УДК 338.46:61 А. М. ВИНОКУРОВА
ББК 65.495 кандидат экономических наук, доцент,
Байкальский государственный университет экономики и права
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ*
Рассматриваются основные институты российского здравоохранения, а именно государственные, коммерческие и общественные медицинские организации; высшие учебные заведения. Сформулированы институциональные особенности сферы здравоохранения, среди которых информационная асимметрия, неопределенность возникновения спроса, локальный монополизм производителей медицинских услуг, ограничения в доступе на рынок новых поставщиков. Предметом значительной части экономических отношений в здравоохранении являются риски, что ведет к бурному развитию страхования в данной сфере. Представлена характеристика институтов, выделены факторы, определяющие изменения в российском здравоохранении на мировом, государственном и местном уровнях.
Ключевые слова: здравоохранение; институциональная среда здравоохранения; институты; особенности сферы здравоохранения.
A. M. VINOKUROVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
FEATURES OF HEALTH CARE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT
The article studies the basic institutions of the Russian health care system, namely state, commercial and public health care organizations and higher educational institutions. The author determines institutional features of health-care service: information asymmetry, demand uncertainty, local monopolism of health care providers and limitation of market access for new providers. The risks are a large part of economic relations in health-care service, which leads to a rapid development of insurance in this field. The author characterizes institutions and describes the factors that determine changes in Russian health care system at the global, national and local levels.
Keywords: health care; institutional environment of health care; institutions; features of health care.
Поддержание и улучшение состояния здоровья человека на протяжении всей истории общества относится к наиболее важным проблемам и задачам его функционирования. Степень развития здравоохранения, качество, доступность и своевременность медицинской помощи для населения отражается не только на показателях общественного и индивидуального здоровья людей, но и демонстрирует качество жизни, благополучие общества. Более того, общественное
здоровье и здравоохранение, бесспорно, являются факторами, обеспечивающими национальную безопасность государства. В связи с этим, намеченные правительством РФ реформы в отрасли направлены на улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Основная задача реформирования здравоохранения заключается в повышении отдачи экономического потенциала отрасли не только за счет улучшения ее ресурсного
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-30 «Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг и их влияние на устойчивое развитие Прибайкальского региона» (шифр заявки 6.3135.2011; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256018).
© А. М. Винокурова, 2013
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
обеспечения, а прежде всего эффективности использования всех видов ресурсов на основе единой стратегии реструктуризации системы оказания медицинской помощи, внедрением современных управленческих и медицинских технологий, в том числе и элементов рыночного механизма [5].
На сегодняшний день здравоохранение, как государственный институт, находится в стадии активных институциональных преобразований, целью которых являются качественное повышение эффективности и доступности системы оказания медицинской помощи, в приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи населению, обеспечивающей улучшение состояния здоровья населения1. Это отражается в развитии кадрового потенциала на всех уровнях отрасли и высокотехнологичном медицинском обслуживании населения.
Однако прежде чем рассматривать определенные преобразования в системе здравоохранения, необходимо обратить внимание на некоторые ее институциональные особенности. Следует заметить, что основная часть благ, создаваемых в здравоохранении, является с экономической точки зрения доверительными благами. Данным понятием обозначают такие блага, оценка качества которых связана с большими издержками для клиентов даже после начала их потребления. Это обусловлено выраженной информационной ассиметрией между поставщиком и потребителем медицинских услуг. По мнению специалистов, изучающих экономику здравоохранения, она проявляется в следующем:
- неполная информация о заболевании, невозможность самостоятельно поставить диагноз и определить объем, методы и виды необходимой медицинской помощи, кроме того, неосведомленность о побочных эффектах и взаимодействии лекарственных препаратов, так как информация относительно медицинской помощи сложна и специализированна, поэтому пациент не в состоянии совершить рациональный потребительский выбор в условиях информационной ассиметрии;
’ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон РФ от 21 нояб. 2011 г. № 323-ф3.
- ограниченные возможности использования прежнего опыта потребления таких благ, так как немногие заболевания являются повторяющимися и имеют каждый раз аналогичные проявления;
- приобретая и потребляя такие блага, как медицинская помощь, не всегда можно оценить целесообразность продукта. Например, принимая дорогостоящие лекарства, выписанные врачом, пациент лишь через некоторое время может заметить улучшение состояния здоровья.
Таким образом, потребитель медицинских услуг (пациент) вынужден доверить поставщику услуг (врачу) выбор объема и качества медицинской помощи, соответствующей его потребностям. Врач при этом играет двойственную роль. С одной стороны, посредника или агента потребителя, призванного выражать интересы клиента, формулировать его спрос на конкретные виды медицинских услуг, а с другой стороны — поставщика этих услуг. Такая ситуация содержит в себе потенциальный конфликт интересов, который влияет на экономические отношения между поставщиком и потребителем [6]. В экономической теории подобного рода отношения между поставщиком и потребителем услуг, следствием которых является производство благ в объемах, не обеспечивающих эффективное использование ресурсов, обозначаются как «изъяны рынка». Экономическим отношениям в здравоохранении присущ специфический «букет» таких изъянов. Помимо информационной асимметрии к ним можно отнести неопределенность возникновения спроса, локальный монополизм производителей, ограничения в доступе на рынок новых поставщиков, наличие внешних эффектов от оказания медицинской помощи.
Еще одной ключевой экономической особенностью здравоохранения является то, что предметом значительной части экономических отношений здесь выступают риски. В здравоохранении активно развиваются институты медицинского страхования. Главный принцип медицинского страхования выражается формулой «здоровый платит за больного». Особенность здравоохранения состоит в том, что ни в одной другой отрасли институты страхования не играют такой большой роли: в некоторых странах до 80 %
финансовых потоков приходится на медицинское страхование [6].
Особенностью экономических институтов в здравоохранении выступают также общественные представления о справедливости и требования общества к их формированию. Представления о том, какое именно здравоохранение социально справедливо, разумеется, не универсальны и многообразны в разных странах и у различных социальных групп. Согласие наблюдается лишь в том, что современное общество должно обеспечить каждому своему члену возможность получения какого-либо минимума медицинской помощи не зависимо от его социального статуса и дохода [1].
Важнейшим отличием здравоохранения от других отраслей является многообразие источников финансирования медицинской помощи, большое количество систем и моделей финансирования здравоохранения. Например, в России действует система частного финансирования, где источником средств служат прямые платежи пациентов за оказываемую им помощь и взносы граждан и работодателей на добровольное медицинское страхование. Существуют системы государственного финансирования здравоохранения, к которым можно отнести систему бюджетного финансирования и систему обязательного (социального) медицинского страхования: в первой средства поступают из бюджетов разных уровней за счет общего налогообложения; во второй основным источником средств служат обязательные взносы работников или работодателей, а страховщиками выступают государственные учреждения или негосударственные коммерческие организации. Эти системы во многих странах воплощены в самых разных моделях и могут сочетаться друг с другом в одной стране.
Необходимо отметить еще одну особенность сферы здравоохранения. Как в России, так и за рубежом, формальные экономические отношения между потребителем и поставщиком медицинских услуг зачастую дополняются неформальными (теневыми) способами оплаты услуг. Не секрет, что практика оплаты услуг «в руки» специалистам существует и в других отраслях, но уникальной особенностью здравоохранения является то, что подобная форма платежа не явля-
ется тождественной коррупции или взяткам. Неформальная оплата в здравоохранении частично играет роль индивидуальной доплаты за качество оказываемых услуг и часто выступает для врачей стимулом повышения своей квалификации и качества оказываемой ими медицинской помощи [3].
Большинство авторов определяет институциональную среду как совокупность функционирующих институтов: экономи-
ческих (собственность, ценообразование, конкуренция); социального окружения (взаимодействие власти и общества, начальника и подчиненного, отношения к труду, особенности управления, неформальных отношений и т. д.) и духовного окружения (особенности национального характера, нравственность, духовность, патриотизм и т. д.).
Именно институциональная среда (рис.) и ее ограничительные рамки формируют экономический механизм здравоохранения, образуют механизм саморегуляции, который обеспечивает поддержание равновесия системы вокруг определенных заданных макроэкономических параметров [4].
С другой стороны, здравоохранение также можно рассматривать как институт, представляющий собой целостную совокупность идей, правил и механизмов, направленных на оказание медицинской помощи населению.
Государственное управление здравоохранением осуществляется на формальном уровне. Основу формальных институтов составляет Конституция РФ, а также законы РФ, постановления Правительства, указы Президента в области здравоохранения, прикладные отраслевые стандарты (программы, приказы, методические указания). К неформальным институтам можно отнести культуру и традиции, сложившиеся в отечественном здравоохранении, модели поведения экономических агентов на рынке медицинских услуг, а также медицинскую этику и деонтологию. Именно в рамках неформальных правил существует «серый» рынок, предусматривающий неформальную (теневую) оплату медицинских услуг.
Некоторые авторы [2] выделяют различные уровни институциональной среды здравоохранения в зависимости от масштаба ее охвата, а также отмечают факторы, определяющие изменения этой среды на каждом из уровней (табл.).
Институциональная среда здравоохранения
Формальные правила
X
Конституция РФ
X
Законы РФ, постановления Правительства, указы Президента в области здравоохранения
Прикладные отраслевые стандарты (программы, приказы, методические указания)
Организации
Органы государственного управления здравоохранением РФ (Министерство здравоохранения РФ)
Лечебно-профилактические учреждения (стационары, поликлиники, санатории и т. д.)
Страховые компании
Фонды обязательного и добровольного страхования
Общественные организации
Медицинские высшие учебные заведения
Институциональная среда здравоохранения
Институциональная среда здравоохранения и факторы, определяющие ее изменения
Уровень Органы, курирующие сектор здравоохранения Факторы
Мировой Всемирная организация здравоохранения и Европейская организация здравоохранения, а также их отделения Политика здравоохранения Медицинские технологии Международные стандарты в области здравоохранения Международные нормы и правила в сфере здравоохранения
Государственный Министерство / ведомство Экономическая и социальная политика в области здравоохранения Международное сотрудничество Инфраструктура здравоохранения Образование и наука
Местный Областные или территориальные органы здравоохранения Демографическая ситуация Уровень жизни населения Менталитет народа Уровень заболеваемости и т. д.
Составлено по: [4].
Процесс развития сектора здравоохранения (институционализация) может рассматриваться как процесс гармонизированных концептуальных, правовых, организационных, технологических и других системных преобразований в сфере
здравоохранения. Любые преобразования системы неизбежно связаны с определенными затратами на ее изменение, что обуславливает поиск рационального пути перехода от существующей системы к перспективной.
Список использованной литературы
1. Галкин Р. А. Семнадцать мгновений обновления здравоохранения России / Р. А. Галкин, И. А. Гехт, Г. Б. Артемьева // Менеджер здравоохранения. — 2012. — № 3. — С. 13—19.
2. Курмангалиева А. Д. Институциональные основы эффективного управления развитием системы здравоохранения Казахстана : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. Д. Курмангалиева. — Томск, 2009. — 33 с.
3. Неформальные платежи за медицинскую помощь в России : учеб. пособие / С. В. Шишкин, Т. В. Богатова, Е. Г. Потапчик. — М. : Транспечать, 2002. — 102 с.
4. Попов Е. Системный подход к проблеме импорта институтов в российскую экономику / Е. Попов,
В. Лесных // Общество и экономика. — 2005. — № 10—11. — С. 98—112.
5. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г. Э. Улумбекова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 592 с.
6. Экономика здравоохранения : учеб. пособие / под науч. ред. М. Г. Колосницыной, И. М. Шеймана,
С. В. Шишкина. — М. : Изд-во ГУ-ВШЭ, 2008. — 388 с.
References
1. Galkin R. A., Geht I. A., Artemieva G. B. Seventeen moments of renewing health care of Russia. Menedzher zdravookhraneniya — Healthcare manager, 2012, no. 3, pp. 13—19 (in Russian).
2. Kurmangalieva A. D. Institutsional'nye osnovy effektivnogo upravleniya razvitiem sistemy zdravookhraneniya Kazakhstana. Aftoref. kand. dis. [Institutional foundations of efficient management of Kazakhstan's health care system. Cand. Dis. Thesis]. Tomsk, 2009. 33 p.
3. Shishkin S. V., Bogatova T. V., Potapchik E. G. Neformalnye platezhi za meditsinskuyu pomoshh v Rossii [Informal payments for health care services in Russia]. Moscow, Transpechat Publ., 2002. 102 p.
4. Popov E., Lesnykh V. System approach towards challenges of importing the institutes into Russia's economy. Obshhestvo i ekonomika — Society and Economy, 2005, no. 10—11, pp. 98—112 (in Russian).
5. Ulumbekova G. E. Zdravookhranenie Rossii. Chto nado delat: nauchnoe obosnovanie «Strategii razvitiya zdravookhraneniya RF do 2020 goda» [Health care of Russia. What shall be done: scientific rationale for «Strategy for health care development of the RF until 2020»]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2010. 592 p.
6. Kolosnitsyna M. G., Sheyman I. M., Shishkin S. V. (eds) Ekonomika zdravookhraneniya [Health Care Economy]. Moscow, GU-VShE Publ., 2008. 388 p.
Информация об авторе
Винокурова Арина Михайловна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Vinokurova Arina Mikhailovna — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management of Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].