ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
А.К. Мишина, студент
Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
Аннотация: В данной статье рассмотрены механизмы применения государственно-частного партнерства в г. Санкт-Петербург, так как этот город признан одним из самых успешных в области применения данного вида сотрудничества, заключенного между государством и частным инвестором. Также проанализирован практический эффект, оказанный на социально-экономическое развитие субъекта на основе изучения реализуемых проектов государственно-частного партнерства, законодательной базы и нормативно-правовых актов, действующих в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктура, социально-экономическое развитие, туризм, проекты, инвестиции, Санкт-Петербург.
Бюджетное содействие проектам муниципального и регионального развития требует формирования механизмов интеграции частных и государственных финансовых ресурсов, придания конкретной организационно-правовой формы данным взаимоотношениям, их институционализа-ции, партнерства бизнеса и государства в этих областях. Особый смысл государственно-частного партнерства (ГЧП) имеется для экономики регионов и субъектов Российской Федерации (РФ), где на основе ГЧП происходит формирование местных рынков товаров, услуг и капитала. Каждая из сторон сотрудничества вносит собственный вклад в совместный проект. При этом со стороны бизнеса вкладом являются: профессиональный опыт, финансовые ресурсы, эффективное управление, способность к новаторству, оперативность и гибкость в принятии решений и т.п.
Согласно Статье 3 Федерального Закона №224-ФЗ от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ГЧП и МЧП - это юридически утвержденное на установленный срок и созданное на соединении ресурсов, распределении рисков сотрудничества публичного и частного партнера, которое осуществляется в форме соглашения о ГЧП, соглаше-
ния о муниципально-частном партнерстве, которые заключены в соответствии с ФЗ в намерениях привлечения частных инвестиций в экономику, обеспечения органами местного самоуправления и органами государственной власти доступности работ, услуг, товаров и увеличения их качества [1].
Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. В данной статье будет рассмотрен город Санкт-Петербург, так как в настоящее время ряд крупных, стратегически важных инвестиционных проектов ГЧП реализуется здесь, а именно строительство автодорог, морского пассажирского порта, туннеля, модернизация аэропорта. Данные проекты имеют стратегическое значение для дальнейшего развития туристской индустрии Санкт-Петербурга, реализация которых в будущем может существенно повысить въездные потоки зарубежных и отечественных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург автомобильным, авиационным и морским транспортом, а так же повысить уровень туристско-экскурсион-ного обслуживания.
Санкт-Петербург лидер в реализации обеспечивающих и целевых проектов ГЧП во многих сферах, но в индустрии гостеприимства и туризма комплексный показатель сотрудничества бизнеса и государства в городе Санкт-Петербурге равен 69,2%,
тогда как в городе Москва - 63,8%, в Краснодарском крае - 46,8% [2].
На основе освоенного мирового опыта в городе Санкт-Петербург сформировалась система законодательства в области ГЧП. Кроме использования Федерального Закона №224-ФЗ от 13.07.2015 «О ГЧП, МЧП в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и иных ФЗ, регулирующих сферу ГЧП, в регионе был разработан и принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве». Согласно документу установками развития ГЧП в регионе является: «реализация социально-значимых проектов в городе Санкт-Петербург, обеспечение результативности использования имущества, которое находится в собственности города, привлечение частных инвестиций в экономику города Санкт-Петербург, увеличение качества работ, услуг, товаров, предоставляемых потребителям, исполнение проектов, которые направлены на развитие здравоохранения, образования, спорта, физической культуры, социального обслуживания населения, туризма, культуры, инженерной и транспортной инфраструктур, инфраструктуры телекоммуникаций и связи в Санкт-Петербурге». Закон, также как и ФЗ №224, регламентирует формы участия города Санкт-Петербург в ГЧП, объекты договоров ГЧП, полномочия исполнительных органов государственной власти при исполнении и заключении договоров, процедуру проведения конкурса.
Кроме этого, на территории Санкт-Петербурга еще действует Постановление Правительства города Санкт-Петербург от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге», Постановление Правительства от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»», а также Распоряжение Комитета по стратегическим проектам и инвестициям Правительства Санкт-Петербурга № 92 «Об утверждении административного регламента
Комитета по стратегическим проектам и инвестициям по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, которая необходима для установления наличия причин для принятия решений о осуществлении инвестиционного проекта путём участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве» от 08.12.2009.
В городе Санкт-Петербург ГЧП проекты распространяются на все сферы экономики, традиционно свойственных для такого типа партнерства: транспортная инфраструктура, туризм, здравоохранение, культура и образование, ЖКХ и энергетика. Рассмотрим эти сферы подробнее:
1. К развитию туризма в Санкт-Петербурге на основе ГЧП в первую очередь можно отнести все стратегические проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, поскольку они призваны увеличивать пассажиропоток и приток зарубежных и отечественных туристов. Также сфера туризма имеет прямую связь со сферой культуры - реализация проектов по реставрации памятников истории и архитектуры. Из проектов ГЧП, имеющих прямое отношение к этой отрасли, можно назвать строительство гостиниц различных классов, а также функционирующий с 2004 года проект «Городской водный туристско-экскурсионный автобус», ежегодно обслуживающий до 100 тыс. пассажиров. [3]
2. Одним из самых грандиозных проектов ГЧП в городе можно назвать развитие аэропорта Пулково. Концессионное соглашение по результатам проведения конкурса было заключено с ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» в 2010 году сроком на 30 лет. По соглашению Санкт-Петербургом и АО «Аэропортом «Пулково» был передан имущественный комплекс аэропорта для «осуществления масштабной реконструкции существующих и строительства новых объектов аэропортовой инфраструктуры» с предоставлением исключительного права на управление аэропортом и предоставление аэропортовых услуг на территории «Пулково» [4].
В качестве критерия эффективности реализации ГЧП проекта можно считать уровень пропускной способности аэропорта. Ожидается, что к 2039 году пропускная способность аэропорта должна достигнуть 35 миллионов пассажиров в год. По состоянию на 2015 год данный показатель был увеличен до 927 935 человек по сравнению с показателем 2014 года (на 15,1%). По завершению проекта имущественный комплекс аэропорта возвращается Санкт-Петербургу и АО «Аэропорт «Пулково». В процессе же реализации проекта контроль за его осуществлением осуществляет АО «Аэропорт «Пулково». Наибольшая доля объема финансирования приходиться на частного партнера - 400 млн. евро.
Другим крупным проектами в сфере транспортной инфраструктуры выступает строительство платной городской магистрали скоростного движения «Западный скоростной диаметр». Ожидаемый результат проекта представляет собой высоко инновационное и современное сооружение, поскольку 55% трассы будет основано на искусственных сооружениях (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели) и рассчитана автомагистраль на прохождение более 100 тыс. автомобилей в сутки. В планах также проект по развитию новой системы легкорельсового транспорта в городе.
3. В сфере здравоохранения и образования превалирующими проектами ГЧП являются проекты по строительству, реконструкции и эксплуатации больниц, поликлиник, родильных домов (Городская больница №40 Курортного района, Перинатальный центр на базе Роддома №17, поликлиника и консультационно-диагностический центр в районе «Славянка» Пушкинского района), школ и детских садов. Санкт-Петербург стал первым городом, реализовавшим строительство и последующую эксплуатацию школы и детского сада. Опыт России в данной сфере совсем еще мал, так как первые строитель-
ства образовательных учреждений на основе ГЧП были осуществлены лишь в 2011 году. В качестве достоинств этих проектов можно назвать быстроту возведения зданий и их введения в эксплуатацию. Так Соглашение о ГЧП на строительство первой школы было заключено в апреле 2011 год, а уже в ноябре этого же года состоялось торжественное открытие школы.
В сфере культуры задуманы проекты, такие как строительство «Дворца искусств» на Васильевском острове и создание и эксплуатация интерактивного музея науки и техники. Из завершенных проектов - строительство второй сцены Государственного академического Мариинско-го театра.
В области спорта из крупных проектов стоит назвать строительство ледового конькобежного комплекса и крытого горнолыжного склона.
4. В 2015 году началось строительство и реконструкция объектов водоснабжения Северной водопроводной станции Санкт-Петербурга. Реализуются также другие проекты с целью создания благоприятной экологической среды в городе, например, строительство различных очистных сооружений, заводов для переработки мусора и твердых бытовых отходов.
Таким образом, Санкт-Петербург сегодня регион номер один по использованию проектов ГЧП с целью развития своей территории. Успех региона заключается не только в количестве заключаемых с частными партнерами договоров, но и в их качестве. Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена не только его высоким потенциалом самим по себе, но и развитой системой законодательства в сфере ГЧП, умением города формировать правильный образ региона в глазах инвестора, тщательной подготовкой властей к проведению конкурса и выбора частного партнера, разделение компетенций и обязанностей, осуществление постоянного контроля за ходом проекта.
Библиографический список
1. Федеральный Закон №224 от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой 01.07.2015.
2. Федеральный информационный портал инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России. Режим доступа: http://www.pppi.ru/regions.
3. Власова Т.И. Роль туризма в модернизации экономики российских регионов // Материалы международной научно-практической конференции Петрозаводск-Кондопога. 8-10 июня 2015 г. - С. 50.
4. Официальный сайт АО «Аэропорт «Пулково» Режим доступа: http://www.pulkovoairport.ru/about/agreement/
USING MECHANISMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF
ST. PETERSBURG
A.K. Mishina, student
Financial university under the government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract: This article discusses the mechanisms of public-private partnership in St. Petersburg, as the city is one of the most successful in the sphere of application this type of cooperation signed between the state and private investor. The practical effect, which extended to socioeconomic development of the subject on the basis of a study realized public-private partnership's projects, the legislative framework and regulatory acts which are operating in St. Petersburg is analyzed in this article.
Keywords: public-private partnership, infrastructure, socio-economic development, tourism, investments, St. Petersburg.