УДК: 378.147:340:004
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ
ДИСЦИПЛИН
А.С. Ахметов
Автор рассматривает роль дистанционных образовательных технологий при преподавании правовых дисциплин. В статье проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, а также рассмотрена нормативно-правовая база, касающейся данных технологий, на примере Российской Федерации и Республики Казахстан.
Ключевые слова: право, дистанционные образовательные технологии, правовое образование, правовое обучение, правовые дисциплины, образование, демократическое государство, гражданское общество.
В современных условиях быстроменяющегося мира практически невозможно дать полноценное образование на всю жизнь, потому что сохранение и повышение компетентности и профессионализма любого специалиста становится возможным лишь в том случае, если процесс обучения проходит на протяжении всей его жизни, открывая новые возможности и подходы к изучению нового материала, достижению поставленных целей.
На сегодняшний день в современном независимом Казахстане, в условиях стремительного и динамичного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), их эффективности, предъявляются новые требования к системе высшего образования, которые направлены на оптимизацию всего учебного процесса, удобства получения новых знаний. Это относится и к процессу преподавания правовых дисциплин, которые направлены на формирования знаний и умений у обучающегося в сфере права, воспитания правовой культуры, преодоления правового нигилизма.
Как отмечает российский исследователь М.А. Елизарова, «.. .в последнее время все более актуальным становится вопрос об использовании информационных технологий в учебном процессе. На сегодняшний момент практически нет ни одного учебного заведения, которое не обращало бы внимание на возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1, С. 71].
Постоянная модернизация системы высшего образования Республики Казахстана, прежде всего, призвана обеспечивать потребности населения в получении знаний и умений на фоне востребованных специальностей в рамках развивающейся экономики.
Безусловно, уровень качества образовательных услуг еще существенно разнится в различных вузах и регионах Казахстана, что в конечном итоге отражается на социально-экономической эффективности системы высшего
образования в целом. Поэтому государство заинтересовано в создании оптимальных условий социальной доступности качественному образованию для большей части населения, а также содействует решению возникающих проблем образования для людей, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами очного обучения, т. е. не могут учиться без отрыва от производства.
Любой конкурентоспособный специалист, стремящийся к профессиональному карьерному росту, всегда ищет пути получения новых знаний без отрыва от основного вида деятельности. Отсюда следует, что высшие учебные заведения, учитывая постоянное повышение требований к специалисту, постоянно ищут новые формы и методы обучения, разрабатывают и внедряют новые технологии в образовательную деятельность.
Выходом в данной ситуации служит применение новых образовательных технологий, позволяющим решить данные проблемы. К таким технологиям необходимо отнести - дистанционное образование, в том числе сами дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
ДОТ - это новые технологии, которые позволяют с одной стороны удовлетворить образовательные потребности обучаемых с учетом качества образования, с другой - привлечь дополнительный контингент, т.е. большее количество студентов в вуз, что в итоге позволит достигнуть взаимного равновесия между потребителем и поставщиком образовательных услуг. Эта формула на сегодняшний день будет наиболее оптимальной.
Дистанционные образовательные технологии - обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [2, С. 1].
Повсеместное использование новейших образовательных дистанционных технологий (ДОТ) позволит в определенной степени выровнять неравенство качества образования в высших учебных заведениях Казахстана. Главной особенностью получения дистанционного образования является возможность построения индивидуального учебного плана (ИУП), значительное снижение тарифов на образовательные услуги и, что самое важное, - многовариантность выбора траектории образования исходя из пожелания самого человека.
XXI век - это век информации. Как говорил известный немецкий финансист Майер Ротшильд: «Кто владеет информацией - тот владеет миром». Обучение с использованием дистанционных технологий обучения сегодня уже называют образовательной системой XXI века, на нее сделана огромная ставка, а ее актуальность не вызывает сомнений, т. к. заключается в том, что результаты общественного прогресса, которые ранее были сосредоточены в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере и реализуются через образование.
В своей интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний» Президент Республики Казахстана Н.А. Назарбаев отметил, что страна движется к постиндустриальному миру, в котором правит триада «образование
- наука - инновации». В связи с этим университетам необходимо продолжить модернизацию системы образования, обеспечить качественную подготовку специалистов, повысить эффективность научных исследований. «...Время требует освоения принципиально новых подходов в системе образования с внедрением электронного и дистанционного обучения» - подчеркнул Президент РК Н.А. Назарбаев [3].
Использование дистанционных образовательных технологий, с одной стороны, - это неотъемлемый фактор развития высокопрофессионального, квалифицированного, интеллектуального общества, с другой - открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают мотивацию и эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для научного творчества, обретения и закрепления различных профессиональных умений и навыков, а преподавателям позволяет реализовывать новые формы и методы обучения.
Цель получения образования посредством применения дистанционных образовательных технологий состоит в расширении возможностей обучающихся в получении качественных образовательных услуг и в наиболее полноценном удовлетворении их образовательных потребностей вне зависимости от места проживания, места работы, социального положения, возраста, состояния здоровья и других факторов.
Процесс обучения с применением ДОТ позволяет усваивать учебные программы независимо от места жительства и отдаленности от вуза (удобство, экономичность, социальное равноправие), затрачивая на освоение материала время, которое определяется индивидуальными возможностями обучаемого (гибкость, модульность). В итоге обучающийся получает возможность обучаться на протяжении всей жизни, используя весь объем необходимой информации (оперативность, самостоятельность), предоставляемый интернет-сетью (охват, глобализация), что в результате позволит обучающемуся свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, формировать качества квалифицированного специалиста в своей области.
На каждом этапе организации процесса обучения с применением ДОТ важна совместная работа как сотрудников университета и преподавателей, так и студентов, которые заинтересованы в улучшении эффективности процесса обучения. Успех организации обучения с применением ДОТ в дальнейшем будет определяться уровнем компьютерной грамотности участников процесса, эффективности взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе.
Преимущества дистанционного образования для развития личности студента - свобода, ощущение комфорта, личностного выбора, удовлетворённость обучением, самостоятельность, возможности самосовершенствования и развития творческих способностей. Широкое распространение дистанционного образования - важнейший механизм информатизации и интеллектуализации общества, воспитания разносторонне развитой личности, преодоления неравенства в системе образования и
информационной культуры. Дистанционное образование преодолевает территориальный фактор неравенства доступности высшего качественного образования, зависимость от места проживания индивида, его этнической, национальной идентичности [4, С. 89].
Необходимо отметить, что в большое внимание уделяется применению электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям в Российской Федерации.
Этими обстоятельствами продиктовано принятие 7 февраля 2008 года и дальнейшая реализация «Стратегии развития информационного общества в России» в области повышения качества образования, направленной на расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования [5].
В Российской Федерации под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно -телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [6].
В юридическом аспекте система обучения с применением ДОТ в Казахстане основывается на нормативно-правовой базе, которая регулирует правовые отношения в данной сфере. На сегодняшний день в Республике Казахстан применение ДОТ основывается на следующих нормативно-правовых документах:
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года № 1118.
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-Ш.
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от «19» января 2012 года № 112 «Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям».
5. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (ГОСО РК 5.03.004-2009 от 04 июня 2009 года № 266 «Организация обучения по дистанционным образовательным технологиям. Основные положения»)
6. Государственный стандарт Республики Казахстан (ГОСТ РК 34.0162004 «Технические программные средства дистанционного обучения».).
7. Государственный стандарт Республики Казахстан (ГОСТ РК 34.017-2005 г. «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание»).
Немаловажным моментом является подготовка преподавателей, реализующих ДОТ. Этот момент регулируется Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан (ГОСО РК 5.03.004-2009 от 04 июня 2009 года № 266 «Организация обучения по дистанционным образовательным технологиям. Основные положения»). Важным моментом в данном документе является тот факт, что «... профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал, реализующий ДОТ должен пройти соответствующую переподготовку и повышение квалификации по соответствующей образовательной программе курса объемом не менее 72 часов, подтвержденную наличием свидетельства установленного образца, выданного организацией образования, имеющей право на ведение курсов повышения квалификации по ДОТ» [7].
При преподавании правовых дисциплин преподаватель, работающий по ДОТ, должен:
1) владеть методикой преподавания и применения ДОТ;
2) уметь разрабатывать дидактические средства ДОТ;
3) владеть техникой (методы и приемы) предоставления индивидуальных учебных консультаций, включая консультации через Интернет;
4) обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знаний, проверки рецензирования, руководства написанием контрольных, курсовых и дипломных работ, в том числе проектных и исследовательских;
5) владеть информационно-коммуникационными технологиями, прежде всего методами работы в информационных сетях [7].
Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе является важным механизмом, регулирующим все основные направления совершенствования образовательной системы в Казахстане, в т. ч. при реализации доктрины правового образования.
Высшая школа требует от правового образования формирования широкого кругозора и развитой правовой культуры специалиста, способного творчески решать сложные хозяйственные и социальные вопросы, быть грамотным в правовом отношении организатором производства и научно-технического прогресса, руководителем трудового коллектива. Правовые знания такого специалиста должны базироваться на солидной теоретической основе и понимании исторических закономерностей социального развития, позволять ему верно ориентироваться как в общей политике правового государства, так и в отдельных, конкретных правовых ситуациях. Эти задачи решаются в процессе научно-теоретического изучения важнейших правовых аспектов государственной и общественной жизни, их оценок с позиции реализации норм права в существующем правопорядке, собственного
деятельного участия в утверждении законности в этом правопорядке. Необходимым требованием к вузовскому уровню правовой подготовки специалиста является достаточно полное усвоение им совокупности правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность (включая ее управленческие аспекты), выработка известных навыков практического использования таких норм, «тренажа» в их применении. В вузовской подготовке должны присутствовать также международно-правовые аспекты. Всем этим требованиям призван соответствовать вузовский курс права. Для более глубокого освоения и конкретизации правового материала в вузах следует предусматривать спецкурсы: «Правовые вопросы специализации, ее наиболее актуальные проблемы», «Правовое обеспечение научно -технического процесса» и др. Курс не должен быть только лекционным, он обязательно должен предполагать наличие семинаров и практических занятий, реализоваться в форме «деловых игр» с использованием компьютеров и видеотехники, в разнообразных формах индивидуальной работы со студентами. Студенты должны располагать возможностью писать курсовые работы по проблематике правовых курсов [8].
Таким образом, для формирования компетентного специалиста необходимо совершенствовать уровень правовой культуры обучающегося, формировать умения и навыки по выбранной специальности и в целом уделять большое внимание правовому образованию. Что же такое правовое образование?
Правовое образование должно включать в себя:
1. определенный уровень научных знаний о праве, о действующих в обществе правовых норм, порядке их применения, обязанностей граждан и степени ответственности, системе прав и свобод граждан и способах их реализации;
2. социально полезное поведение личности, которое проявляется в собственной реализации прав и свобод граждан, защиты основных прав и от нарушений, способности грамотно действовать с юридической точит зрения в различных жизненных ситуациях;
3. ориентированность на социальную ценность права, формирования уважения к праву, установка на законопослушание, отрицательная реакция на нарушения правопорядка, практическое применении правовых знаний для решения конкретных жизненных ситуаций, восприятие правовых предписаний, способность и готовность выполнять их в случае необходимости.
Правовое образование направлено на систематическое информирование населения об всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в свое работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего казахстанского общества.
Подводя итоги, сформулируем ряд вопросов, которые актуальны для дистанционного образования как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан:
- антропологические проблемы - виртуальное образование без живого контакта студента с преподавателем ухудшает качество образования в индивидуально-личностном аспекте, не хватает живого общения, чувств, положительных эмоций, играющих большую роль в развитии способностей, потребностей и ценностных ориентаций личности;
- гносеологические проблемы - обеднение языка и речи под давлением искусственной среды; нивелирование этнических и национальных традиций в новой образовательной среде, что препятствует национальной и культурной идентичности;
- валеологические проблемы - отрицательное влияние на здоровье длительного пребывания обучаемых у компьютера; обострение психологических проблем: усталость, отсутствие живого общения, одиночество [4, С. 89].
Список литературы:
1. Елизарова М.А. Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2. Часть II. Тула: Изд-во ТулГУ. 2014.
2. Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 № 319 -III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.).
3. Выступление Президента Казахстана перед студентами Назарбаев Университета «Казахстан на пути к обществу знаний» от 05.09.2012.
4. Кукьян В.Н., Фотина О.В. Актуальные проблемы дистанционного образования // Открытое и дистанционное образования. №4 (48). -Томск: Изд-во ТГУ, 2012.
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
7. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (ГОСО РК 5.03.004-2009 от 04 июня 2009 года № 266 «Организация обучения по дистанционным образовательным технологиям. Основные положения»).
8. Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан (утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 21.06 1995 № 2347).
Ахметов Арман Серикович, канд юрид. наук, доцент Павлодарского государственного института, тел. 8(705)3333556, е-та11:агтап.аЬте1оу@тай.ги (Республика Казахстан, г. Павлодар).
THE USING OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF
LEGAL DISCIPLINES
A.S. Akhmetov
The author of this article examines the role of distance learning technologies in the teaching of legal disciplines. The paper analyzes these technologies, identified positive and negative aspects of distance learning. Moreover, the author analyzes the legal framework relating to these technologies on the example of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan.
Keywords: law, distance education technologies, legal education, legal education, legal discipline, education, democratic state, civil society.
Akhmetov A.S., Ph.D jurid. sciences, the assistant professor Pavlodar State Pedagogical Institute, e-mail: [email protected] (Republic of Kazakhstan, Pavlodar)
УДК 347.41
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
М.А. Берестнев, И.И. Пустомолотов
Предпринята попытка осмысления правовой природы, роли и места правовых средств обеспечения гражданско-правовых обязательств в современном гражданском праве России. Анализ проведен ввиду совершенствования концепции гражданского законодательства.
Ключевые слова: способы обеспечения гражданско-правовых обязательств, правовые средства обеспечения обязательств, защита обязательств, меры ответственности
В основе любого обязательства лежит вера участников обязательственных правоотношений в обоюдное надлежащее исполнение контрагентом своих обязанностей по договору. Во многом такая вера сторон договора основана на возможности применения к нарушителю мер ответственности. Наряду с гражданско-правовыми мерами ответственности стимулировать стороны к надлежащему исполнению обязанностей направлены способы обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств.
До настоящего времени в правовой литературе не сложилось единой точки зрения на то, какими функциями обладают предусмотренные главой 23 Гражданского кодекса РФ [1, Ст. 3301] способы обеспечения исполнения обязательств. Так, выделяют их стимулирующую, пресекательную, поражающую, обеспечительную, компенсационную и штрафную функции. Выделяют и иные функции, например, стимулирующую (до нарушения), защитную (после нарушения); или принудительную для должника и компенсационную для кредитора, а восстановительную для всех. Среди авторов
62