом культурных особенностей Вьетнама.

4. Аутентичная аккуратность как комплекс методических приемов, целью которых является учет языковых и социокультурных особенностей языковой личности студента.

С известной долей условности можно выделить следующие варианты использования Instagram в преподавании русского языка как иностранного:

1) общение на свободную тему. Его основной задачей является практическое говорение, аудиро-

вание и письмо на изучаемом языке. Как правило, студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему разговора, провести поиск и подбор собеседников на иностранном языке. Но тематика свободного общения может также регулироваться преподавателем исходя из задач для пополнения словарного запаса обучающихся, улучшения знания грамматики в определенных областях;

2) пост, направленный на решение конкретной образовательной проблемы. В этом случае тема коммуникации конкретизируется и/ или сужается в соответствии с задачами закрепления грамматических явлений;

3) пост-семинар или постпрезентация. Как правило, цель таких постов - развитие творческого подхода к учебному материалу;

4) пост, направленный на освоение конкретного материала или действия, например беседы в чате, диалога, дискуссии и др.;

5) оценочный (контрольный) пост для мониторинга знаний обучающихся и оценки степени усвоения ими того или иного материала.

Отдельно остановимся на заданиях, которые студенты выполня-

ют в рамках коммуникаций в постах в сети Instagram синхронно и во взаимосвязи с процессом изучения русского языка как иностранного.

В ходе формирования и развития лексических навыков студентам, например, можно предложить текстовый пост, содержащий картинку со словом/словами, транскрипцию, а иногда и аудиозапись произношения, привести примеры употребления конкретных слов и попросить обучающихся выполнить задания (придумать и написать в комментариях свои примеры с данным словом). Похожие задания используются и для работы над грамматикой: студенты знакомятся с материалами, опубликованным в социальной сети, и выполняют задания в виде комментариев к этим материалам.

С учетом изложенного считаем возможным сделать вывод о том, что применение программы Instagram в процессе преподавания русского языка как иностранного позволяет эффективно развивать различные виды речевой деятельности, формировать практические языковые навыки обучающихся, а также повышать их мотивацию к обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурвикова Е.В. Русский язык в Новой Англии: опыт преподавания РКИ в университетах // Русский язык за рубежом. 2012. № 1. С. 116-120.

2. Володина Д.Н. Дроздова О.А., Замятина Е.В, Оглезнева Е.А. Использование речевых ситуаций на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.

3. Гужова Н.В., Каманин К.В. Сетевые технологии в практике преподавания РКИ // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве. 2019. С. 207-213.

4. Загуменникова Н.В. Электронные средства обучения в преподавании русского как иностранного // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия. 2019. С. 142-151.

5. Занкова А.А. Изучение русского языка как иностранного в онлайн-среде: возможности и специфика // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75).

6. Итинсон К.С., Гриншкун В.В. Возможности и преимущества взаимосвязанного применения средств информатизации при подготовке по русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2019. Т. 16, № 2.

7. Комарова Ю.А. Естественно-языковая и учебная среда как фактор преодоления коммуникативных и лингвокультурных трудностей студентов-иностранцев // Вестник СПбГУ. 2013. Сер. 9. Вып. 4. С. 67-77.

8. Ломоносова Н.В. Система смешанного обучения в условиях информатизации высшего образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Московский педагогический государственный университет, 2018.

9. Никитин О.В. Историко-культурные этнотипы как лингвистический феномен: языковая личность и среда (к постановке проблемы) // Слово: образовательный портал. Вып. от 10.05.2013. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/46753. php (дата обращения: 13.01.2020).

10. Орехова И.А. Языковая среда и ее роль в обучении русскому языку как иностранному // Динамика языковых и культурных процессов современной России. СПб.: Общество преподавателей русского языка и литературы. 2016. № 5. С. 1979-1982.

11. Федотова Н.Л. Основные проблемы преподавания русского языка как иностранного в неязыковой среде // International journal of Russian studies. 2016. No. 5 (1). P. 1-9.

12. Филипская Т.А. Обучение русскому языку вьетнамских учащихся в Техническом университете им. Ле Куй Дона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-2. С. 261-263.

13. Ali, Sebah Al. Embracing the selfie craze: exploring the possible use of instagram as a langugae mlearning tool. Issues and Trends in Educational Technology 2(2014): 1-16.

14. AndujarA. Benefits of mobile instant messaging to develop ESL writing // System. 2016. Vol. 62. Pp. 63-76.

15. Andujar A., Salaberri-Ramiro M.S. Exploring chat-based communication in the EFL class: computer and mobile environments // Computer Assisted Language Learning. 2019. С. 1-28.

LITERATURA

1. Burvikova E.V. Russkij yazy'k v Novoj AngLii: opy't prepodavaniya RKI v universitetax // Russkij yazy'k za rubezhom. 2012. № 1. S. 116-120.

2. Volodina D.N. Drozdova O.A., Zamyatina E.V, Oglezneva E.A. IspoL'zovanie rechevy'x situacij na nachaL'nom e'tape obucheniya russkomu yazy'ku kak inostrannomu v texnicheskom vuze // Sovremenny'e probLemy' nauki i obrazovaniya. 2016. № 3.

3. Guzhova N.V., Kamanin K.V. Setevy'e texnoLogii v praktike prepodavaniya RKI // Mir bez granicz: russkij yazy'k kak inostranny'j v mezhdunarodnom obrazovateL'nom prostranstve. 2019. S. 207-213.

4. Zagumennikova N.V. E'Lektronny'e sredstva obucheniya v prepodavanii russkogo kak inostrannogo // Yazy'k kak osnova sovremennogo mezhkuL'turnogo vzaimodejstviya. 2019. S. 142-151.

5. Zankova A.A. Izuchenie russkogo yazy'ka kak inostrannogo v onLajn-srede: vozmozhnosti i specifika // Mir nauki, kuL'tury', obrazovaniya. 2019. № 2 (75).

6. Itinson K.S., Grinshkun V.V. Vozmozhnosti i preimushhestva vzaimosvyazannogo primeneniya sredstv informatizacii pri podgotovke po russkomu yazy'ku inostranny'x studentov v medicinskom vuze // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Ser.: Informatizaciya obrazovaniya. 2019. T. 16, № 2.

7. Komarova Yu.A. Estestvenno-yazy'kovaya i uchebnaya sreda kak faktor preodoLeniya kommunikativny'x i LingvokuL'turny'x trudnostej studentov-inostrancev // Vestnik SPbGU. 2013. Ser. 9. Vy'p. 4. S. 67-77.

8. Lomonosova N.V. Sistema smeshannogo obucheniya v usLoviyax informatizacii vy'sshego obrazovaniya: dis. ... kand. рed. nauk: 13.00.08. Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvenny'j universitet, 2018.

9. Nikitin O.V. Istoriko-kuL'turny'e e'tnotipy' kak Lingvisticheskij fenomen: yazy'kovaya Lichnost' i sreda (k postanovke probLemy') // SLovo: оbrazovateL'ny'j portaL. Vy'p. ot 10.05.2013. URL: http://www.portaL-sLovo.ru/phiLoLogy/46753.php (data obrashheniya: 13.01.2020).

10. Orexova I.A. Yazy'kovaya sreda i ee roL' v obuchenii russkomu yazy'ku kak inostrannomu // Dinamika yazy'kovy'x i kuL'turny'x processov sovremennoj Rossii. SPb.: Obshhestvo prepodavateLej russkogo yazy'ka i Literatury'. 2016. № 5. S. 1979-1982.

11. Fedotova N.L. Osnovny'e probLemy' prepodavaniya russkogo yazy'ka kak inostrannogo v neyazy'kovoj srede // InternationaL journaL of Russian studies. Issue No. 5 (1). 2016. P. 1-9.

12. Filipskaya T.A. Obuchenie russkomu yazy'ku v'etnamskix uchashhixsya v Texnicheskom universitete im. Le Kuj Dona // AktuaL'ny'e probLemy' gumanitarny'x i estestvenny'x nauk. 2014. № 3-2. S. 261-263.

13. Ali, Sebah Al. Embracing the seLfie craze: expLoring the possibLe use of instagram as a Langugae mLearning tooL. Issues and Trends in EducationaL TechnoLogy 2(2014): 1-16.

14. Andujar A. Benefits of mobiLe instant messaging to deveLop ESL writing // System. 2016. VoL. 62. Pp. 63-76.

15. Andujar A., Salaberri-Ramiro M.S. ExpLoring chat-based communication in the EFL cLass: computer and mobiLe environments // Computer Assisted Language Learning. 2019. S. 1-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.