IMPROVEMENT OF HIGHLY QUALIFIED WOMEN SKIER-RACERS' COORDINATION ABILITIES DURING TRANSITION AND PREPARATORY PERIODS OF SPORT TRAINING
N. Guseva, post-graduate student,
Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk.
Contact information: 620141, Ekaterinburg, Pehotintsev str., 3/3, 12 fl.
The necessity of improvement of highly qualified women skier-racers' coordination abilities in connection with competitive conditions is revealed in the article. The fitness means is analyzed and the expedience of its use during transition and preparatory periods of sport training of highly qualified women skier-racers is proved. The effectiveness of use of fitness means with the aim of
coordination abilities improvement of highly qualified women skier-racers is proved experimentally. interrelation of the coordination abilities level with the result of sprint disciplines is revealed.
Key words: sprint disciplines, coordination abilities, fitness means, correlation analysis.
УДК 75.03
ПРИМЕНЕНИЕ ГИПОВЕНТИЛЯЦИОННЫХ РЕЖИМОВ ДЫХАНИЯ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МЕТАТЕЛЕЙ
Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Чёмов,
Волгоградская государственная академия физической культуры.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Проанализированы эффекты направленных воздействий на дыхательную функцию в виде дозированных задержек дыхания легкоатлетов-метателей с целью оптимизации деятельности как самой дыхательной системы, так и совершенствования физической подготовленности спортсменов.
Ключевые слова: эргогениче-ские средства, задержка дыхания, физическая подготовленность, тренировочный процесс, легкоатлеты-метатели.
B настоящее время в условиях напряженной тренировочной и
соревновательной деятельности весьма остро стоит вопрос привлечения эффективных, современных, научно обоснованных методик оптимизации функциональной подготовленности спортсменов [1, 4, 6]. В связи с этим в последнее время особое внимание стало уделяться внедрению в тренировочный процесс спортсменов широкого круга дополнительных, т.н. эргогениче-ских средств, в качестве которых могут выступать различные средства направленного воздействия на организм [5, 7].
Более того, использование этих средств становится в настоящее время необходимы элементом со-
№2 l 2012
9
временных технологий тренировочного процесса в спорте [2, 3, 7].
В этой связи основной целью настоящего исследования явилось определение направленности влияния и эффекта воздействия гиповентиляционных режимов дыхания на динамику показателей физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в легкоатлетических метаниях.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели был организован и проведен педагогический эксперимент в подготовительном периоде тренировки метателей, в котором выяснялась эффективность использования в тренировочном процессе гиповентиляционных режимов дыхания, создаваемых посредством дозированных задержек дыхания (ЗД). Были организованы экспериментальная (п=10) и контрольная (п=10) группы из числа легкоатлетов-метателей 14-15 лет. Исследование проводилось в течение 11 недель (контрольные недели - в начале, в середине и в конце эксперимента), подготовительный период - 4 недели и специально подготовительный период - 4 недели. Уровень спортивного мастерства соответствовал N4 разряду.
Экспериментальные группы выполняли тренировочную работу с использованием двух комплексов задержек дыхания.
Комплекс - ЗД-1. Задержки дыхания комплекса ЗД-1 практиковались при равномерном пробегании дистанций более 100 м и кроссов. На первых занятиях ис-
пользовались задержки дыхания продолжительностью 4-5 с, а впоследствии доводились до 20-25 с. Задержки дыхания выполнялись сериями по 4-5 задержек с интервалом 30-40 с.
Комплекс - ЗД-2. Задержки дыхания комплекса ЗД-2 использовались при интервальном беге (например, 5 х 100 м, 5 х 60 м, 8 х 30 м). Задержки дыхания выполнялись в сочетании с двигательными циклами - сначала на каждые 4-6 шагов - задержка, впоследствии - на каждые 8-10 шагов. Задержки дыхания применялись через отрезок. Например: на 1, на 3, на 5 и на 7 отрезках.
Для выяснения влияния тренировок с гиповенти-ляционными режимами дыхания на результат профессиональной деятельности спортсменов в начале и в конце экспериментальных исследований спортсмены подвергались комплексному педагогическому обследованию, в хооде которого определялся уровень скоростной, силовой, скоростно-силовой подготовленности и выносливости.
Результаты исследования. В ходе проведенного педагогического эксперимента были получены данные, позволяющие судить об эффективности применения гиповентиляционных режимов дыхания в тренировке легкоатлетов-метателей (таблица).
Достоверные изменения показателей физической подготовленности легкоатлетов-метателей в экспериментальной группе произошли в семи тестах из одиннадцати в конце эксперимента, т. е. после специально-подготовительного этапа.
Таблица
Изменение показателей физической подготовленности у легкоатлетов-метателей в результате
тренировки с задержками дыхания (X±m)
+ Экспериментальная группа (п = 10) Контрольная группа (п = 10)
исходные данные ОПЭ СПЭ исходные данные ОПЭ СПЭ
Бег 30 м с ходу (с) 3,78±0,03 3,79±0,06 3,58±0,04* 3,82±0,04 3,77±0,03 3,68±0,03*
Бег 60 м по движению (с) 7,57±0,08 7,26±0,07* 7,41±0,05 7,59±0,10 7,62±0,05 7,38±0,04*
Бег 150 м по движению (с) 21,93±0,33 20,89±0,34* 20,74±0,27* 21,87±0,30 21,60±0,29 21,68±0,28
Прыжок в длину с места (м) 2,42±0,04 2,53±0,03 2,56±0,02 2,34±0,04 2,37±0,04 2,41±0,03
Тройной прыжок с места с ноги на ногу (м) 6,52±0,10 6,63±0,08 7,06±0,14* 6,34±0,13 6,44±0,08 6,69±0,10
Метание ядра снизу вперед(м) 11,42±0,25 12,36±0,12* 12,61±0,11* 11,35±0,16 11,50±0,12 11,63±0,15
Метание ядра через голову назад (м) 11,76±0,16 11,94±0,22 12,54±0,12* 12,01±0,20 12,17±0,16 12,33±0,16
Бег 1000 м (с) 3,43±0,09 3,25±0,06* 3,39±0,03 3,49±0,08 3,42±0,07 3,44±0,05
Жим штанги лежа от груди (кг) 47,0±0,91 47,3±1,06 49,7±0,73 47,5±1,44 47,0±1,20 48,0±1,00
Приседания со штангой (кг) 67,5±1,02 69,7±0,69 74,0±0,59* 69,3±1,46 71,8±0,76 74,5±0,66
Рывок штанги (кг) 37,0±0,89 38,2±0,82 41,4±0,67* 37,7±0,66 38,8±0,41 41,5±0,66*
Примечание: Достоверность различий при * Р < 0,05 0: - критерий Стьюдента).
10
№2 I 2012
В контрольной группе, в которой спортсмены тренировались по стандартной программе, достоверный прирост наблюдался только в трех тестах. Причем в экспериментальной группе положительные изменения результатов наблюдались уже после общеподготовительного этапа. В контрольной же группе результаты в середине эксперимента повышались, но изменения носили недостоверный характер.
В тестах, характеризующих скоростные возможности спортсменов, результаты увеличились достоверно в двух тестах из трех в экспериментальной группе, при -чем положительные изменения происходили от этапа к этапу.
В контрольной группе такие изменения были отмечены только после специально-подготовительного этапа.
В экспериментальной группе положительные изменения произошли в беге на 60 и 150 метров после общеподготовительного этапа, показатели выросли на 4,1 и 4,7% (р < 0,05), после специально-подготовительного этапа результаты увеличились в беге на 30 м с ходу и 150 м на 5,3 и 5,4% соответственно. В контрольной группе после специально-подготовительного этапа в беге на 60 м и 30 м с ходу результат увеличился на 3,7 и 2,8% (р < 0,05) соответственно.
В скоростно-силовых показателях в экспериментальной группе после общеподготовительного этапа достоверные изменения произошли только в одном тесте (метание ядра снизу вперед, результат вырос на 7,6%), однако после специально-подготовительного этапа такие изменения наблюдались уже в трех тестах: тройном прыжке с места с ноги на ногу, метании ядра снизу вперед и в метании ядра через голову назад, результаты выросли на 7,6; 8,9; 6,2% (р < 0,05) соответственно. В контрольной группе результаты также увеличивались, но недостоверно.
По силовым показателям результаты в обеих группах улучшились только после специально-подготовительного этапа. В экспериментальной группе улучшения произошли в приседании со штангой и в рывке штанги, где относительный прирост составил 8,8 и 10,6% (р < 0,05). В тесте жим штанги лежа от груди результат также увеличился, но незначительно. В контрольной группе улучшение результата произошло только в рывке штанги на 9,2% (р < 0,05), в остальных тестах (приседание со штангой и жим штанги лежа от груди) пророст не имеет достоверности.
В показателе общей выносливости (бег 1000 м) значимые изменения произошли после общеподготовительного этапа, результат вырос на 5,2% (р < 0,05), однако к концу эксперимента результат незначительно превысил исходный уровень. В контрольной группе этот показатель и на обще- и на специально-подготовительном этапах увеличился незначительно.
Соревновательный результат имел положительную динамику как в экспериментальной, так и в контрольной группе (рис.).
Результат в толкании ядра в экспериментальной группе после использования в тренировочном процессе задержек дыхания увеличился на 3,4%, в контрольной группе прирост составил 2,4%.
Толкание ядра
ЗД (исходный рез-т) ЗД (конечный рез-т)
Рис.Динамикаспортивногорезультатаулегкоатлетов-
метателейврезультатетренировкисдозированными задержками дыхания
Следует отметить, что в экспериментальной группе, спортсмены которой тренировались с применением гиповентиляционных режимов дыхания, установлены значимые изменения показателей общей и специальной физической подготовленности, которые были зафиксированы как на промежуточном, так и на заключительном этапе эксперимента, причем, чем продолжительней применялись эргогенические средства в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов, тем в большем количестве показателей обнаруживались достоверные изменения от этапа к этапу. В контрольной группе достоверный прирост результатов в конце эксперимента наблюдался только в единичных случаях, а на общеподготовительном этапе практически отсутствовал.
Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что на общеподготовительном этапе применение гиповентиляционных режимов дыхания способствует повышению скоростных показателей и аэробных возможностей организма.
На специально-подготовительном этапе для повышения показателей физической подготовленности целесообразно использовать дозированные задержки дыхания и дифференцировать их использование в зависимости от задач тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры, 2001. - №4.- С. 9-10.
2. Булатова, М. М. Теоретико-методические аспекты реализации функциональных резервов спортсменов высшей квалификации // Наука в олимпийском спорте. - 2003. - Спец. вып. - С.33-50.
3. Волков, Н. И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте. - М., 1998. - 110 с.
4. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
5. Солодков, А. С., Савич А. Б. Повышение резервов адаптации к физическим нагрузкам с помощью резистивной тренировки вентиляторного аппарата // Пути оптимизации функции дыхания при нагрузках, в патологии и в экстремальных состояниях. - Тверь, 1991. - С. 70-78.
6. Солопов, И. Н., Шамардин А. И. Функциональная подготовка спортсменов: монография. - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.
7. Солопов, И. Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека. - Волгоград, 2004. - 220 с.
№2 I 2012
11
APPLICATION OF HYPOVENTILATING MODES OF BREATH IN TRAINING OF ATHLETES-THROWERS
V. Chemov, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences,
Volgograd state academy of physical education.
Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
Effects of the directed influences on respiratory function in the form of the dosed out delays of breath of athletes-throwers for the purpose of optimization of activity both the most respiratory system, and perfection of physical readiness of sportsmen are analysed.
Keywords: ergogenic means, a breath delay, physical readiness, training process, athletes-throwers.
УДК 378.1
место управленческих компетенций в системе компетентностно-ориентированного подхода в российском образовании
Старший преподаватель Е. В. Василенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Перспективы интеграции российского образования в европейскую систему во многом связаны с активным внедрением в последние несколько лет идеи компетентностного подхода. в различных подходах к определению компетенции/компетентности отмечается и профессиональный аспект. Желаемый результат профессионального образования описывается различными компетенциями, в том числе и управленческими, реализация которых в педагогическом процессе может выступить дополнительным фактором модернизации подготовки специалистов и улучшения качества их подготовки.
Ключевые слова: компетент-ностный подход, компетенция,
компетентность, ключевые компетенции, профессиональные компетенции, управленческие компетенции.
В современной отечественной педагогике известно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как известные, давно устоявшиеся подходы, так и новые, недавно вошедшие в педагогическую теорию и практику. К последним относится и компетентностный подход.
В современной России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году в Концепции модернизации российского образования на пери-
12
№2 l 2012