30
ИТО Марий Эл -2010
4 группа
Создание кроссвордов
Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространенная в мире игра со словами. Это способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки. Таким образом, кроссворды можно отнести к тренировочным дидактическим играм, цель которых систематизация и закрепление знаний. Создавать кроссворды можно с использованием различных программ, но ученики данной группы выбрали две - Microsoft Word и Microsoft Excel. В кроссвордах, созданных в среде табличного процессора, использовались возможности логической функции ЕСЛИ, примечания и условного форматирования. В процессе отгадывания правильность введенной в ячейку кроссворда буквы можно проверить по цвету, в который окрашивается ячейка. Если буква введена неправильно, цвет ячейки не изменяется. Создавая кроссворды в среде текстового процессора, ребята использовали возможности встроенного векторного редактора, повторили работу с таблицами, примечаниями, сносками. Подводя итог своей работы, подчеркнули достоинства и недостатки каждого способа.
Следует отметить, что такая групповая работа позволяет обучающимся пользоваться приобретенными знаниями, навыками для решения практических задач, создавать условия для развития интеллекта и творчества, с помощью компьютера, воспитывать трудолюбие, коммуникабельность и целенаправленность, формировать умения представлять свою работу, готовить тезисы выступления.
=10- Литература
1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 116-119.
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный курс: учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов. 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
4. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 класса: в 2 ч. М.: Просвещение, 2007.
Использование информационно-коммуникационных технологий
В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Матюхина Оксана Анатольевна, Федорова Галина Николаевна ([email protected])
ФГОУ СПО СОГРТ «Старооскольский геологоразведочный техникум имени И.И. Малышева», г. Старый Оскол Белгородской области
Аннотация
Данная статья отражает основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании информатики. Рассматриваются вопросы, связанные с развитием творческих способностей и творческого потенциала студентов.
В современных условиях наиболее совершенной формой профессиональной подготовки является преобразовательная, инновационная, творческая деятельность специалиста. Включение в творческую деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является раскрытие потенциала студентов, их общественной активности, ответственности. А это невозможно выполнить без обращения профессионального образования к личностно-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов.
В образовательных учреждениях необходима комплексная программа вовлечения студентов в исследовательскую и творческую деятельность. Это система учебно-воспитательных мероприятий, основной задачей которых является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. Чтобы подготовить специалиста, обладающего способностью творчески
осуществлять функции своей деятельности, важно уже в ходе усвоения знаний поэтапно, в меру индивидуальных особенностей студента, развивать его творческие потенциальные возможности.
Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития творческой личности будущего специалиста.
Подготовка будущего специалиста к творчеству в процессе получения им профессионального об -разования в учреждениях СПО должна складываться в определенную систему обучения и, прежде всего дидактическую. Очевидно также и то, что становления творческой профессиональной деятельности обучающихся необходимо достигать исключительно на личностной основе, с максимальным развитием у студентов готовности к творчеству, находящим свое воплощение в различных сферах жизнедеятельности человека.
Понятие «творчество» подразумевает создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, что едва ли возможно в массовой образовательной практике. Вместе с тем это может быть формированием психологической предрасположенности, готовности студентов к деятельности, предполагающей творческий замысел.
Педагогический опыт показывает, что перспективными специалистами являются те, кто овладел так называемыми исследовательскими знаниями и умениями, получив потенциал саморазвития. Исследовательский принцип в обучении предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности обучаемых, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности.
Значимыми для обучаемого становятся способность к целеполаганию, проектированию и планированию своей деятельности, контроль и оценка собственных действий, критическое мышление и выработка собственных выводов.
Эффективными подходами к построению содержания и технологий обучения специальным дисциплинам следует признать следующие:
- активное внедрение на всех стадиях обучения компьютерной поддержки;
- развитие технологий обучения, основанных на продуктивной деятельности;
- развитие эффективной системы научно-технического творчества студентов;
- углубление фундаментальной подготовки с усилением связи на профессиональную деятель -ность;
- преобладание форм, методов и средств обучения, моделирующих реальные условия.
Цель среднего профессионального образования - подготовка специалистов среднего звена, а главным конечным результатом профессионального образования является готовность специалиста к про -фессиональной деятельности.
Основными путями оптимизации образовательного процесса являются:
- ориентация системы подготовки на конечные цели обучения, заданные квалификационными требованиями;
- внедрение в практическое обучение элементов междисциплинарного характера;
- усиление взаимосвязи теоретической и практической направленности обучения.
Для реализации личностно-ориентированного обучения необходим выбор методов и технологий, ориентированных на творческую самореализацию личности, развитие его интеллектуальных возможностей, способствующих формированию потребности самостоятельного получения новых знаний, обеспечивающих деятельностный подход к обучению:
- возникающей проблемы, задачи;
- умение оценивать поступающую информацию согласно целям, условиям, требованиям задачи;
- умение определять способы и методы решения задачи, оценивая их на основании определенных критериев;
- умение выбирать средства, адекватные поставленной и решаемой задаче;
- умение соотносить полученные результаты с исходными целями.
32
ИТО Марий Эл -2010
- поставленная задача должна быть проблемной, максимально приближенной к возникающим профессиональным проблемам педагога, что позволяет оптимально адаптировать полученные знания и навыки на практике и поддерживает профессиональную заинтересованность;
- организация учебно-познавательной деятельности поисковая, направленная, прежде всего, на формирование у обучающихся опыта самостоятельного приобретения новых знаний, их применения в новых условиях, на обогащение опыта творческой деятельности;
- решение проблемы осуществляется посредством активного самостоятельного поиска необходимых сведений обучающимися, основанном на существующем знании информационных ресурсов, умении перерабатывать и использовать информацию, умении работы с информационными технологиями (программными комплексами) и средствами компьютерной телекоммуникации.
Данная ориентация позволяет стимулировать у обучающихся интерес к изучаемой проблеме, активизировать познавательную, исследовательскую деятельность, направленную на совершенствование его знаний, как по проектной деятельности, так и в области информационно-коммуникационных технологий, что способствует в свою очередь формированию определенных компетенций.
Поиск путей совершенствования практической подготовки специалистов ставит педагогов перед необходимостью поиска форм занятий, направленных на практическое ознакомление с профессиональной деятельностью и приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных умений, а также формирование профессионально значимых качеств личности и ценностно-мотивационных ориентаций в процессе обучения.
Одним из эффективных направлений повышения воспитательного потенциала образовательного процесса является научно-практическая работа студентов. Способность к техническому творчеству у студентов выявляется на уроках и во внеурочное время. Это подтверждает работа в кружках техникума и дополнительные занятия со студентами. Основной задачей является углубление и закрепление студентами знаний содержания учебных программ, а также проведение ими творческих, научно-исследовательских работ. При кабинете информатики работает кружок. В его составе в основном студенты первого и второго курса. Тематика заданий разрабатывается преподавателем с участием студентов. Исходными являются программа предмета, достижения науки и техники, необходимость пополнения электронных учебно-методических пособий.
Работа кружка строится так, чтобы студенты работали по углубленному изучению того или иного вопроса. Тогда они получают основательную подготовку не только для занятия техническим творчеством в самом техникуме, но и для творческого подхода к решению будущих профессиональных задач.
Для системного решения проблем организации работы кружков, целесообразно выделить три основных направления научно-исследовательской деятельности.
Первое направление - учебно-практическая работа, входящая в образовательный процесс. Содержание данного вида работы заключается в изучении литературы, подготовке рефератов, докладов, курсовых и дипломных проектов.
Второе направление - творческая деятельность, дополняющая образовательный процесс. Здесь основной задачей является индивидуализация процесса обучения. Содержание работы - проведение олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, семинаров.
Третье направление - научно-практическое исследование, сопутствующее образовательному процессу. Основная задача - специализация, то есть подготовка к конкретной практической деятельности студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и мастеров.
Современные мультимедийные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами: презентации, программные продукты и т. д. Работая с мультимедиа-инструментами, студенты получают в распоряжение богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и формирования знаний.
Диапазон проводимых студентами работ достаточно широк. Это разработка новых лабораторных и практических работ, создание мультимедиа-проектов, электронных учебно-методических разработок и др. Следует отметить, что разработки студентов внедряются в образовательный процесс в качестве новых лабораторных работ. Кроме того, разработанные студентами различные по назначению и принципу действия пособия могут быть использованы в демонстрационных целях при проведении теоретических занятий и практических работ по ряду дисциплин.
Технология создания мультимедиа-проектов предусматривает несколько этапов. На первом этапе происходит формирование темы, ее обоснование. Создаются творческие группы, которые обсуждают предложенные темы. Второй этап - планирование работы, что предполагает распределение обязанностей между участниками проекта, выбор инструментальных средств для выполнения проекта. Третий этап - сбор информации по теме. Для достижения обозначенной цели студентам предлагаются: мультимедийные справочники, энциклопедии, словари, электронная библиотека и сеть Интернет. Непосредственная работа над проектом осуществляется в малых группах, что способствует отработке навыков коллективной работы и межличностного общения.
Обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта и создания фрагментов электронного учебного пособия проходит в форме защиты, что, в свою очередь, требует выработки у студентов навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано отстаивать свою позицию.
Таким образом, при создании мультимедийного учебного проекта студенты отрабатывают практические навыки использования современных интернет-технологий и компьютера для применения в образовательном процессе при изучении некоторых специальных дисциплин.
Литература
1. Среднее профессиональное образование / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу СПО. 2003. № 1, 3.
2. Профессиональное образование и формирование личности специалиста: научно-методический сборник / ИПР СПО. М., 2002.
Актуализация резервов мыслительных операций
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Софронова Наталия Викторовна, Павлова Л.В.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», РМЭ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на проблеме развития мышления при обучении информатике младших школьников. Рассмотрены некоторые учебники по информатике для начальной школы. Сделан вывод о необходимости перехода от обучения, основанного на запоминании, к обучению, основанному на понимании.
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить.
На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработки информации. В связи с этим на уроках информатики широко используются разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью. Важное влияние информатика оказывает на формирование таких форм мышления, как логического, алгоритмического.
В достижении данных целей особую роль играет информатика, целенаправленное и разностороннее изучение в рамках этого курса информационных процессов в системах различной природы, а период 6-8 лет является сензитивным в формировании и развитии операционного мышления, его критичности. Это обуславливает целесообразность развивающего обучения информатике в начальной школе. Но способы формирования критичности мышления младших школьников в методике начального обучения разработаны пока крайне слабо.