Организация сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов
Артеменко Виктор Борисович доцент, к.э.н., заведующий филиалом кафедры ЮНЕСКО «Новые информационные технологий в образовании для всех»,
Львовская коммерческая академия, ул. Туган-Барановского, 10, г. Львов, Украина 79005, (032)2958147 artem@lac.lviv.ua
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к организации сотрудничества в электронном обучении, направленные на улучшение взаимодействия в малых проектных группах. Они базируются на использовании предложенных вебинструментов, интегрируемых в дистанционный курс на платформе Moodle одного из центров дистанционного обучения украинского вуза. Вначале сделан обзор методов организации обучения в сотрудничестве, с помощью которых можно повысить эффективность электронного обучения. Изложена сущность проектного подхода - одного из методов организации сотрудничества в различных сферах деятельности, в том числе в электронном обучении. Взаимодействие участников проектов осуществляется на базе формируемых малых групп (команд) с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Предложенные социальные сервисы Web 2.0 (веб-инструменты), направлены на поддержку работы малых проектных групп. Показано, что продвижение учебных проектов, основанное на предложенных вебинструментах, улучшает взаимодействие между студентами, участниками малых групп, а также между студентами и тьютором дистанционного курса. Такие подходы позволяют отслеживать цепочку происходящих событий, влиять на активность обсуждений и взаимодействий в малых группах участников образовательных проектов.
This paper considers the approaches to the cooperation in e-learning to improve interactions in small project teams. They are based on the use of the proposed web-based tools that can be integrated in a distance learning course on the platform of one of the Moodle e-learning centers Ukrainian higher educational institutions. At the beginning an overview of the collaborative learning techniques, which serve as improvement of the e-learning effectiveness, is presented. Then the essence of project-based learning approach (one of the collaborative learning methods) is introduced in different fields as well as in e-learning. For this case the interaction of participants in educational projects carried out on the basis of formed small groups or teams with the capabilities of modern information and communication technologies. Social services Web 2.0 (web tools) are proposed as they are designed to support the work of small project teams, participants of e-learning. It is shown that the promotion of educational projects, based on the proposed web-based tool, provides an implementation of open communication between students and participants in small groups as well as between students and distance learning course tutors. Such approaches grant the opportunity to track the chain of events, to affect the activity of the discussions and interactions in small groups of the educational projects participants.
Ключевые слова
сотрудничество в электронном обучении, проектный подход, образовательные проекты, веб-инструменты;
collaboration in e-learning, project approach, educational projects, web tools.
Введение
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и так называемых LMS-систем (Learning Management System), которые поддерживают технологии дистанционного обучения в вузах, - одно из условий выхода высшего образования на уровень международных стандартов. Это проявляется в том, что качество подготовки специалистов в любом высшем учебном заведении все больше зависит от умений и навыков использовать ИКТ для получения нужных знаний.
В свете этого исследование механизмов и инструментов организации обучения в сотрудничестве с применением проектного подхода и социальных сервисов Web 2.0 является актуальной научной проблемой, решения которой повысят эффективность электронного обучения (e-Learning) как в академическом, так и в корпоративном секторе. Реализация этих решений играет важную роль в создании открытого для всех информационного общества, открытого правительства и других систем, цель которых - использование ИКТ для вовлечения в процессы сбора и анализа информации, выработки проектных и управленческих решений большого количества людей, представляющих противоположные точки зрения и обладающих разными знаниями. Результатом может быть, в частности, повышение способности к самоорганизации и реализации гражданами своих инициатив, поиск компромиссов и взаимовыгодных решений, формирование новой культуры взаимодействия.
Среди педагогических технологий наибольший интерес для электронного или дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, групповую работу студентов, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие самостоятельного критического мышления, культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Эти технологии обеспечивают наиболее эффективное решение проблем личностно-ориентированного обучения. Студенты получают реальные возможности согласно с индивидуальными способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, формировать собственную аргументированную точку зрения на многие проблемы бытия [1].
Обучение в сотрудничестве - это совместное (распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, в составе малых учебных групп (как правило, по 3-5 человек), коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде [2]. Иначе говоря, это модель использования малых групп учеников в реальном или виртуальном классе. При этом учебные задания структурируются так, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и одновременно достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении конкретных задач.
Технологию обучения в сотрудничестве можно охарактеризовать следующим образом. Преподаватель разбивает учащихся на группы (команды) по 3 -5
человек и предлагает им коллективно выполнить определенное задание -сформулировать и решить проблему с опорой на их имеющийся опыт и знания, провести конкретное исследование, разработать учебный проект и т. п. Основным условием работы групп является то, что в результате совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы. Поэтому такое восприятие не всегда совпадает с тем, что имел в виду человек. В итоге создается групповое мнение по каждому конкретному вопросу. Задание выполняется в определенные сроки, и его выполнение контролируется преподавателем лишь на заключительном этапе, когда группа представляет результат (продукт, проект) своего коллективного труда [3].
Проектный подход - один из методов организации обучения в сотрудничестве, распространенный в различных сферах деятельности, в том числе и в электронном обучении [3, 4]. По мнению Е.С. Полат, метод проектов - это способ достижения дидактической цели путем детальной разработки анализируемой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта. Проект предусматривает исследовательскую, поисковую деятельность, дискуссии, мозговой штурм, ролевую игру. Научные исследования проблем управления проектами освещались в работах
В.Н. Буркова, Г. Дитхелма, Е.С. Полат, Г.Л. Ципеса, В.Д. Шапиро и др. Однако вопросы управления проектами в электронном обучении на основе малых групп и современных веб-инструментов, т.е. социальных сервисов (программного обеспечения), освещены недостаточно.
Целью данной статьи является рассмотрение подходов к интеграции наиболее популярных веб-инструментов в LMS-системы для улучшения взаимодействия в малых проектных группах. На примере конкретного дистанционного курса в системе Moodle (одного из учебных веб-центров украинского вуза) показано, как с помощью наиболее популярных веб-инструментов можно повысить активность взаимодействия участников электронного обучения.
Обзор основных методов организации обучения в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве названо в мировой педагогике наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты и методы, позволяющие решать прикладные задачи в области обучения и достигать истинно высоких результатов [3,
5]. Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни.
Существуют разнообразные методы обучения в сотрудничестве (collaborative learning), например: обучение в команде (Student Team Learning - STL), метод “Пилы” (Jigsaw) и различные его модификации, обучение под девизом “Учимся вместе” (Learning Together), исследовательский метод, метод проектов и др. Их сущность и опыт использования освещены в работах [3, 5, 6, 7].
Методологические и методические подходы к организации сотрудничества в электронном обучении рассматривают Владимир Кухаренко и Константин Бугайчук в своем открытом дистанционном курсе «Дистанционное обучение от А до Я» [8]. Эти подходы базируются, в том числе, на таких теориях обучения, как социальный конструктивизм [9] и коннективизм [10, 11].
Анализируя влияние теории коннективизма на практику совместного обучения в сети, необходимо подчеркнуть, что воплощение ее идей проявляется в разработке подходов к формированию персональных учебных сред и широком
использовании массовых открытых онлайн-курсов MOOC (Massive Open Online Course) [12]. Их особенность состоит в том, что на ведущих платформах MOOC, например Coursera, собираются многотысячные группы слушателей из сотен стран мира [13]. Было бы, конечно, интересно и актуально проанализировать подходы к организации сетевой работы в таких многочисленных коллективах MOOC, однако это предмет отдельного исследования.
Конструктивистская педагогика особенно успешно реализуется при помощи методов коллаборативного и кооперативного обучения. Кооперативное обучение -это метод обучения учащихся, предполагающий сотрудничество учащихся в группах. Они достигают успехов в учении, лишь взаимодействуя друг с другом. Коллаборация представляет собой сотрудничество, процесс совместной деятельности двух и более человек (организаций) для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Оба подхода весьма близки друг к другу. Некоторая специфика заключается в следующем: если коллаборативное обучение есть, скорее, концепция
взаимодействия в учебном процессе, т.е. определение общей его направленности, то кооперативное обучение представляет структуру и способ структурирования такого взаимодействия. Коллаборация акцентирует совместность работы, кооперация -продукт этой работы. В основе коллаборативного обучения лежит принцип консенсуса, формируемого на базе кооперации членов группы в противоположность соревновательному принципу, столь характерному для традиционной педагогики.
Коллаборативное обучение включает конкретные виды группового обучения: совместные исследовательские проекты студентов и преподавателей, краткосрочные целевые группы, учебные сообщества и другие. Но все они так или иначе исходят из принципа кооперативной организации учебной деятельности.
Кооперативное обучение представляет структурированную, систематическую учебную стратегию, при которой малые целенаправленно отобранные группы в 3-5 учащихся работают вместе над общей целью, создавая при этом некоторый конечный продукт, обладающий содержательной конкретностью. Речь идет о систематическом применении содержательно определенных способов организации взаимодействия в аудитории при предписывании поведения на каждом шагу. Каждый студент при этом индивидуально отвечает за результаты своей работы, а преподаватель выступает в роли консультанта процесса группового обучения. Кооперативное обучение более целенаправленно, чем коллаборативная система организации учебной деятельности, и больше центрировано на преподавателе.
В последнее время коллаборативное обучение получило новую трактовку в контексте электронного обучения (computer-supported collaborative learning) [14]. В этом смысле коллаборативное обучение - это применение в целях обучения сервисов Web 2.0: вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных классов, сообществ практики (Communities of Practice - CoP) и т.п. Считается, что наиболее успешным стал формат сообществ практики, которые могут использоваться среди профессиональных групп: исследовательских команд, команд специалистов по продажам, производственных команд, технических сотрудников и др.
На основе идей конструктивизма и коннективизма разработано ряд методик, основанных на самостоятельной работе учащихся в малых группах. Работа в малых группах позволяет участникам дистанционного курса (ДК) повысить познавательный интерес, их позитивное отношение к процессу обучения. Студенты учатся деловому общению, используя новые информационно-коммуникационные технологии.
Во время работы в группе (команде) у студентов формируется критическое мышление, что предполагает умение собирать данные, отбирать необходимые факты, сравнивать, сопоставлять их с ранее изученными, знакомыми фактами и явлениями, выстраивать логику доказательности решения анализируемой проблемы и др.
Для тьютора ДК управление малой группой включает три задачи:
1. Помочь группе организовать процесс объединения усилий для достижения учебных целей.
2. Помочь каждому студенту конструктивно участвовать в создании общего продукта. Важно, чтобы каждый студент видел свой вклад в создаваемом продукте.
3. Обеспечить условия, чтобы каждый член группы получил соответствующие знания и личный учебный опыт, соответствующий целям студента.
Итак, основная цель работы малой группы - совместное создание учебного продукта в условиях одновременного формирование собственной самостоятельной деятельности.
Группы в электронном обучении всегда разные, у них разные цели, мотивы. У группы, кроме цели создать продукт, могут быть и социальные цели. По условиям создания малые группы могут быть формальными и неформальными. Эта разница влияет на создание совместного психологического климата в группе, в электронном обучении обусловлена скорее аргументированным информационным воздействием, чем нормативным влиянием. Создание целенаправленного мышления и деятельности внутри малой группы обеспечиваются за счет влияния аргументов на ее участников, активного участия в дискуссии, личного оценивания темы обсуждения, подготовки ряда вопросов перед обсуждением.
В электронном обучении кроме группового задания, где каждый участник ДК выполняет свою часть общего проекта, предлагается совместное обсуждение проекта с обязательным участием каждого участника в этом процессе при помощи ИКТ. На работу малой группы влияет и возможный неформальный лидер, который благодаря применению ИКТ выполняет информационные и координирующие функции.
На практике для организации познавательной деятельности могут применяться различные способы образования малых групп:
• группы создаются на формальной основе, например, по алфавиту;
• состав студенческих групп определяет тьютор, опираясь на объективные показатели (достижения в учебе, активность и точность при выполнении учебных заданий, когнитивные особенности и др.);
• студенты самостоятельно разбиваются на группы еще до организации и проведения групповой работы или перед началом такой работы.
• тьютор сначала по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, а те позже набирают себе в группы других студентов;
• тьютор предлагает студентам, участникам ДК, для обсуждения с помощью форума перечень проблем по исследуемой теме. Каждый студент выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу.
Каждая группа имеет внешнюю структуру управления, создается на время работы группы тьютором или самой группой. Кроме этого, группа может иметь внутреннюю систему управления (неформальную), что является важным социальным аспектом. Поэтому в лучших условиях будут находиться студенты самостоятельно созданной группы, в которой, как правило, структуры совпадают, что способствует синергетическому эффекту (эффект самоуправляемой системы).
Большую роль в работе группы играет обратная связь между членами группы, а также с тьютором курса, позволяющая корректировать их поведение и решения, принимаемые в процессе выполнения проекта.
Эффективно реализовать обратную связь в электронном или дистанционном обучении можно с помощью широкого применения социальных сервисов Web 2.0, разработки и внедрения персональных учебных сред и сетей как для студентов, так и преподавателей, участников дистанционных курсов.
Необходимо отметить, что, по мнению Гарольда Керцнера, одного из мировых экспертов в проектном менеджменте, сократить путь к успеху и
существенно снизить риски выполнения проектов позволяет использование “лучших практик”, которые должны [15]:
- улучшать эффективность;
- увеличивать результативность;
- обеспечивать стандартизацию;
- приводить к стабильности и качеству выполнения задач.
В нашем случае “лучшие практики” - это методы обучения работе студентов в малых группах с использованием проектного подхода и веб-инструментов, которые неоднократно доказывали свою эффективность, как в сфере высшего образования, так и в корпоративном секторе. Если такие “практики” есть в разных вузах, то можно избрать среди них “лучшие”. Надеемся, что наш опыт организации работы в малых группах с помощью предложенных веб-инструментов позволит другим учебным заведениям сравнить его со своими подходами с целью выявления “лучших практик”.
Подходы к организации сотрудничества в дистанционном курсе «Системы поддержки принятия решений»
Дистанционный курс «Системы поддержки принятия решений» (СППР) как объект анализа представлен в Веб-центре Львовской коммерческой академии (ЛКА), который создан на базе платформы Moodle [16]. Одним из индивидуальных заданий этого ДК является «Обзор методик определения и решения проблемных ситуаций», конечный результат которого - разработка образовательных проектов. Цель задания: приобрести практические навыки по определению и решению проблем в технологии менеджмента с помощью определенной методики и пакета MS Project.
Это задание выполняется в малых группах (командах). Каждая команда (не менее 3 -х человек) формируется самостоятельно согласно своим интересам к перечню проблем, предложенных тьютором на форуме этого ДК. Она должна разработать образовательный проект для решения выбранной проблемы на конкретном объекте управления. Тьютором предлагается такая проблематика, в которой студенты могли бы рассматривать себя в роли экспертов. Например, это могут быть такие проблемы вуза, в котором обучаются студенты:
- низкий уровень (отсутствие) методического обеспечения самостоятельной работы студентов (на примере конкретной дисциплины, блока дисциплин, дисциплин определенной кафедры);
- неудовлетворительный набор абитуриентов для конкретного направления подготовки бакалавров на протяжении последних лет;
- низкий уровень обеспечения трудоустройством выпускников конкретных специальностей и др.
Используя содержательный проект решения конкретной проблемы и пакет MS Project, необходимо:
- смоделировать определенную проблему в виде сетевого графика;
- проанализировать эффективность использования необходимых ресурсов;
- проэкспериментировать с помощью MS Project обеспеченность ресурсами создаваемого проекта и при необходимости выполнить перепланировку действий (работ), т.е. “расшить” (убрать) в нем узкие места;
- сделать содержательные выводы для образовательного проекта.
Для выполнения этих задач необходимо, в первую очередь, ознакомиться с возможностями пакета MS Project, просмотрев демо-ролик в анализируемом ДК.
Следует отметить основные этапы используемой технологии (методики) для определения и решения образовательных проблем. Они включают такие групповые действия:
1. Построение взаимоотношений (формирование малой группы) для решения проблемы.
2. Определение проблемы и возможностей.
3. Анализ проблемы.
4. Планирования действий (работ).
5. Экспериментирование и перепланировку.
6. Осуществление действий.
7. Оценка результатов.
1-й этап - построение взаимоотношений (формирование группы или команды) для решения проблемы - означает:
- способность понять ожидания и ценности других;
- определение основных правил;
- распределение нужных ролей и ответственности;
- приобретение навыков работы в команде.
Формировать эффективную команду (студенческую группу), в состав которой входят в определенных пропорциях лидеры, креативные члены и исполнители, может тьютор ДК, опираясь на показатели учебы студентов и результаты психологических тестов. Однако, на наш взгляд, менее затратным является подход, когда студенты самостоятельно разбиваются на группы еще до организации и проведения групповой работы, оценивая свои возможности выступать в роли эксперта в ходе выполнения проекта, направленного на решение определенной ими же проблемы.
2-й этап - определение проблемы и возможностей. Под проблемой понимается расхождение между желаемым и действительным состоянием исследуемой системы (объекта управления).
Проблема означает наличие какого-то недостатка, который следует исправить: ищем решение. Возможности - это необходимость что-то изменить: ищем выгоды. Когда исследуем возможности, то задаем вопрос: “А что, если?” Когда занимаемся решением проблемы, задаем вопрос: “Почему?”
Один из способов понять проблему - это провести с ней диалог и ответить на следующие вопросы:
- Почему это стало проблемой?
- Почему ее следует решать?
- Кто является основным заинтересованным лицом?
- Касается ли эта проблема других?
- Изъявят ли они желание принимать участие в ее решении?
- Кто будет препятствовать решению проблемы?
- Не является ли определенная проблема симптомом или решением?
- Что произойдет, если не решать проблему?
Ответы на эти вопросы позволят: (1) оценить всю сложность проблемы и (2) предложить в дальнейшем возможные альтернативы для ее решения.
Хорошо определенная проблема - наполовину решенная проблема.
3-й этап - анализ проблемы - это процесс, который состоит из двух подэтапов:
1) перевод проблемы в цель;
2) анализ сил, которые способствуют и противодействуют достижению цели.
Как говорил римский философ и поэт Луций Сенека “Когда капитан корабля
не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет ему попутным”. Поэтому хорошо определенная цель должна соответствовать указанным ниже требованиям:
- определение должно быть конкретным - что нужно сделать за короткое время;
- в нем определяется конечный результат, а не процесс;
- цель должна быть реальной и измеримой; надо знать, как определить, что мы ее уже достигли;
- необходимо установить дату достижения цели, ее отсутствие позволяет игнорировать фактор времени;
- процесс продвижения к цели должен быть под контролем.
Второй подэтап является упрощенным вариантом SWOT-анализа, выполнение которого может также включать анализ ключевых фигур (SHA-analysis). Рассматриваются силы двух видов (рис. 1):
- движущие силы, которые способствуют достижению определенной цели;
- силы сдерживающие (или противодействующие), выступающие в качестве препятствий.
Анализ силового поля (3\Л/ОТ-апа1у5|5 + БНА-апа^в) Рассматриваются силы 2-х видов:
> движущие силы, способствующие достижению определенной цели;
> силы сдерживающие (или противодействующие), выступающие в качестве препятствий.
движущие силы сдерживающие силы
о Т1
11
N
Рис. 1. Анализ поля сил.
При анализе силового поля, характеризующего состояние равновесия объекта управления, следует учитывать такие аспекты:
1). Какие силы невозможно изменить?
2). Какие силы легче всего поддаются изменениям?
3). Какие из сил (2) являются наиболее важными?
Анализ поля сил предлагает набор альтернатив - разные способы достижения цели. Он создает предпосылки для следующего этапа - планирование действий.
4-й этап - планирование действий - предусматривает работы, направленные на преобразование определенной на 3-ем этапе цели в следующие действия:
a) выработки и оценки альтернатив;
b) выбор лучшей альтернативы;
ф разработка детального плана действий;
d) определение необходимой деятельности.
Рациональный выбор альтернативы во время действия (Ь) может основываться на подборе адекватной функции Е (1), упрощенный вариант которой представлен с помощью зависимости (2):
Я = Е (а, В, Р, Е), (1)
Я = аВ^СР, (2)
Е
где: a - вероятность успеха, B - премия за достижение определенной цели, P - штраф за недостижение цели на базе выбранной альтернативы, E - ресурсы, которые нужно потратить с учетом определенной альтернативы.
После выбора “наилучшего” решения необходимо разработать детальный план действий (c), который должен отвечать на следующие вопросы:
1) Какие действия (работы) нужно сделать?
2) Кто будет непосредственно отвечать за каждое действие?
3) Кого еще нужно привлечь?
4) Какие ресурсы потребуются (люди, деньги, оборудование, навыки)?
5) Когда каждое действие будет завершено?
6) Каким образом сможем определить, что осуществление нашего выбора и достижения целей идет успешно?
7) Как будем оценивать успех?
8) Какие показатели нашей проверки?
Конечной процедурой планирования действий (работ) является определение, что нужно сделать и в какой последовательности. Для ее реализации целесообразно использовать методы сетевого планирования и управления, прикладные программы, в частности MS Project. С его помощью можно обеспечить выполнение и следующих этапов решения анализируемой проблемы: экспериментирование и перепланировку, осуществление действий и оценка результатов.
Следует отметить, линейная последовательность рассмотренных этапов имеет методический характер. Фактически между этими этапами существуют как прямые, так и обратные связи, реализуемые в малых группах (МГр) участниками ДК (рис. 2).
Студенты малых групп имеют возможности при выполнении своих проектов уточнять постановку и анализ образовательной проблемы, вносить изменения в план определенных ранее действий, менять построение взаимоотношений в своей группе, корректировать другие действия на любом этапе выполнения проекта.
Технология решения проблем в проектном подходе
(1)
Построение взаимоотношений
и перепланировка --------- Планирование
— ——’ действий (Д)
Рис. 2. Взаимосвязь этапов определения и решения учебных проблем.
Рассмотрев используемую методику постановки и решения учебных проблем, можно сделать выводы: выполнение проектов в ДК СППР предусматривает
обучение в сотрудничестве, которое базируется на совместной работе студентов в МГр.
Как отмечалось ранее, выполнение образовательных проектов студентами в ДК СППР осуществляется с помощью виртуальной учебной среде Moodle. Эта LMS-система позволяет обеспечивать поддержку обучения в сотрудничестве с помощью таких инструментов, как форумы, чаты, внутренняя переписка.
Выполнение этих проектов может основываться и на применении социальных сервисов Web 2.0. Обзор наиболее популярных инструментов e-Learning публикуется в течении последних шести лет в Центре обучения и эффективных технологий Джейн Харт [17]. Здесь представлены рейтинги (экспертные оценки) 100 веб-инструментов, отражающих их использование для поддержки непрерывного обучения и повышения производительности труда. Их расчет основывался на опросе более 500 специалистов обучения со всего мира с учетом опыта личного/профессионального использования в образовательных целях, а также локального применения на уровне предприятия или организации.
Рейтинги Центра обучения и эффективных технологий представляют сигналы о целесообразности применения конкретных инструментов (социальных сервисов Web 2.0) для поддержки организации сотрудничества в электронном обучении.
Среди них инструменты корпорации Google занимают лидирующее 3-е место на протяжении последних трех лет.
Google Docs (www.google.com/docs) - это бесплатный сетевой офисный пакет, включающий текстовый и табличный редактор, службу разработки презентаций в онлайн- и оффлайн-режимах. Этот инструмент, после заполнения регистрационной формы, позволяет редактировать определенный текстовый документ участникам группы, которые имеют к его файлам доступ.
Поскольку сервис Google Docs обеспечивает общий доступ к документам, его можно использовать в e-Learning как инструмент для коллективной работы в малых группах, а также реализации в этих группах метода “мозгового штурма”, участники которого смогут высказывать свои идеи и записывать их в один файл.
При проведении мозгового штурма - мозговой атаки, коллективной генерации идей (КГИ) - пытаются выполнить определенные правила, которые направлены на обеспечение свободы мышления и выражения новых идей участниками КГИ. Для этого рекомендуется:
- приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее);
- не допускать критики и не прекращать обсуждение ни одной идеи;
- необходимо высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей;
- создавать атмосферу, которая способствует генерации новых идей и освобождает экспертов (студентов) от лишней скованности;
- любая предложенная идея обсуждается и не отбрасывается при ее очевидной бесперспективности.
После окончания “мозгового штурма” группа студентов, используя, например, сервис Google Docs, обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом участвует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.
На базе этого инструмента возможно также создание презентации, которую можно разместить на общедоступном сервисе Slideshare (www.slideshare.net) с целью просмотра любым пользователем интернета. Для оценки результатов выполненного проекта преподаватель, тьютор ДК, и студенты должны создать шкалу оценивания. На основе этой шкалы каждая команда (малая группа в 3 -5 человек), просмотрев
презентации других команд, может самостоятельно оценить работу своих коллег, а после выполнения всех этапов, тьютор выставляет окончательные оценки.
Google apps - еще один инструмент, разработанный специально для работы в малых группах. Этот сервис позволяет пользоваться всеми сервисами корпорации Google и предоставляет следующие основные возможности:
- почтовые ящики mail.google на 25 Гб, их эффективная фильтрация от спама;
- календарь Google - полезное онлайн-решение для организации управления рабочим временем;
- группы Google - удобный способ общения и обмена информацией, при помощи которого эти группы могут использоваться в роли корпоративного форума;
- сайты Google - удобный веб-инструмент создания страниц для сайтов и групповых проектов, при этом не требуются навыки программирования.
Этот сервис является «облачным», вся необходимая информация хранится где-то в виртуальном пространстве, а не на одном компьютере. Его можно успешно использовать для организации обучения в сотрудничестве, когда студентам не нужно искать других средств для работы в малых группах.
Кроме вышеуказанных социальных сервисов Web 2.0 студенты, участники ДК СППР, могут использовать для выполнения образовательных проектов следующие веб-инструменты:
- блоги, которые являются важной составляющей персональных учебных сред (ПНС) и в которых могут делиться своими размышлениями участники групп;
- вебинары - это формат онлайн-лекций, семинаров, тренингов, дискуссий и других мероприятий с помощью веб-инстументов. Использование этих инструментов позволяет проводить онлайн-встречи, на которых студенты могут генерировать и обсуждать альтернативные идеи, которые направлены на решение рассматриваемых проблем в форме образовательных проектов;
- ментальные карты - диаграммы, на которых отражают слова, идеи, задачи или другие элементы, расположенные радиально вокруг основного слова или идеи.
Ментальные карты (интеллект-карты или карты памяти) могут использоваться для генерирования, отражение, структурирования и классификации идей, а также в качестве вспомогательного средства при групповом написания документов, принятии решений, решении проблем. Этот веб-инструмент поддерживает применения метода “мозгового штурма”, ведь он, как и все предыдущие сервисы, позволяет коллективно работать над одной картой, идеально подходит для выполнению образовательного проекта в малой группе. Также ментальная карта хорошо подходят для сбора идей, поскольку каждое ключевое слово может иметь ассоциации с другими. Она может быть выгружена в изображение, встроена в презентацию с помощью PowerPoint или интегрирована в файл с расширением *.pdf, что позволяет продемонстрировать ее большому количеству людей.
Веб-инструменты, которые могут обеспечивать выполнение образовательных проектов участниками ДК СППР, изображены в созданной ментальной карте (рис. 3).
Рис. 3. Ментальная карта “Образовательные проекты”.
На рис. 3 видно, что ментальная карта разработана с помощью такого вебинструмента, как MindMeister. Важный критерий его выбора - понятный интерфейс, освоение которого происходит на интуитивном уровне, что значительно упрощает работу с этим инструментом [18].
Одной из основных возможностей MindMeister является коллективная работа над созданием карты памяти. Можно пригласить заинтересованных пользователей с помощью электронной почты или специальной ссылки на карту. А эта возможность, в свою очередь, позволяет использовать метод “мозгового штурма”. Всех участников такой процедуры можно сразу видеть на нижней панели. Все изменения участников создаваемой карты мгновенно будут отображаться на экране других разработчиков, изменения определенных пользователей будут отображаться разными цветами. На основе такой возможности четко видно кто из участников над чем работает.
Еще одной важной функцией MindMeister при коллективной работе над картой является просмотр истории, в которой можно видеть кто, когда и что отредактировал. Эта история отражается в журнале, который может просматривать только модератор участников мозгового штурма. Любой этап коллективной работы записывается и с помощью встроенного редактора есть возможность воссоздать последовательно все этапы разработки ментальной карты. Следует отметить также, участники во время сотрудничества могут общаться в чате, который можно использовать как для личного общения между участниками, так и общаться со всей группой в целом, что очень эффективно во время мозгового штурма.
При создании новой ментальной карты предоставляется очень большой выбор шаблонов. Пользователи могут выбрать и работать с наиболее оптимальным из этих шаблонов (рис. 4).
Рис. 4. Библиотека шаблонов.
MindMeister доступен всегда и везде. Пользователи iPad, iPhone, iPod Touch и Android могут получать доступ к своим картам памяти где бы они не были, используя специальное мобильное приложение. Используя веб-версию можно воспользоваться оффлайн-режимом, что значительно уменьшает трафик и экономит средства.
Режим оффлайн включается вручную через «Настройки» ^ «Инструменты» и нажатие на кнопку «Вкл.» (рис. 5).
Рис. 5. Включение режима оффлайн.
Данное свойство сервиса позволяет копировать созданную ментальную карту на компьютер, обеспечивая тем самым самостоятельную работу пользователей над картой во время отсутствия доступа к сети Интернет. Позже, после проведенных манипуляций с картой в оффлайн-режиме, пользователь авторизуется на сайте и выключает этот режим. В результате все выполненные изменения автоматически синхронизируются с онлайн-аккаунтом и автоматически сохранятся на сервере.
Возможно подключить свой аккаунт с наиболее популярных инструментов для электронного обучения - Facebook (рис. 6) или Twitter (рис. 7). На основе такого подключения можно делиться своими картами памяти и получать отзывы на них, улучшая таким образом взаимодействие с другими пользователями, участниками малых проектных групп.
Рис. 6. Страница тьютора дистанционного курса “Системы поддержки принятия решений” в социальной сети РаееЬоок.
Рис. 7. Страница тьютора ДК СППР в системе Twitter.
Таким образом, использование веб-инструментов, указанных в ментальной карте на рис. 3, дает возможность улучшить, на наш взгляд, взаимодействие в малых проектных группах участников электронного обучения в LMS-системах, в том числе в системе Moodle.
Заключение
Рассмотрев возможные подходы к организации сотрудничества в электронном обучении, можно сделать следующие выводы и обобщения.
1. Методологические и методические подходы к организации сотрудничества в e-Leaming базируются на новых теориях обучения. Среди них важную роль играют социальный конструктивизм и коннективизм. Конструктивистская теория особенно успешно реализуется с использованием методов коллаборативного и кооперативного обучения. Воплощение идей коннективизма проявилось в широком использовании социальных сервисов Web 2.0 и массовых открытых онлайн-курсов (МООС).
2. На основе идей конструктивизма и коннективизма разработаны методики, основанные на самостоятельной работе учащихся в малых группах. Работа в малых группах позволяет участникам e-Learning повысить свой познавательный интерес и позитивное отношение к процессу обучения. Студенты учатся деловому общению, используя новые ИКТ и веб-инструменты.
3. Для организации познавательной деятельности применяют разные методы создания малых групп. Цель работы малой группы - совместная разработка учебных продуктов или проектов, основываясь на сравнительном анализе “лучших практик”. В нашем исследовании “лучшие практики” - это методы обучения в малых группах на базе применения проектного подхода и опробованных веб-инструментов, которые позволяют улучшить взаимодействие участников электронного обучения.
4. На примере одной из LMS, какой является Moodle, и размещенного в ней дистанционного курса показано как тьютор этого дистанционного курса, используя популярные социальные сервисы, может повысить активность взаимодействия между участниками электронного обучения.
5. Надеемся, что знакомство с нашим опытом организации сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов позволит другим вузам сравнить его со своими подходами к решению подобной проблематики с целью выявления и использования “лучших практик”.
Литература
1. Технологии дистанционного обучения. URL: http://dl.nw.ru/theories/technologies/content.html (дата обращения: 07.04.2013).
2. Обучение в сотрудничестве // Материал из ПскоВики - сайта педагогического сообщества Псковской области. URL:
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Обучение_в_сотрудничестве (дата обращения:
07.04.2013).
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 272 с.
4. Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development / Site The UNESCO Institute for Information Technologies in Education. URL: http://www.iite.ru/ (дата обращения: 07.04.2013).
5. Педагогика сотрудничества. URL: http://www.pedagogikafine.ru/pedagogs-958-1.html (дата обращения: 07.04.2013).
6. Миненков Г.Я. Трансформация университета и учебный процесс: Методическое пособие для преподавателей. URL:
http://window.edu.ru/resource/135/42135/files/full.pdf (дата обращения: 07.04.2013).
7. Технологии дистанционного обучения. Обучение в сотрудничестве (collaborative learning). URL:
http://dl.nw.ru/theories/technologies/content.html (дата обращения: 07.04.2013).
8. Кухаренко В.Н., Бугайчук К.Л. Открытый дистанционный курс «Дистанционное обучение от А до Я». URL: http://elaz.wikispaces.com/ (дата обращения:
07.04.2013).
9. Социальный конструктивизм // Материал из Википедии. URL: http://m.wikipedia.org/wiki/Социальный_конструктивизм (дата обр.: 07.04.2013).
10. Stephen Downes. E-learning 2.0. URL: http://www.downes.ca/post/31741 (дата обращения: 07.04.2013).
11. George Siemens. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. URL: http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm (дата обращения: 07.04.2013).
12. Артеменко В.Б. Персональные учебные среды в управлении региональным развитием // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)". 2013. Том 16. №1. -
С.440-453. ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i1/pdf/3.pdf.
13. Украинским вузам необходимо быстрее внедрять массовые онлайн-курсы. URL: http://focus.ua/opinion/265910/ (дата обращения: 07.04.2013).
14. Коллаборативное (совместное) обучение. URL: http://www.trainings.ru/library/ dictionary/kollaborativnoe(sovmestnoe)obuc/ (дата обращения: 07.04.2013).
15. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. - М.: ДМК Пресс, Компания АйТи, 2003. - 320 с.
16. Сайт Веб-центра Львовской коммерческой академии (ЛКА). URL: http://virt.lac.lviv.ua (дата обращения: 07.04.2013).
17. Jane Hart. Top 100 Tools for Learning. URL: http://c4lpt.co.uk/top-100-tools-2012/ (дата обращения: 07.04.2013).
18. Сайт веб-сервиса MindMeister. URL: http://www.mindmeister.com (дата обращения: 07.04.2013).