УДК 378.147
Стругова Людмила Александровна
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Лысьвенский филиал Пермского
национального исследовательского политехнического университета 618900, Пермский край, г. Лысьва, ул. Ленина, 2 e-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ludmila A. Strugova
Senior lecturer of the Department of humanitarian and socio-economic disciplines
Lysva branch of Perm National Research Politechnical University 618900, Lysva, Perm region, Russia, 2, Lenin str. e-mail: [email protected]
THE USE OF INNOVATIONS IN THE PROCESS OF HIGHER EDUCATION
Аннотация: рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов по направлению 38.03.01 «Экономика» в условиях перехода России к инновационному развитию на основе компетентностного подхода к образовательному процессу и научно-исследовательской работе студентов.
Ключевые слова: инновационное развитие, компетентностный подход, научно-исследовательская работа студентов, профессиональные компетенции.
Abstract: discussion the formation of professional competence of students in the direction 38.03.01 "Economics" in the conditions of transition of Russia to innovative development, on the basis of competence approach to the educational process and scientific-research work of students.
Keywords: innovative development, competence approach, research effort, professional competences.
© Стругова Л.А., 2016
Выделяя различные этапы исторического развития производительных сил и производственных отношений, наблюдаем эволюцию развития от простого к сложному. Человек прошел длительный и сложный путь от создания простых орудий труда до кибернетики, информатизации мирового пространства и нанотехнологии. Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без продуктов современных технологий - компьютеров, мобильных телефонов, оборудования с программным числовым управлением и т. п. Понятно, что страны, выбравшие инновационный путь развития и обладающие передовыми инновационными технологиями, становятся лидерами мировой экономики.
Инновационная экономика характеризуется не только высокорентабельными предприятиями, но и, главное, высоким качеством уровня образования, медицинских услуг, развитой системой жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому инновационный путь развития важен не только для России в целом, ее регионов, но и для отдельно взятого человека, так как будет способствовать росту уровня жизни населения.
Инновационная экономика успешно строится при соблюдении трех условий:
- участие креативно мыслящих людей;
- наличие социокультурной среды, способствующей творению нового;
- содействие государства в формировании среды, благоприятной для инноваций.
Эти условия взаимосвязаны. Очевидно, что только креативно мыслящие специалисты смогут осуществить преобразования в экономике и обществе на основе партнерских отношений с государством. Но и от государства требуется решение стратегических задач, а также выбор средств решения для формирования необходимого количества креативно мыслящих специалистов [2-6].
Когда проводят анализ качественного состава персонала предприятия, то одной из важнейших характеристик является уровень образования. На тех предприятиях, где образовательный уровень высокий, используются более современные техника и методы управления предприятием и персоналом. Образование также служит достаточно мощным критерием материального
и социально-культурного обеспечения россиян, в частности молодежи, в то же самое время происходит значительное расслоение общества на обеспеченных и малообеспеченных людей. Высшее образование становится непременным условием жизненного успеха, а знания превращаются в товар, качество которого предстоит оценивать потребителю [1].
Функцию подготовки работников интеллектуального труда для предприятий выполняют высшие учебные заведения. Причем необходимо, чтобы произошло сближение учебно-образовательной деятельности и производства, а обучение должно быть ориентировано на решение задач инновационного развития. Изменяющиеся условия современной экономики требуют от специалистов постоянного обновления приобретенных знаний и навыков, поэтому студентам необходимо прививать культуру саморазвития, стремление к получению новых знаний.
В этом и состоит главная задача высшего образования: подготовить не просто профессионала, а профессионала обучающегося, способного решать задачи инновационного развития предприятия и продолжать получать новые знания в течение всей жизни.
Повышение степени практической ориентированности системы высшего образования, реализуемой в Лысьвенском филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета, происходит за счет поиска новых организационных форм соединения бизнеса и науки, таких как научно-технический совет, попечительский совет, а также обновления существующих и формирования новых образовательных программ на основе компетентностно-го подхода с учетом требований конечного потребителя - работодателя.
На кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЛФ ПНИПУ для привлечения студентов к инновационной деятельности сформированы и функционируют малые студенческие группы по различным научным направлениям, по которым работают преподаватели кафедры. За каждым научно-педагогическим работником кафедры закреплены студенты (от трех до пяти человек), имеющие предрасположенность к научной деятельности.
83
Малые студенческие группы способствуют системному формированию индивидуальных траекторий, интеллектуальных, самоорганизующих, коммуникативных начал и позволяют успешно организовывать деятельность обучающихся в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. Все это формируется в рамках тех общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые заложены в ФГОС по направлению «Экономика».
Результатами деятельности таких малых студенческих групп являются участие студентов в региональных научно-практических конференциях, международных олимпиадах по различным дисциплинам, написании научных статей, совместное с научными руководителями создание монографий.
Также на кафедре изменили подход к выбору тем курсовых и выпускных квалификационных работ. Начиная с первого курса стараемся привить студентам очной формы обучения подход к выбору тем через решение проблем тех предприятий и организаций, где они планируют в дальнейшем проходить производственную и преддипломную практики. Выбор тем курсовых работ ориентирован на решение вопросов, которые требуют глубокой теоретической и аналитической проработки, так как в большинстве случаев студенты работают на средних предприятиях, где нет аналитических отделов. Начиная решать проблему предприятия с курсовой работы по экономике организации, студент обращает на нее особое внимание при изучении учебных дисциплин.
В курсовой работе по менеджменту описывается организационная структура управления, при изучении дисциплины «Анализ хозяйственно-финансовой деятельности» анализируются основные экономические и финансовые показатели предприятия или организации, а на дисциплине «Планирование на предприятии» обязательно рассматриваются вопросы совершенствования планирования деятельности для решения изучаемой проблемы. На производственной практике студенты также стараются собрать материал по той проблеме, которую им предстоит решить в дипломной работе.
Так в течение всего срока обучения студент целенаправленно подбирает
материал к написанию дипломной работы. Помимо этого, руководителями
84
производственной практики на кафедре стали назначать научно-педагогических работников, которые являлись руководителями малых научных студенческих групп и вели те направления научной деятельности, по которым работали студенты. Впоследствии эти преподаватели будут руководителями выпускных квалификационных работ. Все это со временем дает определенные результаты с точки зрения не только качества подготовки студентов-выпускников при защите выпускной квалификационной работы, но и выполнения мониторинговых показателей в части научно-исследовательской деятельности, определенной в размере 75 тысяч рублей на одну ставку НПР по ЛФ ПНИПУ.
Около трети выпускных квалификационных работ выполняется по заказам предприятий горнозаводского региона Пермского края. Это достаточно высокий показатель, свидетельствующий о высокой оценке профессиональных компетенций студентов, приобретенных в процессе обучения. Соответственно, такие работы студентов заслуживают и высокой оценки при защите перед государственной экзаменационной комиссией.
Но все это невозможно было бы без вовлечения работодателей в учебный процесс. Это позволяет решить такие задачи, как формирование заказа на профессиональные компентенции, предоставление мест для прохождения производственной практики, создание у студентов представления о потенциальной профессии во время производственной практики, проведение исследований на базе организаций-работодателей.
Таким образом, образовательная услуга представляет собой коммуникационный процесс, в который вовлечены образовательная организация, студенты и работодатели. Дальнейшее расширение и развитие в рамках социального партнерства деловых связей вуза возможно на договорной основе с органами власти, объединениями работодателей, общественными организациями и другими заинтересованными структурами города и региона. В результате растет влияние вуза на региональную политику развития системы высшего экономического образования на инновационных принципах.
Список литературы
1. Зборовский Г. Высшее образование и бизнес: проблемы институционального взаимодействия // Высшее образование в России. - 2007. - № 1. - С. 137-145.
2. Киян И.В. Оценка качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 2. - С. 76-84.
3. Мамадалиев К.Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. -2012. - № 11. - С. 450-452.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 456 с.
6. Соколова Н.Ф., Соколова С.А. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями на производстве у студентов экономических специальностей в процессе обучения на основе облачных технологий // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 3. - № 5. - С. 91-95.