Применение институционально-эволюционного подхода в изучении системы
здравоохранения региона
Application of evolutionary institutional approach to the study of the health system in
the region
Пепеляева Анна Владиславовна ст. преп. кафедры экономики и менеджмента Пермской государственной медицинской академии им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России, ст. преп. кафедры экономической теории Пермского научно-исследовательского
политехнического университета [email protected] Anna Vladislavovna Pepelyaeva lecturer of chair «the Economics and management», Perm State Medical Academy,
lecturer of chair «Economic theory», Perm National Research Polytechnic University
Аннотация. В статье рассмотрено региональное здравоохранение с позиции социально-экономической системы мезоуровня, представлены преимущества применения институционально-эволюционного подхода как современной альтернативной методологии изучения здравоохранения региона.
Abstract. In the article regional health protection as socio-economic system are considers, presented the advantages of using institutional evolutionary approach as an alternative modern methodology for the study of health protection in the region.
Ключевые слова: институционально-эволюционный подход, системный анализ, регион, здравоохранение региона, региональное здравоохранение как институт.
Keywords: institutional evolutionary approach, system analysis, the region, the region's health protection, regional health protection as an institution.
При переходе общества к постиндустриальному этапу развития значимость системы здравоохранения региона возрастает, т.к. здоровье населения является воспроизводственным ресурсом, влияющим на характеристики развития мезоуровневой социально-экономической системы.
Поскольку объектно-предметной областью исследования является система регионального здравоохранения, необходимо определить содержание понятий «регион» и «здравоохранение региона».
Трактовок понятия «регион» достаточно много, чаще под этим понятием понимается административная единица первого субнационального уровня или определенная территория со своей природно-ресурсной базой, климатическими условиями, историей, культурой, особенным этнографическим, конфессиональным составом населением, специфической формой взаимодействия общества, бизнеса и властных структур.
Регион оценивается не только как подсистема социально-экономического комплекса страны, но и как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов [21, с.249]. Регион - открытая, сложная, самоорганизующаяся и эволюционирующая система, куда функционально встроена и система охраны здоровья - социально-экономическая подсистема второго порядка, являющаяся элементом системообслуживающего комплекса.
Здравоохранение рассматривается с различных точек зрения: с позиции управленческой деятельности (как элемент реализации государственной политики) [22], отрасли народного хозяйства (сферы деятельности), социального института и с позиции сложной управляемой социально-экономической системы [24].
Чаще всего здравоохранение трактуется как отрасль деятельности государства, и в частности региональных властей, по организации и обеспечению доступного медицинского обслуживания, сохранению и укреплению здоровья отдельного индивида и населения региона или страны в целом.
С конца 90-х годов XX века в России происходит симбиоз академической медицинской науки и социологии, формируется новая область социологических исследований общественного здоровья - социология медицины, представителями которой являются А.В. Решетников, А.М. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев, И.В. Журавлева, К.Н. Хабибуллин, Е.В. Дмитриева, В.А. Медик, А.М. Осипов и др.
Происходит преодоление укоренившейся точки зрения, согласно которой система здравоохранения рассматривается как совокупность медицинских учреждений и органов управления.
В последнее время здравоохранение начинает рассматриваться как сфера целенаправленного, институционального воспроизводства общественного здоровья [16, С.30].
Поскольку здоровье находится в определенном соотношении с другими ценностями общества и личности и непосредственно связано с конкретной социокультурной средой [2, С.6], то его рассматривают как социальную ценность, включающую два компонента: объективный - совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья (социальный статус, профессия, заработок, продолжительность жизни и т.п.) и субъективный - это отношение человека к своему здоровью [17, С.16-17] (предпочтения, ценностные ориентации, мотивация, образ жизни, т.е. неформальные институты).
Здравоохранение региона, по нашему мнению, можно рассматривать с разных позиций:
1) как систему федеральных, региональных и общественных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения региона, улучшению демографической ситуации в регионе (т.е. как управляемую подсистему с четкой целевой и социальной направленностью);
2) как подсистему, формирующую человеческий капитал региона (как элемент системы воспроизводства региональных трудовых ресурсов);
3) как институт, т.е. совокупность политико-правовых, экономических, социальных, медицинских, организационных и культурных норм и правил, агентов и институциональных посредников, разнообразия культурных моделей и социальных отношений, взаимодействие и взаимовлияние которых которые обеспечивает определенный тип потребления «капитала здоровья» жителей региона (рациональное или неэффективное) и определенный тип его воспроизводства (простое, расширенное, суженное (депопуляция региона));
4) как отрасль народного хозяйства региона, предоставляющая населению особые общественные блага - медицинские услуги (т.е. как часть региональной сферы услуг, одна из отраслей, формирующая ВРП, часть государственного сектора региона, часть воспроизводственной системы региона);
5) как подсистему региона, в которой осуществляется процесс разработки управленческих решений (программ, проектов, мероприятий) стратегического и тактического характера по реализации государственной региональной политики в сфере здравоохранения с учетом географических, климатических, экономических, экологических, социальных, культурных, этнических условий региона (в рамках финансовой, кадровой, научно-технической, организационной, аллокационной политики), влияющих на устойчивость социально-экономического развития региона в целом (элемент управляющей подсистемы региона, часть регионального менеджмента).
Поскольку в большинстве предложенных нами авторских определениях, здравоохранение региона рассматривается как система или подсистема, то необходимо определить основные имманентные свойства регионального здравоохранения как управляемой социально-экономической системы (табл.).
Таблица
Основные свойства здравоохранения региона
С позиции социально-экономической системы С позиции объекта управления
Открытость и сложность связей элементов системы; Интеграция в региональный воспроизводственных цикл; Интеграция в национальную систему здравоохранения; Адаптивность к экзогенному и эндогенному воздействию; Оценка связей элементов и подсистем здравоохранения региона, их направленности, силы, характера и т.д.; Эмерджентность системы; Оценка редукции системы (за счет ограничения деятельности отдельных институтов здравоохранения региона); Возможность структурной оптимизации (целенаправленного итерационного процесса получения серии системных эффектов отрасли здравоохранения с целью оптимизации тактических целей в рамках заданных ограничений (финансовых, кадровых, влияния неформальных институтов в формировании «здоровьепотребляющего» поведения и т.п.)); Динамизм институциональной среды здравоохранения Управляемость институциональными изменениями; Необходимость учета адаптационного лага при институциональных изменениях; Социальная направленность; Иерархичность; Сопротивляемость переменам; Функциональное наполнение системы (с учетом выполнения здравоохранением региона воспроизводственной, нормативной функции (функции легитимации), функции социального контроля); Целевая результативность; Прозрачность управления затратами; Планирование финансового обеспечения отрасли в соответствии с целями региональной политики в
региона; области охраны здоровья Конгруэнтность институтов (соответствие формальных (бюджетирование, ориентированное на и неформальных правил друг другу).__результат)._
Системностью здравоохранения региона предопределена методологическая основа ее анализа, в рамках которой интегрируются системно-синергетические и естественнонаучные подходы, позволяющие моделировать механизмы самоорганизации, организации и трансформации сложных систем.
Наибольшее распространение среди методов, обладающих свойством междисциплинарности, получил системный подход, который органично встроен в институциональную, эволюционную и системную парадигму, которые будут рассмотрены ниже.
Современная экономическая теория представляет сложный конгломерат научных теорий, призванных максимально полно охватить динамические процессы в социально-экономической системе страны или региона с тем, чтобы адаптировать экономическую политику федерального и субфедерального уровней реальным потребностям национальной и региональной экономики.
Существует огромное многообразие научных школ и методологических подходов к оценке социально-экономических явлений и процессов, происходящих как на макро-, так и на мезоуровне, но все эти подходы действуют в рамках нескольких научных парадигм. За последнее столетие экономическая наука породила четыре основные парадигмы: неоклассическую (ортодоксальную), институциональную, эволюционную и системную [13], причем последняя рассматривается как средство преодоления теоретической стагфляции в науке.
Среди ученых, реализующих системную парадигму в экономических исследованиях, выделяют Я. Корнаи, К. Маркса, Й. А. Шумпетера, Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека, В. Ойкена и К. Поланьи [12, С.16-19].
Согласно системной парадигме, основным действующим лицом экономики являются экономические системы. Институты индуцируются влиянием данной системы, причем необходимо учитывать и эволюционные процессы, происходящие в системе. Системная парадигма на современном этапе представляет собой синтез неоклассической, институциональной и эволюционной концепций [13].
Институциональная экономика - научное направление современной экономической мысли, исследующее социально-экономические системы в их взаимообусловленности с происходящими институциональными изменениями.
С позиции институционального подхода функционирование социально-экономической системы определяется совокупностью формальных правил, неформальных норм и механизмов, которые их закрепляют [7].
Кроме того, институциональный анализ представляет собой анализ качественной стороны всех явлений, поскольку сосредоточен на исследовании институтов и институциональных структурах экономики, т.е. на качественных параметрах социально-экономической системы.
Поначалу неоинституционалисты рассматривали институциональную среду как экзогенно заданную и лишь в конце 1970-х гг. в рамках «подхода Вашингтонского университета», родоначальником которого является Д. Норт, был сделан акцент на исследовании эволюции институциональной среды во времени и влияния этой эволюции на экономический рост [18, С.139].
Эволюционная экономика, возникшая в XX веке и связанная, прежде всего, с именами Й. Шумпетера, Р.Р. Нельсона, С. Дж. Уинтера, А. Алчияна, Дж. Ходжсона - научное гетеродоксальное направление, исследующее экономическое развитие в предположении, что состав действующих лиц в экономике меняется по законам естественного отбора.
В рамках эволюционной экономической теории экономические процессы рассматриваются как спонтанные, открытые и необратимые; они порождены взаимодействием внешних и внутренних факторов и проявляются в изменении структуры экономики и действующих в ней агентов, все системы находятся в процессе постоянного и причинно-обусловленного изменения, т.е. прошлое обуславливает настоящее, а механизм трансформации связывается с изменчивостью, наследованием и отбором.
Многие отечественные ученые (Вольчик В.В., Ананьин О.И., Кирдина С.Г, Нуреев Р.М., Розмаинский И.В. и др.) рассматривают становление эволюционной экономики как очередной этап развития институционализма [5, С.62].
Тезис о необходимости синтеза эволюционного и институционального подходов присутствует в работах Р. Нельсона [6, С.5], который также отмечал, что социальные технологии сложнее воплотить в жизнь и оценить их эффективность, поскольку социальные механизмы встроены в социальную систему, и механизмы и система влияют друг на друга и предугадать эффект этого взаимодействия сложно [25, С.7-8].
Значительный вклад в эволюционную теорию внесли отечественные ученые Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев [4], В.И. Маевский, В.И. Макаров, В.М. Полтерович, Д.П. Фролов, О.В. Иншаков, Р.М. Нуреев, В.В. Вольчик и др. [19].
Процесс интенсификации институциональных исследований, происходящий в последнее время в экономической науке коррелирует по времени с необходимостью модернизации социально-экономической системы России на федеральном и субфедеральном уровнях.
За период формирования институционально-эволюционного подхода к изучению экономических систем наблюдалось последовательное движение от изучения в основном статических состояний объектов к анализу их динамики, от исследований преимущественно эмпирических к разработке теоретико-методологических вопросов, при этом акценты смещались к выявлению механизмов развития социально-территориальной структуры [10].
К аргументам использования институционально-эволюционного подхода в оценке и управлении здравоохранением региона можно отнести следующие.
Во-первых, вопросам совершенствования управления национальной или региональной систем здравоохранения уделяют внимание медицинские работники, организаторы здравоохранения, социологи и экономисты, однако поле исследований, как правило, ограничено проблемами финансирования отрасли, реформирования структуры медицинских учреждений [9, С.205], кадровой политики, информатизации, демографии и т.п.
Но для того, чтобы понять, почему происходит снижение эффективности функционирования здравоохранения, необходимо оценить его институциональную среду, изучить развитие системы здравоохранения в ее взаимообусловленности с
институциональными изменениями общества, поэтому здравоохранение региона можно трактовать и как институт, и как взаимодействие формальных и неформальных институтов, формирующих определенный тип поведения -«здоровьесбережение» или «здоровьепотребление».
Определенные попытки применить институциональный подход к оценке функционирования системы здравоохранения представлены в работах А.С. Акопяна, И.В. Розмаинского, Л.А. Габуевой, С.В. Шишкина, И.М. Шеймана.
Во-вторых, институциональные изменения протекают сложно, поскольку они зависят от изменения формальных и неформальных правил, средств и методов обеспечения соблюдения институциональных ограничений, кроме того, процесс институциональных изменений носит не дискретный, а инкрементный характер, поскольку неформальные институты достаточно устойчивы, менее восприимчивы к изменениям, а формальные подвержены резким сменам [15].
Несмотря на постоянное изменение законодательной базы в области сохранения здоровья на федеральном и региональном уровнях (принятия федеральных законов, концепций, госпрограмм, целевых программ федерального и регионального уровней), результативность управленческих решений остается низкой под воздействием неформальных правил (культура отношения к собственному здоровью, образ жизни, традиции, религиозные убеждения, семейные ценности и т.п.).
В-третьих, оценка работы регионального здравоохранения только с позиции экстенсивных показателей присуща в большей степени неоклассической парадигме, с позиции институционально-эволюционного подхода необходимо оценивать качественные стороны, показатели, результаты, что также является аргументом в пользу использования данного подхода при исследовании системы здравоохранения.
Например, за период проведения реформ по стимулированию рождаемости (с 2006 г.) ее уровень в Пермском крае возрос и превысил средний показатель по РФ, однако по данным Минздрава Пермского края, анализ изменений социального состава в структуре беременных и рожениц выявил тенденцию к смещению в
сторону пациенток категории социального риска и социально дезадаптированных женщин. Социальная нестабильная институциональная среда формирует неадекватное отношение женщины к беременности, ее течению, рождению ребенка, что может привести к снижению качества регионального здоровья в будущем [14, С.56].
В-четвертых, на современном этапе применительно к системным объектам (в т.ч. национальному и региональному здравоохранению) интерес экономистов, социологов, организаторов здравоохранения сфокусирован на нелинейности, неравновесии, непредсказуемости развития, диалектики порядка и хаоса синергетических моделей, изучению иерархической структуры системы и ее способности к саморегуляции [3, С.2].
Процессы, происходящие в региональном здравоохранении представляют собой необратимые во времени процессы развития, в т.ч. связанные с явлениями неравновесия, неустойчивости, разупорядоченности, неопределенности. При этом любой экономико-социальной системе, включая здравоохранение, свойственно стремление к стабильности, согласованию затрат (финансирования отрасли) и результатов (медицинских, социальных и экономических эффектов), спроса и предложения на определенные виды медицинских услуг, т.е. к равновесию, устойчивости, определенности. Сочетание этих разнонаправленных явлений порождает противоречия реальной экономики. В научном аспекте данное сочетание требует синтеза эволюционной и традиционной экономических теорий.
В-пятых, в мировой и отечественной практике существует множество точек зрения на проблему измерения устойчивого развития социально-экономических систем на различных уровнях, в т.ч. региональном. Однако большинство существующих систем индикаторов статичны и не позволяют исследовать и оценивать устойчивое развитие как динамический процесс [1]. Применение институционально-эволюционного подхода и разработка на его основе динамической системы показателей, оценивающих эффективность функционирования здравоохранения региона, позволит получить реальную оценку социально-экономической эффективности системы охраны здоровья.
Поскольку неформальные правила более устойчивы, необходимо внимание к изменению модели поведения со стороны региональных властей, а поскольку эффективность институциональной среды зависит от комплементарности формальных и неформальных институтов, то при формировании эффективной региональной политики в области здравоохранения нужно учитывать:
- сложившуюся институциональную среду здравоохранения региона:
•S взаимодействие основных субъектов: государственных и региональных органов власти, образовательных учреждений, бизнеса, медицинских организаций, СМИ, страховых медицинских компаний, общественных организаций, политических партий, населения региона; •S характеристики их связи по направленности, силе, степени свободы, характеру,
степени постоянства; •S социально-экономические, экологические и др. условия развития региона; •S территориальные особенности организации оказания медицинской помощи населению (внутрирегиональную дифференциацию обеспеченности, доступности, качества и удовлетворенности населения медицинской помощью); •S возможность учета, оценки и корректировки возникающих дисфункций института
(«институциональных ловушек») регионального здравоохранения; •S уровень сопротивления к переменам (новациям); •S уровень устойчивости к мутации;
•/ учет траектории развития институтов регионального здравоохранения (path dependence, path independence, path determinanency [20, с.103]);
- особенности регионального менеджмента отрасли здравоохранения:
•S качество принятых управленческих решений (с применением предварительной
проектной экспертизы региональных программ, проектов и т.п.); •S использование принципов системности, комплексности, непрерывности, преемственности при принятии и реализации управленческих решений в области охраны здоровья населения региона; •S уровень коммерциализации отрасли и степень государственного регулирования здравоохранения региона;
^ соотношение мер стратегического и тактического характера;
^ направленность, в первую очередь, на социальный эффект (улучшение качества и доступности медицинской помощи жителям региона, рост регионального «капитала здоровья» и т.п.), экономический эффект (сокращение бюджетных расходов на отрасль) должен быть вторичен; ^ уровень полноты и объективизации результирующих показателей
функционирования системы здравоохранения региона; ^ межведомственное взаимодействие здравоохранения с другими социальными
институтами; - особенности развития региона: ^ учет целевых установок развития региона;
^ данные оперативного системного мониторинга социально-экономического развития региона, ориентированного на увеличение релевантности вырабатываемой на субфедеральном уровне информации для принятия решений [8];
^ трансформационные процессы в управлении региональной социально-экономической системой (РСЭС) (Гольченко Ю.В. и Озеров П.В. выделяют следующие современные макроуправленческие трансформации: регионализацию (например, с 01.01.2012 г. на субъекты РФ возлагается обязанность по организации и финансированию медицинской помощи по программе госгарантий [23]), децентрализацию, горизонтальное построение автономных государственных и муниципальных организаций; к мезоуправленческим трансформациям на современном этапе можно отнести нивелирование существующей ассиметрии в развитии РСЭС) [8]; ^ факторы, обеспечивающие устойчивое региональное развитие.
Заключение
Институционально-эволюционный подход при оценке регионального здравоохранения позволит выявлять взаимодействие и взаимоадаптацию элементов институциональной среды здравоохранения региона, формирующих определенный уровень «капитала здоровья» населения данной территории (эффективность
здоровьесберегающей политики региональных органов власти, Министерства здравоохранения региона, территориального фонда ОМС, применение здоровьесберегающих технологий в деятельности образовательных учреждений региона, предприятий, качество организации работы медицинских организаций различных форм собственности, участие в формировании ЗОЖ региональных и федеральных СМИ, результативность деятельности страховых медицинских организаций, региональных общественных организаций и политических партий, модели поведения и отношения к своему здоровью населения данной территории и других формальных и неформальных институтов) с экзогенными и эндогенными факторами социально-экономической системы мезо- и макроуровня (региона и страны), а также учитывать институциональные изменения, происходящие в здравоохранении региона.
В результате синтеза институционального и эволюционного подходов (т.е. формирования системогенетики) может сформироваться высокоинформативная методологическая основа государственной экономической политики, обеспечивающая максимально возможное устойчивое и синхронное развитие всех элементов социально-экономической системы [11].
Библиографический список
1. Tretyakova Е.А. Evolution of Research and Evaluation Methodology of Sustainable Development of Social and Economic Systems // World Applied Sciences Journal, 2013. - №25 (5). - Р.756-759. - URL: http://www.idosi.org/wasi/wasi25(5)13/ 10.pdf http://www.idosi.org/wasi/wasi25%285%292013.htm
2. Абишев, Р.Э. Социальная ценность здоровья /Р.Э. Абишев. //Социальные науки и общественное здоровье: теоретические подходы, эмпирические исследования, практические решения: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2012 года. - Пенза - Москва -Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 148 с.
3. Акопян, А.С. Программа модернизации здравоохранения 2020 и фазы институциональной трансформации сети государственных учреждений / А.С. Акопян // Качественная клиническая практика. - 2010. - №1. - С.2-10
4. Александров Н.Н. Институционализм и эволюционная экономика / Н.Н. Александров. - [Эл.ресурс]. - Эл. статья. - URL: http ://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161917.htm
5. Вольчик, В.В. Эволюционный подход к анализу институциональных изменений /В.В. Вольчик // TERRA ECONOMICUS. - 2012. - №4. - Том 10. -С.62-70
6. Вольчик, В.В. Нейтральные рынки, ненейтральные институты и экономическая эволюция /В.В. Вольчик // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2004. - том 2. - №2. - С.5
7. Головко, М.В. Институционально-эволюционный подход к исследованию развития национально-экономической системы / М.В. Головко // Вопросы управления. - 2011. - №4 (17). - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/04/07/
8. Гольченко, Ю.В. Управление развитием региона: трансформационно-экономический аспект /Ю.В. Гольченко, П.В. Озеров //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - [Эл.ресурс]. -Эл. статья. - URL: http://www.uecs.ru/index.php?option=com flexicontent&view =items&id=612
9. Злотникова, Л.М. Здоровье человека в контексте экономической науки и практики /Л.М. Злотникова //Современные проблемы эффективности управления здравоохранением: Материалы научно-практической конференции с международным участием. Москва, 14-16 декабря 2011г. /Под ред. акад. РАМН, проф. Вялкова А.И. - М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО». - 2012. - 329с.
10. Институциональный подход к изучению социально-региональной структуры общества (гл. 21). В кн.: Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. -Новосибирск: АО «Наука РАН», 1999. - С. 455. - URL: http://www.xn--80ahlbhvs.xn--p1ai/index.php?option=com content&view=article&id=213&Itemid =68&lang=ru
11. Исламутдинов, В.Ф. Синтез институционального и эволюционного подходов к теоретическому обоснованию инновационных процессов /В.Ф. Исламутдинов. - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010.
12. Кирдина, С.Г. К переосмыслению принципа методологического индивидуализма / С.Г. Кирдина. - М.: Институт экономики РАН, 2013. - 54с.
13. Клейнер, Б.Г. Новая теория экономических систем и ее приложения /Б.Г. Клейнер // «Вестник РАН», 2011, сентябрь
14. Лепихина, Т.Л. Анализ взаимодействия формальных и неформальных правил в формировании института здоровьесбережения /Т.Л. Лепихина, А.В. Пепеляева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 15 (156). - С.50-59
15. Магомедов, А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики / А.М. Магомедов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - [Эл.ресурс]. - Эл. статья. - дата публикации 31.05.13. - URL: http://uecs.ru/uecs-53-532013/item/2168-2013-05-30-10-55-02
16. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. / В.А. Медик, А.М. Осипов. - М.: РИОР, ИНФРА-М, 2012. - 385с.
17. Мединская, М.А. Социальное здоровье человека /М.А. Мединская //Социальные науки и общественное здоровье: теоретические подходы, эмпирические исследования, практические решения: материалы II
международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2012 года. -Пенза - Москва - Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. -148 с.
18. Розмаинский, И.В. Институционализм (гл. из учебника «История экономического анализа») /И.В. Розмаинский //JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). -2010. - №4. - Том 2. - С.130-144
19. Сопин, В.С. Эволюционная теория в экономической науке: проблемы и перспективы /В.С. Сопин //Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». - 2009. - №3(31) - URL: http://www.m-economv.m/art.php?nArtId=2687
20. Сухарев, О.С. Институциональное планирование, траектории институционального развития и трансакционные издержки /О.С. Сухарев //JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). - 2012. - №3. - Том 4. - С. 95-112
21. Таова, С.М. Здравоохранение как региональная социально-экономическая система /С.М. Таова // Молодой ученый. - 2013. - №8. - С. 249-253
22. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2013 №323-ФЗ
23. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"» от 29 ноября 2010 г. №313-ФЗ
24. Щепин, О.В. Здравоохранение как социально-экономическая система / О.В. Щепин, В.Ю. Дятлов //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - №3. - С.3-6
25. Эггертсон, Т. Знания и теория институциональных изменений /Т. Эггертсон //Вопросы экономики. - 2011. - №7. - С.4-16