-►
Региональная и отраслевая экономика
УДК 338.242
Е.А. Байков
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В современных условиях и государство и бизнес совместно заинтересованы в повышении эффективности функционирования экономики любого уровня. Одним из главных инструментов в этой сфере становится государственно-частное партнерство (ГЧП).
Под ГЧП в наиболее общих случаях понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а наоборот, государство приглашает его принять участие в реализации общественно значимых проектов. В настоящее время к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести [1, 3]:
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- финансовую аренду (лизинг);
- государственно-частные предприятия;
- соглашения о разделе продукции;
- концессионные соглашения.
Применительно к региональной экономике
механизм ГЧП сегодня наиболее часто используется для реализации масштабных инфраструктурных проектов в области строительства автомагистралей, жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения и очистки сточных вод. Все более популярным становится его использование для формирования кластерной экономики регионов, реализации возможностей государственных научных организаций, инновационно-
го предпринимательства [3]. В последнее время все более пристальное внимание уделяется применению ГЧП в таких отраслях и сферах, как здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм и пр.
Особую значимость для развития экономики региона имеют стратегические инвестиционные проекты как общерегионального, так и отраслевого масштабов. В этих проектах, имеющих, как правило, приоритетное социально-экономическое значение, используется все многообразие различных форм ГЧП. Показательным примером в этом плане могут служить и уже реализованные и запланированные стратегические инвестиционные проекты Санкт-Петербурга - одного из ведущих экономических, культурных и туристических центров страны. Примечательно, что по оценке Всемирного банка в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства [4].
Необходимо отметить, что именно Санкт-Петербург сделал в 2003 г. первый шаг к ГЧП, поддержав разработанную Государственным унитарным предприятием «Водоканал» схему строительства Юго-Западных очистных сооружений. Вскоре состоялись последующие совместные проекты с использованием механизма ГЧП между правительством Санкт-Петербурга и бизнес-структурами по реконструкции котельных и наружных тепловых сетей в различных районах города.
С декабря 2006 г. в Санкт-Петербурге действует Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». В соответствии с ним целями участия Санкт-Петербурга в ГЧП являются реализация социально значимых проектов, привлечение частных инвестиций в экономику, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности города, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям [6].
В настоящее время на основе ГЧП в Санкт-Петербурге реализуется целый ряд крупных инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для города:
- строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр»;
- модернизация аэропорта «Пулково» и строительство третьего современного пассажирского терминала;
- создание на Васильевском острове морского пассажирского порта, способного принимать крупнотоннажные круизные и паромные суда, и намыв территории под застройку недвижимостью по проекту «Морской фасад»;
- строительство Орловского туннеля;
- обновление городского автобусного парка и др.
Важной составной частью национально значимого проекта по строительству скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург и одним из наиболее приоритетных стратегических проектов Санкт-Петербурга является создание Западного скоростного диаметра. Это первый проект платной дороги в России, в основе которого лежит договор о концессиях. Победителем в тендере на этот концессионный проект по строительству дороги в 48,9 км вокруг западной части Санкт-Петербурга стал консорциум Западный скоростной диаметр «Невский меридиан». Членами консорциума являются четыре зарубежные и две отечественные компании. Стоимость проекта превысит 200 млрд р., из них 38 % будет финансировать федеральный бюджет, 12 % - бюджет Санкт-Петербурга, остальные 50 % - инвестор. Срок окончания строительства запланирован на 2014 г. [5].
Строительство нового пассажирского терминала для обслуживания международных рейсов севернее терминала «Пулково-1» планируется завершить до конца 2013 г. Он увеличит пропускную способность аэропорта с 7,5 до 13 млн пассажиров в год. Кроме того, в рамках проекта предполагается запустить аэроэкспресс, который позволит доехать от «Пулково» до Балтийского вокзала за 15 мин. Проект строительства нового и модернизация существующего терминалов «Пулково» оценивается примерно в 1,2 млрд евро. При этом на 2-2,5 р. частных инвестиций придется 1 р. средств федерального бюджета.
Концессионером реконструкции аэропорта «Пулково» выступает консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», в который входят международная финансовая группа ВТБ, германская компания - оператор аэропорта Франкфурт-на-Майне Fraport Group и греческая компания Copelouzos Group.
В конце апреля 2011 г. консорциум подписал кредитное соглашение с пулом банков о привлечении финансирования в объеме более 700 млн евро. Средства предоставят, в частности, Внешэкономбанк, Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк, Евразийский банк развития, Черноморский банк торговли и развития. Остальные средства участники консорциума внесут пропорционально своим долям в концессионном соглашении.
Примечательно, что данный проект получил главный приз в номинации «Лучший проект в сфере ГЧП» в рамках ежегодной премии «INVESTOR AWARDS» в мае 2011 г. в Москве. Эксперты в области инвестиций оценивали инновационность проектов, бизнес-составляющую (нацеленность проекта на получение прибыли инвесторами), социальную значимость, мультипликативный эффект (содействие развитию смежных отраслей), информационную открытость проектов [7, 8].
Использование механизма ГЧП осуществляется при реализации еще одного амбициозного проекта Санкт-Петербурга «Морской фасад». Проект предусматривает образование намывных территорий в западной части Васи-
льевского острова под строительство более 4 млн м2 недвижимости и создание первого в России специализированного морского пассажирского порта. Ввод в строй нового портового комплекса позволит обслуживать самые крупные круизные и паромные суда длиной свыше 300 м и с осадкой до 9 м.
Стоит напомнить, что морской пассажирский порт по проекту «Морской фасад» в мае 2011 г. был полностью передан Петербургу. Его строительство велось, как уже отмечалось, на условиях ГЧП, а основным акционером стало правительство города. Общая стоимость строительства составила 19 млрд р., из которых 8 млрд р. - федеральные инвестиции, 11 млрд р. -частные.
Благодаря выводу на проектную мощность нового порта, итоги морской пассажирской навигации сезона 2011 г. значительно превысили результаты предыдущих лет. По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга, в течение 2011 г. морем в Северную столицу прибыло более 600 тыс. туристов, в том числе свыше 450 тыс. человек - на круизных лайнерах и около 170 тыс. - на паромах [9].
Вышеуказанные стратегические проекты имеют определяющее значение для Санкт-Петербурга и оказывают мультипликативный эффект с точки зрения развития основных отраслей экономики региона. В частности, в качестве примера можно привести туристическую отрасль. Ведь Санкт-Петербург известен не только как культурная, но и как туристическая столица России, один из ведущих мировых центров туризма.
Так, реализация данных проектов позволит в перспективе существенно увеличить потоки зарубежных и отечественных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург и весь СевероЗападный регион автомобильным, авиационным и морским транспортом. Как показали проведенные расчеты, в результате совершенствования транспортной системы региона за счет завершения строительства скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург -Хельсинки и рассмотренных проектов в перспективе с 2015 г. может быть обеспечен допол-
нительный прирост туристских потоков на уровне 3-4 млн чел. в год [2]. Проекты создания нового скоростного пассажирского транспорта «Аэроэкспресс», строительства Западного скоростного диаметра и Орловского туннеля, обновление городского автобусного парка позволят во многом разрешить транспортную проблему Северной столицы и, следовательно, существенно улучшить комфортность пребывания и туристско-экскурсионное обслуживание гостей нашего города.
К числу стратегических проектов правительство города относит и «Программу развития гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге». Цель программы - достижение среднеевропейских показателей - семь гостиничных номеров на 1000 жителей, а также привлечение международных операторов к управлению отелями. В связи со значительным ростом туристских потоков, быстро растущим спросом на туристские услуги программой предусматривается значительное увеличение числа строящихся гостиниц и отелей, входящих в международные гостиничные сети. Так, по состоянию на конец 2011 г. число гостиниц в городе существенно превысило 600, а номерной фонд составил около 29 000. В ближайшие годы предусматривается его увеличение до 34 000 номеров. В Санкт-Петербурге появились гостиницы, входящие во всемирно известные сети: Kempinski, Corinthia, ACCOR, Rezidor, Sokos Hotels, Marriott и др. В ближайшее время планируют выйти на петербургский рынок такие операторы, как Starwood, Four Seasons Hotels & Resorts и целый ряд других [4]. Одним из центральных пунктов программы является привлечение инвестиций в строительство гостиниц в историческом центре города и пригородах. При этом предусматривается, что ключевым механизмом в решении этой стратегической задачи будет также ГЧП.
Реализуются в Санкт-Петербурге и «чисто туристические проекты» на основе ГЧП.
Прежде всего, это проект «Городской водный туристско-экскурсионный автобус». Для его реализации было создано некоммерческое партнерство с идентичным названием, в состав которого вошли СПБГУ «Городской туристско-информационный центр» и шесть ведущих про-
гулочно-экскурсионных судоходных компаний города. Маршруты следования экскурсионных судов разработаны таким образом, что позволяют увидеть с воды все красивейшие архитектурные ансамбли города, сделать остановки и посадку-высадку туристов у наиболее популярных объектов туристского интереса.
Еще один пример реализации принципа ГЧП в туристической отрасли города - действующий проект «Городской экскурсионный автобус "Сити тур"», обзорные автобусные экскурсии по центральным районам города [2]. Разрабатывается также проект «Экскурсионный мини-поезд Санкт-Петербурга», который позволит Санкт-Петербургу соответствовать европейским городам с высокоразвитым потенциалом туристской инфраструктуры. Согласно данному проекту планируется организация маршрутов экскурсионных мини-поездов в районе Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Пушкина, Стрельны и ряде других районов.
Весьма привлекательным может быть применение механизма ГЧП также по отношению
к реконструкции памятников истории и архитектуры как основных элементов туристской привлекательности города. По имеющейся информации соответствующие структуры в правительстве города начали работу в этом направлении. Действительно, кто как не Петербург может и должен быть в этом первым?
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Взаимодействие государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства становится одним из перспективных направлений по интенсификации развития региональной экономики и ее отдельных отраслей в современных условиях. При этом одним из наиболее действенных инструментов интенсификации, как показывает опыт, являются стратегические проекты и программы с использованием механизмов ГЧП. И все это возможно на основе дальнейшего развития законодательства, совершенствования диалога между органами власти и деловыми кругами, творческой и продуктивной работы всех в данной сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1. Амунц, Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финан-совоемких проектов [Текст] / Д.М. Амунц // Справочник руководителя. - 2005. - № 12. - С. 16-24.
2. Байков, Е.А. Государственно-частное партнерство как один из основных факторов динамичного развития туристской отрасли [Текст] / Е.А. Байков // Вестник Национальной академии туризма. - 2009. -№ 2 (10). - С. 17-19.
3. Бабкин, А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития экономики: теория и практика [Текст] / А.В. Бабкин, А.И. Королева // Развитие инновационной экономики: теория и практика: [моногр.] / под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. - С. 45-95.
4. Государственно-частное партнерство в Санкт-Петербурге // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/day/cultur (дата обращения: 08.04.2012).
5. Западный скоростной диаметр [Электронный
ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. -Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 08.04.2012).
6. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах [Текст]: закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 25.12.2006 г. [принят Зако-нодат. собр. Санкт-Петербурга 20.12.2006 г.].
7. Проект реконструкции аэропорта «Пулково» стал победителем премии «INVESTOR AWARDS» [Электронный ресурс] // Пулково - аэропорт Санкт-Петербурга. - Режим доступа: http://www.pulkovo-airport.ru/about_pulkovo/press_centre/news/id383 (дата обращения: 09.04.2012).
8. Реконструкция аэропорта «Пулково» обойдется в 1,2 млрд евро [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/ 26/pulkovo-anons.html (дата обращения: 08.04.2012).
9. 19.12.11. Окно и ворота [Электронный ресурс] // Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад». - Режим доступа: http://www.portspb.ru/ru/home/ 2009-06-23-05-23-46/253-1211 (дата обращения: 09.04.2012).