МЕСТО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОРОНЕЖСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ
А.И. Ситников, к.т.н., доцент, ст. преподаватель,
А.С. Черткова, преподаватель, В. В. Бутов, курсант Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Экология - это одна из немногих дисциплин, обязательность преподавания которой в вузах любого профиля устанавливается Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ статья 71.
Экология - наука, изучающая закономерности жизнедеятельности организмов на всех уровнях организации в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых деятельностью человека. Более простое определение экологии - наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды.
Для современных условий характерна экологизация системы образования - тенденция проникновения экологических идей, понятий и принципов в другие дисциплины, а также - подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля. Экологизация, наряду с прочими отраслями деятельности человеческого общества, затронула и правоохранительные органы, в частности - деятельность полиции. Особое место отводится экологическим преступлениям, объединяющим деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный характер, поэтому согласно закону об оперативно-розыскной деятельности важную роль в охране окружающей среды призваны сыграть органы внутренних дел.
Особые аспекты приобрело изучение экологии в Воронежском институте МВД России курсантами технических специальностей.
Таким образом, благодаря профессиональным компетенциям, приобретаемым курсантами в процессе изучения курса, «Экология» является обеспечивающей не только для изучения таких дисциплин, как «Безопасность жизнедеятельности», но и для целого ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В процессе изучения курса, достигается понимание курсантами того, что охрану окружающей среды можно рассматривать как составную часть правоохранительной деятельности (согласно статье 42 Конституции РФ, «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»).
Кроме того, как и всякому образованному человеку, выпускнику вуза МВД необходимы знания о механизмах окружающей среды, общих законах
природы, которые являются универсальными и в аспектах физики, химии, психологии, философии, социологии.
Курсанты должны уметь анализировать и оценивать степень экологической опасности, пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществлять планирование своей профессиональной деятельности с точки зрения воздействия на окружающую среду.
Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение объективной информации о ходе усвоения знаний курсантами, которую преподаватель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности.
Основополагающей в системе контроля качества подготовки специалистов в вузе является проверка остаточных знаний как еще одна подсистема в общей системе контроля знаний. Главной ее целью является выяснение степени усвоения учебного материала, и в случае низкого уровня этих знаний принятие своевременных мер по совершенствованию учебного процесса.
В настоящее время одновременно с традиционной системой оценки результатов обучения стала широко использоваться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.
Статистическая обработка результатов тестирования начинается с формирования матрицы с результатами тестирования, которая должна быть упорядочена по строкам (по убыванию тестового балла) и по столбцам (по возрастанию трудности задания) [1]. В нашем случае построена бинарная матрица, в которой единице соответствует верный ответ, нулю - неверный ответ. Для дальнейшего анализа матрица дополняется следующими значениями:
- и pj - количество и доля верных ответов на j-ое задание;
- ^ и ^ - количество и доля неверных ответов на j-ое задание;
- У! - индивидуальный балл ьго испытуемого;
- р! - доля верных ответов испытуемого, в классической теории тестов этот параметр является показателем трудности задания. Хотя чем больше р^ тем легче задание;
- qi - доля неверных ответов испытуемого.
Важным параметром тестового задания является вариация (дисперсия) тестовых баллов Sj2, равная произведению доли верных ответов и доли неверных ответов тестируемого. Чем больше вариация, тем лучше задание дифференцирует испытуемых [2]. На рисунке представлена зависимость дисперсии от трудности задания, построенная на основе дихотомической матрицы, которую мы получили в результате апробации теста на выборке 52 курсантов. Если с заданием никто не справился или ответили все, то это задание не может дифференцировать испытуемых.
0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0 0
X
/ N
\
\
0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2
Рис 1. Зависимость дисперсии (вариации) тестовых баллов от трудности задания.
Следующим параметром тестового задания является дифференцирующая сила задания Для её расчета, необходимо в группе тестируемых выделить 27 % испытуемых, имеющих высокие результаты и 27 % испытуемых, имеющих низкие результаты. Далее определяем долю правильных ответов на j-ое задание в сильной группе р|хор и долю правильных ответов на j-ое задание в слабой группе р/л. Их разность и будет равна дифференцирующей силе задания.
Задание можно считать хорошим при ^>0,3. Если дифференцирующая сила задания имеет отрицательное значение, то его нельзя использовать. В промежуточных случаях необходима доработка задания.
Список использованной литературы
1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. / М.Б. Челышкова. - М: Логос, 2002. - 432 с.