НиконороваЛ.М., Лутфуллина Г.Ф.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Статья посвящена использованию информационных технологий в практике преподавания иностранных языков. Теоретически проанализирован и обобщен практический опыт использования метода студенческих презентаций. Ключевые слова: информационные технологии, метод презентации, творческий подход.
С каждым годом все более возрастают требования к выпускникам профессиональной высшей школы, что требует реформы профессионального образования в целом. Ее движущей силой является применение информационных технологий, что делает возможным переход от репродуктивного к активному усвоению знаний, к усилению творческого начала в образовании, повышению качества обучения путем информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью [4,5,10]. Однако, как показывает практика, использование информационных и теле- коммуникационных технологий в вузах пока еще ограничено, в частности, из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их применению [6,8]. В полной мере это относится и к методике компьютерных технологий обучения иностранным языкам, которые в состоянии сделать процесс овладения языком и речью интересным и эффективным [1,2,9].
Главная цель обучения иностранному языку в вузе - умение извлечь основную информацию из иноязычного текста, а также высказать свое мнение по проблеме. В соответствии с теорией деятельности обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности. Отсюда следует, что для эффективного изучения иностранного языка необходимо организовать самостоятельную работу студентов в том виде речевой деятельности, которому их обучают.
Особое место в развитии творческой самостоятельной деятельности студентов занимает проектная методика. Телекоммуникационный проект представляет собой относительно законченный комплекс деятельности (учебно-познавательной,
ч/ ч/ ч/ \ ч/ ч/
исследовательской, творческой или игровой), организованный на основе компьютерной телекоммуникации [3,7]. В ходе этого вида работы предполагается основательное изучение материала по той или иной теме, проблеме.
При обучении иностранному языку чаще всего используются культурологические (страноведческие) телекоммуникационные проекты, а именно:
1. исторические - изучение истории страны, города;
2. географические - изучение географии страны, города;
3. этнографические- изучение традиций и быта народа страны изучаемого языка, изучение народного творчества, национальных особенностей культуры разных народов;
4. политико-экономические- ознакомление с государственным устройством стран, ознакомление с общественными организациями;
5. искусствоведческие- посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры страны изучаемого языка [6].
Интересными являются также проекты по актуальным мировым проблемам, например, таким как вопросы экологии в современном мире. Изучение требует исследовательского поиска для ее решения и имеет не только образовательную, но и социально значимую цель. Неоценимую помощь здесь оказывает использование Интернет-ресурсов. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студентам информации: страноведческий материал, статьи из газет и
журналов, необходимую литературу.
Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты, в рамках которых молодежи всего мира предлагается высказать свое мнение по самым актуальным темам современности, таким как защита окружающей среды, мир на Земле, наука и техника, образование, будущее нашей Планеты и др. Материалы самого проекта могут быть использованы на занятиях по иностранному языку. Цели таких занятий -формирование коммуникативной компетентности и развитие навыков общего понимания прочитанного.
Понятие проекта положено в основу образовательной программы «Intel Обучение для будущего», которая призвана помочь преподавателям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование на занятиях и при подготовке материалов, в проектной работе и самостоятельных исследованиях обучающихся. Главное - получение самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом. Опыт, полученный преподавателями кафедры иностранного языка Казанского государственного энергетического университета на курсе повышения квалификации по теме «Информационная компетентность преподавателя вуза», разработанной в соответствии с программой «Intel Обучение для будущего», помогает при использовании компьютерных технологий в процессе обучения.
На кафедре успешно используются мультимедийные средства в обучении грамматике. Подготовка презентаций студентами является одним из основных методов. Данный метод успешно применяется в преподавании грамматического материала. В первом семестре текущего учебного года студентами было подготовлено 32 презентации по различным грамматическим темам английского языка. Основными пунктами грамматических презентаций являются: 1) теоретический материал; 2) практические примеры; 3) упражнения; 4) ключи для самопроверки. Как дальнейшее использование мультимедийных средств в изучении грамматического материала на кафедре ведется работа по созданию электронных и печатных учебников по грамматике с использованием гиперссылок на соответствующие веб-сайты по каждой грамматической теме (авторы Е.А.Андреева, Н.Н.Волостнова). Широко применяется метод компьютерного тестирования, в частности, и при проведении языковых олимпиад. Невозможно переоценить роль использования презентаций при изучении страноведческого материала.
Следующий этап в использовании мультимедийных средств заключается в сфере работы над текстовым материалом с целью извлечения необходимой информации. Творческий элемент процесса обучения заключается в самостоятельном подборе информации по определенному проблемному вопросу. Для иностранных языков основными методами являются - описание и сравнение. Сравнение может предполагать
/« Ч/ Ч/ Ч//-Ч/1/-Ч/
нахождение общностей и различий в определенной выбранной сфере общей для страны изучаемого языка и для своей страны. Описание может предполагать составление развернутого письменного или устного высказывания по проблемному вопросу на базе усвоенного материала. При этом появляется возможность использовать преимущества интернета: 1) доступ к современным текстовым материалам; 2) возможность подбора материала в соответствии с уровнем подготовленности составителя презентации. Минимальный объем предполагает работу над одним текстом. Ход работы над презентацией в данном случае должен включать следующие этапы, соответствующие процессу реферирования: 1) подбор текста по определенной тематике; 2) выделение ключевых слов с поиском их перевода - работа над лексическим материалом; 3) выделение ключевых идей - работа над содержанием статьи. Можно включить разбор
временных форм глагола в качестве повторения грамматического материала. В качестве мотивирующего элемента работы над текстом должен быть поставлен проблемный вопрос. В результате работы над презентацией студент должен, базируясь на прочитанном материале, доказать справедливость своего суждения по поставленному вопросу.
Для групп с продвинутым уровнем владения иностранным языком можно предложить работы над несколькими выбранными текстами с постановкой следующих задач: 1) группировка текстов по определенному направлению; 2) подбор текстов по определенной тематике с целью извлечения наиболее полной информации по теме.
Во время прохождения курсов повышения квалификации, нашей основной задачей мы определили использование интернет-ресурсов в работе над неадаптированными текстами на иностранном языке. Преимущества данного метода: 1) доступ к
современным текстам из различных источников; 2) подбор текстов в соответствии с индивидуальным уровнем владения языком; 3) отсутствие переведенного варианта текста; 4) наличие иллюстраций. Работа над электронным неадаптированным текстом по специальности представляется нам ключевым моментом в подготовке специалистов в любой области. Была предпринята попытка разработки основных компонентов презентации как метода работы над неадаптированным текстом по специальности. В частности, нами были составлены и размещены на электронной площадке нашего университета проекты по теме: «Исследование проблем загрязнения воздуха городским транспортом» и «Экологические проблемы в современном мире». Данные проекты могут быть разработаны студентом, обучающимся по направлению «Экология». Работа над первым проектом предполагала следующие этапы: 1) подбор информации по теме; 2) работа над лексикой - составление словаря; 3) выделение ключевых фраз, отражающих основную идею текста; 4) составление на базе изученной лексики и ключевых фраз устного и письменного сообщения по аналогичной теме, но уже о родном городе Казани. В рамках второго проекта студентам предлагается найти с помощью Интернета неадаптированные статьи из немецкоязычных источников, определить какие экологические проблемы волнуют сегодня жителей Германии, Австрии, Швейцарии и составить подборку статей по каждой проблеме. На слайдах кратко излагается суть таких проблем, возможные пути их решения.
В этом семестре нами было предложено студентам подготовить презентации по специальности. Основная трудность заключается в определении тем презентаций по таким специальностям как «Документоведение и кадровая служба» или «Энергосбережение». В качестве основных пунктов презентации по специальности были выделены следующие: 1) защита презентации на иностранном языке с предложенным для слушателей вариантом собственного перевода; 2) составление терминологического словаря по тексту; 3) выделение ключевых фраз. Минимальный объем работы составляет один текст с включением в презентацию дополнительного текста для самостоятельного разбора студентом, который ознакомился с данной презентацией (как вариант самоконтроля). В этом семестре студентами было выполнено 9 презентаций по
« л —г
специальности на английском языке и 17 презентаций по страноведению на немецком языке.
Опыт работы над мультимедийными презентациями свидетельствует о том, что информационные технологии могут сделать работу по изучению иностранного языка увлекательной. Грамматический материал становится простым и понятным, а страна изучаемого языка более близкой и интересной. Разрушаются барьеры между людьми, живущими в разных государствах. Данный вид работы служит решению следующих задач:
■ формированию у студентов неординарного мышления;
■ развитию умения устанавливать причинно-следственные связи;
■ повышению мотивированности у обучающихся при изучении иностранного языка;
■ иформированию студентов о самых разных сторонах жизни общества в странах изучаемого языка с помощью неограниченных возможностей Интернета;
■ создания положительного эмоционального настроения при решении поставленных задач;
■ развитию творчества у студентов;
■ повышению эффективности занятий и качества обучения.
Как и при обучении студентов другим предметам, информационные технологии предоставляют возможность изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения к креативной модели, что способствует процессу реформирования традиционной системы образования.
Литература
1. Золотая рыбка в «сети». Интернет - технологии в средней школе. (Практическое руководство). Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001.
2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004.
3. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие - 9-е изд., исправленное и дополненное - М.: Интернет - Университет Информационных технологий, 2008.
4. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации/ Под общ. ред. С.И.Маслова. - М.: Изд-во МЭИ, 2004.
5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Авторы - составители: Д.П.Тевс, В.Н.Подковырова, Е.И.Апольских, М.В. Афонина. -Барнаул: БГПУ, 2006.
6. Кораблев А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. -2006. -№2. - с.37 - 39.
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе обазования. - М., 2001.
8. Современные информационные технологии в образовании: ключевые понятия, определения и задачи. - Центр проблем развития образования Белорусского гос. ун-та. URL: htpp: // charko. narod.ru / tekst / an 5 / 2.htm /
9. Угольков В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранному языку в вузе. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М.: 2004.
10. Яковлев А.И. Информационно - коммуникационные технологии в образовании. URL: http: / lemao.iis.ru / arc / infosoc / emag.nsf / BPA / bct6d4452de1cad0c3256c4d009253do