Научная статья на тему 'Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта: "оценка эффективности ОПОП: модели управления"'

Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта: "оценка эффективности ОПОП: модели управления" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНТИНГЕНТОМ / РЕЙТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курылёва Ольга Игоревна, Огородова Марина Викторовна

Данная статья посвящена актуальной теме экономической оценке эффективности основной профессиональной образовательной программы как ключевого объекта управленческого учета образовательной организации. Разработка эффективной модели управления основной профессиональной образовательной программой является ключевой задачей менеджмента образовательной организации, обеспечивающей качество образовательного процесса, формирование профессиональных компетенций и личностно-профессиональное развитие будущего выпускника, разработку механизма формирования образовательной траектории студента и программы тьютерского сопровождения студента в условиях реализации индивидуальных образовательных программ. С целью определения экономической ценности реализуемых образовательных программ необходимо разработать систему показателей, ориентированных на достижение максимизации общего объема прибыли, формируемой за счет двух составляющих: доходной и расходной части. На основании показателей может быть произведена рейтинговая оценка экономической эффективности ОПОП. В зависимости от количества набранных баллов может быть присвоен рейтинг эффективности каждой образовательной программе, позволяющий произвести оценку востребованности образовательной программы на рынке образовательных услуг и обеспечивающий выполнение финансовых показателей для финансового благополучия образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курылёва Ольга Игоревна, Огородова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic evaluation of the effectiveness of the basic professional educational programs in the framework of the project "Evaluation of OPOP: management models"

This article focuses on an important topic the economic assessment of the effectiveness of the basic professional educational programs as a key object of the administrative account of the educational organization. Developing an effective model for managing the basic professional educational program is a key task of management of the educational organization providing the quality of the educational process, the formation of professional competence and personal and professional development of future graduates, the development of the mechanism of formation of the educational path of the student and the student support program tyuterskogo in the conditions of realization of individual educational programs. In order to determine the economic value of implemented educational programs need to develop a system of indicators aimed at achieving the maximization of the total profit volume, formed by two components: the revenue and expenditure side. On the basis of indicators can be produced cost-effectiveness rating of OPOP. Depending on the number of points can be assigned a rating of the effectiveness of each educational program, which allows to evaluate the relevance of the educational program in the educational market and ensuring the implementation of financial performance for the financial well-being of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта: "оценка эффективности ОПОП: модели управления"»

УДК 657.6

О.И. КУРЫЛЁВА1, М.В. ОГОРОДОВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПОП: МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ»

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной теме - экономической оценке эффективности основной профессиональной образовательной программы как ключевого объекта управленческого учета образовательной организации. Разработка эффективной модели управления основной профессиональной образовательной программой является ключевой задачей менеджмента образовательной организации, обеспечивающей качество образовательного процесса, формирование профессиональных компетенций и личностно-профессиональное развитие будущего выпускника, разработку механизма формирования образовательной траектории студента и программы тьютерского сопровождения студента в условиях реализации индивидуальных образовательных программ.

С целью определения экономической ценности реализуемых образовательных программ необходимо разработать систему показателей, ориентированных на достижение максимизации общего объема прибыли, формируемой за счет двух составляющих: доходной и расходной части. На основании показателей может быть произведена рейтинговая оценка экономической эффективности ОПОП. В зависимости от количества набранных баллов может быть присвоен рейтинг эффективности каждой образовательной программе, позволяющий произвести оценку востребованности образовательной программы на рынке образовательных услуг и обеспечивающий выполнение финансовых показателей для финансового благополучия образовательной организации.

Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа, центр ответственности, управленческий учет, показатели эффективности образовательного процесса, управление образовательной программой, оценка эффективности управления контингентом, рейтинг образовательной программы.

O.I. KURYLEVA1, M.V.OGORODOVA1

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

ECONOMIC EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "EVALUATION OF OPOP: MANAGEMENT MODELS"

Abstract: This article focuses on an important topic - the economic assessment of the effectiveness of the basic professional educational programs as a key object of the administrative account of the educational organization. Developing an effective model for managing the basic professional educational program is a key task of management of the educational organization providing the

quality of the educational process, the formation of professional competence and personal and professional development of future graduates, the development of the mechanism of formation of the educational path of the student and the student support program tyuterskogo in the conditions of realization of individual educational programs.

In order to determine the economic value of implemented educational programs need to develop a system of indicators aimed at achieving the maximization of the total profit volume, formed by two components: the revenue and expenditure side. On the basis of indicators can be produced cost-effectiveness rating of OPOP. Depending on the number of points can be assigned a rating of the effectiveness of each educational program, which allows to evaluate the relevance of the educational program in the educational market and ensuring the implementation of financial performance for the financial well-being of the educational organization.

Keywords: basic professional educational programs; responsibility center; Management Accounting; performance indicators of the educational process, the management of the educational program, evaluation of management effectiveness contingent rating of the educational program.

Разработка эффективной модели управления основной профессиональной образовательной программой (ОПОП) представляет собой актуальный вопрос менеджмента образовательной организации. На сегодняшний день возникла необходимость выделения ОПОП как объекта управленческого учета с целью обеспечения качества образовательных услуг с учетом потребностей рынка труда и заказчика услуг.

Управление ОПОП обусловлено совершенствованием системы профессионального образования, утверждением профессиональных стандартов, формированием

образовательных результатов, ориентированных на освоение и формирование профессиональных компетенций, а также личностно-профессиональное развитие будущего выпускника.

В рамках модернизации образовательного процесса для реализации Стратегии развития Мининского университета в 2013 -2023 годах одним из направлений модернизации был выделен проект «Оценка эффективности ОПОП: модели управления». Основной целью данного направления является разработка и апробация модели управления основной профессиональной образовательной программой.

Ключевой фигурой в управлении ОПОП выступает руководитель ОПОП, деятельность которого будет оцениваться через систему показателей, сгруппированных в рейтинге руководителя ОПОП.

Итогом апробации предложенной модели будет являться оценка эффективности управления ОПОП через рейтинговую систему показателей.

Управление образовательной программой включает в себя следующие объекты управления:

- управление содержанием, включающим в себя: разработку учебного плана, модулей и программ дисциплин и практик, итоговой аттестации, обновление образовательной программы с учетом изменяющихся требований к качеству подготовки выпускников;

- управление контингентом осуществляется путем оценки основных показателей, характеризующих популярность и востребованность конкретной образовательной программы;

- управление процессом реализации программы, направленными на формирование предложений по совершенствованию учебного процесса, контроль за обеспеченностью ОПОП учебно-методической литературой, разработку и реализацию фондов оценочных средств по модулям образовательной программы, реализацию программы путем сетевого взаимодействия с организациями-партнерами различного уровня, организацию практик и итоговой аттестации выпускников;

- управление ресурсами, используемыми при реализации образовательной программы, ориентировано на кадровое обеспечение, повышение квалификации научно-педагогических работников, обеспечение информационно-коммуникационными ресурсами;

- управление финансами сводится к оценке получения дохода от реализации образовательной программы с учетом платного контингента, дохода от участия в грантах, хоздоговорной деятельности и др.;

- управление качеством, которое обеспечивается за счет общественного признания образовательной программы, рейтинговой оценки деятельности научно-педагогических работников и студентов.

С целью определения экономической ценности реализуемых образовательных программ по каждому выделенному объекту управления образовательной программой может быть разработана система показателей, ориентированных на достижение максимизации общего объема прибыли. Формирование прибыли осуществляется под влиянием факторов двух групп: доходной и затратной составляющей.

Рассмотрим доходную часть, формируемую в рамках реализации образовательной программы. Для этого могут быть выделены основные показатели, характеризующие экономическую эффективность и целесообразность образовательной программы.

Контингент является основным показателем, характеризующим востребованность образовательной программы на рынке образовательных услуг и популярность программы, реализуемой в данном образовательном учреждении.

Контингент может быть оценен по следующим показателям:

Количество поданных заявлений на данную образовательную программу - Зподан.

Конкурс на ОПОП - Кон.

Средний балл ЕГЭ по зачисленным абитуриентам на ОПОП - Бегэср.

Проходной балл - Бпрох.

Количество зачисленных на ОПОП на бюджетной и нвебюджетной основе - Ктбт и

Ктпл.

Платный контингент формирует доход образовательной организации от внебюджетной деятельности, обеспечивающий финансовое благополучие образовательной организации, поэтому данный показатель является одним из основных финансовых показателей, подлежащих контролю в течение всего образовательного цикла, - Двнеб.

Доход от внебюджетной деятельности по каждой образовательной программе зависит от двух факторов: платного контингента (Ктпл) и стоимости реализуемой образовательной программы (Цоп). Расчет дохода может быть представлен в следующем виде:

Двнеб = Ктплп * Цоп (разработано авторами)

В ходе реализации образовательной программы становится актуальным вопрос обеспечения сохранности контингента, который напрямую влечет за собой обеспечение доходной части от реализации образовательной программы на протяжении всего образовательного цикла.

Обеспечение сохранности контингента ^сохрКпл) рассчитывается путем сопоставления фактического значения платного контингента (Ктплфакт) с показателем -зачисленный платный контингент на 1 курс (Ктплзачис). Идеальным считается значение показателя, равное 1.

^охрКпл = Ктплфакт / Ктплзачис (разработано авторами)

Процесс реализации образовательной программы включается в себя не только учебный процесс, но и участие научно-педагогических работников в грантовой, хоздоговорной и иной деятельности. Доход от реализации образовательной программы (Дреалоп) может быть представлен в следующем виде:

ДреалОП = Двнеб + Дгд + Дхозд + Дпр, где

(разработано авторами)

Дгд - доход от участия научно-педагогических работников в грантовой деятельности,

Дхозд - доход от участия научно-педагогических работников в хоздоговорной деятельности,

Дпр - доход от участия научно-педагогических работников в прочей, приносящей доход деятельности.

Таким образом, для оценки доходной части реализации образовательной программы сформирована система показателей (таблица 1 - разработано авторами).

Таблица 1 - Система показателей, характеризующих доходную часть образовательной

рограммы

№ п/п Показатель Расшифровка показателя

1. Ктпл Платный контингент по образовательной программе

2. Ктплзачис Количество зачисленных на ОПОП на внебюджетной основе

3. Ктплфакт Фактическое значение платного контингента на определенную дату

4. ^охрКпл Коэффициент обеспечения сохранности контингента

5. Цоп Стоимость реализуемой образовательной программы

6. Дреалоп Доход от реализации образовательной программы

7. Двнеб Доход от внебюджетной деятельности по образовательной программе

8. Дгд Доход от участия научно-педагогических работников в грантовой деятельности

9. Дхозд Доход от участия научно-педагогических работников в хоздоговорной деятельности

10. Дпр Доход от участия научно-педагогических работников в

прочей, приносящей доход деятельности

По каждому показателю должно быть установлено плановое значение с учетом стратегических задач образовательной организации (таблица 2 - разработано авторами).

Таблица 2 - Плановые значения показателей, характеризующих доходную часть образовательной программы

№ п/п Показатель Плановое значение показателя

1. Ктпл Не менее 20 человек в группе

2. Ктплзачис Не менее 25 человек в группе

3. Ктплфакт Не менее 20 человек в гуппе

4. ксохрКпл 0,8

5. Цоп По решению образовательной организации

6. Дреалоп По решению образовательной организации

7. Двнеб По решению образовательной организации

8. Дгд Не менее 35 000 на 1 НПР

9. Дхозд Не менее 20 000 на 1 НПР

10. Дпр Не менее 10 000 на 1 НПР

В ходе реализации образовательной программы необходимо осуществлять контроль выполнения плановых показателей и оценку изменения показателей в динамике (таблица 3 -разработано авторами).

Таблица 3 - Плановые значения показателей, характеризующих доходную часть образовательной программы

№ Показатель Плановое Фактическое Значение Абс.откл. Относ.откл.

п/п значение значение показателя к пл. к пр. к пл. к

показателя показателя в предыдущем периоде знач. пер. знач. пр. пер.

1. Ктпл

2. Ктплзачис

3. Ктплфакт

4. ксохрКпл

5. Цоп

6. Дреалоп

7. Двнеб

8. Дгд

9. Дхозд

10. Дпр

После проведенного анализа должны быть выявлены факторы невыполнения плановых показателей, а также причины ухудшения показателей в динамике.

На основании анализа предложенных показателей, характеризующих доходную часть образовательной программы, может быть произведена рейтинговая оценка экономической эффективности ОПОП через рейтинговую систему показателей. Каждому показателю в зависимости от приоритета будет установлен критерий: высокий, средний или низкий приоритет, будет дан удельный вес в процентах, присвоен балл, рассчитан процент выполнения и количество набранных баллов.

В зависимости от количества набранных баллов может быть присвоен рейтинг эффективности каждой образовательной программе, позволяющий произвести оценку востребованности образовательной программы на рынке образовательных услуг и обеспечивающий выполнение финансовых показателей для обеспечения финансового благополучия образовательной организации.

Таким образом, можно сделать вывод: ОПОП выступает ключевым объектом управленческого учета с целью обеспечения качества образовательных услуг. Ключевой фигурой в управлении ОПОП выступает руководитель ОПОП, что отражено в трудах Л.В. Шарониной [9, с. 165]

Управление образовательной программой включает в себя объекты: управление содержанием, управление контингентом, управление процессом реализации программы, управление ресурсами, управление финансами, управление качеством.

С целью определения экономической ценности реализуемых образовательных программ необходимо разработать систему показателей, ориентированных на достижение максимизации общего объема прибыли, формируемой за счет двух составляющих: доходной и расходной части.

Доходная часть может быть оценена через следующие показатели, характеризующие экономическую эффективность и целесообразность образовательной программы: платный контингент по образовательной программе, коэффициент обеспечения сохранности контингента, стоимость реализуемой образовательной программы, доход от реализации образовательной программы, доход от внебюджетной деятельности по образовательной программе, доход от участия научно-педагогических работников в грантовой деятельности, доход от участия научно-педагогических работников в хоздоговорной деятельности, доход от участия научно-педагогических работников в прочей, приносящей доход деятельности.

По каждому показателю должно быть установлено плановое значение, в ходе реализации образовательной программы необходимо осуществлять контроль выполнения плановых показателей и оценку изменения показателей в динамике.

На основании анализа предложенных показателей, характеризующих доходную часть образовательной программы, может быть произведена рейтинговая оценка экономической эффективности ОПОП через рейтинговую систему показателей. В зависимости от количества набранных баллов может быть присвоен рейтинг эффективности каждой образовательной программе, позволяющий произвести оценку востребованности образовательной программы на рынке образовательных услуг и обеспечивающий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнение финансовых показателей для обеспечения финансового благополучия образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Вяткина Е.О. Система внутреннего контроля образовательного процесса в системе дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Том 7, №1. URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1

3. Емельянова О.В., Яшина Н.И., Курылева О.И. Финансирование стимулирующих дотаций субъектам РФ из федерального бюджета: монография. Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. 238 с.

4. Залевский В.А., Моргунова Е.В. Организация и совершенствование системы управленческого учета в вузе для целей модернизации образования [Электронный ресурс] // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севере: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2011. №3. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-3/4/4.htm (дата обращения: 06.04.2016).

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

6. Курылева О.И. Основная профессиональная образовательная программа как элемент управленческого учета // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов / под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой. Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. С. 167-170.

7. Курылёва О.И., Курылев А.И. Применение аудиторских процедур при проведении внутреннего аудита затрат на реализацию основной профессиональной образовательной программы // Науковедение. 2016. Т. 8, №4(35). С. 82.

8. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http:// http://www.mininuniver.rU/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.12.2016)

9. Шаронина Л.В. Внутренний аудит системы менеджмента качества в вузе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Выпуск 8, том 133. С. 165-170.

10. Яшина Н.И., Поющева Е.В., Курылева О.И., Яшин К.С. Совершенствование теоретических методических основ управления расходами бюджета: монография.

H.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2013. 164 с.

REFERENCES

I. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrä 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izmeneniämi i dopolneniämi). [Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (as amended)]. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (in Russian).

2. Vyatkina E.O. Sistema vnutrennego kontrolya obrazovatel'nogo processa v sisteme distancionnogo obucheniya [The internal control system of the educational process in the Learning Management System]. Naukovedenie, 2015, tom 7, no. 1. Available at: http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 (in Russian).

3. Yemelyanov O.V., Yashina N.I., Kurileva O.I. Finansirovanie stimulirujushhih dotacij subektam RF iz federal'nogo bjudzheta: monografija [Funding incentive grants to subjects of the Russian Federation from the federal budget: monograph]. Nizhni Novgorod, VGIPU Publ., 2011. 238 p. (In Russian)

4. Zalewski V.A., Morgunov E.V. Organizaciya i sovershenstvovanie sistemy upravlencheskogo ucheta v vuze dlya celej modernizacii obrazovaniya [Organization and improvement of management accounting at the university for the purpose of modernization of education]. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie jekonomiki Severe: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo centra korporativnogo prava, upravlenija i venchurnogo investirovanija Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 3. Available at: http:koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-3/4/4.htm (accessed 04.06.2016) (in Russian).

5. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016 - 2020 gody [The concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020 years]. Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (in Russian).

6. Kuryleva O.I. Osnovnaja professional'naja obrazovatel'naja programma kak jelement upravlencheskogo ucheta [Main professional education program as an element of management accounting]. Sovremennye voprosy finansovyh i strahovyh otnoshenij v mirovom soobshhestve: sbornik statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej vuzov, uchenyh, specialistov, aspirantov, studentov. Pod obshh. red. I.S. Vinnikovoj, E.A. Kuznecovoj. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2016. Pp. 167-170. (In Russian)

7. Kuryleva O.I., Kurylev A.I. Primenenie auditorskihprocedur priprovedenii vnutrennego audita zatrat na realizaciju osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy [The use of audit procedures during the audit of internal costs for the implementation of the basic professional educational programs]. Naukovedenie, 2016, T. 8, no. 4(35), p. 82. (In Russian)

8. Samerhanova Je.K., Imzharova Z.U. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa v uslovijah innovacionnogo razvitija vuza [Management quality of the educational process in terms of innovative development of the university]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (accessed 13.12.2016) (in Russian).

9. Sharonin L.V. Vnutrennij audit sistemy menedzhmenta kachestva v vuze [Internal audit of quality management system in high school/. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki, 2012, vypusk 8, tom 133, pp. 165-170. (In Russian)

10. Yashin N.I., Poyuscheva E.V., Kurileva O.I., Yashin K.S. Sovershenstvovanie teoreticheskih metodicheskih osnov upravlenija rashodami bjudzheta: monografija [Improving theoretical methodological foundations of the budget expenditure management: monograph]. N. Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2013. 164 p. (In Russian)

© KypbrneBa O.H., OropogoBa M.B., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Курылёва Ольга Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой страхования, финансов и кредита, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: sfik@,bk.ru

Огородова Марина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования, финансов и кредита, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: sfik@,bk.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Kuryleva Olga Igorevna - Ph.D., Associate Professor, Head of the department of insurance, finance and credit, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Ogorodova Marina Viktorovna - PhD in Economics, Ph.D., Associate Professor Department of insurance, finance and credit, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.