Научная статья на тему 'Применение инструментов продвижения в коммуникационной стратегии социальных проектов'

Применение инструментов продвижения в коммуникационной стратегии социальных проектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный проект / коммуникационная стратегия / инструменты продвижения / маркетинговые коммуникации / социальный маркетинг / стейкхолдеры / social project / communication strategy / promotion tools / marketing communications / social marketing / stakeholders

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Логинова Юлия Валентиновна

В работе рассмотрены основные составляющие продвижения социальных проектов. Целью исследования является выявление основных механизмов продвижения социального проекта. По результатам анализа определено три этапа реализации коммуникационной стратегии социального проекта, которые отличаются по степени интенсивности коммуникаций и взаимодействию с разными стейкхолдерами. На первом этапе осуществляется установление контакта со стейкхолдерами, привлечение стейкхолдеров к участию в проекте и оказание поддержки для его реализации. На втором этапе реализации стратегии коммуникации направлены на достижение поставленных целей проекта. Третий этап можно охарактеризовать как поддерживающие коммуникации, которые направлены на выстраивание долгосрочных отношений с ключевыми стейкхолдерами. Коммуникационная стратегия социально-ориентированного проекта строится на основе использования четырех основных групп инструментов продвижения: реклама, связи с общественностью, прямой маркетинг и стимулирование сбыта. Предложенные решения носят практический характер, которые уже нашли применение при реализации социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Promotion Tools in the Communication Strategy of Social Projects

The work examines the main components of the promotion of social projects. The purpose of the study is to identify the main mechanisms for promoting a social project. Based on the results of the analysis, three stages of implementation of the communication strategy of a social project were identified, which differ in the degree of intensity of communications and interaction with different stakeholders. The first stage involves establishing contact with stakeholders, attracting stakeholders to participate in the project and providing support for its implementation. At the second stage of implementation, communication strategies are aimed at achieving the set goals of the project. The third stage can be characterized as supportive communications, which are aimed at building long-term relationships with key stakeholders. The communication strategy of a socially-oriented project is based on the use of four main groups of promotion tools: advertising, public relations, direct marketing and sales promotion. The proposed solutions are practical in nature, which have already been used in the implementation of social projects.

Текст научной работы на тему «Применение инструментов продвижения в коммуникационной стратегии социальных проектов»

© Логинова Юлия Валентиновна

кандидат экономических наук, старший преподаватель департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]

Применение инструментов продвижения в коммуникационной стратегии социальных проектов

В работе рассмотрены основные составляющие продвижения социальных проектов. Целью исследования является выявление основных механизмов продвижения социального проекта. По результатам анализа определено три этапа реализации коммуникационной стратегии социального проекта, которые отличаются по степени интенсивности коммуникаций и взаимодействию с разными стейкхолдерами. На первом этапе осуществляется установление контакта со стейкхолдерами, привлечение стейкхолдеров к участию в проекте и оказание поддержки для его реализации. На втором этапе реализации стратегии коммуникации направлены на достижение поставленных целей проекта. Третий этап можно охарактеризовать как поддерживающие коммуникации, которые направлены на выстраивание долгосрочных отношений с ключевыми стейкхолдерами. Коммуникационная стратегия социально-ориентированного проекта строится на основе использования четырех основных групп инструментов продвижения: реклама, связи с общественностью, прямой маркетинг и стимулирование сбыта. Предложенные решения носят практический характер, которые уже нашли применение при реализации социальных проектов.

Ключевые слова: социальный проект, коммуникационная стратегия, инструменты продвижения, маркетинговые коммуникации, социальный маркетинг, стейкхолдеры.

Для цитирования: Логинова Ю.В. Применение инструментов продвижения в коммуникационной стратегии социальных проектов // Вопросы медиабизнеса. 2022. Т. 1. № 4. С. 21-28. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0250

Yulia V. Loginova &

Candidate of Economic Sciences,

Senior Lecturer at the Department of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]

Application of Promotion Tools in the Communication Strategy of Social Projects

The work examines the main components of the promotion of social projects. The purpose of the study is to identify the main mechanisms for promoting a social project. Based on the results of the analysis, three stages of implementation of the communication strategy of a social project were identified, which differ in the degree of intensity of communications and interaction with different stakeholders. The first stage involves establishing contact with stakeholders, attracting stakeholders to participate in the project and providing support for its implementation. At the second stage of implementation, communication strategies are aimed at achieving the set goals of the project. The third stage can be characterized as supportive communications, which are aimed at building long-term relationships with key stakeholders. The communication strategy of a socially-oriented project is based on the use of four main groups of promotion tools: advertising, public relations, direct marketing and sales promotion. The proposed solutions are practical in nature, which have already been used in the implementation of social projects.

Keywords: social project, communication strategy, promotion tools, marketing communications, social marketing, stakeholders. JEL Classification: B55, M31

For citation: Loginova Yu.V. Application of Promotion Tools in the Communication Strategy of Social Projects. Issues of Media Business, 2022, vol. 1, no. 4, pp. 21-28. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0250

В настоящее время особое внимание уделяется социальным проектам. С одной стороны, социальные проекты выступают двигателем позитивных социальных изменений, так как каждый проект направлен на решение той или иной проблемы, которая существует в современном обществе. С другой стороны, социальные проекты чаще всего исходят в качестве инициатив отдельных гражданских активистов, предпринимателей или организаций, и в своей основе имеют существенный творческий вклад авторов, что позволяет раскрыть потенциал человеческого капитала. Реализация социальных проектов охватывает самые разные направления, как экология, волонтерская деятельность, помощь социально-незащищенным слоям населения, пропаганда здорового образа жизни, поддержка традиционных ценностей, сохранение исторической памяти и т.д.

Учитывая значимость социальных проектов государство активно поддерживает их реализацию с помощью проведения различных конкурсов для разных категорий участников, как для физических и юридических лиц, так и в зависимости от возраста. Одним из значимых фондов поддержки является Фонд президентских грантов, на каждый конкурс которого некоммерческие организации подают в среднем около 10 тыс. проектов. Для молодежной аудитории проводятся различные конкурсы от Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), АНО «Россия — страна возможностей» и др. Существует также региональная поддержка социальных проектов (например, конкурс Грантов Мэра Москвы), отраслевая государственная поддержка (например, для печатных СМИ в 2022 г. выделили бюджет в 500,5 млн рублей на поддержку реализации социально-значимых проектов) [Господдержка печатных СМИ в 2022 году].

Благодаря активной поддержке и необходимости решения существующих социальных проблем в обществе увеличивается количество планируемых и реализуемых социальных проектов, однако, организаторы социальных проектов не всегда обладают достаточным опытом, определенными компетенциями в продвижении данного вида продукта, что обуславливает актуальность данной работы. Целью исследования является выявление основных механизмов продвижения социального проекта.

Для коммерческих организаций социальные проекты могут выступать в качестве механизма реализации программ корпоративной социальной ответственности. Для гражданских активистов это способ проявить свой творческий потенциал и внести вклад в развитие общества. Любому продукту, услуге, идее, социальному проекту также необходимо грамотное продвижение, особенно в условиях современного информационного изобилия, где важная задача является быть услышанным и замеченным нужной целевой аудиторией. Для эффективного продвижения социального проекта в современном информационном пространстве необходимо ряд условий. Во-первых, важно понимать какие есть особенности социального проекта в качестве объекта продвижения. Во-вторых, необходимо знать существующие инструменты продвижения, актуальные для социальной сферы. В-третьих, определить цели продвижения.

Методологической базой исследования выступает анализ реализации 10 социальных проектов, анализ инструментов продвижения 12 социальных проектов, контент-анализ, сравнение, дедукция. Степень проработанности темы подтверждается работами авторов по социальному маркетингу [Котлер, Ли, 2020; Новаторов, 2014; Корнеева, 2017], социальному проектированию [Козловская, 2018; Белова, Мирошниченко, Павлов, 2020; Табачникова, 2016], коммуникационным стратегиям [Шевченко, Дашков, 2022; Чхотуа, Хворостяная, 2021], а также использованию отдельных инструментов продвижения [Акаев, 2023; Балакирева, 2019; Лапидус, 2016].

Можно выделить ряд отличительных особенностей в продвижении социального проекта: уникальность;

ограничение реализации по времени;

направлен на решение социальных значимых проблем в обществе; возможность использования большего количества бесплатных инструментов продвижения;

ограниченность в средствах для платного продвижения; отсутствие барьеров входа для реализации; может использоваться сила бренда организатора и партнеров; иногда очень узкая целевая аудитория проекта; позволяет расширять круг стейкхолдеров. Несмотря на то, что одной из черт проекта является его ограниченность реализации во времени, проект может рассматриваться в качестве стратегического актива, который может в дальнейшем трансформироваться в другие проекты или реализовываться один на постоянной основе. В целом для долгосрочного развития важное значение имеют коммуникации и то, как 23 выстраивается коммуникационная стратегия с самого начала реализации проекта, начиная уже с формирования идеи проекта.

Продвижение социальных проектов основывается на особенностях концепции социально-этического маркетинга, а также маркетинга для некоммерческих и общественных организаций и маркетинга проектной деятельности. В маркетинговой концепции Ф. Котлера и Н. Ли отмечено, что «продвижение часто описывается как разновидность коммуникации, направленной на убеждение (в отличие от информирующих или обучающих коммуникаций), и поэтому в коммуникационные стратегии организации часто включаются реклама, личные продажи, связи с общественностью и прямой маркетинг (например, методом прямой почтовой рассылки, с помощью e-mail или по телефону). Коммуникатор должен добиться того, чтобы члены целевой аудитории узнали о предложении, поверили в обещанные им выгоды и вдохновились на реальные действия». В социальном маркетинге применяется интегрированная стратегия продвижения, использующая различные средства рекламы, в том числе СМИ, печатные материалы, специальные мероприятия и веб-сайт и т.д. [Котлер, Ли, 2020].

Новаторов Э.В. противопоставляет в рамках формальной теории маркетинга для некоммерческих и общественных организаций концепцию социального обмена и символических средств обмена. Для полного представления некоммерческого маркетинга предлагает рассматривать многообразие концепций коллективистского и институционального направлений в общественных науках и выделяет дистрибутивную концепцию маркетинга для некоммерческих и общественных организаций [Новаторов, 2014].

Корнеева И.Е. рассматривает концепцию ориентации на рынок в некоммерческом секторе, которая характеризуется:

• ориентацией на ключевых стейкхолдеров организации;

• наличием потребности в информации о ключевых стейкхолдерах;

• ответной реакцией организации на информацию о ключевых стейкхолдерах некоммерческой организации (НКО);

• эффективной межфункциональной координацией.

Среди ключевых стейкхолдеров выделяют следующих: бенефициаров, доноров, членов организации, добровольцев, членов правления, попечительский и наблюдательный советы, местную администрацию, местное сообщество, СМИ и др. Ориентация на ключевых стейкхолдеров, в первую очередь на бенефициаров и доноров, выражается в понимании их нужд, потребностей, ожиданий, ценностей, мотивов, личном контакте с ними, получении от них обратной связи и измерении уровня их удовлетворенности. В целом удовлетворенность стейкхолдеров НКО выступает базовой составляющей ориентации на рынок в некоммерческом секторе [Корнеева, 2017].

В целом вся коммуникационная стратегия и эффективное продвижение социального проекта строится на основе взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, поэтому необходимо определить в первую очередь их перечень. Так как социальные проекты реализуют не только некоммерческие организации, а также коммерческие предприятия и физические лица, то необходимо рассматривать более унифицированный перечень стейкхолдеров, который будет актуален для всех организаторов не зависимо от их статуса. На основе анализа работ выделены такие группы стейкхолдеров, которые будут рассматриваться в дальнейшем при реализации коммуникационной стратегии социального проекта при продвижении: партнеры, команда проекта, потребители (целевая аудитория), СМИ, общественные организации, органы государственной власти [Корнеева, 2017; Лашкова, 2014].

Коммуникационная стратегия представляет собой долгосрочное планирование и является составной частью общей стратегии развития компании. Если рассматривать коммуникационную стратегию применительно к социальному проектированию, то можно выделить следующие особенности:

• реализация проекта предусматривает перспективы его развития, когда реализуется вторая часть или следующий этап, также проект может проводится с определенной периодичностью;

• организатор планирует реализацию других проектов, как социальных, так и коммерческих и ему важны устойчивые взаимоотношения с ключевыми стейкхолдерами, с которыми будет осуществляться дальнейшее сотрудничество;

• организатор рассматривает социальный проект как способ развития бренда компании.

По результатам анализа выделено три этапа коммуникационной стратегии социального

проекта. На первом этапе осуществляется установление контакта со стейкхолдерами, привлечение стейкхолдеров к участию в проекте и оказание поддержки для его реализации. На данном этапе важно определить круг потенциальных стейкхолдеров, сформулировать идею проекта и 24 донести ее до адресантов. В основном используются инструменты прямого маркетинга, как рассылка по электронной почте, мессенджерам, телефонные звонки, личные встречи. На втором

этапе реализации стратегии коммуникации направлены на достижение целей проекта. Здесь коммуникации осуществляются со всеми стейкхолдерами, которые определены по результатам кампании первого этапа. Среди инструментов продвижения могут использоваться все доступные в зависимости от ресурсов. Третий этап можно охарактеризовать как поддерживающие коммуникации, направленные на выстраивание долгосрочных отношений. На данном этапе осуществляется подведение итогов проекта, сбор обратной связи, поощрение стейкхолдеров.

Выделяется четыре основных группы инструментов продвижения: реклама, связи с общественностью, прямой маркетинг и стимулирование сбыта [Котлер, Келлер, 2007].

Инструменты продвижения применяются в маркетинговых коммуникациях со всеми стейкхолдерами. Первый этап коммуникационной стратегии социального проекта может включать в себя фандрейзинговую кампанию по привлечению средств на реализацию проекта [Артемьева, Тульчинский, 2010]. Здесь должна быть отражена содержательная часть проекта, на что именно планируется привлечение средств. Данная кампания начинается обычно за 6-9 месяцев до планируемых сроков реализации проекта и может включать разные способы привлечения средств, а также и их комбинацию: грантовые конкурсы, краудфандинговые платформы, спонсорство и т.д.

С каждой группой стейкхолдеров осуществляются различные коммуникации и инструменты могут варьироваться. На данном этапе необходимо сформировать привлекательное предложение для каждой группы стейкхолдеров, определить их мотивы и донести информацию с помощью инструментов продвижения о преимуществах для них участия в данном проекте.

Для осуществления коммуникаций на первом этапе с потенциальными ключевыми стей-кхолдерами необходимо упаковать идею проекта с максимально подробным и понятным описанием. Обычно это делается в формате презентации. Данный материал будет основой для разработки дальнейших материалов для продвижения проекта. Далее описание проекта используется во всех материалах по продвижению проекта, в пресс-релизах, описания на собственных ресурсах (сайте, группе и т.д.), описания на сторонних ресурсах (как платформа по поиску волонтеров), рассылке, создании предложений о сотрудничестве и т.д.

Можно выделить три формата презентации, которые также применимы и для социальных проектов:

• заочно-очный формат презентации основывается на подготовленном плане выступления, который отправляется потенциальному партнеру для согласования до встречи с ним. В дальнейшем предполагается встреча, на которой обсуждаются все ключевые вопросы проекта, отраженные в материалах;

• заочный формат презентации предполагает ознакомление другой стороной только присланных материалов, без возможности их комментирования и уточнения при личной встрече. При таком формате рекомендуется максимально подробно представить описание социального проекта с учетом возможных возражений со стороны потенциального партнера;

• интерактивный/очный формат презентации может использоваться при личной встрече с потенциальным партнером без предварительной договоренности о выступлении. Такой формат презентации подразумевает быструю реакцию со стороны организатора и возможность кратко рассказать и продемонстрировать потенциальному партнеру с учетом имеющихся ресурсов в настоящий момент. Поэтому необходимо иметь несколько разных вариантов подачи презентационных материалов [Балакирева, 2019].

Презентация включает следующие основные элементы:

• титульный лист, состоящий из названия проекта, дат его проведения и организатора;

• концепция проекта, описываются цели, задачи проекта, краткая информация о проекте;

• программа проекта, которая подразумевает перечисление основных этапов или последовательных мероприятий проекта;

• описание целевой аудитории проекта;

• информация об организаторе проекта, в которой необходимо указать существующий релевантный опыт, достижения, награды, то есть та информация, которая позволит показать экспертность;

• информация, подтверждающая результаты прошлых проектов (фотографии, отзывы, благодарственные письма и т.д.);

• информация о команде проекта;

• каналы продвижения проекта;

• информация о партнерах, можно указать текущих партнеров, партнеров организации

или партнеров прошлых лет в других проектах; 25

• дополнительная информация, контактная информация.

Для создания презентаций также можно воспользоваться различными формулами. Например, Балакирева С.М. выделяет две формулы: формула PPPP (Picture — красивая картинка, Promise

— обещание, Prove — доказательство, Push — призыв к действию); формула ACCA (Attention

— внимание, Comprehension — понимание, восприятие аргументов, Conviction — убеждение, Action — призыв к действию) [Балакирева, 2019].

Обобщая данные формулы, можно сделать заключение, что в презентации необходимо привлечь внимание, то есть быть интересным материалом для получателя данной презентации и также обладать привлекательным оформлением. Необходимо использовать аргументы для доказательства и убеждения. Также в презентации важно использовать призыв к действию.

В целом для продвижения социального проекта и осуществления более эффективных коммуникаций важно иметь собственные информационные ресурсы. В первую очередь полезны для коммуникаций с каждой группой стейкхолдеров, так как являются аккумулятором всей необходимой информации о проекте, которыми можно самостоятельно управлять. К собственным информационным ресурсам относятся: страница в социальной сети, канал в мессенджере, сайт. Их можно создавать на первом этапе реализации коммуникационной стратегии, когда осуществляются коммуникации по привлечению ключевых стейкхолдеров (как партнеры, команда проекта) или на втором этапе, когда осуществляются коммуникации с целевой аудиторией, СМИ, общественными организациями и другими стейкхолдерами. При создании ресурсов можно пойти разными путями. Во-первых, можно использовать существующие ресурсы компании. Сделать отдельную страницу на текущем сайте, посвященную данному проекту. Также и с социальными сетями можно создать мероприятие в рамках существующей группы, например, в социальной сети ВКонтакте. Во-вторых, можно создать бесплатный сайт с помощью конструктора и новую страницу в социальных сетях. Во все материалы социального проекта необходимо включать ссылки на информационные ресурсы. В-третьих, можно сделать собственный сайт. Также по использованию социальных сетей в коммуникационной стратегии можно пойти разными путями: использовать одну, наиболее популярную среди стейкхолдеров или использовать несколько для охвата большей аудитории. Стратегия применения каждого инструмента зависит от целей. Если, например, необходимо присутствие с указанием основной информации о проекте, то достаточно сделать его в виде визитки. Если планируется активное взаимодействие с аудиторией, то необходимо проводить конкурсы, отвечать на сообщения, работать над контент-планом и т.д. Также необходимо определить ответственных лиц за ведение информационных ресурсов и создание контента для них, среди них могут быть: руководитель проекта, отдельный член команды, медиа-волонтер. По результатам анализ реализации социальных проектов можно выделить следующие рекомендуемые рубрики для социальных сетей: новости, события, о проекте, полезные советы, FAQ (ответы на часто задаваемые вопросы), отзывы, закулисье (подготовка мероприятий), партнерство, ньюсджекинг, об участниках проекта, отчетность/результаты, совместное создание продукта, подборки и списки, юмор.

Для продвижения социального проекта также важно использовать единый фирменный стиль. В рамках реализации коммуникационной стратегии разработку фирменного стиля можно осуществить как на первом этапе, так и на втором. Здесь также важно определиться будет ли работать собственный дизайнер или можно воспользоваться услугами специализированных сервисов. При разработке логотипа социального проекта могут использоваться различные приемы. Одни из таких приемов выделен следующий — модификация основного логотипа организации, которая является организатором проекта, с учетом особенностей темы проекта.

Так как проект социальный, то важно выстраивать коммуникации с общественными организациями и волонтерскими движениями. Можно выделить несколько способов для привлечения волонтеров в проект: регистрация на платформе, например, «Добро.ру»; обратиться в профильные общественные организации. Например, Всероссийское общественное движение добровольцев в сфере культуры «Волонтеры культуры», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». Чаще всего у данных организаций есть региональные отделения; Использовать собственные ресурсы, размещать информацию о поиске волонтеров.

При регистрации на платформе «Добро.ру» необходимо заполнить информацию о самой организации и привлекательную информацию о проекте. Для каждого проекта создается отдельное мероприятие на платформе или если проект большой, то под каждое мероприятие создается отдельная вкладка. Там описывается функционал волонтера и его мотивация (количество проставляемых часов, подарки, благодарственные письма и т.д.).

Проведен анализ собственных ресурсов ряда социальных проектов и их представленность на волонтерской платформе. Выборку проектов составили победители конкурса Фонда прези-26 дентских грантов второго конкурса 2023 г. в зависимости от уровня финансирования в соответ-

ствии с положением конкурса: до 1 млн руб., от 1 млн руб. до 5 млн руб., от 5 до 15 млн руб., более 15 млн руб. Всего рассмотрено по 3 проекта из каждой группы. Грантовое направление «сохранение исторической памяти», однако проекты в категории свыше 15 млн не так распространены, поэтому два проекта рассмотрены из других грантовых направлений. Выбор второго конкурса 2023 г. обусловлен наиболее актуальными проектами и многие проекты уже находятся на стадии завершения, в связи с чем их активность в продвижении должна быть заметной.

В целом проведя анализ рассмотренных социальных проектов можно сделать вывод, что инструменты (собственный сайт проекта, социальная сеть «ВКонтакте», портал «Добро.ру») используются достаточно мало для продвижения. Отдельный сайт присутствует только у двух проектов и у двух других проектов представлена информация на отдельной странице о проекте на основном сайте организации. В социальной сети отдельная страница есть только у трех проектов и у двух проектах информация размещена на странице организации во «ВКонтакте». На портале «Добру.ру» из рассмотренных присутствует только один проект «Фестиваль «Гуляй Город», посвященный Победе в Битве при Молодях». Причем взаимосвязи от уровня финансирования проекта и использования рассмотренных инструментов продвижения не наблюдается.

Специальные мероприятия используется для привлечения внимания со стороны ключевых стейкхолдеров и поддержания с ними взаимоотношений, в том числе СМИ и целевой аудитории, на которую направлен данный проект. Выделяют следующие виды специальных мероприятий, которые активно применяются в коммуникационной стратегии и могут использоваться на разных этапах, но чаще всего реализуется на втором и третьем этапе стратегии:

• мероприятия для СМИ (пресс-конференции, брифинги, пресс-туры);

• мероприятия для внутренней общественности (праздники, конкурсы, церемонии награждения, ролевые игры);

• для внешней общественности (презентации, приемы, церемонии открытия, выставки, экспозиции);

• информационные мероприятия (семинары, конференции, симпозиумы, круглые столы);

• развлекательные мероприятия (праздники, концерты, фестивали, дни чего-либо) [Душкина].

Так как социальный проект направлен на решение актуальных проблем в обществе, то взаимодействие со СМИ является важной составляющей в продвижении, что позволяет привлечь более широкую общественность. При реализации социального проекта проще размещать информацию на информационных ресурсах, в том числе с помощью предложенных новостей, так как информация некоммерческого характера имеет больше шансов на распространение.

Для третьего этапа коммуникаций выстраивания долгосрочных отношений со стейкхолде-рами можно организовать торжественное закрытие проекта с подведение итогов, награждение участников проекта, вручение благодарственных писем для волонтеров и т.д.

Таким образом, рассмотрены особенности продвижения социальных проектов и выделены основные инструменты. Определено, что коммуникационная стратегия социального проекта включает три основных этапа, которые отличаются по степени интенсивности коммуникаций и взаимодействию с разными стейкхолдерами. Реализация коммуникационной стратегии социального проекта предполагает выбор различных путей развития отдельных элементов, которые зависят от поставленных целей и имеющихся ресурсов у организаторов, как использование собственных ресурсов, разработка фирменного стиля, способы привлечения разных стейкхолдеров. По результатам анализа выявлено, что при продвижении социальных проектов не используются основные и бюджетные инструменты, как страница в социальной сети, собственный сайт или страница на сайте организации и волонтерская платформа. Результатом данной работы является практическое применение предложенных решений по реализации коммуникационной стратегии социального проекта. Среди перспектив исследованиями данной темы является других ресурсов размещения информации о социальных проектах и мониторинг СМИ в Интернете.

Литература

Акаев Д.В. Развитие интернет-сообществ российских некоммерческих организаций // Вестник Поволжского института управления. 2023. Т. 23. № 1. С. 76-83.

Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрайзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб.: Лань, 2010.

27

Балакирева С.М. Бизнес-презентации как ключевой инструмент выхода на зарубежные рынки российских предприятий '

// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 2. С. 207-212.

Белова Н.П., Мирошниченко О.Н., Павлов В.А. Социальный проект: опыт и перспективы // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3 (41). С. 17-21.

Господдержка печатных СМИ в 2022 году. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1069/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 20.12.2022).

Душкина М. Организация и проведение мероприятий в PR-кампании. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/pr/ main_events.htm (дата обращения: 20.12.2022).

Козловская С.Н. Социальные проекты в сфере интеллектуальной собственности // Экономика. Бизнес. Банки. 2018. № S2-2. С. 205-210.

Корнеева И.Е. Ориентация на рынок в некоммерческом секторе: сущность концепции и основные направления исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2017. Т. 16. № 4. С. 564-595.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2007.

Котлер Ф., Ли Н. Маркетинг для государственных и общественных организаций. СПб.: Питер, 2020.

Лапидус Л.В. Краудсорсинг и краудфандинг. Маркетинговое продвижение проектов, продукции и услуг // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 4 (94). С. 32-41.

Лашкова Е.Г. Организация и проведение коммуникационных кампаний. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Новаторов Э.В. Дистрибутивная концепция маркетинга для организаций общественного сектора // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 6. С 3-15.

Табачникова М. Б. Социальный проект как система // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 1. С. 30-36.

Чхотуа И.З., Хворостяная А.С. Стратегические приоритеты разработки коммуникационной стратегии туристского бренда // Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 2. С. 172-183.

Шевченко Д.А., Дашков Л.П. Особенности формирования коммуникационной стратегии некоммерческих организаций // Экономические системы. 2022. Т. 15. № 1. С. 136-146.

References

Akaev D.V. Russian non-profit organizations internet communities development. The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 76-83. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Artemyeva T.V., Tulchinsky G.L. Fundraising. Raising funds for projects and programs in the field of culture and education. St. Petersburg: Lan, 2010. (In Russian)

Balakireva S. M. Business Presentations as a Key Tool for Russian Enterprises to Enter Foreign Markets. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2019, vol. 4, no. 2, pp. 207212. (In Russian)

Belova N.P., Miroshnichenko O.N., Pavlov V.A. Social project: experience and prospects. Vestnik of the Russian University of Cooperation, 2020, no. 3 (41), pp. 17-21. (In Russian)

Chkhotua I.Z., Khvorostyanaya A.S. Strategic priorities of developing a communication strategy for a tourist brand. Russian Journal of Industrial Economics, 2021, vol. 14, no. 2, pp. 172-183. (In Russian)

Dushkina M. Organization and holding of events in a PR campaign. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/pr/main_ events.htm (access date: 20.12.2022). (In Russian)

Korneeva I.E. Market orientation in non-profit sector: the concept and main research directions. Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 2017, vol. 16, no. 4, pp. 564-595. (In Russian)

Kotler F., Keller K.L. Marketing management. St. Petersburg: Peter, 2007. (In Russian)

Kotler F., Li N. Marketing for government and public organizations. St. Petersburg: Piter, 2020. (In Russian)

Kozlovskaya S.N. Social projects in the sphere of intellectual property. Economy Business Banks, 2018, no. S2-2, pp. 205-210. (In Russian)

Lapidus L.V. Crowdsourcing and crowdfunding. marketing promotion of projects, products and services. Finance: Theory and Practice, 2016, vol. 20, no. 4, pp. 32-41. (In Russian)

Lashkova E.G. Organization and implementation of communication campaigns. Moscow: Publishing center «Academy», 2014. (In Russian)

Novatorov E.V. Distributive concept of marketing for public sector organizations. Marketing in Russia and abroad, 2014, no. 6, pp. 3-15. (In Russian)

Shevchenko D.A., Dashkov L.P. Features of the formation of the communication strategy of non-profit organizations. Economic Systems, 2022, vol. 15, no. 1, pp. 136-146. (In Russian)

Statesupportforprintmediain2022.URL:https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1069/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww. google.com%2f (access date: 20.12.2022). (In Russian)

Tabachnikova M. B. Social project as a system. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 28 2016, no. 1, pp. 30-36. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.