ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Н.В. ИЛЬЧЕНКО, Московский университет МВД России
Аннотация
В работе изучалась эффективность применения ряда физических средств восстановления в группах спортивного отделения технического вуза. В результате проведенного исследования с группами студентов, занимающихся борьбой самбо и дзюдо, определены оптимальные соотношения величин тренировочных нагрузок и восстановительных
средств.
Abstract
In work was studied efficiency of applying some physical restoration means in sport sections in technical institute. As a result optimal correlation of training loading and means of restoration was determined in terms of students training in sambo and judo wrestling.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, физическая нагрузка, средства восстановления, эффективность.
Студенческий спорт имеет свои отличительные черты. Спортсмены-студенты пребывают в наиболее выгодном возрасте для реализации своих физических возможностей. В то же время обучение в вузе ограничено довольно коротким сроком, что требует интенсификации учебно-тренировочных занятий. Повышенные нагрузки, в свою очередь, требуют эффективных средств и методов активизации механизма восстановления и повышения работоспособности атлетов. Но применение этих воздействий на спортсменов недопустимо без предварительного научного обоснования, что требует проведения специальных теоретических исследований и практических экспериментов.
Поиску новых подходов к быстрому восстановлению работоспособности спортсменов посвящено немало работ специалистов. В то же время лишь незначительная часть подобных исследований адаптируется с учебно-тренировочным процессом, особенно нефизкультурного вуза. Отсюда следует, что избранная тема исследования весьма актуальна.
Занятия спортом подразумевают выполнение атлетами физических нагрузок различной направленности, интенсивности и продолжительности. В определенный период выполнения работы начинается процесс утомления, когда снижаются функциональные возможности организма наряду с развитием торможения в центральной нервной системе (ЦНС). При этом наступает усталость, при которой спортсмен оказывается не в состоянии выполнять упражнения с заданным уровнем интенсивности и качества техники или вынужден вообще прекратить упражнения.
После прекращения физических упражнений в организме происходят изменения, повышающие функциональные возможности систем, которые принято называть восстановлением. При этом организм не просто возвращается в исходное состояние, но происходит повышение функциональных его возможностей, соответственно повышается работоспособность организма.
В спортивной практике используют три группы средств восстановления: педагогические, психологические и медико-биологические.
Педагогические средства восстановления являются составной и неотъемлемой частью тренировочного процесса, они должны учитываться при планировании как отдельного тренировочного занятия, так и недельных микроциклов, годичного и многолетнего периодов тренировки. В основе педагогических средств восстановления лежит оптимизация тренировочных нагрузок при рациональном соотношении интервалов тренировок и отдыха, использовании различных форм активного отдыха, переключении с одного вида деятельности на другой.
Широкое распространение в последние годы получили психологические методы и средства восстановления. С помощью психологических воздействий удается значительно снизить нервно-психическое напряжение, устранить состояние психической угнетенности, восстановить затраченную нервную энергию, сформировать индивидуальную установку на эффективное выполнение тренировочных и соревновательные нагрузок, довести до предельных значений индивидуальные функциональные возможности спортсменов.
К медико-биологическим средствам восстановления относят гигиенические средства, физические средства, питание, фармакологические средства. В спортивной практике широко используются различные физические средства: виды ручного и инструментального массажа (подводный, вибрационный), душ, ванны, сауну, локальные физиотерапевтические методы воздействия (гальванизацию, ионофорез, соллюкс и т.п.), локальные баровоздействия, электростимуляцию и др.
В цели нашего исследования входило выявление влияния ряда физических средств восстановления работоспособности спортсменов при выполнении ими строго определенной специальной нагрузки.
На первом этапе исследования была поставлена задача выяснить, окажет ли нагрузка в сочетании с различны-
(ШВ$)
ми средствами восстановления влияние на время, необходимое для достижения определенной частоты сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении специального упражнения. С этой целью были созданы две группы испытуемых (1 и 2) по 12 человек в каждой из числа студентов спортивного отделения, занимающихся борьбой самбо и дзюдо.
До начала эксперимента у испытуемых обеих групп была определена ЧСС в покое и измерено время работы для выполнения подворотов на специальном тренажере, необходимое для увеличения пульса на +50 уд./мин по сравнению с покоем. Подвороты к броску через спину проводились в едином установленном для всех темпе, в удобную сторону. После определения исходных показателей спортсмены обеих групп начали тренироваться по 4 раза в неделю, выполняя указанную работу на каждом занятии в течение 20 мин. В опытной группе (2) после каждой тренировки использовали следующие восстановительные средства: понедельник - вибромассаж (по 3 мин на каждую ногу и руку); в среду - контрастный душ 7 мин (1 мин - при температуре воды +37°С, + 39°С и 5-10 с при температуре воды +12°С, + 15°С); в пятницу - ручной масаж мышц ног и поясницы 15-20 мин. В контрольной группе (1) восстановительных средств не применялось. Повторные исследования проводились по истечении 24 тренировочных занятий.
Результаты эксперимента выявили следующее. В исходных данных различия в показателях обеих групп практически отсутствовали, пульс в состоянии покоя составлял в среднем 67-69 уд./мин, а время увеличения пульса на 50 уд./мин равнялось 126-128 с. В конце эксперимента данные отличались: хотя показатели пульса в покое у обеих групп достоверно не изменились, показатели времени работы изменились существенно. Так, если у спортсменов контрольной группы (1), не применявших средств восстановления, время работы, необходимое для нужного повышения ЧСС, увеличилось в среднем всего на 12 с при Р< 0,1, то у студентов опытной группы (2) продолжи-
тельность работы увеличилась на 47 с при Р< 0,01, т.е. на статистически достоверную величину. Таким образом, логично объяснить увеличение времени работы в опытной группе повышением эффективности восстановительных процессов непосредственно в ходе работы, что является опосредованным показателем повышения работоспособности спортсменов.
Для определения влияния указанных средств непосредственно на работоспособность был проведен с теми же группами студентов следующий эксперимент.
Спортсмены выполняли три серии подтягиваний на перекладине с интервалом между сериями в 1 мин. Затем обе группы проводили в течение 4-х недель (16 занятий) тренировки с одинаковой нагрузкой. Но группа 2 (опытная) использовала вышеназванные средства восстановления, а группа 1 (контрольная) обходилась без них. При сравнении исходных и конечных данных обеих групп выявлено, что как по общему количеству подтягиваний, так и по распределению их в каждой серии существенные благоприятные сдвиги произошли в опытной группе, применявшей средства восстановления.
Обобщая ряд литературных источников и результаты собственных исследований, можно резюмировать, что способность к быстрому восстановлению после напряженной мышечной работы точно так же тренируема, как и способность к восприятию значительных физических нагрузок. Из этого следует, что не только можно, но и необходимо тренировать указанное важное свойство организма.
Таким образом, средства восстановления оказывают положительное влияние на эффективность восстановительных процессов и на работоспособность спортсменов в целом после больших и максимальных нагрузок, что позволяет рекомендовать использование указанных средств восстановления в учебно-тренировочном процессе для повышения работоспособности студентов-спорт-сменов вузов, занимающихся в группах спортивного отделения.
Литература
1. Аванесов В.У. Новый подход к применению физических средств восстановления в спорте / В.У. Аванесов // Вестник спорт. науки. - 2006. - № 1-2. - С. 30-33.
2. Бальсевич В.К. Перспектива развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культуры. -1999. - № 4. - С. 21-25.
3. Еганов А.В. Модельные характеристики соревновательной деятельности дзюдоистов разных возрастных групп / Еганов А.В. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тре-
нажеры, имитаторы): Материалы конф. - М., 1999. -С. 292-294.
4. Кузин В.В., Лаптев А.П. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности: Учеб. пособие / В.В. Кузин, А.П. Лаптев. - М.: РГАФК, 1999. - 31 с.
5. Burnett A. Jumping Injuries: Their Cause, Possible Prevention and rehabilitation // Coaches Information Service web site. - Edinburgh: The University of Edinburgh, 2001.
6. Specter S.A., Jackman M.R., Sabounjian L.A. et al. Effect of Choline supplementation on fatigue in trained cyclists // Med. Sci. Sports Exerc. - 1995, 27. - P. 668-673.
СBi
1