ПРИМЕНЕНИЕ БИНАРНЫХ МАТРИЦ ПРИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
А.С. Черткова, преподаватель А.И. Ситников, старший преподаватель, к.т.н., доцент
В.В. Бутов, курсант Воронежский институт МВД России, г.Воронеж
Основное отличие теста от традиционных методов контроля состоит в том, что он всегда предполагает измерение.
Главная отличительная черта теста - объективность, определяемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы получать количественную информацию.
Это объясняется тем, что, несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки уровень требований различных преподавателей совершенно индивидуален. У каждого имеется свое понимание принципов требовательности и справедливости, свои критерии качества знаний. На оценку преподавателя влияют и предыдущий процесс общения с учащимся, и его личностные установки по отношению к оцениваемому ученику. Определенное внушающее воздействие оказывают внешний вид контролируемого и приобретенное им умение ясно излагать свои мысли, а также ряд других факторов, условно называемых «эмоциональной составляющей» [1].
Объективность и простота обработки результатов являются главными плюсами тестового контроля. Проверка тестовых заданий на надежность может быть осуществлена с помощью программы Miсrosoft Excel.
Апробационное тестирование было проведено в трех группах курсантов. Всего в тестировании участвовало 44 испытуемых. В тест были включены задания, охватывающие все разделы курса экология.
В результате статистической обработки была получена редуцированная бинарная матрица результатов тестирования (дважды упорядоченная - по строкам по убыванию тестового балла испытуемых; по столбцам - по возрастанию трудности задания).
Бинарная матрица (рис. 1) имеет характерную особенность - почти все нули и единицы распределились относительно диагонали, идущей из левого нижнего угла в правый верхний. Для наглядности ячейки с нулевыми значениями выделены другим цветом.
Согласно Гуттману это разграничение должно быть идеальным. Если испытуемый справился с трудным заданием, то он тем более, должен ответить на более легкие задания. Это должно приводить к строгому разграничению единиц и нулей диагональю матрицы [2]. В действительности же это не совсем так. Причиной расхождений может
являться как нарушение процедуры тестирования, так и недочеты в содержании самих тестовых заданий.
Рис. 1. Редуцированная бинарная матрица
Следующим шагом представления данных является построение гистограммы распределения индивидуальных баллов испытуемых (рис. 2). По оси абсцисс отложены тестовые баллы, а по оси ординат -соответствующие частоты.
Рис. 2. Распределение индивидуальных баллов испытуемых
Из рисунка 2 видно, что распределение частот тестовых баллов близко к нормальному.
По данным бинарной таблицы кроме распределения тестовых баллов курсантов так же можно проанализировать содержание самих тестовых заданий.
Так одним из параметров является мера трудности задания -отношение числа правильных ответов на данное задание к общему числу тестируемых. Наибольшей дифференцирующей способностью обладают задания со средним уровнем трудности.
В зависимости от целей тестирования можно варьировать содержание теста. Так, если необходима сравнительная оценка уровня
знаний испытуемых, то из теста следует исключать наиболее простые и наиболее трудные задания.
Если же целью тестирования является аттестация курсанта в соответствии с его уровнем подготовки, то тест может содержать как самые лёгкие, так и самые трудные задания.
Применение бинарной матрицы позволяет быстро получить результаты тестирования и дает возможность их наглядного представления.
Таким образом, введение системы тестирования обеспечивает объективность оценки знаний и контроль по всему объему программы учебной дисциплины.
Список использованной литературы
1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
2. Ким B.C. Тестирование учебных достижений / B.C. Ким. -Монофафия. - Уссурийск: Изд-во УШИ, 2007. - 214 с.
СОЗДАНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ГРЯЗНОЙ» БОМБЫ КАК «ОРУЖИЯ ТЕРРОРА»
А.М. Шаурина В.В. Яковлев, профессор, д.т.н.
Санкт-Петербургский государственный политехнический
университет, г. Санкт-Петербург
Широкое использование радиоактивных материалов в науке, различных отраслях экономики, медицине привело к тому, что появилась возможность их применения в криминальных и террористических целях.
Во всем мире, как за рубежом, так и в России, особенно после терактов 11.09.2001 г., проявляется повышенный интерес к проблемам ядерного и радиационного терроризма. Доступность радиоактивных веществ и технологическая простота изготовления привлекают внимание к так называемой «грязной» бомбе.
Устройства, рассеивающие радиоактивность (англ. Radiactivity Dispersing Divices - RDD или «грязные бомбы» (Duty Bombs)), представляют угрозу в психологическом и социальном аспекте. В качестве «грязной бомбы» могут быть использованы как радиоактивные источники, так и жидкие и порошкообразные активные материалы, распыляемые оператором. Радиоактивный источник, подброшенный даже в людном