Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в сфере профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного'

Компьютерные технологии в сфере профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуксина Ирина Георгиевна

В статье доказывается, что для успешного использования компьютерных технологий на уроке русского языка как иностранного преподаватель должен обладать определенными знаниями и умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer technologies in the professional activity of the Russian as foreign language teacher

The article proclaims that the teacher of Russian as a foreign language should have special knowleages for successful use the computer technologies at the lesson.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в сфере профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

И.Г. ЧУКСИНА

Кафедра русского языка Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота Ул. Озерная, 38, 236029 Калининград, Россия

В статье доказывается, что для успешного использования компьютерных технологий на уроке русского языка как иностранного преподаватель должен обладать определенными знаниями и умениями.

В научно-методической литературе уже были достаточно проанализированы проблемы использования компьютеров на уроке РКИ: основы теории конструирования и использования обучающих компьютерных программ, психологические и лингводидактические особенности диалога с компьютером, типология упражнений и программ, основы концепции учебника нового типа — электронного учебника, основные направления использования ресурсов Интернета на уроке, лингводидактические особенности материалов на мультимедиа и методика их использования на уроке и др. Журналы «Мир русского слова», «Русский язык за рубежом» регулярно публикуют на своих страницах материалы, посвященные компьютерным технологиям обучения. Находящиеся в распоряжении методистов факты, данные опытного обучения и экспериментов позволяют уже в достаточной степени оценить эффективность компьютерного обучения (см. работы: Багрова, 1989; Дроздецкая, 1990; Канатова, 1991; Руденко-Моргун, 1994; Таркаева, 1987; Фадеев, 1992; Азимов, 1996; Цуганова, 1996; Лю Я, 1996; Низова, 2001; Федосова Ю.Г. и др.). Основные понятия компьютерной технологии обучения и связанные с ними знания, умения постепенно входят в сферу профессиональной компетенции преподавателя русского языка как иностранного. Встает задача этот компонент профессиональной компетенции преподавателя представить в системном виде на основе анализа различных видов компьютерных технологий и описания знаний и умений преподавателя. Что должен знать и уметь преподаватель, чтобы эффективно использовать компьютерные технологии на уроке?

Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно употребляться во все новых и новых сферах преподавания русского языка как иностранного, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др. Современное обучение иностранным языкам уже невозможно представить без компьютеров, которые, являясь уникальным техническим устройством, придуманным человеком, выполняют те задачи, где участие преподавателя по тем или иным причинам затруднено или оказывается слишком трудоемким. Компьютер выступает, в частности, как тренажер, помогающий учащемуся овладеть рутинными аспектами языка с помощью тренировочных упражнений, как инструмент в функции текстового редактора,

позволяющий легко создавать и обрабатывать печатные тексты, как канал общения и источник получения информации из различных баз данных, как средство презентации аудиовизуальной информации и др. Все эти функции компьютера, выполняемые в учебном процессе, отражают, с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, с другой, реализуют основные направления развития методической мысли, выдвигающей на основной план такие подходы к обучению языкам, как коммуникативный, когнитивный, личностный.

В процессе обучения РКИ, как показывает опыт, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетенции:

— осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;

— моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;

— наглядно представляя речевую ситуацию, использовать ее как стимул, опору в процессе учебного диалога;

— обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.

В настоящее время выделены и описаны два типа учебного общения с компьютером в учебном процессе:

а) общение, при котором естественный язык используется на уровне отдельных слов или лексико-грамматических конструкций, которые анализируются компьютером на основе сличения с эталонами;

б) общение в направлении «машина—человек», при котором естественный язык может применяться на уровне предложений, текстов, которые «встроены» в компьютерную систему и предъявляются в соответствии с алгоритмом обучения (это направление приобретает все большее распространение).

Выделяются несколько основных принципов создания и использования обучающих компьютерных курсов:

а) принцип тренировки, которая занимает все более ограниченное место в общей массе обучающих программ;

б) принцип погружения, построенный на основе моделирования тех или иных процессов коммуникации или передачи знаний на основе ресурсов интернета;

в) принцип интерактивного взаимодействия с помощью компьютерных линий связи.

Коммуникативный подход к обучению обусловил новый подход к тренировочным компьютерным программам:

— направленность при организации диалога на содержание, на информационную значимость общения, а не только на его форму;

— гибкость при анализе ответа, вариативность сообщений учащегося;

— ситуативность, проблемность в отборе и организации речевого материала;

— понимание ограниченности жестких алгоритмов обучения, перенос акцента на обеспечение активности учащихся;

— перенос акцента на использование аутентичных компьютерных материалов.

Компьютерная обучающая программа может быть оценена положительно при

соблюдении ряда условий. Она должна быть: целенаправленной, интегрированной, объективной и корректной, отражать факты языка и культуры, учитывать и обобщать наиболее часто встречающиеся трудности в изучении языка и др.

В целях обучения наряду со специально созданными программами используются аутентичные материалы, среди которых выделяются прежде всего ресурсы интернета как один из видов реализации компьютерных технологий, а также страноведческие мультимедийные материалы.

Различные виды компьютерных технологий используются как:

— инструмент для создания тренировочных упражнений;

— информационная база данных, позволяющая создавать, хранить и анализировать тексты на изучаемом языке;

— средство учебного взаимодействия в системах интернета и дистантного обучения.

В связи с этим необходимо отметить, что, если на начальном этапе компьютеризации обучения иностранным языкам на первый план выдвигалось использование компьютера как средства тренировки в упражнениях языкового или речевого характера (эта тренировка основывается прежде всего на анализе и исправлении компьютером ошибок учащихся), то в настоящее время, как показывает опыт использования компьютеров в обучении иностранным языкам, сфера их применения представляется значительно более широкой, например, использование в целях получения и обмена информацией с помощью компьютерных сетей или для организации дистантного обучения.

Создание и эффективное использование компьютерных программ в обучении РКИ наталкивается на ряд трудностей технического и психологического характера. Компьютерная техника быстро устаревает. То, что еще год назад казалось определенным программным или методическим достижением, сегодня представляется безнадежно устаревшим. С другой стороны, многие преподаватели все еще с большой долей скептицизма относятся к компьютерам, помня плачевные уроки программированного обучения или так называемых языковых лабораторий. Не всем ясны методические преимущества компьютера (есть достаточно большое количество примеров весьма успешного овладения языком без специальных средств обучения). Правда, в данном случае ситуация совершенно другая. Компьютеры пронизывают все сферы жизни современного общества, многие ученые говорят о создании информационного общества нового типа, объединенного, прежде всего, на основе телекоммуникаций, баз данных и др. Компьютер вбирает в себя информационные и технические возможности книги, газеты, телевизора, телефона, магнитофона, проигрывателя, становясь универсальным средством хранения и передачи аудиовизуальной и печатной информации любого типа. Все это открывает новые возможности и в обучении иностранным языкам.

Необходимо назвать следующие виды компьютерных технологий, которые необходимы в практической работе преподавателя: текстовые редакторы, системы мультимедиа, системы мультимедийной презентации и интернет. Преподаватель должен понимать содержание таких понятий, как гипертекст, типы диалога с компьютером, мультимедиа, компьютерные линии связи и др.

Современный преподаватель должен:

1) знать особенности текстового редактора для создания, хранения и обработки текстов;

2) быть знакомым с различными типами тренировочных компьютерных курсов и методикой их использования на уроке;

3) знать основные характеристики электронных учебников по иностранным языкам;

4) уметь пользоваться с ресурсами интернета и применять различные приемы их использования на уроке;

5) уметь готовить учебные материалы с помощью систем мультимедийной презентации (Power Point).

Необходимо помнить, использование интернета, например, в преподавании иностранного языка невозможно без активного участия учителя. В связи с этим учитель должен уметь:

— пользоваться программами, обеспечивающими работу в интернете (например, Netscape Explorer)-,

— знать основные поисковые системы и особенности работы с ними;

— знать ресурсы интернета, необходимые для его профессиональной деятельности (например, международные проекты для изучающих языки, системы дистанционного обучения, страноведческие ресурсы);

— понимать типологические особенности различных ресурсов интернета (содержание, функционирование, система обратной связи);

— уметь извлекать информацию из интернета и изменять ее с помощью текстового или графического редакторов;

— уметь пользоваться системами электронной почты, чатами;

— знать основные методические приемы использования ресурсов интернета в преподавании иностранных языков;

— принимать участие в электронных форумах, дискуссиях, организовывать проекты на основе ресурсов интернета;

— знать принципы создания и функционирования персональных веб-страниц, понимать функциональные возможности программ (например, Front Page), с помощью которых создаются персональные веб-страницы.

Что касается, например, использования ресурсов интернета в системе повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, то можно назвать следующие ресурсы:

1. Сайт МАПРЯЛ (mapryal.ru), в котором представлена информация о деятельности МАПРЯЛ, о его членах, основных событиях в жизни этой организации, конгрессах и конференциях. Здесь публикуется официальный печатный орган МАПРЯЛ — «Вестник МАПРЯЛ».

2. Сайт Гос. ИРЯ им. Пушкина (webcenter~ruslang.ru), в котором есть не только информация о деятельности Института, учебных программах, конференциях, но и есть специальный методический раздел, в котором обсуждаются актуальные вопросы методики преподавания, есть сведения о новинках научно-методической литературы.

3. Сайт Портал (gramota.ru), посвященный актуальным проблемам изучения и преподавания русского языка. Здесь публикуются статьи, посвященные культуре речи, реформе орфографии, даются сведения из истории русских слов и выражений, публикуются статьи из журналов «Русская речь» и «В мире русского слова». Весьма интересными являются включенные в данную систему интерактивные словари, которые позволяют проверить правописание слов, познакомиться со значением слов.

4. Интересные материалы, посвященные проблемам изучения иностранных языков в Европе, международным проектам в области преподавания иностранных языков публикуются на сайте центра языков Совета Европы (coe.fr).

5. На сайте лаборатории дистанционного обучения РАО ioso.iip.net/distant организуются виртуальные объединения преподавателей иностранных языков РФ. Функционируют методические объединения двух уровней: «Наука — практике» и «Практика — науке». «Идея заключается в постоянном интерактивном взаимодействии науки и практики, ученых, авторов программ, учебников и учебных пособий и учителей-практиков, студентов, аспирантов» (Полат, 2001, 10). В первом разделе представлены ведущие отделы, кафедры методики и лингводи-дактики страны. На уровне «Практика — науке» функционирует методическое объединение, на котором вы сможете обменяться мнениями со своими коллегами и принять участие в дискуссиях и конференциях. На этом же сайте организуются теле- и видеоконференции в режиме реального времени, или в оф-лайновом

режиме. В процессе проведения видеоконференций проводятся и чаты, т. е. обсуждение актуальных проблем предстоящей или текущей конференции.

Многие вопросы, связанные с компьютерными технологиями обучения, еще ждут своего решения. Стоит задача вписать различные компьютерные программы в различные технологии обучения (интенсивное обучение, дистантное обучения и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э.Г. Русский язык в интернете (лингвистический и методический аспекты) // Лингводидактический поиск на рубеже веков. — М., 2000.

2. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникационые сети интернет // Иностранные языки в школе,

' 1998, № 1.

3. Дмитриева Е.И. Технологичность как основной методический подход к созданию курсов дистанционного обучения через интернет // Иностранные языки в школе, 1998, № 4.

4. Кедрова Г.Е., Егоров А. М. Гипертекст как принцип формирования интерактивной обучающей среды по русскому языку // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. — Братислава, 1999.

5. Константинова О.В. Компьютерная программа и ее место в обучении языку специальности иностранных студентов технических вузов // Мир русского слова, 2000, № 3.

6. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2001, № 2.

7. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2001, № 3.

COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE TEACHER

I.G. CHUKSINA

Russian language Department Baltic State Academy Ozemaya str., 38, 236029 Kaliningrad, Russia

The article proclaims that the teacher of Russian as a foreign language should have special knowleages for successful use the computer technologies at the lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.