Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №4 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/89EVN416.pdf Статья опубликована 26.08.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Курылёва О.И., Курылев А.И. Применение аудиторских процедур при проведении внутреннего аудита затрат на реализацию основной профессиональной образовательной программы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/89EVN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 657.6
Курылёва Ольги Игоревна
ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Зав. кафедрой «Страхования, финансов и кредита» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=362452
Курылев Александр Игоревич
ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Студент E-mail: [email protected]
Применение аудиторских процедур при проведении внутреннего аудита затрат на реализацию основной профессиональной образовательной программы
Аннотация. В статье выделена цель проведения внутреннего аудита как необходимого инструмента управления ресурсами образовательной организации. Финансирование образовательных услуг осуществляется как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, что подчеркивает актуальность своевременного контроля эффективного расходования ресурсов. Обобщены задачи внутреннего аудита затрат на реализацию основной профессиональной образовательной программы, подчеркнута роль проведения аудита затрат на образовательные услуги с целью изучения состава затрат, своевременного выявления внутрихозяйственных резервов. Произведена группировка затрат на реализацию основной профессиональной образовательной программы с учетом специфики образовательного процесса, совершаемых хозяйственных операций, выделены основные из них, в том числе затраты на оплату труда научно-педагогических работников, расходы на приобретение учебно-методической литературы и оборудования для учебного процесса. Выделены основные источники информации, являющиеся базой аудита и наиболее полно отражающие структуру затрат на реализацию основной профессиональной образовательной программы, включая первичные документы, учетные регистры, формы отчетности. Обобщены существующие аудиторские процедуры и представлены возможности их применения при проведении аудита затрат на реализацию образовательных программ на
1 603000, Нижний Новгород, Ульянова, 1 1
каждом участке бухгалтерского учета с учетом специфики первичных документов образовательного процесса, что позволит снизить трудоемкость аудиторской проверки и повысит ее качество.
Ключевые слова: управленческий учет; основная профессиональная образовательная программа; центр ответственности; элементы затрат; внутренний аудит; аудиторские процедуры; аудиторские доказательства; аналитические процедуры
Своевременное осуществление внутреннего контроля (аудита) с целью эффективного управления ресурсами в образовательной организации выступает главным инструментов принятия управленческих решений для обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и достижения планируемых результатов. В качестве объекта аудита в образовательной организации может быть выделена основная профессиональная образовательная программа, представляющая собой качественную характеристику образовательного процесса по конкретному направлению подготовки в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и выступающая центром ответственности управленческого учета. Выделение образовательной программы в качестве единицы управленческого учета обеспечит:
1. формирование информационных данных для принятия управленческих решений;
2. учет затрат по конкретным направлениям подготовки (реализуемым образовательным программам);
3. построение системы внутреннего контроля с целью формирования доходов и эффективного расходования средств;
4. формирование системы управленческой отчетности и анализ показателей, характеризующих эффективность образовательных программ, с целью своевременного выделения критических точек;
5. внедрение системы планирования.
Для оценки эффективного управления ресурсами в рамках реализации образовательной программы предметом аудита выступают элементы себестоимости образовательной услуги, представленные на рисунке 1 (разработано авторами).
Рисунок 1. Элементы себестоимости образовательной услуги (разработано авторами)
Основными задачами аудита затрат на реализацию образовательных услуг являются:
изучение состава затрат на реализацию образовательных программ;
проверка правильности оформления операций по учету затрат на оказание образовательных услуг и оценка степени достоверности сведений;
контроль показателей себестоимости затрат на оказание образовательных услуг с детализацией по элементам затрат;
проверка деятельности различных звеньев образовательного процесса: кафедр, факультетов, административно-управленческих и вспомогательных служб;
проверка целевого использования средств, полученных из бюджета, а также из внебюджетных источников;
оценка состояния материальной базы и ее соответствие учебному процессу;
себестоимости затрат
выявление резервов снижения образовательных услуг.
на
оказание
Основными источниками информации, выступающими аудиторскими доказательства, используемыми аудитором являются: первичные документы по участкам учета, ведомости по начислению заработной платы и взносов во внебюджетные фонды, ведомости начисления амортизации по оборудованию, используемому в образовательном процессе, ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, ведомости сводного учета затрат, учетные регистры, формы отчетности и др.
Система внутреннего аудита предполагает получение аудиторских доказательств по эффективному использованию ресурсов в ходе оказания образовательных услуг из различных источников информации в результате применения аудиторских процедур с учетом специфики образовательного процесса, представленных на рисунке 2 (разработано авторами).
При выполнении аудиторской процедуры инспектирования изучаются созданные или полученные извне учетные записи и документы на бумажном или электронном носителе информации, а также осуществляется физический осмотр материальных активов. Примером инспектирования, проводимого в качестве теста средств контроля, является проверка учетных записей и документов на предмет их санкционирования.
Рисунок 2. Аудиторские процедуры (разработано авторами)
Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов:
• проверить правильность записей в инвентаризационных описях;
• проверить соответствие инвентаризационных описей унифицированным формам;
• проверить фактическое наличие материальных ценностей;
• проверить реальность финансовых обязательств.
В ходе инспектирования используются как типовые формы документов, так и специфические для образовательной организации документы. Например, при проверке расчетов с персоналом по оплате труда кроме основных документов: штатное расписание, личная карточка работника, приказы о приеме на работу, приказы о переводе, приказы о предоставлении отпуска, табель учета рабочего времени, расчетные и платежные ведомости и т.д., используются учебные планы, индивидуальные планы преподавателей.
В образовательной организации значительную долю финансовых обязательств составляют расчеты со студентами. Проверка реальности обязательств осуществляется путем инспектирования документов, подтверждающих фак возникновения обязательств (например, заключенных договоров на платные образовательные услуги).
Наблюдение как вид аудиторской процедуры представляет собой взгляд на процесс, выполняемый другими лицами (персоналом экономического субъекта).
Наблюдение за процессом проведения инвентаризации в ходе аудиторской проверки позволяет аудитору инспектировать (см. выше) имущество и финансовые обязательства образовательной организации, наблюдать за соблюдением установленного руководством порядка проведения инвентаризации, а также получить доказательства надежности процедур руководства.
В процессе наблюдения за проведением инвентаризации аудитору следует зафиксировать в рабочих документах факт соблюдения/несоблюдения установленного порядка проведения инвентаризации.
Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами места нахождения аудируемого лица.
Запросы могут быть различными: от официальных письменных запросов, адресованных третьим лицам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам аудируемого лица.
Устные опросы могут проводиться с персоналом образовательной организации, включая научно-педагогических работников, с обучающимися, с поставщиками.
При аудите образовательных услуг примерами использования внешних подтверждений могут быть:
• остатки денежных средств на банковских счетах (лицевых счетах) и иная информация, запрашиваемая в кредитных организациях, обслуживающих образовательную организацию;
• размер кредиторской задолженности, подтверждаемый:
о по расчетам с заказчиками - заключенными договорами со студентами;
о по расчетам с поставщиками - заключенными договорами на поставку учебно-методической литературы, материальных запасов;
о по расчетам с бюджетом по налогам и сборам - акты сверки с ИФНС и др.
Подтверждение представляет собой ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Как правило, подтверждения используются для проверки информации об осуществляемых расходах организации, а также о числящейся сумме задолженности.
Ответы на запросы могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал, или которые подтверждают аудиторские доказательства.
В ходе аудита образовательных услуг следует разослать письменные запросы:
• дебиторам и кредиторам с целью подтверждения числящейся в бухгалтерском учете задолженности;
• арендаторам, с целью подтверждения находящегося у них имущества;
• арендодателям, с целью подтверждения факта нахождения у аудируемого лица имущества, не принадлежащего ему на праве собственности;
• в других случаях.
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
Аудитору следует принять участие:
• в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля и соответствия фактического наличия данным бухгалтерского учета;
• в проведении контрольных расчетов создаваемых резервов, числящихся на счетах бухгалтерского учета и отраженных в первичных документах.
Пересчет как аудиторская процедура, используемая при аудиту образовательной программы, может применяться при проверке стоимости обучения, указанной в договоре на платные образовательные услуги, при предоставлении скидок за платные образовательные услуги, при проверке правильности начисления заработной платы научно-педагогическим работникам за отработанное время, правильность исчисления среднего заработка при расчете отпускных и иных выплат.
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации.
В ходе анализа изучаются сметы, финансовые отчеты, отчеты движения денежных потоков.
Главная цель аналитических процедур - оценка осуществления рациональной финансовой политики, обеспечивающей реализацию стратегии образовательной организации.
В ходе аналитических процедур происходит сравнение полученных показателей с нормативными значениями, в динамике, а также со среднеотраслевыми значениями.
Аудиторские доказательства аудитору следует зафиксировать в рабочих документах, на основании которых полученная информация может быть использована для комплексной оценки хозяйственных ситуаций, выявления резервов снижения себестоимости образовательных услуг и обоснования управленческие решения по сокращению затрат.
Таким образом, хочется отметить, что для повышения качества образовательных услуг эффективным является проведение внутреннего аудита, при котором в качестве центров
ответственности целесообразным является выделение образовательных программ. При организации внутреннего контроля немаловажное внимание необходимо уделить аудиторским процедурам, обеспечивающим получение необходимых аудиторских доказательств и повышающих эффективность управления затратами на оказание образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вяткина Е.О. Система внутреннего контроля образовательного процесса в системе дистанционного обучения / Е.О. Вяткина // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1.
2. Емельянова О.В., Яшина Н.И., Курылева О.И. Финансирование стимулирующих дотаций субъектам РФ из федерального бюджета: монография / О.В. Емельянова, Н.И. Яшина, О.И. Курылева // Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 238 с.
3. Замбржицкая Е.С., Логачёва А.В., Логачёва М.В. Система внутреннего контроля как элемент аудита / Е.С. Замбржицкая, А.В. Логачёва, М.В. Логачёва // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 242-245.
4. Залевский В.А., Моргунова Е.В. Организация и совершенствование системы управленческого учета в вузе для целей модернизации образования / Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севере Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета - 2011 г. - №3. - URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-3/4/4.htm (дата обращения: 06.04.2016).
5. Ковалёва А.М., Куканова Н.В. Внутренний управленческий аудит как составная часть системы управленческого контроля стоительной организации / А.М. Ковалёва, Н.В. Куканова / Журнал Фундаментальные исследования. - 2013. -№8 (часть 1) - С. 143-147.
6. Курылева О.И. Основная профессиональная образовательная программа как элемент управленческого учета / О.И. Курылева // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. С. 167-170.
7. Курылева О.И., Профессионально-экономическое развитие студентов вуза: монография / О.И. Курылева, Министерство образования РФ, ГОУ ВПО "Волжская гос. инженерно-пед. академия". Нижний Новгород, 2004. 162 с.
8. Курылева О.И., Яшина Н.И., Богомолов С.В. Совершенствование методологии определения бюджетной устойчивости территории и оценки результативности бюджетных расходов: монография / О.И. Курылева, Н.И. Яшина, С.В. Богомолов // Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. 276 с.
9. Шаронина Л.В. Внутренний аудит системы менеджмента качества в вузе/ Л.В. Шаронина // Известия Южного федерального университета. Технические науки Выпуск №8 / том 133 / 2012. С. 165-170.
10. Яшина Н.И., Поющева Е.В., Курылева О.И., Яшин К.С Совершенствование теоретических методических основ управления расходами бюджета: монография / Н.И. Яшина, Е.В. Поющева, О.И. Курылева, К.С. Яшин // Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. 164 с.
Kuryleva Olga Igorevna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhni Novgorod
E-mail: [email protected]
Kurylev Alexander Igorevich
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhni Novgorod
E-mail: [email protected]
Application of audit procedures during internal audit cost of implementing basic professional educational programs
Abstract. The article highlighted the purpose of the internal audit as a necessary management tool of the educational organization. Financing of educational services is carried out both at the expense of budget funds, and the funds derived from extra-budgetary activities, underscoring the relevance of timely monitoring of effective use of resources. Summarizes the objectives of the internal audit of expenses for implementation of the basic professional educational programs, emphasized the role of the audit costs for educational services in order to study the composition of expenses, the timely identification of internal reserves. Produced grouping of costs for the implementation of the basic professional educational programs tailored to the specifics of the educational process, committed business operations, highlighted the major ones, including labor costs of scientific and pedagogical workers, the cost of acquisition of educational materials and equipment for the educational process. The basic sources of information are the basis of the audit, and most fully reflect the cost structure for the implementation of the basic professional educational programs, including primary documents, accounting registers, reporting forms. Summarizes the existing audit procedures and presented the possibility of their application in auditing costs for the implementation of educational programs in each area of accounting, taking into account the specificity of the primary documents of the educational process that will reduce the complexity of the audit and improve its quality.
Keywords: management accounting; basic professional educational programs; responsibility center; elements of cost control and planning system
REFERENCES
1. E.O. Vyatkina the internal control system of the educational process in the Learning Management System / E.O. Vyatkina // Internet magazine "Naukovedenie" Volume 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1.
2. Yemelyanov O.V., Yashina N.I., O.I. Kurileva Funding incentive grants to subjects of the Russian Federation from the federal budget: Monograph / O.V. Yemelyanov, N.I. Yashin, O.I. Kurileva // Nizhni Novgorod: VGIPU, 2011. 238 p.
3. Zambrzhitskaya ES, Logachev AV, Logachev MV internal control system as an element of the audit / ES Zambrzhitskaya, AV Logachev, MV Logachev // Young scientist. - 2014. - №10. - S. 242-245.
4. The V.A. Zalewski, Morgunov E.V. Organization and improvement of management accounting at the university for the purpose of modernization of education / Corporate governance and innovation development of economy of the North Bulletin of the Research Center of corporate law, management and venture investment Syktyvkar State University - 2011 - №3. - URL: http: // koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-3/4/4.htm (reference date: 04.06.2016).
5. Kovalev A.M., Kukanova N.V. Internal management audit as part of the management control system stoitelnoy organization / A.M. Kovalev, N.V. Kukanova / Journal of Basic Research. - 2013. - number 8 (Part 1) - P. 143-147.
6. Kurileva O.I. Main professional education program as an element of management accounting / O.I. Kurileva // Modern problems of financial and insurance relations in the world community collection of articles based on the II International scientific-practical conference of university teachers, researchers, professionals, graduate students, students. Under obsch. red. I.S. Vinnikovoy, E.A. Kuznetsov. Nizhny Novgorod: NSPU im. K. Minina, 2016. Pp. 167-170.
7. Kurileva O.I., professional and economic development of students of high school: Monograph / O.I. Kurileva, Ministry of Education, the GOU VPO "Volzhskaya State Academy of Engineering and ped..." Nizhny Novgorod, 2004. 162 p.
8. Kurileva O.I., N.I. Yashin, S.V. Bogomolov Improving the methodology for determining fiscal sustainability areas and assess the impact of budget expenditures: Monograph / O.I. Kurileva, N.I. Yashin, S.V. Bogomolov // Nizhni Novgorod: VGIPU, 2009. 276 p.
9. Sharonin L.V. Internal audit of quality management system in high school / L.V. Sharonin // Southern Federal University. Engineering Issue number 8 / volume 133/2012. pp. 165-170.
10. Yashina N.I., Poyuscheva E.V., Kurileva O.I., Yashin K.S. Improving theoretical methodological foundations of the budget expenditure management: Monograph / N.I. Yashin, E.V. Poyuscheva, O.I. Kurileva, K.S. Yashin // Nizhni Novgorod: NSPU im. K. Minina, 2013. 164 p.