их производительность, снижает ошибки в выборе подходящих для клиентов дести-наций, и самое главное — помогает специалисту найти более четкий и тонкий подход к туристу. Таким образом, повышается конкурентоспособность туристской фирмы и внедряется новый подход к подбору де-стинаций.
4. Для туристских фирм, расположенных в других регионах, рекомендуется создание аналогичных нейросетевых математических моделей, обученных на собственном опыте работы туристских фирм, отражающем специфику конкретного региона и менталитета его граждан.
Литература
1. Пермская научная школа искусственного интеллекта и ее инновационные проекты / Под ред. Л.Н. Ясницкого. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2008. 75 с.
2. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 8756. Симулятор нейронных сетей «Нейросимулятор 1.0» / Ф.М. Черепанов, Л.Н. Ясницкий // Зарегистрировано в Отраслевом фонде алгоритмов и программ 12.07.2007.
3. Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект. 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 176 с.
4. McCulloch W. S., Pitts W. A Logical Calculus of Ideas Immanent in Nervous Activity // Bull. Mathematical Biophysics. Vol. 5. 1943.
5. RosenblattF. Principles ofNeurodynamics. Spartan Books. New York, 1962.
УДК 316.3:008
I КРУИЗ ПО ВОЛГЕ: ОТ ОДИНОЧНОГО ВЗГЛЯДА I К ТУРИСТСКОМУ ОПЫТУ
Лысикова Ольга Валерьевна,
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента туристического бизнеса, [email protected],
Саратовский государственный технический университет, Саратов
In this article some modern features of Volga cruise tourism are analyzed. The contours of tourists identity in the Volga cruise are considered. The aftermath of the world financial crisis for development of cruise tourism across the Volga is generalized. Referring on the empirical results the motivations and values of tourists of the Volga cruise, who are staying between the traditional rest of the Soviet experience and precious dream realization are systematized.
В статье исследуются современные особенности круизного туризма по Волге. Рассматриваются контуры идентичности туристов в волжском круизе. Обобщаются последствия мирового финансового кризиса для развития круизного туризма по Волге. На основе эмпирических данных систематизируются мотивации и ценности участников волжского круиза, пребывающих между традиционным отдыхом из советского опыта и реализацией своей заветной мечты.
Key words: tourism, cruise, Volga, identity of the tourist Ключевые слов: туризм, круиз, Волга, идентичность туриста
Круизный туризм во всем мире является практикой. По мнению специалистов Ocean
динамично развивающимся направлением Shipping Consultants, наступает «золотой век
турбизнеса и перспективной социокультурной круизов»: в течение длительного периода со-
храняется тенденция к предпочтению круизного туризма состоятельными пенсионерами, семьями и молодыми людьми возрастной категории около тридцати лет [15]. На веб-сайте CruiseCritic.co.uk представлен список из 10 рек, которые были наиболее интересны для круизных туристов в 2009 году — Дунай, Дуэро, Янцзы, Рейн, Рона, Нил, Муррей, Волга, Меконг, река Святого Лаврентия [7]. В этот перечень вошла одна российская река Волга и, вероятно, неслучайно.
По российским рекам путешествует около 1 млн чел. [10. С. 81]. В 2009 году на реках России работало около ста теплоходов [23. С. 4]. Согласно результатам опроса социологической службы «Ромир» на предмет выявления клиентской базы российского круизного рынка, весной 2009 года 4 млн 750 тыс. россиян выразили готовность отправиться в круиз [2]. Перевозки туристов водным транспортом в России имеют сегодня небольшой удельный вес — около 5% общего объема транспортных путешествий. Согласно статистическим данным, внутренний туризм в России по направлению водный транспорт неизменно сокращается: количество туристов-пассажиров с 1990 года до 2006 года уменьшилось на 65,3% [12. С. 27]. Однако в недалеком будущем ожидаются серьезные изменения в круизном туризме. Перспективам развития круизного туризма в России была посвящена работа Всероссийской конференции «Основные возможности, приоритеты и направления развития круизной инфраструктуры» (Нижний Новгород, ноябрь 2007 года), в ходе которой был сделан вывод, что развитию круизного туризма в России препятствует нехватка круизных судов. В настоящее время правительством РФ ставится задача развития круизного туризма на Средней и Нижней Волге, Каспийском море [18].
Речной круиз является многодневным путешествием по водному маршруту на теплоходе, где туристу предоставляются услуги размещения, питания, перевозки, развлечения. Круиз занимает особое место в классификации современных видов туризма, при доминирующем признаке перемещения туристов на теплоходе по реке в качестве транспортной особенности он сочетает в себе элементы различных видов туризма: рекреационного, познавательного, экскурсионного (пешие и автобусные экскурсии в городах по маршруту следования), пляжного (пребывание туристов на зеленых стоян-
ках). Актуальность темы связана с необходимостью и насущной потребностью развития внутреннего туризма в масштабах сопредельных российских регионов. Сегодня на Волге сосредоточен самый многочисленный российский речной флот: около 30 акционерных судоходных компаний — речных пароходств эксплуатируют внутренние водные пути, в пределах Саратовской области по Волге проходит 20 маршрутов речных круизных линий.
В последние годы тема путешествий и туризма по воде, проблемы речного круизного туризма находятся в центре исследовательского интереса [13; 21; 8; 9; 14; 19], однако в широком спектре проблем доминируют экономический и управленческий компоненты, в то время как социокультурный аспект находится на периферии научных изысканий.
В настоящей статье исследуется круизный туризм по Волге в период высокого сезона 2007—2009 годов с использованием качественной социологической методики, что позволяет наблюдаемые формы поведения соотносить с поведенческими стратегиями объектов изучения — круизных туристов, включая смыслы и значения, придаваемые им этим действиям [27. С. 21]. Объектом являются туристские практики людей в рамках волжского круизного туризма, предметом — мотивационная структура и ценностная система реализуемой в рамках круизного туризма туристской практики. В центре внимания находятся причины выбора людьми круизов по Волге, систематизированы ценностные компоненты круизного путешествия, проанализированы позитивные и негативные стороны системы обслуживания в волжском круизе.
В статье используются данные, регистрируемые прямым включенным наблюдением в рамках взаимоотношений субъект-исследователь, объект-исследуемый на протяжении высокого туристско-круизного сезона по Волге 2007—2009 годов на теплоходах «Александр Герцен» (Самара — Астрахань — Самара, лето 2007 года), «Александр Невский» (Саратов — Астрахань — Саратов, лето 2008 года; Волгоград — Казань — Волгоград, лето 2009 года). Организация и проведение полуструктури-рованного интервью, аналитическое описание, соотнесение между собой свидетельств из мнений и суждений туристов позволяют рассмотреть повторяющиеся формы взаимодействий, выявить их сущность и причин-
ность. Интервью помогает сфокусироваться на смысле выбора стратегии действий туристов как акторов практик путешествия, познания, действия. Информантами выступили 22 пассажира четырехпалубного теплохода «Александр Невский», следующего по маршруту Волгоград — Саратов — Самара — Казань — Самара — Саратов — Волгоград. Интервью проводилось в течение девяти дней высокого туристского сезона 2009 года. Организатор путешествия — круизный туроператор компания «Круиз», г. Волгоград. По мнению генерального директора ООО «Круиз» А. Расстегаева, до середины июня 2009 года продажи шли активно, клиентами приобретались длинные «отпускные» круизы, к середине июля произошел спад продаж на 20% [23. С. 5]. В предлагаемой статье анализируется содержание «Книги отзывов и предложений» теплохода, которая насчитывала 24 индивидуальные и коллективные записи за период 24 мая — 16 июля 2009 года. Использованы данные социологических опросов и статистики, проанализированы мнения экспертов турбизнеса, позволяющие утверждать, что проводимое исследование основано на методологии двойной рефлексивности, дающей возможность многостороннего и комбинированного освещения объекта социологического исследования [27. С. 17].
К середине июля 2009 года на борту теплохода «Александр Невский» путешествовали 135 туристов. Выборка информантов отвечает критерию квотности: отбор интервьюеров осуществлен в зависимости от социально-демографических характеристик, отражающих количественно-качественный состав пассажиров теплохода. С помощью метода опроса — персонального интервью фокусированного типа — было исследовано 22 респондента, среди которых 14 женщин и 8 мужчин в возрасте от 13 до 84 лет, от впервые путешествующих в круизе до многократного (3—5 раз), проживающих в Волгограде, Саратове, Екатеринбурге, Балаково Саратовской области, Волгодонске Ростовской области, Севастополе (Украина), Ларами (США, штат Вайоминг). Образование, профессиональная деятельность, трудовая занятость респондентов характеризуются широким разнообразием: пятеро пенсионеров, из которых один работающий; три преподавателя, один из которых работает в университете, двое — в колледжах; два директора частных предприятий; два врача; два государственных
служащих; два старшеклассника; один бухгалтер; один частный предприниматель; один сотрудник подросткового клуба; один концертмейстер; одна санитарка; одна домохозяйка.
Туристы в волжском круизе: контуры
идентичности
Генезис идентичности, как отмечает З. Бауман, приходится на эпоху Нового времени в качестве индивидуальной задачи, в то время «индивиду вменялось искать спасения от неясности». В современном мире жизненная программа человека сфокусирована не на построении идентичности, а на избегании фиксации, поскольку «правила жизненной игры... постоянно меняются» [5. С. 141]. Путешествие по Волге своей временной степенностью и пространственным масштабом позволяет туристу приблизиться к ощущениям, не свойственным нашим современникам. Сейчас наблюдается «распадение времени на эпизоды, каждый из которых замкнут в себе и самодостаточен. Время больше не река, а скопление запруд и омутов» [5. С. 142]. Для круизных туристов отрезок времени путешествия ярок и насыщен впечатлениями, контрастируя предшествующему и последующему биографическим этапам человека, он по форме и содержанию может ассоциироваться с полноводной и красивой Волгой.
Работники арт-группы теплохода обращаются к пассажирам не иначе как «туристы», «большая дружная туристическая семья», индивидуально — по имени. Гимн турфирмы «Круиз» и символика солидаризировали отдыхающих в стремлении сформировать идентичность как туристов именно теплохода «Александр Невский». Поиски своей идентичности протекают в социуме, где общности «могут быть лишь эфемерными артефактами продолжающейся игры индивидуальности, а не силами, определяющими идентичность человека» [6. С. 29]. Туристы как сообщество — явление непостоянное и аморфное. Любой нетурист является потенциальным туристом, а турист, вернувшийся из поездки, перестает быть таковым. В контексте социокультурной динамики современного туризма актуально определение идентичности туриста, в практике которого чередуются периоды реального, виртуального и рефлексивного туризма — осмысления и переработки потоков информации в процессе путешествия, изменяющих туриста и настраи-
вающих его на новые поездки. «Планирую в сентябре на будущее. Уходит время на переработку информации. Сегодня приехал, завтра на работу, мало времени на анализ. В процессе размышлений, переработки опыта рождаются новые замыслы» (И17)1.
За последнее десятилетие объем «движения» заметно вырос [24. С. 136]. Движение является основополагающим принципом туризма, равно как и возвращение человека в исходную точку — свой дом, поскольку «обычный туризм» основан на четком разделении «дома» и «не дома» [24. С. 147]. Однако формы движения в путешествии многообразны: «Пространственные формы работают по-разному, делают возможными разные отношения и способы бытия. Пространство множественно: дороги, карты, двери, мосты продуцируют разные пространства и практики осмотра, исследования, открытия. Разные формы и практики продуцируют пространство по-своему» [6, С. 48]. Круи-зеры делятся своими впечатлениями о восприятии окружающего мира в ходе путешествия. «Я здесь своим глазами вижу родные просторы, как название конфет» (И7). «Для меня представляют большой интерес все материальные информационные источники — карты, путеводители, схемы, открытки, фотографии по ходу нашего маршрута» (И19). «По радио слышал: «Первые 30 лет надо учиться, следующие 30лет — путешествовать, последние 30лет — рассказывать» (И17). Туристы во время стоянок в Саратове, Самаре, Казани покупали сувенирную продукцию, путеводители по городам. В моменты прохождения под мостами, шлюзования многие выходили на верхнюю палубу с тем, чтобы лично понаблюдать за происходящим. Участники круиза при помощи биноклей разглядывали берега и окрестности, фотографировали ландшафты и пейзажи. Движение во взаимосвязи с покоем может быть различным — от полного ощущения покоя до высокой степени мобильности, о чем сообщают информанты при описании своих ощущений и впечатлений в попытках идентифицировать, прежде всего, себя, а потом уже и других круизеров.
Для многих собеседников круиз связан с душевной гармонией, релаксацией. «Еду нервы успокоить. Освоить новое пространство» (И1). «В круизной поездке наслаждаюсь покоем, в обычной жизни — суета сует» (И2). «Едем за спокойствием, отдохновением» (И9). Круизное путеше-
1 Интервью из архива автора. И17: здесь и далее буквенно-цифровое обозначение отсылает к порядковому номеру интервью.
ствие воспринимается как способ получения положительных эмоций. «Круиз по Волге заряжает положительными эмоциями — то, что видим, слышим, в чем участвуем, как ощущаем происходящее. Эта поездка — заряд на будущее» (И15). Обстановка в круизе способствует самоуглублению. «Хочу сосредоточиться с мыслями. Хожу по палубам, хожу-брожу. Я зарядился круизом» (И17). «Круизный отдых — возможность спокойно отдохнуть, без забот, треволнений, бытовых проблем... Важно менять, чередовать виды отдыха» (И18). «Нам нужна смена видов и форм отдыха. Этот круиз дает заряд на четыре года» (И14). «Путешествовать нужно ради новых впечатлений, знакомств, хорошего настроения» (И7). Многие подчеркивают свое стремление обрести в круизном путешествии душевное равновесие, воспринимаемое одновременно как цель поездки и условие хорошего самочувствия.
В ходе интервью круизеры задаются вопросом о том, каков характер отдыха в круизе — активный или пассивный? Ответы представляются неоднозначными. Ряд туристов считает, что круиз — это активный отдых. «Даразве на теплоходе не пассивный туризм? Вообще как посмотреть» (И10). «Круизы — это активный отдых. Все опять-таки относительно: на корабле перемещаюсь в пространстве относительно берегов. На 95% — активный туризм, на 5% — пассивный. Здесь, на воде, открывается величие обзора. Как можно больше путешествовать нужно каждому человеку» (И17). Аргументированным представляется мнение о пассивном характере отдыха. «На теплоходе много преподавателей университета, по много раз ездят по одному маршруту, для них это пассивный туризм: ни о чем не думать, не заботиться ни о чем, наблюдать, созерцать» (И5). «Круиз — это пассивный отдых, эмоциональная разгрузка. В обыденности, когда сменяют друг друга дом и работа, накапливается ощущение, что жизнь мимо проходит и хочется иного. Туризм связан с круизным началом» (И14). В рассуждениях преобладает точка зрения о сочетании в круизе активной и пассивной форм отдыха. «В круизе чередуется пассивный и активный отдых. Волжский круиз потрясающе заряжает. Много слышу скепсиса от знакомых о теплоходном туризме. Нужно самим испытать и почувствовать перед тем, как обобщать и советовать» (И16). Протяженный во времени человеческий опыт включает в себя остановки, перерывы, моменты покоя, где неразрывна взаимосвязь времени и пространства. Один из информантов делится субъективным ощущением
течения времени в круизе. «Здесь, в круизе по Волге, забываешь счет времени, какой день, который час, это ли не счастье?» (И6).
Волжский круизный туризм и мировой
финансовый кризис
Согласно данным опроса социологической службы «Ромир», в России о сокращении расходов на туризм и путешествия сообщили 51% респондентов, в бюджете 21% жителей страны статья расходов «Отдых/путешествия» вообще не предусмотрена, 24% россиян позволили себе не экономить на отдыхе [17].
Весной 2009 года среди экспертов турбиз-неса доминировало мнение о том, что мировой финансовый кризис может способствовать интенсивному развитию внутреннего российского туризма. Однако в круизном сегменте внутреннего туризма ситуация сложилась непростая. По мнению генерального директора круизной компании «Водоходъ» А. Трофимова, мировой финансовый кризис стал причиной падения спроса, отразился на объеме и глубине продаж круизных туров: многие туристы предпочли май, июнь, сентябрь из-за более низких цен. Клиенты выбирают либо тот уровень, к которому привыкли, либо отказываются от путешествий. Загрузка теплоходов составляет 85%. В 2009 году впервые за последнее время произошла отмена круизов [22. С. 7]. Выкупающие путевки за год до путешествия постоянные круизеры в этом году оплачивали заказ за полтора-два месяца до поездки [25].
Туристы теплохода «Александр Невский» рассуждают о препятствиях к путешествиям, главным из которых называется финансовый фактор. «В современной России человек не уверен в завтрашнем дне, а турпоездку нельзя не планировать» (И2). «Стоимость путевки стала дороже» (И1). «Для нас главное препятствие в туризме — деньги» (И 14). «Коплю деньги весь год, откладывая на отдых» (И20). «Путешествовать удается благодаря накоплениям» (И17). По мнению части респондентов, мировой финансовый кризис послужил своеобразным катализатором путешествий. «Финансовый кризис позволил выкроить время» (И5). Один из круизеров полагает, что «в туризме не должно быть уравниловки. Каждый должен путешествовать настолько, насколько может себе позволить» (И9). «Главное для путешествия — добрая воля и интерес, а также финансовые возможности» (И14). Итак, мнения экспертов и туристов в оценках результатов последствий мирового
финансового кризиса на развитие внутреннего круизного туризма являются сходными.
Мотивации и ценности туристов волжского
круиза
Конкретная турпоездка не может быть строго отнесена к одному определенному виду туризма, поскольку совмещает различные цели, мотивации, интересы, потребности, которые отчасти присутствуют до поездки и корректируются после нее с перспективой на будущие путешествия. В основе туристской активности лежит мотивация как фактор принятия решения о путешествии и выборе туристского продукта. По мнению В.А. Квартальнова, «туристские мотивации следует выявлять и рассматривать не в чистом виде, а с учетом различных факторов влияния» [9. С. 131]. Существует множество причин, влияющих на выбор человеком конкретной турпоездки с присущими только ей характеристиками, являющимися значимыми для отдельного туриста. Современный турист в своей активности руководствуется разнообразными туристскими мотивами, отражающими его личные, групповые, семейные интересы и потребности. Комбинация мотиваций к туризму не остается неизменной в течение времени и зависит от многих факторов, ведущими из которых являются туристский опыт и уровень дохода. Одним из сильнейших побудителей к путешествию является «потребность в близости», важность общения, стремление встретиться, ободрить другого, поддержать сообщество [24. С. 142].
Э. Коэн предлагает классификацию туристских ролей, основной переменной формирования которых является соотношение «нового» и «знакомого». Причем каждая туристская роль характеризуется особой формой потребительского поведения, мотивами путешествия и выбором турпродукта. Жесткое разграничение туристских ролей в настоящее время не является объективным отражением реальных туристских практик, поскольку конкретный турист в отдельно взятой турпоездке совмещает разные роли, от чего путешествие не утрачивает своей целостности. Представляется проблематичным выявление степени новизны и узнаваемости, их соотношения в туристских практиках, поскольку современный турист обладает широкими возможностями предварительной информационной подготовки к турпоездке. А. Мачин выделяет четыре побуждающих мотива к путе-
шествию: исследование, завоевание, бизнес, досуг [4]. Руководствуясь классификацией туристских ролей Э. Коэна и мотивациями к путешествию А. Мачина, выдвинем предположение, что современный круизер совмещает институциональные туристские формы организованного массового и индивидуального туриста с неинституциональными формами «исследователя», «бродяги», «предпринимателя», «гедониста», «завоевателя» [1. С. 72]. Мотивы туристов как элемент спроса являются объектом многочисленных воздействий, не все из которых напрямую связаны с туризмом. Воздействия представляют собой комбинацию из доминирующих и побочных влияний, которые в совокупности способствуют принятию решения о путешествии и о выборе туруслуги. Обратимся к мнениям информантов относительно мотиваций к круизному туризму по Волге.
Многими отмечается потребность в оздоровлении природными факторами. «Вода успокаивает душу и тело. Для меня это — полноценный отдых... Туризм несет человеку благо, вдохновение» (И22). «Путешествие дает мне бодрость духа, настроение негативное уходит, опять-таки чистый воздух» (И1). «Круизное путешествие для меня — отдых для ума, жизненная мотивация, новые впечатления, обилие свежего воздуха, радость жизни» (И3). «Дьшать-надьшаться бы» (И8). «Мне нравится воздух, солнце и вода» (И6). В ходе интервью приводится фактор склонности к круизному виду туризма. «Сложилась душевная потребность и склонность именно к этому виду отдыха и путешествия» (И20). «Предпочитаю круизный вид туризма, почему — не задумывался. Еду и еду, плыву и плыву» (И4). Особо отмечается важность осмысленного путешествия, что связано и с возрастом, и с жизненным опытом. «Много в отдыхе, туризме, путешествии нюансов: время, желание. Чтобы ехать мир познавать, нужно после 18 лет, до того — рано. Память и впечатления просыпаются позже» (И17). Неоднократно в качестве мотивации круизного туризма называется эстетическое удовольствие от созерцания природных ландшафтов и культурных достопримечательностей. «В круизе казалось бы плывем и плывем, но здесь все не просто, все в комплексе: озонотерапия — дышим, визуально воспринимаем роскошные ландшафты, просто услада для глаз» (И6). «Положительные впечатления от поездки: получаем эстетическое визуальное удовольствие, в каждом городе что-то свое неповторимое» (И14). «Путешествие — это новые впечатления.
Очень люблю воду. Природа красивая» (И16). В рассуждениях туристов доминируют рекреационная, познавательная, эстетическая мотивация круизного путешествия по Волге, что предполагает сочетание оздоровительных, гносеологических, гедонистических целей данного вида туризма. Единодушие состоит в том, что Волга является неисчерпаемым ресурсом физического и духовного здоровья.
Патриотический компонент в волжском круизе
Развитие внутреннего туризма выполняет исключительно важную функцию — патриотическую. Интервьюируемые отмечают свой искренний интерес к путешествиям по родному краю. «У меня все предки — волжане. Я обязан исследовать среднюю и нижнюю Волгу. Заполняю свой информационный вакуум. Одно дело — по карте, другое дело — наблюдение за кораблями, берегами» (И17). «Думал — хорошо бы увидеть Волгу, Поволжье, срединную Россию, хочу новые впечатления получить. Не зная своего родного края, разве можно ехать в другие страны?» (И5). «Никогда не был за границей, хотя дочь учится в Америке. Мы освоили черноморское побережье Кавказа, многократно бывали на море, теперь вот волжские просторы» (И9). Туристы рассуждают о том, что путешествия по миру должны начинаться с внутренних российских маршрутов. «Сначала нужно знать Россию, путешествовать по ней, в том числе в командировках. Везде есть своя изюминка, люди в различных российских городах разные» (И11). «Хочется отправиться по новым маршрутам — по «Золотому кольцу», на север по Лене и Енисею» (И16). «В Якутии ландшафты круче, чем в Новой Зеландии, где снимался фильм «Властелин колец». Если мы не знаем, кто же об этом в мире узнает» (И17). Отмечается желание и возможность иностранных туристов путешествовать по России. «Иностранцам интересно осваивать окружающий мир, тем более есть финансовые ресурсы. Вот на нашем теплоходе аж два иностранца» (И1). «Один знакомый поехал во Францию. В разговоре с ним профессор из Сорбонны делился впечатлениями о Байкале. Мой знакомый отвечал ему, что знает, но не был. То же о Сибири. И почувствовал себя ущербным. Почему лучше знаем заграницу?» (И17).
В последние десятилетия у многих соотечественников появилась реальная возможность путешествовать за пределами своей страны, самим ощутить и воспринять многообразие природы и культуры окружающего мира. Однако вполне справедлив высказанный туристами те-
зис о том, что путешествия по другим странам должны основываться на знаниях о своей родине, почерпнутых не только из книг и СМИ, но и самостоятельно в поездках и походах по родным просторам, что соотносимо с мнением Н.Е. Покровского: «В традиционной российской культуре путешествия символизировали ожидание необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, прежде всего связанного с переживанием исторической и природно-эстетической реальности» [16. С. 54]. Объединяемое моделью Большой Родины многообразие культурных смыслов сегодня особенно продуктивно: каждый турист может наполнить ее собственным близким, родным, эмоционально переживаемым, идеальным метафизическим содержанием [26. С. 38].
Сервисный компонент волжского круиза
Многолетний опыт работы российских туроператоров свидетельствует, что всех потенциальных туристов можно условно разделить на группы в зависимости от возраста, финансового благосостояния, увлечений и др. Каждая группа туристов предъявляет требования к комфорту судов и уровню обслуживания на борту. Так, некоторых пассажиров в меньшей степени интересует комфорт судна, для них важен процесс созерцания окружающей природы и экскурсионное обслуживание в портах захода, в то время как для других весомым аргументом является отдых на борту судна, фактор комфортабельности судна и уровень обслуживания [20].
Информанты постоянно проводят сравнение со своим прежним опытом, сопоставляя уровень сервиса и комфорта на разных круизных теплоходах: «Александр Невский», «Афанасий Никитин», «Тимирязев», «Александр Герцен», «Алдан». Среди недостатков обслуживания на теплоходе «Александр Невский» информанты называют «запах солярки» (И1), на нижней палубе «вспученный линолеум» (И2), «скудное мрачное пространство, обшарпанный старый интерьер» (И10), «нет светоточки, радио работает через раз, продавленный диван» (И14). «Наслышаны о пьяных корпоративных рейсах» (И2). «Российскому туризму и сфере гостеприимства не хватает качественного сервиса» (И5). Преобладают нейтрально-положительные отзывы. «Качество питания и анимации устраивает» (И1). «Никаких жалоб» (И6). «Думала, что будет на теплоходе скучно — пенсионеры и еда как в столовой.
Условия и пассажиры превзошли мои ожидания» (И7). Пассажиры делятся мнениями на предмет улучшения сервиса в круизе. «Анимация однообразная «с шариками», рассчитана на пенсионеров и детей. Можно было организовать вечер романса, песни под гитару, бардовские песни. Анимационные программы должны быть более разнообразными, непохожими друг на друга» (И10). «Слишком короткие информационные справки по ходу маршрута» (И14). «Исключительно важно грамотное и своевременное информационное сопровождение в течение всего круиза» (И15). В ходе интервью были выявлены две основные группы претензий туристов к обслуживанию: во-первых, низкий уровень комфорта на нижней палубе, где расположены каюты нижней ценовой категории; во-вторых, недостаточность информационного сопровождения как по маршруту, так и во время стоянок.
«Книга отзывов и предложений» теплохода «Александр Невский» зарегистрирована в ООО «Круиз» 30 апреля 2009 года. В ходе изучения документа было прочитано 24 записи индивидуального и коллективного характера. Каждое заявление датировано и подписано пассажирами круизного теплохода, проживающими в Москве, Саратове, Пятигорске, Волгограде, городе Камышине и поселке Ахтуба Волгоградской области, поселке Менделеевка Солнечногорского района Московской области, городе Киселевске Кемеровской области. Отзывы в большинстве своем носят благожелательный и адресный характер — капитану (5), экипажу/команде (7), поварам (9), арт-группе (6), обслуживающему персоналу (4), официантам (4). В «Книге отзывов и предложений» содержится, в частности, просьба к администрации «отметить труд официантов Диляры и Рустама вознаграждением» (С. 11).
Документ содержит эмоционально насыщенные слова благодарности «за замечательное проведенное время на теплоходе» (С. 1); «за доставленное удовольствие при круизе» (С. 2); «за великолепное обслуживание и прекрасное настроение, подаренное детям и взрослым» (С. 8); «за теплый прием, прекрасное обслуживание, деликатность и корректность» (С. 9); «за организацию нашего великолепного отдыха» (С. 13); «за прекрасные развлечения и жизнерадостное настроение» (С. 12); «за комфорт и безопасность» (С. 14); «за хлебосольство, радушие, веселье» (С. 16); «за профессионализм и качество работы» (С. 20); «за труд и внимание» (С. 23); «за надежность, условия и по-
рядок на корабле» (С. 25). В «Книге» изложена рекомендация: «желательно капитану лично представляться гостям теплохода» (С. 25). В ходе интервью и в документе туристы выражают заинтересованность в эффективной обратной связи, согласованной и оперативной информационной работе членов экипажа и обслуживающего персонала с пассажирами как лично, так и с помощью радиотрансляции.
Выводы
В начале XXI столетия, когда произошел колоссальный сдвиг от одиночного взгляда туриста XIX века к «современному изобилию бесчисленных дискурсов, форм и воплощений туристского взгляда» [24. С. 147], особое значение приобретают внутренние речные круизы с сочетанием факторов рекреационности, по-знавательности, эстетичности, коллективного начала. Комбинирование различных видов туризма составляет своеобразие и конкурентное преимущество круизного туризма, который принимает как активные, так и пассивные формы, что напрямую зависит от интересов и потребностей круизеров.
Исследование позволило сделать выводы, что данный вид туризма предпочитают люди третьего возраста, семейные пары, путешествующие как с детьми, так и без них, дружеские компании. Можно говорить о межпоколенче-ском характере круизного туризма, перспективы развития которого связаны с молодежным и социальным туризмом: в «Книге жалоб и предложений» зафиксированы многочисленные отзывы представителей молодежных и детских творческих коллективов, находящихся в поощрительных поездках.
Туристы в волжском круизе обретают контуры своей идентичности в конфигурации движение — покой. Туризм как совокупность социокультурных практик позволяет путешествующим по своей родной стране людям формировать свою идентичность посредством анализа собственного туристического опыта, через сравнение себя с «иными» — другими туристами, «чужими» — туристами-иностранцами.
Выявление туристской мотивации позволяет, с одной стороны, самим туристам лучше осознать и разобраться в своих туристских инициативах и стратегиях при планировании отдыха и организации турпоездок, с другой стороны, профессионалам турбизнеса эффективно использовать возможности привлечения потенциальных туристов. Круизеры различаются в оценке степени важности причин, влияющих на выбор турпоездки, на что оказывают воздействие многие факторы. Мнения экспертов и туристов в оценках результатов последствий мирового финансового кризиса на осуществление организуемых и собственных практик круизного туризма по Волге в высокий сезон 2009 года совпадают.
Современный внутренний круизный туризм, продолжая практики традиционного советского отдыха, по-прежнему является реализацией мечты: «Давно о такой поездке мечтала, воплотилась заветная мечта» (И15). Представляется исключительно важным, чтобы туристская практика как ценностная деятельность транслировала во времени и пространстве позитивное начало, преобразуя одиночный взгляд человека путешествующего в коллективный созидательный туристский опыт.
Литература
1. Cohen E. Toward a Sociology of Intematioal Tourism // Social Research. 1972. Vol. 39.
2. Costa Crociere, социологическое исследование. Режим доступа http://www.tourinfo.ru. дата обращения:
11.09.2009.
3. Game A. Travel // International sociology. London: «Sage». 1998. Vol. 13. № 1.
4. Machin А. The Environment As Data: Building New Theory For Tourism. 2007. Режим доступа http:// alanmachintopics.net; Machin A. The Social Helix: Visitor Interpretation As A Tool For Social Development. London: Belhaven, 1989. Дата обращения: 14.03.2009.
5. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4.
6. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.А. Асочакова. СПб.: Питер, 2008.
7. Десятка лучших для круизов рек в 2009 году. 07.07.2009. Режим доступа http://www.TURIZM.RU; www. cruisecritic.co.uk
8. Жигунов Э.А. Совершенствование системы управления региональным круизным туризмом: на примере рынка речных круизов Северо-Западного региона: Автореф. дис... канд. экономич. наук. СПб., 2007.
9. Ильин Т. Речные круизы: есть у них перспективы? // Турбизнес. 2006. № 3.
10. ИльинаЕ.Н. Организация водных путешествий. М.: РИБ «Турист», 2002.
11. Квартальнов В.А. Туризм. М.: «Финансы и статистика», 2003.
Оценка туристских ресурсов региона как инструмент их систематизации
12. Коваленко В.В. Дифференциация населения в России и его возможности в потреблении туристских услуг // Вестник НАТ. 2008. № 2.
13. Кокина Ю.В. Состояние и перспективы развития круизного туризма на Волге: Автореф. дис... канд. геогр. наук. Краснодар, 2006.
14. Миргородцев В.А. Круизы на теплоходах по рекам. СПб: Питер, 2002.
15. Отдать швартовы // Вшіпе88Тгауе1. 2008. № 10.
16. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация // Глобализация и постсоветское общество / Ред.А. Согомонов, С. Кухтерин. М.: Стови, 2001.
17. Половина российских туристов сократила свои расходы на путешествия из-за кризиса Турпром // Бюллетень № 174 (1180), 17—09—2009. Режим доступа http://win.mai1.ru/cgi-bin/readmsg? id=125зl284l70000000684
18. Режим доступа http://www.a11media.ru; http://www.russiatourism.ru/section_256/section_408/Дата обращения:
15.09.2009.
19. Северов И.К. Речные круизы в России // Туристские фирмы. 2005. № 2.
20. Семин А. Речной круизный флот: современность и перспективы. Режим доступа
http://www.news1etter.infof1ot.ru/
21. Серебренникова А.В. Речной круиз в России и пути повышения его эффективности: Автореф. дис. канд. экономич. наук. М., 2000.
22. Трофимов А. Провожаем теплоходы // Туринфо. 2009. № 28.
23. Угрюм-река // Туринфо. 2009. № 28.
24. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. Сборник/Пер. с англ., предисл., отв. ред. В.В. Зверева, посл. В.А. Подорога. М.: «Прагматика культуры», 2005.
25. Хотулева Е. Без штормов и качки. Режим доступа http://www.gzt.ru/tourism/2009/03/26/223021.htm1 Дата обращения: 26.08.2009.
26. Чернявская Ю.В. Тоска по пространству // Человек. 2006. № 7.
27. Штейберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: «Алетейя», 2009.
УДК 332.642
I ОЦЕНКА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА I КАК ИНСТРУМЕНТ ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
Зубакова Наталья Николаевна,
старший преподаватель, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Волгоградский филиал,
Уфимцев Андрей Сергеевич,
кандидат химических наук, зав. кафедрой,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Волгоградский филиал
Assessment of tourist resources is an important step towards their classification. In modern Russian conditions a unified approach to solving the problems of assessment has not yet formed. Moreover, quite often mutually exclusive methods can be used. The paper is devoted to classification of traditional approaches to evaluation of tourist resources, identification of their characteristics and purposes, analysis of the evaluation process essence. Some recommendations to improve the efficiency of the process were made.
Оценка туристских ресурсов является важным этапом на пути их систематизации. В современных российскихусловиях до сих пор не сложился единый подход крешению проблемы оценки, более того, нередко наблюдается практика использования взаимоисключающих методов. В статье систематизированы традиционные подходы к оценке туристских ресурсов, выявлены их характерные черты и назначение, раскрыта сущность процесса оценки, даны рекомендации по повышению эффективности данного процесса.
Keywords: classification, tourism resources, assessment, inventory Ключевые слова: систематизация, туристские ресурсы, оценка, кадастр