А. Р. Геворкян,
методист, КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области Костанайская область
He2i32i свздер: ацпараттан-дыру, ацпараттьщ сала оцыту, цашыцтыцтсш оцыту, веб-сервис-mepi ,элеуметтт желтер, бтм беру порталдары, вики, блоктар, сайттар.
Ключевые слова: информатизация, информационная сфера обучения, дистанционное обучение, веб-сервисы, социальные сети, образовательные порталы, вики, блоги, сайты.
Keywords: informatization, information sphere of education, distance learning, web services, social networks, educational portals, wikis, blogs, websites.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Ацдатпа
Макала казтп замангы бшм берудеп езекп мэ-селелердщ 6ipi кашыктыктан окытуга арналады. Кашыктыктан окыту деп аталатын перспективальщ ны-сананы окытудын непзп мшдеп кукык фактшер1 мен дэлелдер бабын растау болып табылады. Колледжде кашыктыктан окытуды дамытудьщ непзп багыттары макалада келт1ршген.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционному обучению. Основной задачей статьи является обоснование и подтверждение аргументами и фактами права дистанционного обучения называться новой перспективной формой обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения в колледже.
Annotation
The article is devoted to the actual problem of modern education - distance learning. The main objective of the article is to substantiate and confirm the arguments and facts of the right of distance learning to be called a new promising form of education. The article presents the main directions of development of distance learning in a college.
В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность является одним из условии успешного решения задач социально-экономического развития страны, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация системы образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования. Одной из таких форм является дистанционное обучение, которое открывает новые возможности как для обучаемого, так и для педагога, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения [1].
Согласно Государственной программе «Цифровой Казахстан» в сфере технического и профессионального образования будут проводиться мероприятия по увеличению доступа студентов к ресурсам и знаниям, в том числе хакатоны, олимпиады, конкурсы и инфраструктура подготовки к ним. Кроме того, будут актуализиро-
в; S х
<с
m
о
СП
à W О в; s i—
О §
X X ш tS в; S Рч О ш t-
в; s х
<с
m
о
СП &
W О в; s
1-ч
о
4 о
X X ш Е-
5 в;
S Рч
о
ш Е-
ваны типовые учебные планы и программы на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда. Новые типовые учебные планы и программы будут направлены на подготовку специалистов, владеющих знаниями в области проектирования, администрирования и тестирования, с учетом развития навыков кодирования [2].
Современная система технического и профессионального образования с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы студент проявлял интерес к знанию. Также она требует формирования у выпускников колледжей компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Одной из методик, которая учит находить необходимую информацию, подвергать её анализу и решать поставленные задачи является дистанционное обучение. Она дает студентам возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету. Данная технология не только облегчает доступ к информации и открывает возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Главное преимущество этой технологии состоит в том, что она позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивая обучаемого необходимым учебным инструментарием, информацией и коммуникациями, стимулируя его высокую личностную включенность и деятельность самообучения.
Дистанционное обучение позволяет выполнять хороший мотивационный аспект, тем более что студентам предстоит самостоятельно заполнять свои странички на сайте курса. В данной работе изменилась роль преподавателя - он помощник, наставник, консультант, координатор коллектива обучающихся.
Такая организация учебного процесса обеспечивает:
¡.Повышение эффективности образовательного процесса, т. е. соотношение результата и временных затрат.
Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^
2.Технология направлена на достижение результатов, соответствующих требованиям
ГОСО технического и профессионального образования .
З.Это личностно-ориентированная технология, открывающая возможность построения индивидуальной траектории для каждого участника. Участник выбирает направление деятельности в зависимости от личных интересов. Обучающийся может выбрать удобный для него темп выполнения задания. Выбор способа изучения материала (тип чтения, возможность использования словаря и т.д.) тоже выбирается участником индивидуально.
4.Технология дистанционного обучения способствует развитию метапредметных и универсальных учебных действий в процессе обучения общеобразовательным и специальным дисциплинам.
Дистанционное обучение гибко, потому что не требует инфраструктуры для набора студентов, не обязательно жесткое расписание. Оно удобно для людей, живущих в географически отдаленных областях. Эта же гибкость обеспечивает доступ к образованию социальным группам, которым затруднен доступ к обучению в учебном заведении. [3]
В этой связи важную роль приобретают такие интернет-технологии как веб-сервисы (социальные сети, образовательные порталы, вики, блоги и т.п.). Использование образовательных интернет-ресурсов обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным возрастным группам возможность выбора формы и места обучения, уровня образования. Для осуществления этих целей созданы системы взаимосвязанных образовательных сайтов и порталов, которые обеспечивают доступ к ресурсам учебных заведений, издательств, образовательных центров и компаний, а также новостным рассылкам и материалам сетевых образовательных сообществ и блогов, получившие название web-сервисов. Социальные сервисы Web 2.0 - это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия (персональные действия и коммуникации участников между собой).
Среди многообразия способов классификации сервисов Web 2.0, или социальных сетевых сервисов, наиболее простой представляется
классификация, предложенная Е.Д. Патараки-ным и устроенная по принципу «что можно делать с помощью этого средства»:
• вики - сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страницами коллективных гипертекстов;
• блоги - сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи;
• поисковая сфера, в которой участники ищут, сохраняют и классифицируют найденную информацию;
• социальные сети - сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети.
Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу студентов.
Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве образовательной среды:
¡.Привычная среда для обучаемых.
2.В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.
3.Технология позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.
4.Возможность совместной работы.
5.Наличие форума, стены, чата.
6.Каждый студент - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.
7.Активность участников прослеживается через ленту друзей.
8.Удобно использовать для проведения проекта.
9.Подойдет в качестве портфолио как для студента, так и для преподавателя.
Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует
обмену информацией, повышает мотивацию студентов в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование компетенций. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.
Наличие эффективной обратной связи позволяет студенту получать информацию в процессе научно-исследовательской работы о правильности своего продвижения по пути познания, что значительно повышает результативность и качество обучения [4].
Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат, ICQ, веб-конференции и т. п.
На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка студентов. За последние годы увеличивается количество активных участников дистанционных курсов, олимпиад, научно - практических конференций.
Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения студентов, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и другими обучающимися. Участники дистанционных мероприятий имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.
Система организации дистанционного взаимодействия субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации.
Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернета?
Дистанционный диалог преподаватель - студент может осуществляться с помощью специ-
в;
5 х
<с
m
о
СП
6
W О в;
s
I—
о §
X X ш Е-
S в;
s
Рч
о
ш Е-
в; s х
<с
m
о
СП £
W
о
в;
s
1-4
о
4 о
X X ш Е-
5 в;
S Рч
о
ш Е-
ально созданного педагогом или мастером производственного обучения сайта или страниц сайта колледжа. Например, за короткое время каждый может создать с помощью конструктора простой рабочий сайт.
На веб-страницах размещается материал, который поможет студенту в работе над теоретической и практической частью. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления выполняемого задания, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д.
Материал, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. студент должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы
[5].
Как можно использовать Интернет на уроках:
На уроках биологии, географии - возможность виртуального путешествия, использование фотографий, карт, схем, возможность получения дополнительной информации, доступ к архивам и библиотекам, общение напрямую с людьми, живущими в других странах.
На уроках математики, физики, химии, специальных дисциплин по выбранной квалификации - возможность дистанционного образования, наблюдение процессов, происходящих в микромире, проведения тестовой проверки знаний, просмотра объемных моделей тел и их пересечений, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения студентами.
На уроках истории, литературы - как чтение первоисточников при отсутствии или невозможности достать нужную книгу, как возможность попасть в другую эпоху, прикоснуться к прекрасному.
На уроках казахского, русского и английского языка - в качестве инструмента для тренингов, экспресс - опросов [1].
Таким образом, в современной системе технического и профессионального образования преподаватели, мастера производственного обучения и студенты имеют возможность вза-
имодействовать в ходе учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий. В процессе использования дистанционных форм обучения студент приобретает личностные качества, которые отличают выпускника 21 века:
• компьютерная и технологическая грамотность;
• владение поисковыми системами сети Интернет;
• навыки работы с базами данных и информационными ресурсами;
• способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми
[5].
ЛИТЕРАТУРА
1 .Бушмелёва Л.П. Применение элементов дистанционного обучения на уроках в центре образования. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-
metodicheskikh-obedinenii/library/2013/11/09/ metodicheskaya-razrabotka-po-teme
2. Государственная программа «Цифровой Казахстан» // Официальный сайт Премьер-министра Республики Казахстан [А., 2017]. [Электронный ресурс]. URL: https://primeminister. kz/rupage/view/gosudarstvennaya_programma_ digitalkazahstan
3.Апарина E. В., Ковшова Л. И. Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok. ru/primenenie-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-v-prepodavanii-matematiki-i-informatiki-1292495.html
4.Волкова С.В., Марданов М.В. Научно-исследовательская работа студентов через web-сервисы. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/nauchno-issliedovatiel-skai a-r ab ota- studi entov-chi eri ez-web - si ervi sy. htm
5.Рачко C.H. Организация исследовательской деятельности учащихся с применением дистанционных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal. ru/shkola/biologiya/library/2012/03/02/ organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayushchikhsya-s