Научная статья на тему 'Применение информационных технологий при проведении социологического исследования'

Применение информационных технологий при проведении социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3183
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ПАКЕТА MICROSOFT OFFICE / ПРОГРАММНЫЕ И АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIOLOGICAL RESEARCH / SOFTWARE AND HARDWARE IMPLEMENTATION OF A SOFTWARE PACKAGE MICROSOFT OFFICE / THE EFFICIENCY OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мальцева Елена Юрьевна, Молчанова Елена Владимировна

В статье рассматриваются особенности применения информационных технологий на этапах социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the use of information technology on the stages of sociological research.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий при проведении социологического исследования»

ART 15037

научно-методический электронный журнал

УДК 004.9:316

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Мальцева Елена Юрьевна,

преподаватель НЧОУ СПО «Юридический техникум», г. Кропоткин e.ju.maltseva@yandex. т

Молчанова Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления АНО ВО «(Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента», г. Краснодар m rboro@ram bler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения информационных технологий на этапах социологического исследования. Ключевые слова: информационные технологии, программные и аппаратные средства, применение программного пакета Microsoft Office, социологическое исследование, эффективность социологического исследования. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Особенностью проведения социологического опроса на современном этапе развития является популяризация применения информационных технологий.

По мнению авторов, применение информационных технологий на различных этапах социологического исследования создает оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей руководителей государственных органов власти [1].

Объектом исследования в данной статье выступают информационные технологии, обеспечивающие эффективность социологического исследования.

Предметом исследования являются особенности процесса применения информационных технологий на разных этапах измерения социологических данных.

Цель работы состоит в иллюстрации возможностей пакета Microsoft Office для организации социологического исследования.

Теоретико-прикладные исследования выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой должны быть предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки достаточно крупной социальной проблемы. Однако следует помнить, что ни один из методов сбора и обработки первичных данных не универсален. Поэтому следует прежде всего решить, какой (какие) способ(ы) лучше всего отвечают программным требованиям и целям исследования. Основания для данного решения: тип исследования (теоретико-прикладной или прикладной) и его принципиальный план (формулярный, описательный или ана-литико-экспериментальный), а также наличие ресурсов, необходимых для использования различных методов. В качестве главного метода следует выбрать наиболее соответствующий программным целям и максимально экономный. Разумно сформировать квотные выборки, объединяемые рядом общих признаков (половозрастных, профессионально-квалификационных и прочее), в разных подвыборках применять разные комбинации методов. Тогда при анализе данных мы можем получить возможность более основательной интерпретации общих зависимостей и связей.

Работу над социологическим исследованием можно разделить на три этапа: полевой, этап подготовки и обработки информации, заключительный [2].

Применение информационных технологий при проведении социологического исследования

f\j ■Л f\j

ART 15037

научно-методический электронный журнал

УДК 004.9:316

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Сбор информации на полевом этапе может быть оптимизирован посредством, например, сервисов сети Интернет и современных аппаратных устройств.

Глобальная сеть Интернет может быть интересна участникам социологического исследования следующими услугами: поисковые системы предоставляют комплекс аппаратно-программных средств, позволяющий выполнять поиск информации в Интернете по интересующей тематике. Электронная почта предоставляет услуги по пересылке и получению электронных сообщений по компьютерной сети и позволяет участникам не только на этапе сбора информации, но и на протяжении всего исследования обмениваться письмами.

Аппаратные средства ускоряют процесс сбора первичной социальной информации, экономя время и расходные материалы. Чаще всего анкета создается средствами текстовых или табличных редакторов, распечатывается и доставляется респонденту. Но есть и другие способы получения первичной информации. Современными социологами широко используются в рамках полевого этапа исследования смартфоны и коммуникаторы, диктофоны, видеокамеры и другие технические средства. Применение системы компьютеризированного телефонного интервью (CATI -Computer Assisted Telephone Interview) в отечественной практике не получило широкого распространения из-за сложностей организации контакт-центра. В нашем случае наряду с печатными опросными бланками, разработанными в Microsoft Excel, использовались сотовые телефоны для связи между организаторами социологического опроса и планшеты - для опроса в электронном бланке анкеты.

Большими возможностями по вводу и обработке данных социологического исследования обладает программа «Прикладной социолог» («ПриС»), разработанная Т. Г. Василенко. Программа может быть использована при планировании и обработке опросных данных. Для работы с программой «ПриС» пользователь должен уметь проводить социологический опрос и владеть навыками работы с пакетом Microsoft Office. Главная особенность программы состоит в том, что планирование и обработка данных социологического опроса реализованы в виде единого цикла, представленного в программе в виде «Дерева опроса». На этапе планирования опроса автоматизируются работы по созданию анкеты, планированию выборочной совокупности, формированию печатных материалов для опроса. На этапе обработки полученных данных благодаря использованию специальной формы ввода анкеты значительно упрощаются ввод данных в базу данных и анализ социологических данных. Программа имеет ограничения по максимальному количеству анкет в одном опросе, вопросов и ответов в одной анкете, количеству ответов в одном вопросе. Программа распространяется платно.

Примером зарубежной разработки является пакет SPSS Statistics (Statistical Package for the Social Sciences - «статистический пакет для социальных наук»), разработанный американской компанией SPSS Inc. Пакет SPSS представляет собой набор модулей, предназначенных для обработки данных. В программе реализованы различные возможности доступа к данным и управления. SPSS используют для ввода первичных данных, обработки данных распространенными математическими методами, построения отчетов. Основными методами обработки являются методы статистического анализа, такие как частотный анализ, расчет статистических показателей, построение таблиц сопряженности и корреляций, многомерный линейный регрессионный анализ, дискриминантный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование и другие. В программе предусмотрено графическое отображение данных. Вся документация и пользовательский интерфейс полностью русифицированы.

IM IM

ART 15037

научно-методический электронный журнал

УДК 004.9:316

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Безусловно, специализированные программы имеют целый ряд преимуществ, так как они разработаны для решения задач определенного вида методами математической статистики. Однако универсальные программы в ряде случаев оказываются полезнее, чем специализированные. Главное преимущество универсальных программ заключается в их доступности, распространенности, понятности для пользователя, универсальности - ориентированности на решение широкого круга задач.

Среди универсальных пакетов наибольшую популярность приобрели программы Microsoft Office. Пакет Microsoft Office полностью ориентирован на интеграцию разнородных данных и работу с информационными ресурсами Интернет.

К достоинствам данного программного обеспечения следует отнести доступность (входит в пакет MS Office), понятность, высокий уровень самообучения. Недостатком является универсальность пакета, его неспособность автоматизировать обработку учетной информации [3].

Наиболее подходящими для обработки данных социологического исследования являются следующие программы.

Microsoft Word чаще всего применяется для создания бланка анкеты и формирования итогового отчета.

Microsoft Excel - это табличный процессор, средствами которого реализуются базовые вычисления и моделирование данных социального опроса: встроенные функции различных категорий, методы статистической обработки данных, графическое представление данных, веб-публикации данных анализа в виде интерактивных сводных таблиц и диаграмм.

Microsoft Access - система управления базами данных, имеющая мощные языковые средства для автоматизации обработки данных: язык запросов высокого уровня QBE (Query By Example), язык структурированных запросов SQL (Structured Query Language), язык программирования VB (Visual Basic).

Microsoft PowerPoint - программа для презентаций. Microsoft PowerPoint обеспечивает мультимедийное представление результатной информации и их публикацию в виде веб-страниц.

Microsoft Visio - это графический редактор, предназначенный для создания диаграмм, в том числе диаграмм бизнес-процессов, в соответствии с нотациями IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1X, блок-схем на основе базовых фигур.

Microsoft Outlook - программа для работы с почтой и функциями календаря, планировщика задач, записной книжки и менеджера контактов. Кроме того, Microsoft Outlook позволяет отслеживать работу с документами пакета Microsoft Office для автоматического составления дневника работы.

Для применения в социологическом исследовании зарубежных статистических пакетов пользователь должен обладать значительным запасом знаний и умений в статистике и программировании. В отличие от западных программ, большинство российских пакетов ориентированы на среднего пользователя, удобны в использовании, понятны при изучении, обладают дружественным интерфейсом, но также требуют начальных знаний статистических методов обработки социологических данных. Универсальный пакет Microsoft Office благодаря своей популярности исключает вопросы совместимости и корректного отображения данных, не требует дополнительного вложения финансовых средств.

При использовании Microsoft Excel на этапе обработки данных социологического исследования авторы обратили внимание на некоторые особенности применения табличного редактора, приведенные ниже.

PU о 'V

КОНЦЕПТ

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

научно-лдетодический электронный журнал konCePtlru/2J01|/15:°|c7xhtm. - рег Эл № ФС 77-

ART 15037 УДК 004.9:316 . - .

(Формирование базы данных. На первом этапе обработки данных осуществляется ввод первичной социальной информации в программу. Исходными данными для базы данных являются данные анкет, собранные интервьюерами. Перед непосредственным вводом данных с бумажных бланков анкет первичная социальная информация кодируется. Каждой анкете присваивается порядковый номер, каждый ответ в каждом вопросе кодируется цифрой по порядку появления в вопросе. В базу данных - матрицу ответов, состоящую из строк, соответствующих номеру анкеты и ответам одного респондента, и столбцов, соответствующих номеру ответа на вопрос, операторы вводят числовую информацию.

Важно отметить, что можно создавать базу данных иным образом: в строках -номера ответов респондентов, в столбцах - номера анкет. Такой вариант формирования базы данных первичной социальной информации приемлем только для пакета Microsoft Office 2010 и выше. Начиная с Microsoft Excel 2010 нет ограничения на количество столбцов. Однако обрабатывать данные по строкам в Microsoft Excel неудобно, трудоемко, а в некоторых случаях невозможно.

Работа с вопросами. Вопросы в нашей анкете подразделяются на следующие виды:

- закрытые вопросы, где нужно выбрать один из предложенных вариантов ответов;

- полузакрытые вопросы с вариантом «другое», где нужно выбрать несколько вариантов ответов;

- вопросы, где нужно присвоить ранг предложенному варианту ответа;

- открытые вопросы, где респондент сам формулирует ответ.

У каждого вида вопросов анкеты есть свои особенности при формировании базы данных и их обработки.

База данных, сформированная в нашем случае, представлена на рис. 1. Анкеты пронумерованы от 1 до n (n - общее количество респондентов). Заголовки столбцов - вопросы - отличаются от закодированных данных социологического опроса указанием символа «V» перед номером вопроса. Вместо символа «пробел» в коде вопроса используется символ «_». Для удобства заголовки столбцов, соответствующие одному вопросу, выделены цветом; строка с заголовками столбцов закреплена, что позволяет видеть заголовок при большом количестве анкет.

А Б С , I D Е F G H I J I К L M N

1 2 Л анкеты ' V 1 (1J) - V 2 (1-0 - |v 3 (1-8) - V 4 (1-4)| т V ; (1-2) - v 6 1 -|v в V 6 3 I » V 6 4 4v 6 v«6~F Vi 7 h v 6 a »

1 1 5 7 1 1 0 0 0 4 0 0 0 0

3 2 2 1 7 1 2 1 0 0 0 0 0 0 0

4 3 1 2 5 2 1 1 0 0 4 0 0 0 8

5 4 2 1 2 2 1 1 0 0 4 0 0 0 0

6 5 2 1 1 3 1 0 0 3 4 0 0 0 0

7 В 2 2 2 2 1 0 0 0 4 0 0 0 0

8 7 2 2 1 3 1 0 0 0 4 0 0 0 0

9 8 2 5 4 0 1 0 0 0 4 0 0 7 0

10 9 2 5 4 4 2 0 0 0 0 0 0 0 0

11 10 1 3 Б 3 1 1 0 0 0 0 0 7 0

Рис. 1. База данных первичной социальной информации

Каждый ответ на вопрос, в котором респондент выбирает один из предложенных вариантов, закодирован в соответствии с содержимым анкеты кодами. Например, ответы на вопрос ^1_(1-2) «Укажите Ваш пол» имеют коды «1» - «мужской», «2» - «женский»; вопрос «Укажите ваш возраст» содержит шесть возрастных групп, кодируется <^_2_(1-6)». Ответы на вопрос <^_2_(1-6)» записываются цифрами от 1 до 6. Если респондент не указал ни один вариант ответа, в ячейку заносится 0.

Вопросы, на которые возможно выбрать несколько вариантов ответов, кодируются указанием номера вопроса и кода варианта ответа. Каждому варианту ответа

КОНЦЕПТ

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15037 УДК 004.9:316

соответствует свой столбец матрицы. Например, вопрос «Лично Вы давали взятку хотя бы раз? (2-3 варианта ответа)» содержит девять вариантов ответов, кодируется «V_6_1», «V_6_2», «V_6_3» и т. д. Для записи ответов на вопрос, где нужно выбрать несколько вариантов ответов, в столбце ставится код, соответствующий варианту ответа. Если респондент не выбрал вариант ответа, в ячейку вносится «0». Вариант ответа <^_6_другое» записывается так, как указал респондент. При кодировании данного варианта вопросов можно также использовать принцип дихотомии.

Вопросы, в которых необходимо присвоить ранг каждому варианту ответа, кодируются также указанием номера вопроса и кода варианта ответа. Каждому варианту ответа соответствует ранг, определяющий его место в системе оценок респондентов.

Открытые вопросы, где респондент сам формирует ответ, не кодируются. В соответствующую ячейку базы данных вносится тот ответ, который записал респондент в анкету, дословно.

После внесения данных нужно проверить корректность ввода первичной социальной информации, а только затем переходить к обработке. Для контроля ввода данных эффективно использовать «Автофильтр». Функция «Автофильтр» позволяет просмотреть все варианты ответов, внесенные в столбец, а также задавать условия отбора для работы с данными. Просмотр вариантов помогает исправить ошибки ввода. Например, в столбце «V_1_(1-2)» ошибочно введено значение «22» (рис. 2). С помощью автофильтра эту ошибку легко установить и исправить.

Рис. 2. Использование функции «Автофильтр» для поиска ошибок ввода

Обработка вопросов осуществляется с помощью встроенных функций «СЧЁТ» или «СЧЁТЕСЛИ». В качестве критерия в функции «СЧЁТЕСЛИ» выступает код варианта ответа.

5

iv Г м

КОНЦЕПТ

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15037 УДК 004.9:316

При подсчете количества ответов на какой-либо вопрос с учетом варианта ответа на другой вопрос в Microsoft Excel 2003 возникают большие сложности, которые успешно можно преодолеть в Microsoft Excel 2007 и выше, применяя функцию «СЧЁТЕСЛИМН». Данная функция подсчитывает количество ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих нескольким условиям. Например, в Microsoft Excel 2007 с помощью функции «СЧЁТЕСЛИМН» можно рассчитать, какой процент мужчин и женщин каждой возрастной группы принял участие в опросе.

Построение диаграмм. Диаграммы - наиболее распространенный вариант графического представления данных социологического опроса. Они отражают количественные отношения. В Microsoft Excel имеются различные виды графического изображения данных. В нашем исследовании были использованы структурные диаграммы и диаграммы сравнения; по форме - круговая диаграмма, гистограмма с группировкой, гистограмма с накоплением.

Круговая диаграмма отображает в виде сектора круга удельный вес частей в целом (рис. 3). Сумма удельных весов всегда равна 100% и составляет 360°. Размер каждого сектора определяется из расчета, что 1 % соответствует 3,6°. Для более наглядного представления данных использованы различные цвета заливки секторов.

Количество, %; >55>60; 29,2%; 29%

Количество, %; 40-55-60; 29,1%; 29%

Количество, %; 18-29; 15,9%; 16%

Количество, %; 30-39; 25,8%; 26%

18-29 30-39 40-55-60 >55>60

Рис. 3. Круговая диаграмма распределения респондентов по возрастным группам, %

Данные показывают, что возрастная структура респондентов распределена следующим образом: 15,9% респондентов составляют лица старше 18 лет и младше 29 лет, 25,8% - лица от 30 до 39 лет, 29,1% - лица от 40 до 60 лет, 29,2% - лица старше 55 лет.

Гистограмма с группировкой позволяет сравнивать значения по категориям с использованием вертикальных прямоугольников (см. рис. 4). На гистограмме с группировкой общий процент лиц в каждой категории выражается площадью соответствующего прямоугольника, а общая площадь равна численной совокупности (100%). Для наглядности на гистограмме с группировкой категория «мужчины» представлена синими прямоугольниками, а «женщины» - красными.

КОНЦЕПТ

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

49965Р^.Ги/2°23045120ХМгт' ~ ^ ^ ЭЛ № ФС 7?"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДОТ 15037 УДК 004.9:316 ' " '

Данные гистограммы с группировкой показывают, что в первую возрастную группу (18-29 лет) входят 7,0% мужчин и 8,9% женщин, во вторую возрастную группу (30-39 лет) - 13,9% мужчин и 11,9% женщин, в третью возрастную группу (40-5560 лет) - 14,1% мужчин и 15,0% женщин, в четвертую возрастную группу - 12,1% мужчин, 17,1% женщин.

Рис. 4. Гистограмма с группировкой распределения мужчин и женщин по возрастным группам, %

Гистограмма с накоплением отображает вклад каждого значения в общую сумму по каждой категории с помощью вертикальных прямоугольников (рис. 5).

Рис. 5. Гистограмма с накоплением распределения по социальному статусу мужчин и женщин, %

м 7 ru

ART 15037

научно-методический электронный журнал

УДК 004.9:316

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Анализ данных гистограммы с накоплением показывает, что среди опрошенных респондентов 6,4% женщин и 4,8% мужчин являются учащимися, 7,1% женщин и 8,0% мужчин - работающие, 9,3% женщин и 6,2% мужчин - работники бюджетной сферы, 12,3% женщин и 8,4% мужчин - пенсионеры, 3,9% женщин и 10,7% мужчин -предприниматели, 4,5% женщин и 0,2% мужчин имеют статус «домохозяйка», 1,4% женщин и 3,0% мужчин - безработный, 8,6% женщин и 5,2% мужчин - административное лицо.

На заключительном этапе выполняется анализ графической информации, формулируются выводы и оформляется итоговый документ.

Несмотря на то что каждое социальное исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует [4].

При оформлении итогового документа социолог чаще всего использует текстовый редактор. Формирование выводов - процесс творческий, и никакие программные и аппаратные средства на современном этапе развития информационных технологий не способны заменить компетентного специалиста. Однако с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Visio пакета Microsoft Office результаты исследования могут быть наглядно проиллюстрированы [5].

Применение программного пакета Microsoft Office на всех этапах социологического исследования позволяет упростить формирование электронной базы данных без использования дорогостоящих специализированных статистических программ. Доступность и уверенные навыки работы в универсальном табличном процессоре Microsoft Excel значительно расширяют возможности социолога по обработке и графическому представлению данных социологического исследования.

Пакет Microsoft Excel популярен также и у других исследователей (И. И. Грачёва, Е. А. Кобелева и др.), использующих в своих работах различные механизмы обработки экономической информации [6; 7].

Таким образом, практичность прикладного исследования - в его непосредственной устремленности на решение социальных проблем в их строго фиксированной пространственно-временной локализации, т. е. именно «здесь» и «сейчас». Авторы считают, что специфика применения современных информационных технологий на различных этапах прикладного социологического исследования положительно влияет на эффективность социологического исследования, точность полученных результатов и доказывает необходимость регулирования опытно-исследовательских работ в этом направлении. Прикладные исследования завершаются детальной проработкой управленческих решений и в конечном счете - внедрением в практику социальных нововведений.

Ссылки на источники

1. Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В., Чернухина Н. В. Выбор адаптивного инструментария при проведении социологического исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Социологические и политические науки. - 2014. - № 10.

2. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара; Изд-во Самар. ун-та, 1995.

3. Мальцева Е. Ю. Информационные технологии анализа состояния предприятий АПК Краснодарского края // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Вып. 2. - ART 54969. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54969.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X (дата обращения 07.11.2014).

4. Молчанова Е. В. Формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2009. - 185 с.

м О ^

КОНЦЕПТ

Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

49965Pt.rU/N°23045ll0Xhtm' ~ ^ ^ ЭЛ № ФС 7?"

ART 15037 УДК 004.9:316 ' " '

!5. Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В., Чернухина Н. В. Указ. соч.

6. Грачёва И. И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг в современных экономических условиях // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13271. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X (дата обращения 10.11.2014).

7. Кобелева Е. А. Экономическое развитие сельскохозяйственной отрасли Краснодарского края // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Вып. 2. - ART 55057. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55057.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X (дата обращения 20.11.2014).

Elena Maltseva, issn 2304-120Х

Lecturer, Law College, Kropotkin [email protected] Elena Molchanova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Public and Municipal Administration, Kuban Institute of International Entrepreneurship and 9 772304 120159 Management, Krasnodar [email protected]

To the question of information technology in organization of sociological research

Abstract. The paper deals with the use of information technology on the stages of sociological research.

Key words: information technology, software and hardware, implementation of software package Microsoft

Office, sociological research, efficiency of sociological research.

References

1. Mal'ceva, E. Ju., Molchanova, E. V. & Chernuhina, N. V. (2014) "Vybor adaptivnogo instrumentarija pri provedenii sociologicheskogo issledovanija", Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhe-stvennye nauki. Sociologicheskie i politicheskie nauki, № 10 (in Russian).

Jadov, V. A. (1995) Sociologicheskoe issledovanie: metodologija, programma, metody, Izd-vo Samar. un-ta, Samara (in Russian).

Mal'ceva, E. Ju. (2014) "Informacionnye tehnologii analiza sostojanija predprijatij APK Krasnodarskogo kraja", Koncept, Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 2. ART 54969. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54969.htm, Gos. reg. Jel № FS 77-49965, ISSN 2304-120X (data obrashhenija 07.11.2014) (in Russian).

Molchanova, E. V. (2009) Formirovanie volevogo komponenta chuvstva sobstvennogo dostoinstva u ucha-shhihsja mladshego shkol'nogo vozrasta: dis.... kand. ped. nauk, Majkop, 185 p. (in Russian). Mal'ceva, E. Ju., Molchanova, E. V. & Chernuhina, N. V. (2014) Op. cit.

Grachjova, I. I. (2013) "Problemy i perspektivy funkcionirovanija rynka zhilishhno-kommunal'nyh uslug v sovremennyh jekonomicheskih uslovijah", Koncept, № 12 (dekabr'). ART 13271. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13271.htm, Gos. reg. Jel № FS 77-49965, ISSN 2304-120X (data obrashhenija 10.11.2014) (in Russian).

Kobeleva, E. A. (2014) "Jekonomicheskoe razvitie sel'skohozjajstvennoj otrasli Krasnodarskogo kraja", Koncept, Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 2. ART 55057. Available at: http://e-koncept.ru/2014/55057.htm, Gos. reg. Jel № FS 77-49965, ISSN 2304-120X (data obrashhenija 20.11.2014) (in Russian).

2.

3.

7.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

ru л <v

977230412015902

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.