ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кодиров И.Т.
Кодиров Илхомжон Тожиахматович - преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, факультет физической культуры, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья раскрывает особенности использования активных методов в процессе преподавания курса безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: современные педагогические технологии, методы обучения, интегрированные методы обучения, обеспечения безопасности, практические действия.
Современные тенденции развития системы общего образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации педагогом социального заказа - подготовки выпускников, способных к безопасным действиям в различных ситуациях. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность.
Современные педагогические технологии - инструментарий достижения целей, которые предопределяют использование активности самих обучающихся. Опыт использования этого метода свидетельствует о настоятельной необходимости применения таких педагогических технологий, которые повышают активность обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по предмету «Безопасности жизнедеятельности», а процесс обучения делают непринужденным и комфортным. Основой таких методов стали активные методы обучения - интегрированные методы обучения, основой которых является связь между предметами [4, с. 78].
О качественной подготовке специалиста можно говорить только тогда, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс с темами и разделами внутри конкретной учебной дисциплины. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящих их в систему. БЖ, история, обществознание; интегрирования форм учебной и внеурочной деятельности. В обучении безопасности жизнедеятельности можно выделить две группы методов:
1.На уроке:
- наглядность;
- укрепление МТБ;
- практические задания;
- совершенствование методов текущего контроля знаний (тестирование, ситуационные задачи);
- самостоятельная работа (готовит обучающихся к непрерывному образованию, самообучению, способствует формированию у них потребности самостоятельно пополнять знания, умение ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации);
- методы анализа конкретных ситуаций.
Этот метод позволяет расширять кругозор учащихся, их собственное видение на ситуации, события и происшествия, происходящие в современном мире. Ребенок учится не только слышать и видеть интересные факты, но и выявлять причины события, последствия и пути выхода из сложившейся ситуации. Также
некоторые дети способны определить пути и способы недопущения данной ситуации. Чтобы воспитать у ребенка желание самостоятельно анализировать ситуации, можно поручить сделать ему дневник событий по разным направлениям, в основе которых лежат различные чрезвычайные ситуации. Это может быть альбом с вырезками из газет. Собственными записями. Это разовьет общую способность к глубокому и системному анализу, выработает организованность. Но главное - понимание того, как предотвратить, как выйти и какие последствия имеют эти ситуации. Также это наглядно видно, в каких областях человеческой жизни чаще происходят чрезвычайные ситуации. Это один и эффективных методов обучения безопасности жизнедеятельности.
На уроке эффективным методом является и определенное конкретное действие, которое в условиях педагогики называют учебным. Учебное действие - определенная единица деятельности, минимальная по своему объёму и содержанию, отражающая свойство целостной деятельности. Например, сравнение, анализ.
Методы обучения детей на уроках БЖ - сочетание разных видов действий, физиологических, психологических, нравственных с учетом возрастных особенностей детей. Действие для ребенка - это основа его жизни, это среда изменения себя, совершенствования и становления мужества, формирование ответственности и реальное осуществление потребностей [3, с. 92].
2. Во внеклассной деятельности:
- учебно-методические сборы;
- учебно-штабные тренировки;
- проведение туристических слетов.
Методы второй группы наиболее эффективные, так как они имеют практическое действие. А человек наиболее успешен именно тогда, когда он сам что-то делает, применяет знания практике. На пути к формированию личности безопасного типа в современном мире целесообразно использовать комплексные методы обучения. К таким можно с уверенностью отнести учебно-методические сборы с выходом в естественные условия (лес, поле, горы и т.д.), практические ситуационные задачи. Эти методы включают в себя как теоретическую подготовку учащегося, которую он сможет применить в реальных условиях. Это позволит и учителю и учащемуся выявить, насколько успешно усвоен материал [1, 2].
Для наибольшей эффективности в содержание таких сборов включать следующие этапы:
- организация лагеря;
- разведение костра;
- приготовление пищи;
- ориентирование на местности;
-оказание помощи пострадавшему;
-имитация экстремальной ситуации и способы выхода из нее.
Эти этапы являются одними из основных, каждый из них состоит еще из более мелких тем. У такого метода есть огромный плюс - обучение не скованно официально-деловой обстановкой школьного кабинета, что позволяет чувствовать учащимся себя раскованный и свободней. И, как правило, детям нравятся выходы в лес. Если взглянуть на это с психологической точки зрения, то такие сборы сплочают классный коллектив, позволяют лучше узнать каждого. Но, тем не менее, такие выходы должны планироваться с учетом возрастных особенностей детей, их уровнем физической подготовки, а также с учетом погодных условий. Сборы должны быть заранее спланированы, т.е. выбрана наиболее безопасная местность, согласованность с администрацией образовательного учреждения, органами обеспечения безопасности.
Кроме сборов очень эффективными являются учебно-штабные тренировки по эвакуации при чрезвычайной ситуации различного характера. Об этом знают все
47
учащиеся, каждый из нас проходил эвакуации по сигналам оповещения в образовательном учреждении.
Таким образом, самыми эффективными активными методами обучения безопасности жизнедеятельности на уроке и вне урока являются: метод анализа конкретных ситуаций, практические действия; учебно-методические сборы, учебно -штабные тренировки.
Список литературы
1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ: Метод.пособие. М.: Владос, 2003. 272 с.
2. Газиев Э.Г. Управление учебной деятельностью школьников / Э.Г. Газиев. Ташкент, 2006. 96 с.
3. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.Ф. Мельникова. ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. 140 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ Махмудов С.Ю.
Махмудов Содир Юсуфалиевич - преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, факультет химической технологии, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы преподавания курса безопасности жизнедеятельности в вузах.
Ключевые слова: безопасность человека, вредные и опасные факторы, процесс обучения, обеспечение безопасности.
Безопасность является имманентным объективным фактором развития природы и общества. Любое развитие возможно только в условиях определенной меры безопасности и, в то же время, сопряжено со встречей с опасностью. Так, при возникновении угрозы ребёнок бежит к матери, а ощутив поддержку своей безопасности от тёплой материнской руки, снова устремляется к опасности, познанию и развитию. Такова диалектика опасности и безопасности человека [2, с. 12].
Если вынести за скобки духовность, то смыслом и целью развития человечества было достижение все более высокого качества жизни и безопасности человека. Человек и общество всегда стремились обеспечить свою безопасность, избежать голода и болезней, добиться комфортных условий существования, обеспечить защиту от агрессии. Достигнутый уровень качества жизни и безопасности обеспечивал возможность дальнейшего развития и сопряжённой с ним опасности.
Вузовский курс безопасности жизнедеятельности - это принципиально и качественно новая учебная дисциплина, включающая в себя общие положения, относящиеся к обширному классу конкретных дисциплин, изучающих вопросы безопасности человека в конкретных условиях деятельности. Безопасность жизнедеятельности не отменяет и не заменяет другие науки. Она претендует лишь