Научная статья на тему 'Применение антикризисных мероприятий как механизма повышения эффективности деятельности туристических компаний в современных условиях'

Применение антикризисных мероприятий как механизма повышения эффективности деятельности туристических компаний в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
773
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / TOURISM / CRISIS / CRISIS-PROOF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Нелли Владимировна

В статье рассмотрены основные проблемы туризма в условиях мирового финансового кризиса, даны определения кризиса и антикризисного управления, предложены антикризисные мероприятия для развития туризма в России. Сделан вывод о важности и объективной полезности антикризисного управления на предприятиях туристической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main problems of tourism development in conditions of the global financial crisis, given the definition of crisis and crisis management, the proposed anticrisis measures for the development of tourism in Russia. It concludes about the importance and objective utility of anti-crisis management at the enterprises of tourist industry.

Текст научной работы на тему «Применение антикризисных мероприятий как механизма повышения эффективности деятельности туристических компаний в современных условиях»

УДК 378.046.4

ПРИМЕНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Семенова Нелли Владимировна, ассистент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», [email protected],

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article describes the main problems of tourism development in conditions of the global financial crisis, given the definition of crisis and crisis management, the proposed anticrisis measures for the development of tourism in Russia. It concludes about the importance and objective utility of anti-crisis management at the enterprises of tourist industry.

В статье рассмотрены основные проблемы туризма в условиях мирового финансового кризиса, даны определения кризиса и антикризисного управления, предложены антикризисные мероприятия для развития туризма в России. Сделан вывод о важности и объективной полезности антикризисного управления на предприятиях туристической отрасли.

Key words: tourism, crisis, crisis-proof management Ключевые слова: туризм, кризис, антикризисное управление

Мировой финансовый кризис затронул все сферы экономики, в том числе туризм, не обошел он стороной и туристический бизнес России. Поэтому проблема антикризисного управления приобретает все большую актуальность. У одних уменьшилось количество заказов, у других еще хватает ресурсов для работы. Между тем немало работников в настоящее время находятся в состоянии неопределенности: у кого-то уже есть задержки с выплатой заработной платы, другие пребывают в ожидании второй «кризисной волны». В первую очередь кризис повлиял на сознание людей - они начали экономить. Предложение на рынке предоставления туристских услуг значительно превышает спрос, что обязывает туристские фирмы более организованно подходить к проблеме эффективности собственной деятельности.

Под термином антикризисное управление понимают совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать негативные последствия, сглаживать течение кризиса [1].

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде [2].

До кризиса специалисты в области туризма пророчили российскому туристическому рынку динамичное развитие, однако в условиях мирового финансового кризиса и рецессии мировой экономики ситуация резко изменилась. Сейчас происходит существенный спад активности в туризме, уменьшается количество туристских прибытий.

Российский туристический рынок один из первых был подвержен удару финансового кризиса. Это связано с экономической нестабильностью и постоянно растущими ценами на услуги транспортных компаний и туроператоров. Теперь туристы предпочитают более экономичные туры и отказываются от дополнительных туристических услуг, клиенты предпочитают покупать тур за неделю до выезда, даже постоянные клиенты сегмента luxury теперь постоянно сравнивают стоимость заказов с ценами конкурентов, что приводит к жесткой конкуренции и свидетельствует о напряженности на рынке.

Однако постоянное повышение курса доллара и евро по отношению к рублю не дает возможности снизить цены на топливо, что не дает рублевой цене путевок ощутимо снизиться.

В качестве основных причин снижения темпов роста показателей в туризме можно указать растущую во всем мире инфляцию, а также нарастающее беспокойство в обществе, связанное с экономической нестабильностью, и как следствие сокращение бюджетов на отдых и путешествия. Туристская отрасль находится на стыке с другими отраслями и сильно от них зависит. Рост цен на транспортные расходы, проблемы в строительной отрасли сказываются и на сфере туризма. В поисках возможностей сокращения финансовых затрат, туристические компании вынуждены прибегать к работе по упрощенной системе налогообложения, сокращать внутренние расходы.

В соответствии с обзорами СМИ можно сделать выводы о том, что российский туристический рынок сейчас характеризуется следующими признаками:

• снижение спроса на туристические услуги особенно среднего уровня;

• падение уровня продаж относительно прошлого 2009 года;

• повышение цен на авиаперевозки, рост тарифов и стоимости турпакетов;

• сокращение туристических агентств: закрылось 10% турагентств от общего количества в стране в ноябре-феврале 2009 года;

• не выработаны действенные механизмы взаимодействия на рынке между туроператорами;

• изменение предпочтений туристов в отдыхе - фаворитом является совмещенный отдых.

Рассмотрим ответы респондентов на вопрос: «Какие виды отдыха Вы предпочтете в 2009 году?» (рис. 1).

□ Совмещение пляжного отдыха и экскурсий

□ Пляжный отдых

□ Отдых на даче / в саду / огороде

□ Рыбалка / охота

□ Лечебно-оздоровительный отдых

□ Туристический отдых

□ Экскурсии

□ Активный отдых (альпинизм, дайвинг, ...)

□ Затруднились с ответом

Рис. 1. Результаты опроса респондентов на вопрос: «Какой вид отдыха Вы предпочитаете?», %, июнь 2009 года

Из рисунка 1 видно, что ведущими направлениями остались пляжный отдых в сочетании с экскурсиями, а также пляжный отдых без совмещения с экскурсиями, что составляет 28-25% соответственно от общего числа видов отдыха. На остальные направления приходилось по 5-6%. Однако основным фактором выбора того или иного вида отдыха для туриста была цена, поэтому специалисты считают, что кризис снизит интерес туристов к среднеценовому сегменту отдыха: клиенты предпочтут поехать отдыхать в более дешевые отели и на меньшее количество дней. Однако индивидуальные дорогие туры будут по-прежнему пользоваться спросом.

5% 4%

Снижение активности на рынке въездного и выездного туризма создает дополнительные возможности для повышения турпотоков именно внутри страны. В условиях кризиса российские туристы переориентируются на внутренний туризм, в связи с этим возникают некоторые сложности. Многие регионы России, обладая значительными

достопримечательностями, пока не в состоянии обеспечить существенное увеличение туристического потока по самым разным причинам — от отсутствия туристического продукта до неэффективного маркетинга территории.

Подводя итог, нужно отметить, что, невзирая на драматургию общего сценария, туристическая отрасль, как никакая другая, имеет ощутимые запасы внутренних резервов для мобильности, которые даже при самом плохом варианте развития событий могут конвертироваться в довольно неплохие перспективы. Главное - держать руку на пульсе и немедленно реагировать даже на самый слабый ветерок, не дожидаясь шторма, справиться с которым уже будет невозможно.

Предприятиям туриндустрии необходимо разработать и принять антикризисные мероприятия:

• стимулировать потребительский спрос;

• развиваться в узком фокусе, расширяя ассортимент в рамках предлагаемого продукта;

• выбирать надежных партнеров (например, банки или гостиницы);

• сокращать затраты и минимизировать риски, совершенствовать и повышать эффективность бизнес-процессов, повышать качество услуг, формировать экономичные туры и программы, практиковать скидки на раннее бронирование;

• внедрять новые интернет-технологии - совершенствовать сайты компаний, рекомендуется переход на электронный документооборот;

• разрабатывать и использовать программы поощрения постоянных клиентов и партнеров, активнее заниматься поиском новых;

• использование антикризисной программы - и пассивной (снижение инвестиций), и активной (рост рыночной доли и поглощение конкурентов).

Можно сделать вывод о том, что кризис — это не катастрофа, а стадия циклического исторического развития. Период кризиса - это хорошее время для оптимизации

стр. 131 из 326

внутренней структуры компаний. Это пора активных замен устаревших парадигм на более совершенные и перспективные.

Литература

1. Антикризисное управление. Под ред. Короткова Э.М. М.: Высшее образование, 2009.

2. Зуб Т.И. Антикризисное управление. М.: Аспект-Пресс, 2006.

3. Уткин А. Антикризисное управление. М.: Тандем, 2006.

4. Газета «Туринфо». 2009. № 27 (652).

5. Журнал «Ориентир-туроператор». 2009. № 6.

6. Горячая линия. Туризм. 2008. № 12 (103).

7. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год 8. По данным сайта www.russiatourism.ru (Дата обращения 13.05.2011).

9. По данным сайта www.travel.ru (Дата обращения 13.05.2011).

10. По данным сайта www.unwto.org (Дата обращения 13.05.2011).

11. По данным сайта www.rg.org (Дата обращения 13.05.2011).

По данным сайта www.rb.ru (Дата обращения 13.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.